Ну насчёт полстраны - это, конечно, сказано для красного словца, не спорю. Но почти всё, что я вообще хотел бы увидеть в
Швейцарии, я увидел (за исключением Шильонского замка и городка Сион).
В начале отчёта хочу выразить благодарностьblonde, которая своими ответами помогла мне в подготовке поездки. А так же сайту
http://www.myzurich.org за качественный информационный и наглядный материал.
Маршрут был таким:
Цюрих (база) - Рапперсвиль - Беллинцона - Локарно - Айнзиделн - Фрибург -
Берн - Тун - Золотурн - Люцерн.
Идея поездки в Швейцарию родилась совершенно спонтанно благодаря испанскому мультишенгену (дай Бог им здоровья за доброе дело!). Понимая, что второй такой возможности может и не быть (кто их знает, что они надумают в будущем году), захотелось использовать его максимально полно. Конкретно Швейцария была выбрана как страна, представляющая относительный (хоть и не первостепенный) интерес (ну не на поляков же тратить мультивизу) и где в конце июня шансы расплавиться на летней жаре будут минимальными (северная Европа исключалась по определению, поскольку от любого контекста прилагательного "северный" мне сразу же хочется убежать куда-нибудь в центр Сахары).
Регламент поездки, исходя из ряда жизненных обстоятельств, изначально определялся в 3-4 дня. Поэтому, поиграв датами авиарейсов и примерно ознакомившись со своими потенциальными интересами в стране будущего пребывания, я остановился на варианте чуть менее 3.5 дней "чистыми". К тому же я поймал небольшую акцию на Swiss air до Цюриха, и в результате билеты получились дешевле, чем в
Мадрид и
Лиссабон.
Несколько слов о самой Swiss air. Ничем особенным она не запомнилась. Летают без серьёзных задержек, но сверять часы по ним я бы не советовал. Кормят скудновато, но горячие блюда очень вкусные. Кофе и чай просто отвратительные, даже на наших чартерах иногда попадаются получше (в очередной раз вспомнили добрым словом замечательный кофе португальских авиалиний). Но вино в порционных бутылочках (а в ещё меньших - и что-то покрепче) имело место быть. Очень рекомендую предварительную электронную регистрацию (начинается за 23 часа до вылета). На рейсе "туда" я так и сделал и получил хорошие места, а вот "оттуда" за неимением интернета оставил это дело на аэропорт, куда мы приехали за 2.5 часа до рейса. К этому времени 95% всех пассажиров уже были зарегистрированы, и нам чудом досталась последняя пара мест в 36-ом ряду.
Маршруты поездки разрабатывались очень скрупулёзно, но недолго. Этому во многом способствовала система швейцарских железных дорог: как сами маршруты, так и организация получения информации о расписаниях и стыковках
. Делается это очень просто: на сайте
http://www.sbb.ch (по желанию можно перейти в английскую версию -
http://www.sbb.ch/en/index.htm) указываются начальный и конечный пункты поездки, далее (Search connection) рекомендую выбрать "Timetable Booklet", вписать желаемые временные диапозоны отправления и (если нужно) возвращения, при необходимости ограничить виды транспортных средств (Travel with) и нажать Create. Потом 2 раза нажимаем на выделенную ссылку - и получаем удобное, наглядное и подробное расписание (Personal Timetable) в формате PDF. Если какие-то маршруты не допускают возможности прямого переезда, то указываются все стыковки - где, время прибытия, время отправления.
Поезда в Швейцарии бывают нескольких видов (например, межрегиональные IR, междугородниеIC, региональные RE, электрички S). Но они практически не различаются по уровню комфортности, и для вас, по сути, абсолютно неважно, на каком именно вы поедете, главное, чтобы устраивало расписание. Во всех поездах мягкие сиденья, туалеты, кондиционеры (только один раз в региональном поезде Тун-Золотурн их роль - кондиционеров, не туалетов!
- выполняли открытые окна). Часто попадаются двухэтажные поезда, причём намного чаще такими бывают именно электрички (Sxx). Единственное, за чем нужно следить - это не оказаться в вагоне (или отсеке) 1 класса, если у вас куплены билеты во 2-й. Классы в виде крупных цифр 1 или 2 указываются на вагоне около входов (иногда бывает, что разные этажи относятся к разным классам), а иногда (но не всегда) - и внутри вагона. Во 2 классе (за очень редким исключением) вы просто садитесь на любые свободные места.
Все платформы делятся на сектора, как правило - от A до D. Для чего? Главным образом - опять-таки для того, чтобы облегчить посадку в нужный вам класс. На информационном табло перед соответствующей платформой написано, вагоны каких классов останавливаются в том или ином секторе. То есть если у вас 2-й класс, а на табло указано, что, скажем, сектор A - для 1 класса, сектор В - для 1 и 2 (может и так быть), а C и D - только для 2-го, то перед прибытием поезда желательно сразу расположиться где-то примерно в районе секторов C и D, чтобы не бегать по перрону в поисках нужных вам вагонов.
По швейцарским поездам, как и по самолётам, трудно сверять часы. Задержки на несколько минут вполне в порядке вещей. Но на стыковку, даже если она занимает всего несколько минут, вы, скорее всего, успеете - поезд вас подождёт, правда, в разумных пределах. Например, из Цюриха в Берн мы выехали с опозданием в 12 минут (были технические проблемы с локомотивом), при этом в вагонах сразу же сообщили по "громкой", что увязанные под этот рейс стыковки в Лозанне не гарантируются. Но это всё-таки скорее исключение, чем правило.
Однако за всё надо платить. Бесплатно, как известно, бывает только дизентерия в
Дели или
Каире. Удобство и комфорт швейцарских поездов обходятся пассажирам очень дорого (как и почти всё в Швейцарии)
. Поэтому тем, кто собирается много ездить на общественном транспорте (прежде всего - на поездах и автобусах), надо озаботиться выбором соответствующего проездного из серии Swiss pass. Эти проездные продаются только иностранцам (они именные, при покупке нужны паспорта, которые могут спросить и контролёры в поездах). Всё многообразие вариантов представлено здесь:
http://www.swisstravelsystem.ch/en/cont ... er/tickets . Нам идеально подошли Swiss Saver Pass на 4 дня, которые мы купили сразу же после прилёта. Обошлось это удовольствие в 221 франк на человека. Бешеные деньги, но в итоге мы наездили на намного больше.
Как я уже написал, Швейцария - ОЧЕНЬ дорогая страна. На какие ценники ни глянуть - это просто шокирует. К вещам не приценивались, но всё, что кладётся в рот, продаётся по немыслимым (для нас) ценам. Впрочем, одно исключение всё-таки есть, и оно намного облегчает (в том числе и для кошелька) путешествия по стране. Это вода. В Швейцарии она питьевая практически везде - как в кранах отелей, так и в уличных фонтанах. В тех редких случаях, когда это не так, возле краника есть табличка с перечёркнутым стаканом (например, в туалетах поездов). Вода, кстати, ещё и вкусная. Так что на чём мы точно сэкономили - так это на круговороте воды через организм: как на туалетах (спасибо поездам), так и на питье. Просто имейте с собой пластиковую бутылочку - и у вас всегда будет возможность пополнить её
.
С погодой нам очень повезло. В последние годы вообще всё перевернулось, ничего святого не осталось
. Снегопады и половодья в начале мая в
Испании и
Франции уже почти не удивляют. А Швейцария - вообще страна негарантированной погоды, даже в разгар лета. Ещё за несколько дней до нашего прилёта здесь вовсю лили дожди, а температура была 6-10 градусов ночью и 12-16 днём (и это в середине июня!). Однако в очередной раз мои ангелы, слегка укорив меня за маловерность, расстарались, и в Швейцарии, как и чуть ранее в
Португалии, нас сопровождала тёплая (местами жаркая) солнечная погода, а отдельные редкие пушистые облачка только временами создавали приятную тень. Ещё раз спасибо вам, родные мои, за вашу благосклонность к моим путешествиям !
Пару слов об общении. Швейцария - многоязычная страна, в которой в зависимости от региона превалирует немецкий, французский или итальянский языки, ну а на английском вы найдёте понимание практически повсеместно. Так что любые ваши "мерси", "бон джорно" и "битте шён" найдут применение.
Но перейдём непосредственно к поездке. Цюрих встретил нас ярким солнцем, в меру приятным для прогулок теплом и запахом лип и платанов (которые иногда называют чинарами). Купив на аэропортовской станции (называется Flughafen) заветные Swiss Pass, мы уже через полчаса были в зарезервированном отеле Arlette в 5 минутах ходьбы от главного вокзала Цюриха, а ещё минут через 20 отправились смотреть город. Прямо у вокзала расположен музей (Landesmuseum, от него отходят прогулочные катерки на 50-минутную прогулку по реке Лиммат, на которой стоит город), внешне похожий на замок или церковь:
Почти все основные городские достопримечательности расположены так или иначе вдоль реки между вокзалом и Цюрихским озером. Поэтому наш путь и лежал по реке - вот туда, прямо (фото):
Слева виден шпиль протестантской церкви Предигер, а справа - шпили-купола главного собора Цюриха - Гроссмюнстер.
А это уже вид на другую сторону Лиммата. Справа видна церковь Святого Петра - старейшая церковь Цюриха, впервые упомянутая ещё в документах 857 года, но за это время несколько раз перестраивавшаяся. Церковную башню украшают часы 16 века, циферблат которых считается самым большим в Европе (диаметр - 8.7 м, длина минутной стрелки - 4 м, высота цифр - около 1 м). Слева - церковь Фраумюнстер.
Вот церковь Предигер вблизи. Внутри неё нет не только икон, но и алтаря, что типично для протестантизма, но очень непривычно для нас.
А это просто весёленькое кафе и Бурёнка - один из символов Швейцарии:
Идём дальше, иногда переходим с одного берега на другой:
Рядом с Фраумюнстер:
Вот Гроссмюнстер во всей красе:
Лебеди хоть и не считаются символами страны, но их можно встретить почти в каждом озере или речке:
А это уже Цюрихское озеро в том месте, где в него впадает Лиммат. Хотя, судя по течению, наоборот - вытекает. Здесь от причалов Burkliplatz отправляются во всевозможные
круизы кораблики. Варианты морских прогулок можно посмотреть тут:
http://www.zsg.ch/index.php?en_summer-round-trips-1 .
Отсюда наш путь лежал в Рапперсвиль. Конечно, до него быстрее и проще можно доехать прямой электричкой минут за 40. Но мы никуда не спешили, да и лёгких путей не искали. К тому же прокатиться во воде приятным тёплым вечером с видом на швейцарские берега - что может быть лучше после многочасовой дороги ? Тем более за бесплатно по нашим пассам
.
Вот озеро, каким оно видится из Цюриха:
А это уже оглядываемся в сторону города:
После рабочего дня жизнь на озере просто кипит. На воде белым-бело от парусов многочисленных яхт, а в небе над горами парят стаи (очень похожие на птеродактилей) дельтапланеристов.
К вечеру выбор водных маршрутов уже очень ограничен, поэтому мы сели на катер, совершающий 1.5-часовой круговой круиз и доплыли до самой удалённой от Цюриха пристаниЭрленбах (Erlenbach):
По пути к станции повстречали вот таких господ совсем не швейцарского вида:
И доехали на электричке до Рапперсвиля (правда, пришлось сделать одну необременяющую пересадку). Солнце уже склонилось к горизонту и начинало смеркаться.
Город известен прежде своим замком (Schloss Rapperswill) 13 века:
В замок ведёт красивая лестница:
поскольку он (как и подобает приличной крепости) стоит на холме, откуда город и окрестности видны как на ладони:
Рядом с замком расположена приходская церковь Св. Иоанна, и вместе они и создают те неповторимые очертания города, которые являются визитной карточкой Рапперсвиля. Вот сама церковь:
На склоне холма уже многие века живут олени:
Совершенно неожиданно получили вот такое напоминание о прекрасной
Мальте:
А в этом доме недавно случилось прибавление. С днём рождения, Майкл !
На крепостном холме под огромными липами, наполняющими непередаваемыми ароматами всё вокруг, мы и встретили первый швейцарский закат:
Назад возвращались уже в густых сумерках. На лестнице, ведущей к замку, горели фонарики:
Вернувшись в Цюрих, мы обнаружили, что приехали в Швейцарию в самое полнолуние: