День 3 -
Берн и окрестности (Фрибург, Берн, Тун, Золотурн)
Дорога от
Цюриха до Берна и далее до Фрибурга совсем не такая красивая, как в Беллинцону. Зато у нас сложилось представление о структуре промышленности и сельского хозяйства в
Швейцарии, так как именно эти объекты в основном и пробегали за окном.
Фрибург относится к тем двуязычным городам Швейцарии, у которых названия звучат по-разному в зависимости от того, правилами какого языка пользоваться при произношении. Если уж быть совсем корректным, то правильно город Fribourg надо называть либо Фрайбург по-немецки, либо Фрибур на французском прононсе. Но я уж, простите, сохраню почему-то легшее на язык Фрибург. В конце концов, коверкаем же мы при переводе, скажем,
Флоренцию (Firenze) или
Хорватию (Croatia), а Монтенегро вообще на русский перевели (никто ж не переводит Белоруссию как WhiteRussia), так что мою маленькую вольность и подавно можно простить
.
Старый город Фрибурга считается самым хорошо сохранившимся средневековым городом в Швейцарии. Не буду утверждать или опровергать прилагательное «самый», но то, что он достоин посещения и осмотра – несомненно.
Выйдя из вокзала Фрибурга, берите сразу налево по улице Avenue de la Gare, переходящую в Rue de Romont, а потом - чуть правее на пешеходную Rue de Lausanne. И далее можно сразу идти по ней до конца к собору Св. Николая, а можно, как это сделали мы, свернуть налево кИезуитской церкви колледжа Св. Михаила:
Со смотровой площадки рядом с церковью открываются панорамы старого города:
Фрибург вообще город панорамных видов. Вы можете увидеть их и с башни собора, и с мостов и просто из разных точек города.
Ядром верхнего старого города является площадь Нотр-Дам, на которую выходят одноимённая церковь
и главный храм Фрибурга - Кафедральный собор Св. Николая, построенный в 13-15 веках:
Собор явственно доминирует над городом, он, как и крепость Сао Жоржи в
Лиссабоне, как и
Эйфелева башня в
Париже, виден практически отовсюду.
А рядом - вот такой фонтанчик:
Высота башни собора - 76 метров. Но на неё надо обязательно взобраться (подъём платный даже по Swiss pass), потому что именно отсюда лучше всего виден полуостров нижнего старого города:
Вообще подъёмы на башни соборов (а кроме этого, мы поднимались на Мюнстер в Берне и Гроссмюнстер в Цюрихе) в Швейцарии происходят по очень узким (2 человека расходятся с трудом) винтовым лестницам. На мой взгляд, намного легче карабкаться по каменистой тропинке в стоящий на холме замок. Так что соизмеряйте свои силы, не пытайтесь преодолеть высоту одним марш-броском
!
Спустившись вниз (спуск, естественно, происходит намного быстрее, но от монотонности и малого радиуса вращения начинает кружиться голова, так что и здесь очень спешить тоже не надо), мы обогнули собор
и вышли на мост PONT DE ZAEHRINGEN (по карте легко отследить маршрут, а карты можно не менее легко найти в инете, желающим могу, как и путеводители по Швейцарии, выслать по мэйлу), откуда тоже открываются панорамы:
От моста вниз ведёт лесенка, спускаться по которой намного приятнее, чем по "серпантину" соборной башни. По мере спуска мы снимали, в общем-то, один и тот же вид, но, во-первых, он безумно красив, а, во-вторых, с изменением расстояния и высоты он приоткрывался новыми и новыми гранями:
Справа на фото виден Ponte de Berne - крытый деревянный мост, построенный в 1580 г. На него мы ещё придём.
Вот мы и внизу, у самой реки:
Взгляд назад - на мост ZAEHRINGEN, августинскую церковь и башню собора:
А вот и Ponte de Berne - Бернский мост. В отличие от подобных мостов в Люцерне, через него открыто автомобильное и даже автобусное (при нас проехал автобус, вот было зрелище) движение.
Мы перешли через мост и у самого его "подножия" увидели небольшой нависающий над водой ресторанчик. Хотя обеденное время ещё не настало, нас прельстила возможность наконец-то отведать, пожалуй, самое швейцарское блюдо - фондю, которое, кстати, попадается здесь не в каждом месте. Ну что можно сказать о нём ? В число таких хитовых для меня яств, как, скажем, хумус, мусака или лазанья, фондю не вошло. Попробовать интересно, но не более. Может, ещё сказалось то, что я люблю сыры вообще без запаха. От фондю, конечно, не разит, как из многих сырных отделов, например,
Франции, но резковатый запах всё же имеет место присутствовать. А вот в чём этому блюду не откажешь - это в сытности. Так что сразу 2 полезных дела мы сделали: наелись и поставили большую галочку в одном из гастрономических разделов.
Подкрепившись таким образом, мы продолжили наш путь, пересекая нижний город в сторону другого моста - Pont du Milieu, что в переводе означает Средний мост. Такое название не случайно, поскольку, если посмотреть на карту Фрибурга, он действительно расположен между двумя другими мостами нижнего старого города - Бернским, про который я уже писал, и PONT DE ST-JEAN - мостом Св. Иоанна, перейти который нам ещё предстоит.
Pont du Milieu является очень старым, он был построен ещё в 13 веке и тогда, как и многие мосты в Швейцарии, был крытым и деревянным. В 1720 году мост перестроили из кирпича. Однако он является частью культурного наследия национального значения.
По мере продвижения фотографируем:
По дороге я планировал ещё посмотреть несколько монастырей, которые значились на карте как бы по пути, однако выяснилось, что они действительно недалеко, но…в горизонтальной проекции, поскольку находятся на самом верху вертикального обрыва. Воооон они где
:
Прикинув, что наши паломнические стремления не находится на уровне таких преодолений, мы пожертвовали сиими обителями и направились дальше, в очередной раз перейдя реку (которая буквально вьётся по территории города) по мосту Св. Иоанна.
Далее нам предстоял подъём в верхний город и, предательски откинув романтичную дорогу по каменным аутентичным ступенькам, мы выбрали не менее романтичный, но намного более лёгкий путь на фуникулёре. Фрибургский фуникулёр, кстати, не простой. Это последний в Швейцарии (запущен в самом конце 19-го века) подъёмник с водным балластом, и он внесён в список национального наследия страны. Принцип работы таких механизмов очень любопытен, вот что я про них прочитал: оба вагона связаны тросом и оборудованы баком для воды. Для приведения вагонов в действие бак нижнего вагончика опустошается, а бак верхнего, наоборот, наполняется. Таким образом нарушается равновесие, верхний вагон перевешивает, и фуникулёр приводится в движение. Количество воды может достигать 80 литров на пассажира. Уж не знаю, так ли это и сейчас или механизм уже заменён на что-то более современное.
Наверху готовится отправиться в нашу сторону встречный вагончик:
А это уже взгляд сверху туда, где мы были всего пару минут назад:
Поднявшись наверх на столь почётно-историческом агрегате (бесплатного по Swiss Pass в отличие от фуникулёра в Локарно), мы оказались буквально в нескольких минутах от вокзала, куда и направились, сделав ещё несколько снимков:
Совсем скоро поезд уже увозил нас в сторону Берна, куда от Фрибурга рукой подать - через полчаса мы уже выходили на площадь перед главным вокзалом Берна - столицы Швейцарии (хотя мне как-то попалась информация, что исходя из структуры и принципов объединения страны понятия столицы там не может быть в принципе. Но мы не будем копать столь уж глубоко) и одноимённого кантона.
Основной туристической и исторической артерией города, на которой находится большинство достопримечательностей, является улица, рассекающая биссектрисой полуостров старого города слева направо. Причём на своём протяжении несколько раз меняет название. От вокзала она начинается как Spitalgasse, что в переводе означает "больничная" (или "госпитальная").
Поразительно, как эта центральная улица одновременно выполняет функции как проезжей части (причём по полной программе: трамваи, автобусы и просто машины) и пешеходной зоны. Ведь как раз посередине неё находятся одни из главных достопримечательностей и, можно сказать, символов Берна - красочные фонтаны. Поэтому многочисленные туристы, выбирая лучшие ракурсы для своих фото, так и норовят оказаться под колёсами, но гуманные супертерпеливые водители не доводят до этого, то притормаживая, то поторапливая совсем уж замершего фотографа негромким корректным гудком. В общем, пешеходам здесь хорошо, а водителям… видимо, они уже давно привыкли к этому и воспринимают людей на дороге как неотъемлемую часть своих маршрутов, без которых, наверное, и Берн уже не был бы Берном.
Первым фонтаном, встречающимся на пути, является фонтан "Волынщик":
Сразу за ним находится Тюремная башня. На самом деле это старинные городские ворота 17 века в форме башни, часть старой крепостной стены. Фасад башни-ворот украшен часами "Величие Берна":
За Тюремной башней улица меняет название и становится Marktgasse - торговой. На ней расположены фонтаны Анны Зайлер:
и "Стрелок":
А чуть в стороне (если свернуть на улицу налево и пройти метров 30) - упомянутый везде и всеми фонтан "Пожиратель детей" XVI века. Существует несколько трактовок сего кровожадного образа, но, как я понял, единый правильный так и не выявлен.
В конце Marktgasse находится одно из наиболее известных сооружений Берна -средневековая башня с часами Zytglogge, построенная ориентировочно в 1218- 1220 годах. Её название на бернском диалекте немецкого языка переводится как "колокол времени". Часы на башне - одни из трех самых старых часов в Швейцарии.
Справедливости ради надо отметить, что здание было восстановлено и отреставрировано (после пожара 1405 года) в 1983 г. Каждый час башенные часы демонстрируют небольшое представление, но нам оно, честно говоря, показалось маловразумительным
.
После Zytglogge происходит очередная смена имени улицы - на этот раз на Rathausgasse(ратушная). Здесь мы встречаем очередной фонтан - "Церингер", названный в честь основателя Берна Бертольда фон Цэрингена. Однако его иногда называют Медвежьим, поскольку он представляет собой скульптуру медведя в шлеме, за красный пояс которого заткнуты два меча. В правой лапе медведь держит знамя, а в левой щит. Между ног большого медведя сидит медвежонок, который ест виноград.
Через несколько десятков метров нас встречает фонтан "Самсон" - один из старейших в городе (построен в 1527 году, правда, в 1973 г. колонну и фигуру заменили на копии). Интересно, что ранее фонтан назывался фонтаном Мясника. Есть предположение, что он был построен на пожертвования гильдии мясников.
Улица Rathausgasse заканчивается, нетрудно догадаться, у здания городской Ратуши:
А рядом с ней - неоготическая церковь Свв. Петра и Павла. Честно говоря, я думал, что это совсем новодел и очень удивился, когда узнал, что построена она в середине 19 века:
На ратушной площади - фонтан "Знаменосец" (Vennerbrunnen):
Совсем незаметно мы пересекли старый Берн. Перед нами - церковь Nydeggkirche XIV века:
Вот мы уже и дошли до реки Ааре. С моста смотрим на старый город:
Если перейти мост, то чуть правее будет так называемая "медвежья яма", где издавна содержатся живые символы города. Не пошли мы туда, не стали тратить время. Медведей в вольере можно увидеть где угодно. А вот если от моста свернуть левее, то на некотором возвышении будет "Розовый сад", откуда, как пишут, старый город смотрится очень красиво.
От моста по улице Junkerngasse (Дворянской) мы прошли в обратном направлении до Berner Munster - кафедрального собора Берна, посвящённому великомученику Викентию Сарагосскому. Строительство собора длилось очень долго - с 1421 до 1893 г. А в последнее время очень долго (судя по многим фото и фильмам) ведётся реставрация одной из башен, что делает вид собора очень невыразительным, даже фотографировать толком его не захотелось.
Интерьер собора тоже весьма рядовой:
Историческую и культурную ценность представляет скульптурная композиция "Страшный суд" над главным входом в собор:
Высота собора - около 100 метров. И на почти такую высоту можно подняться за дополнительную плату (вход в сам собор, как и везде в Швейцарии, бесплатный), чтобы посмотреть на город с высоты "птичьего полёта". Мы, верные своим принципам, сделали это. Но скажу честно: виды отсюда не заслуживают трудов (поверьте, немалых), затраченных на подъём. Они, конечно, ничего, но с Фрибургскими и Цюрихскими (с соборов) не сравнятся.
На соборной площади находится фонтан "Моисей" со скрижалями с 10 заповедями:
Интересно, что все бернские фонтаны раньше были окрашены более скромно. Яркие цвета, используемые в наше время, служат для придания улицам более нарядного вида при пасмурной и дождливой погоде, которая в Берне случается весьма часто.
Общеизвестно, что главным символом Берна является медведь:
Но хочу сказать, что
львов там мы встречали совсем не реже:
Уже на подходе к вокзалу мы посмотрели ещё один, современный, но не менее знаменитый бернский фонтан, расположенный на площади перед зданием парламента. Своеобразие этого фонтана в его простоте: он выбрасывает струи воды прямо на площадь, что называется, "из-под земли", причём делает это с перерывами. Так что теоретически, если вы не знаете об этом (во что верится с трудом), то можете получить приятно прохлаждающие (или наоборот, неприятно холодные) водные процедуры прямо в одежде. И не говорите, что вас не предупреждали !
Впрочем, в июньское тепло (граничащее со зноем), желающих промокнуть было множество, более того, они с нетерпением ожидали начала "сеанса" (когда мы подошли, фонтан "отдыхал"). А уж потом получили колоссальное удовольствие, заражающее позитивом всех зрителей и прохожих
:
Будучи сладкоежкой, я не смог удержаться, чтобы не запечатлеть столь яркую заманчивую витрину:
Вскоре мы уже сидели в вагоне поезда, отправляющегося в городок Тун, до которого от Берна ехать менее 20 минут.
Тун (Thun) изначально привлёк моё внимание несколькими красивыми фотографиями, в частности, небольшого, но эффектного замка. Но в итоге городок оставил ещё более притяные впечатления, чем ожидалось. Тун имеет очень древнюю историю и в средние века даже был столицей кантона Оберланд. Сегодня город интересен небольшим, но очень живописным историческим центром. Как и Берн, он стоит на реке Аарэ, через которую перекинуты деревянные крытые мосты, похожие на люцернские:
На возвышенном берегу реки красиво виднеется городская церковь:
А это часы на здании ратуши:
Чтобы увидеть замок, надо подняться по крытой лестнице (на карте она обозначена какKirchtreppe - церковная лестница). Замок (12 века) очень небольшой, но со стороны выглядит красиво и сказочно:
Внутри замка ничего особо интересного нет, сейчас там какой-то музей. Впрочем, мы вполне удовлетворились его внешним видом. Назад возвращаемся в сторону церкви:
Спустившись вниз по той же лестнице, мы перекусили в кафе у реки и ещё долго любовались местными видами:
Мы пробыли в Туне чуть меньше двух часов и не пожалели ни об одной проведённой здесь минутке
.
Закончить путешествие этого дня мы планировали в городе Золотурн (Solothurn). Из Туна туда можно попасть с пересадкой в Берне, но мы нашли прямой региональный поезд, который ехал дольше всего минут на 10-15. Из всех попавшихся нам швейцарских поездов его можно назвать самым допотопным (исключительно по местным понятиям) хотя бы по причине отсутствия кондиционера. Впрочем, приоткрытые окна вполне справлялись с его функцией, а в остальном - мягкие сиденья, туалет, в общем, дай Бог нам всем таких подмосковных поездов с какого-нибудь Казанского вокзала !
Примерно через 1.20 мы были уже в Золотурне. От вокзала до речки (поразительно, но это была опять Аарэ! Т.е. в этот день у нас невольно получился тур по этой реке), за которой начинается старый город, меньше 10 минут неспешным шагом. Вот таким предстаёт город со стороны:
Пройдя через мост и вступив на улицу старого Золотурна, мы обомлели: город буквально кипел
! Он был заполнен народом, торговыми лотками, палатками с едой и питиём, помостками, где готовились разного рода мероприятия. Впрочем, одна из причин столь активной тусовки была очевидна: через пару часов должен был начаться решающий для Швейцарии матч на чемпионате мира по футболу, в котором победа над Гондурасом позволяла местной сборной успешно выйти из отборочной группы и стать национальными героями (особенно с учётом имевшей место ранее победы над испанцами).
Конечно, швейцарцы - явно не бразильцы, не итальянцы и даже не немцы. Можно представить, что творилось бы на ограниченном пространстве средневековых улиц, если б местный народ был более эмоционален и темпераментен. По крайней мере, наши уши не пострадали, а прославившиеся на весь мир вузувелы мы видели всего пару раз. Но спокойному осмотру и съёмке города собравшаяся здесь гулянка всё равно не способствовала. Хотя один раз повстречать такое для придания поездке дополнительного колорита - может, в этом что-то и есть.
И всё-таки о самом городе. Во всех путеводителях Золотурн позиционируется как самый красивый город Швейцарии в стиле барокко. Причём вся старая часть города, застроенная в 16-18 веках, сохранилась почти без изменений.
Мне очень понравились мощные Базельские ворота (первая половина 16 века):
а также здание ратуши, сочетающее романский стиль с традиционными швейцарскими куполами:
Главная церковь Золотурна - Собор Святого Урсена:
Часовая башня:
Просто по сторонам посмотреть тоже красиво:
С другой (относительно Базельских ворот) стороны в старый город ведут Бильские ворота:
Не знаю, какое значение имел ранее Золотурн как форпост, но его крепостные башнивпечатляют:
Вообще мы планировали встретить в Золотурне сумерки, как парой днями раньше в Рапперсвиле, но в этот день мы шли с опережением своего же графика, и до темноты было ещё довольно много времени. Возможно, в другой ситуации мы и посидели бы часок в каком-нибудь уютном месте, но случившаяся здесь футбольная лихорадка этому не очень способствовала. К тому же до Цюриха ещё было ехать около часа, утром, как и всегда, рано вставать, а отдыхать и, страшно сказать, спать всё ж таки надо периодически. Поэтому мы не стали ничего ждать и вернулись на вокзал. Кстати, в вокзальном минимаркете мы купили белого местного (из провинции Aarau - это между Золотурном и Цюрихом) вина, которое нас привлекло прежде всего ценой - 4.90 за литровую бутылку. Так вот, это вино оказалось одним из самых вкусных, которые мы попробовали в Швейцарии
. Оно лёгкое, нетерпкое и по ощущению как бы чуть-чуть газированное (хотя явных пузырьков видно не было), чем напомнило нам португальское зелёное вино (винью верде), кто его пробовал - поймёт, что я имею в виду. Этим вином мы отлично отметили "дома" в цюрихском отеле очередной прошедший день
, а оставшуюся половину взяли с собой в Люцерн на следующий день. Впрочем, не будем забегать вперёд.
Да, а швейцарцы, довольно примитивно сгоняв по нулям с Гондурасом, так и не вышли из группы в следующий этап. Но, судя по обстановке у экранов в Цюрихе, встретили это по-нордически спокойно. "Да, это не немцы", - опять подумали мы, вспоминая, что делалось в кафе в Рапперсвиле во время игры сборной
Германии в день нашего приезда...