В начале отчёта выражаю благодарностьAshShor за полезный рассказ об Аспендосе (
Турция: Аспендос, июнь 2009 ) и ответы на некоторые мои вопросы. Спасибо !
Может показаться странным, но в Турцию (не считая
Стамбула - В Истанбуле, в Константинополе ...), с которой многие начинают знакомство с заграницей, я попал только на исходе 3-его десятка своих поездок. Основной целью короткого (5-дневного) путешествия, помимо купания в супертёплом (около +30
) море, было желание посмотреть местные достопримечательности в виде столь любимых мною древних развалин.
Конечно, подобных мест в Турции великое множество (всегда усмехаюсь, когда слышу или читаю, что в Турции, кроме пляжа, нечего делать; на мой взгляд, по количеству интересных мест она не уступает таким сокровищницам древностей, как
Италия и
Сирия), поэтому для начала был выбран только один из интересных регионов - Сиде. Выбор места объяснялся ещё и тем, что хотелось, с одной стороны, доехать до большой крепости крестоносцев близ Анамура, а с другой - посетить амфитеатр Аспендоса, развалины Перге и, с Божьей помощи, добраться до Термессоса. Однако уже ближе к поездке стало ясно, что я несколько недооценил временной масштаб таких перемещений (к примеру, дорога до Анамура только в одну сторону занимает около 3.5-4 часов), поэтому из путевого листа с болью в сердце были изъяты Анамур и Термессос в надежде обязательно посетить их в будущих поездках. Окончательная программа маршрутов получилась такая:
- Сиде (историческая часть)
- Аспендос и Перге
- Селеукия
- Зелёный каньон
Конечно, все эти места широко известны (возможно, кроме Селеукии), поэтому своим рассказом я никоим образом не претендую на "открытие Америк" и лавры Г.Мортона или Ф.Конюхова. Этот отчёт, как и многие другие, я пишу прежде всего для себя и своих друзей, но буду рад, если он представит интерес для всех тех, кто дочитал хотя бы до этого места. Итак, обо всём по порядку.
АСПЕНДОС
Обычно, говоря "Аспендос", имеют в виду амфитеатр, который считается самым хорошо сохранившимся театром в Турции. Правда, есть мнение, что он выглядит так благодаря реставрации, и многие называют его чуть ли не новоделом. Ну не знаю... Вообще я очень нетерпимо отношусь к фанатичной реставрации, амфитеатр (в том виде, как его сделали) в кипрском Курионе меня просто покоробил, но назвать новоделом Аспендос язык не поворачивается. Безусловно, он "пошлифован", но в глаза это не бросается, по крайней мере, явно. А то, что в нём перестали проводить шоу "Огни Анатолии" (которое перенесли в новостройку недалеко от древнего театра), только пошло ему на пользу. Уж очень, простите, идиотски, смотрятся театральные помостки на сценах старых амфитеатров (для сравнения это как раз можно увидеть дальше, когда речь пойдёт про Сиде). Вход платный (10 лир).
Проход на верхнем ярусе:
Не буду утомлять читателей лишней информацией про Аспендос, отмечу лишь, что театр построен одним из известнейших архитекторов древности - Зеноном. Мне очень понравилась легенда (понимая всю её условность) про его создание:
" у царя Аспендоса была красавица-дочь Белкис, которую он пообещал отдать в жены тому, кто построит для города самое замечательное сооружение. Его вызов приняли двое. Один стал строить акведук, а второй - театр. Оба закончили работу одновременно, и царь отправился смотреть. Он был восхищен акведуком и уже почти принял решение о судьбе дочери, но когда он осматривал театр, вдруг послышался тихий голос: «Белкис будет моей женой». Рядом никого не было, и лишь далеко внизу, на сцене, стоял архитектор Зенон. Лучшей демонстрации качества акустики нельзя было и представить. Но и акведук был совершенным. Тогда царь принял компромиссное решение - разрубить свою дочь пополам и отдать каждому строителю по половине. Зенон сразу же заявил, что в таком случае отказывается от своих притязаний … и тут же получил руку принцессы".
Согласитесь: красиво и романтично
Кстати, акведук, судя по немногим (к сожалению, очень немногим) более менее уцелевшим фрагментам действительно выглядел эффектно и нестандартно:
Получить более полное представление об Аспендосе можно, если подняться на холм над амфитеатром (тропинка огибает его справа, есть указатели). Из посетителей туда практически никто не доходит, реставрации там не проводились, поэтому у вас будет полное впечатление, что вы забрели в неизведанные места и увидели забытые Богом и людьми девственные остатки ранее великого города. Центральная площадь, видимо, была очень красива:
торговые ряды:
каналы или бассейны:
а в центре композиции - монументальный фонтан, возможно, напоминавший римский
фонтан Треви, в котором ещё просматриваются следы былого великолепия:
Чуть в стороне располагалась базилика:
Возвращаясь той же дорогой, можно взять чуть правее и увидеть амфитеатр сверху:
ПЕРГЕ
Древний город Перге, основанный сразу после Троянских войн, имеет очень длинную и насыщенную историю. Его руины хранят следы финикийцев и персов, римлян и византийцев. Его завоёвывал Великий Александр Македонский (город не имел защитных стен, поэтому жители даже не стали сопротивляться и сразу же сдались ему), здесь проповедовал апостол Павел.
Сегодня от былого великолепия остались только развалины. К сожалению, самое интересное и самое сохранившееся сооружение - театр - сейчас закрыт (почему и насколько, я не знаю). Вот так он выглядит издалека, со стороны термов:
Кстати, термы (от входа - налево) - самое интересное из доступных в Перге мест. От них осталось сравнительно немало и любители старых развалин, несомненно, получат удовольствие от их осмотра:
В Перге, как и во многих римских городах, доминирует длинная центральная улица с колоннами по обеим сторонам. Те, кто был в сирийской Афамее, наверняка увидят между ними много общего:
Совершенно неожиданно дорогу пересекла черепашка неопознанного гражданства:
Улица завершается фонтаном, вода от которого текла по продольному каналу в её центре:
Ну и ещё немного старого города:
Перге расположен сравнительно недалеко от Аспендоса, поэтому их очень удобно посетить в один день. Для автомобилистов: трасса D400 до городка Аксу, далее поворот по указателю (Perge 2 km) и далее до большой парковки после театра и стадиона. Вход платный (15 лир).