В конце осени 2014 года мои друзья, - специалисты по Южной Америке, пригласили меня поснимать там Природу и птичек!?
- К тому же, - говорят, - нам нужно сайты обновить, повесить новые ударные сьемки. А там, глядишь, и что-нибудь новенькое для нас соорудишь, типа альбома: для привлечения клиентов! -
- Ну, кто же откажется, от такого? Давно хочу туда! - В процессе переговоров выяснилось, что тур на самом деле - по Венесуэле и там уже есть пару человек! А меня подгребли «за компанию», что бы было веселей! Оказывается, уже есть и Программа, в которой первым номером стоит - Восхождение на Рорайму, а потом еще много чего! Мне обьясняют, что такое восхождение, - это высший класс. Оно стоит в чартах наравне с лучшей пятеркой Вершин мира! Да, отвечаю, все чудно и я рад за Рорайму, но мне туда не надо! Там - …нечего делать! Я же не скалолаз, готовый лезть к черту на обледенелые рога, а зоолог, натуралист, снимающий на фото птичек и зверушек! А откуда они на Рорайме!? Там только голые скалы, по которым гуляет злой ветер, а вокруг - ни души! Короче, - давайте меняйте на что-нибудь другое!
Через время получаю вопрос - а годятся ли Карибские острова? Они нам тоже нужны! - А там есть колибри ( у меня они, - как фетиш)? - Да нет проблем, - навалом! - Тогда давайте, едем! Так я оказался в миниатюрном самолетике, взлетевшим с аэропорта Каракаса, и взявшем курс - на Лос Рокес.
Летим над морем, через легкие облака, которые внизу закрывают море, а на горизонте слагаются в фантастические чертоги, горы, дворцы и вообще, во что-то невероятное и волшебное, разгоняющее душу так, что хочется петь!
Лос Рокес, - это несколько цепочек маленьких островков в Карибском море. Южноамериканские горы Анды, такие великие и высокие на континенте, постепенно понижаются к северу и уходят в Карибский залив, образовав своими остатками и вершинами эти острова. Если посмотреть на архипелаг из космоса, то возникают различные ассоциации. Все это, во-первых, похоже на ожерелье, которое неожиданно порвалось и часть рассыпалась. Во- вторых, на злого Змея Горыныча, готовящегося заглотать стайку каких-то бедных птичек. И наконец, все это похоже на волну, взметнувшуяся над прибоем!
Цвет океана под крылом самолетика неожиданно изменился и он из иссиня-черного превратился в нежно-зеленый, а потом и в желтоватый. Появились островки суши, причудливо раскинувшиеся в пространстве. Суша окрашена в зеленое, полоса песка вокруг, - в желтое, отмели вокруг, - в нежно-голубое, озера внутри ее - в фиолетовое, лагуны - в лазурное, а море, обрамляющее все это - в ярко-синее. Особенно меня порадовала крохотная лодочка, оставляющая за собой пенный след и упрямо стремящаяся куда-то, к дальним островкам. Ага, значит, все они - в пределах досягаемости и мы до них доберемся!
Вот, впереди показался скалистый остров, состоящий из череды вершин, очень похожих на древние вулканы. А сбоку, рядом с ними, раскинулась лагуна и протянулась взлетно-посадочная полоса! Значит, - нам туда! Это Гранд Рокес. И вправду, самолетик пошел на снижение и сходу, без всяких там кругов и выкрутас, сразу же прыгнул на полосу! Уже на земле развернулся и весело подбежал к толпе встречающих. Интересно, что все они были с ручными тележками для грузов. Как потом я выяснил, - такие тележки на резиновом ходу - неприменная принадлежность каждого дома и каждого нормального хозяина, потому что все время нужно что-то откуда-то и куда-то тащить! Проходим «контроль» в «Аэропорту» (это два фанерных ларька), - нас просто записывают в толстый талмуд, а потом «снимают» 250 боливаров, с каждого прибывшего - видимо, за пребывание на святой земле (как потом я выяснил, весь архипелаг - это огромный Национальный Парк)! Ко мне подходит застенчивый полуголый юноша, с копной черных вьющихся кудрей (тоже с тележкой) и представляется, - он мой встречающий. Но мне некогда с ним заниматься, потому что тут же, рядом, под кустом, в озере, стоит огромная, (незнакомая мне) цапля, изогнутая как пружина. Тут же на свет появляется оптика и почти вплотную снимаю, как она ловит рыбу! Да, здесь рай земной! Наконец, отрываюсь от милой птички, и знакомлюсь с чудным «растением», под именем Андреас, который все это время стоял, переминался и терпеливо ждал меня. Иду за ним по песчаным улочкам чудесного, затерянного во времени городка, спящего непонятно сколько веков. Под сенью огромных деревьев, увитых цветами и лианами, стоят живописные разноцветные домишки и лачуги. Перед каждым из них сидят темные полуголые люди, весело нам машут и о чем-то спрашивают нашего провожатого. Если бы я просто сразу, с завязанными глазами, попал на эти улочки, то сказать, в каком это находится веке, - 15-м - 17-м или 20-м, просто невозможно. Приходим в «гостиницу». Это двухэтажный домишко, с коридором, гостиной и номерами. Конечно, - не высший класс, - все очень просто, но есть душ, вода, кондей и т.д., - значит, жить можно! Все стены здесь обвешаны картинами, старинными картами отдельных островов и всех вместе взятых, а также еще и Центральная Америка, с Гренадой, Тринидадом и Тобаго!
Экипируюсь и вскоре уже шагаю по улочкам, постигая здешнюю «жисть»! Каждый местный домишко, - это маленькое произведение искусства! Никакого тебе Плана, типовых проектов, утверждений и т.д., - только Творчество! Каждый из них строили, сообразуясь с жарким климатом и своими собственными интересами и предпочтениями. Поскольку домишки стоят тесно друг к другу, окна есть только на лицевых стенах, да и то, забраны красивыми ставнями и решетками. В номерах для туристов, правда, есть окна, но открываются они все почему-то в …коридор! Но при этом, день-деньской все домишки стоят открытые настежь(!), из чего я сделал вывод, что воровства здесь нет. Да и то сказать, на островах это обычно и криминал здесь не приживается.
Раньше все это было одноэтажным, но постепенно, начали появляться вторые этажи. Некоторые из них укрыты крышей, а другие превращены в открытые сады, беседки, площадки для столиков, танцев и тд. Внизу, как правило, есть огромная зала, - гостиная, которую окружают номера для приезжих. Здесь их кормят за огромными тяжелыми столами, со стульями из красного дерева, посудой прошлых веков и хрусталем! Рядом, - бар, кухня и диваны для отдыха. Те же, кто разбогател хорошо, на первом этаже уже не живут, а создают свой ресторанчик или магазин.
Перед входом большинства домишек есть маленькое, мощеное плиткой или блестящее Патио, обрамленное тропической зеленью, цветами и деревьями. Или даже - просто палисадничек, где за зеленым пологом днем, в тенечке, а особенно - по вечерам, собираются жители. Также почти перед каждым входом в дом есть каменная выемка для воды или стоит тазик. Здесь полагается омывать ноги перед входом вовнутрь. Но обычно, все они были без воды и даже сухие. Поэтому, я сделал свой первый вывод, - все чудесные начинания со временем затухают!
В городке всего четыре улицы и десяток переулков. Узкие переулки перекрыты сверху жердями и пальмовыми листьями, - поэтому там холодок в любую погоду. Есть здесь свое море и пляж, куча ресторанов, детский садик, школа, амбуланс, дайв-клуб и магазины, своя власть и полиция, а также церковь, открытая весь день (и пустая), ночной клуб, с дискотекой и даже своя маленькая …военная база! Есть Главная Площадь (Платц), с памятником Боливару и огромная каменная сцена, на которой проходят все празднества. Почти в каждом доме есть катер или лодка, которые вместе с мотором болтаются прямо на пляже круглый год. Когда подворачивается богатый «Буратино», желающий понырять, полетать на волнах или сплавать на далекие острова, то достаточно принести канистру с бензином и вот, - ты уже в открытом море.
Островитяне в городке ( а это именно городок, без огородов и участков) живут дружно, отрешенно от всего мира, и никто из них конечно же, не работает. Все они живут за счет приезжих туристов и разленились чрезвычайно. Причем, настолько, что им уже даже лень подниматься или нагибаться за деньгами, что бы просто поднять их. Фонари на улицах здесь горят круглые сутки и всем лень их выключать. Владельцам ресторанчиков лень готовить для клиентов и они могут быть закрыты весь день! Прокатить туриста на далекие острова стоит здесь аж 100 USD, но только со второго раза я сумел попасть туда. Потому что выехать я просил в 7 часов утра, а в это время - такой сладкий сон! Это цифра - 100 USD, на Острове где-то сакральная. Именно столько стоит ожерелье из местных раковин, красивый кулон и еще море всего! Это при том, что банка пива стоит здесь только полдоллара и на сумму в 100 USD, можно гулять целый месяц! Эта лень сказалась-таки на всех островитянах. Большинство из них из-за малоподвижного образа жизни и обжорства, стали толстыми чрезвычайно. Причем, это у них проявляется уже у молодежи! И их можно понять, потому что еда здесь просто царская! В основном, это дары моря, которые рыбачки регулярно вычерпывают из близлежащих акваторий. Как я понял, никакие заповедные запреты на них не действуют! Так же о них забывают, когда везут туристов на заповедные острова, куда нельзя появляться и пугать птиц, что гнездятся еще там!
День островитяне проводят в холодке, с баночкой пива, в шикарном гамаке или на завалинке, с соседом (соседкой), под афро-рок или реп. Молодежь иногда разгружает добро, которое привозят редкие здесь катера с Большой Земли или самолетики. Как я заметил, это в основном, напитки. Есть рыбаки, которые выходят в море. Мамы обычно заняты своими детками, которых все любят чрезвычайно и даже соседи приходят поиграть с ними. Мелкота учится в школе и с той стороны все время слышны дикие вопли. Остальные островитяне мучаются от безделья и все время что-то …жуют. Видимо, что бы «машинка» не заржавела. Зато, когда наступает вечер, то прямо посреди улицы выставляются пластиковые стулья, включается веселая музыка и народ торжественно и красиво отдыхает от «трудов праведных». Гуляя вечером по улочкам, можно без стеснения знакомиться с местным бытом, поскольку все двери и окна распахнуты настежь. Здесь - готовятся к ужину и сервируют столы, там - отдыхают в полном неглиже по диванам или смотрят ТВ, а вон там - воспитывают деток. Но чаще всего народ что-то «отмечает», под звон бутылок, причем зачастую, - прямо посреди улочки!
Одеты повседневно все очень просто - мужчины в разноцветных трусах или шортах, с голым торсом и босиком. Если кто-то нарядился в майку или футболку, - то это верх пижонства! А дамы могут быть просто в купальнике или в шортиках, а могут еще что-то сверху и надеть. Если идет нормально одетый и обутый человек, - значит, это приезжий первого дня! Потому что уже назавтра он тоже выходит из дома в трусах и босиком! Я тоже не стал исключением и ходил все время босиком и в шортах. Такая здесь жизнь, - праздная, ленивая и …красивая, а Остров в целом они все называют «Наш Парадайз»!
У островитян есть свои увлечения. В какой-то день пол-улицы было занято народом, черкающим бланки лотереи. Они все в нее свято верят! Иногда сразу по 20-30 женщин, заняв проходы, играют в какую-то сложную игру на деньги. Они же очень любят …считать деньги! Причем, в самых неподходящих местах! Вынимают из потайных мест своего наряда пачку боливар и шуруют, как та машинка! Возникает вопрос, откуда они берут столько денег и зачем шелестят ими на улице? Видимо, дома муж и дети не дают! Мужчины ходят в море, за рыбой или с туристами на острова, - на волны или рифы. По вечерам ходят в гости, на танцпол или по барам, - одни или с подругами.
Интересно происходят ухаживания парней за девушками. Поскольку деться здесь некуда совершенно, разве что на далекие острова и пляжи (но там слишком много солнца), то с приходом вечера юноша ставит перед порогом дома три пластовых стула. На один водружается магнитофон, на два других садится он с дамой, а между ними - бутылка чего-то очень крепкого. Так, под громкую веселую музыку, они «гудят» и балдеют до утра, осыпая друг друга ласками и цветистыми комплиментами.
Я не поленился, прошел по всем основным красивым гостиницам и бутикам, что бы убедиться, что многие приехали сюда с материков, не с пустыми карманами. Они создали «нечто», - свой маленький «парадайз», позволяющее жить красиво в тропиках, да еще и зарабатывать. Их причастность к большим городам видна по дизайну их сооружений, отделке, мебели, книгам и картинам этих мини-отелей и баров. Видимо, они кого попало тоже не берут на постой. Вот, возникает гордость за нашу расу человеческую, - не всем же сплошь и рядом вокруг быть мусором, ни на что не способным, хоть где-то есть настоящие люди, умеющие не только заработать, но и красиво жить! Да, по ним и видно, что они стоящие! Спокойные, уверенные в себе, улыбчивые, седые и …классные! Мы с ними общаемся одними глазами, жестами, и никаких нет проблем! Они, как только видят мою оптику и спокойную улыбку, тут же зазывают и разрешают снимать все подряд. Хоть живи у них там! Понимаешь, что с таким парнем можно и в Антарктиду!
В какой-то момент я поймал себя на мысли, что эта островная жизнь мне что-то напоминает! Ну, конечно же, - гоанскую! Только там, на Гоа, все более раскручено, море народу, который «гудит» и «балдеет», а здесь - еще так, более патриархально и спокойно, как в прошлых веках! Но, скоро будет весело и здесь!
Вся низменная часть Гранд Рокес представляет собой тропический остров, с лагуной и болотцами посредине. Берега всех водоемов внутри и снаружи островка густо заросли манграми и деревьями, но можно найти просто-таки чудесные пляжики в маленьких прогалинах. Лагуна еще соединена с морем, но это видимо, не на долго. Рано или поздно шторма завалят этот проход мусором, камнями и отмершими кораллами.
Живности здесь (как обычно, на островах) очень мало. На взморье хозяйничают пеликаны, олуши и фрегаты, на дальних островах - фламинго. В заливах - дневные и ночные цапли, ходулочники и мелкие кулички. Два вида голубей, два вида нектарниц, 4-5 видов неизвестных мне желтеньких и сереньких птичек, сорокопут, колибри, - вот, пожалуй и все! Из рептилий в море обитают морские черепахи, а на суше во множестве разбегаются черные ящерицы.
Со второй попытки мне удалось выйти в открытое море и понять, что собою представляет архипелаг. Все островки - это маленькие песчаные косы, окруженные барьерами из рифов. С течением времени шторма навалили на берега этих кос кучи камней и отмерших кораллов, появилась суша настоящая, откуда-то взялись растения, появилась почва и начала развиваться жизнь. В центре каждого островка есть одна или две лагуны, которые со временем отгородились от моря и живут своей жизнью. Там поселились мангры, которые разрастаются чрезвычайно, превращают озерца в болота и когда-нибудь уничтожат их полностью.
Поскольку коралловые рифы, обрамляюшие острова, растут не переставая, когда-то они достигают поверхности моря и уже на них шторм наваливает горы каменного материала. Так появляется новая суша и новые …озерки, а островки, в целом, разрастаются.
Все они когда-то были активно заселены птицей и рептилиями, но сегодня, что бы увидеть что-то живое, нужно плыть все дальше и дальше. Мне удалось обследовать колонии бурых американских пеликанов, различных олушей и кубинских фламинго. Первые и вторые живут совместно на вершинах мангровых зарослей и деревьев, ставших на некоторых островах целым лесом. А стаи фламинго кочуют по дальним (от Гранд Рокес) отмелям и островам, как-то находя себе пропитание.
Как и на всех островах в мире, одна из проблем здесь, - собаки! Они в основе своей - охотники и разрушители. А когда их много, они суются везде, где только можно и нельзя. Встретить их можно даже в самых отдаленных точках острова, где они ищут свое пропитание. Они гоняют куличков, пеликанов и цапель, разоряют птичьи гнезда, ловят ящериц и тд. Иногда праздные компании берут своих любимых песиков на дальние острова, где те с восторгом гоняются за гнездящейся птицей и душат беспомощных пушистых птенцов!
Если выступать в роли оракула, смотрящего вперед, то перспективы Национального Парка и любой жизни на Карибских островах выглядят сомнительно. С Гранд Рокес, во все стороны, по всему архипелагу, растекается зараза под названием Цивилизация. Постепенно растет население, осваиваются близлежащие острова и вытесняется птица, не терпящая такого соседства. Тех же фламинго уже сегодня беспокоят по нескольку раз в день. Недалек день, когда они улетят прочь, в попытках найти себе более укромное пристанище. И самое грустное, - что вряд ли они его найдут теперь на планете!