Ранним солнечным утром мы вылетаем из Каракоса на большом самолете в Баркикаментос. Полчаса лету и мы на месте. Нас уже встречают и на красивом сером джипе мы едем по стране часов семь. Справа высятся голубые вершины Анд и пологие зеленые склоны предгорий, а вокруг - травянистые равнины и саванны, над которыми плывут легкие облака. Море простора, свежего воздуха и птичьих трелей. Это и есть Льянос, - страна саванн, степных просторов и лихих гаучо, с их нескончаемыми стадами скота и лошадей. Трасса просто чудесная, без единой выбоины, вокруг кружится волшебная зеленая саванна, с огромными столетними деревьями (сейбы, фикусы и тд), в которых порхают птички, - все прекрасно! Но когда на очередной заправке я захотел поснимать своей оптикой этих птичек, водитель и переводчик в меня вцепились вдвоем:
- Твоя камера здесь стоит как три машины! А вокруг сплошные бандиты, они сразу же стреляют, - не рискуй! И не подставляй нас!
Постепенно саванна начала переходить в степи, вокруг стало появляться больше травяных просторов, скота, и лошадей. По сторонам потянулись сплошные ограды из колючей проволоки, за которыми что-то жевали зебувидные коровы. Тут и трасса стала хуже гораздо. Из чего мы сделали вывод, что чем больше вокруг коров, тем хуже дороги! Но вот, местность становится все более болотистой, вдоль дороги стоит вода и прибавилось много всевозможных птиц. Чувствуем, что приезжаем. Наконец, упираемся в огромные ворота, на которых написано «Эль Седраль». Они открываются, мы заезжаем и оказываемся в …сказке! Прямо посредине грунтовой оранжевой дороги играют огромные зеленые игуаны. На ветках деревьев сидит и порхает множество птиц. Вокруг, буквально, до горизонта, раскинулись болотные просторы, которые все усеяны белоснежными птицами, - это цапли, аисты, ибисы и тд. А вдоль дороги и в воде блаженствуют и пасутся целые стада огромных капибар! Это такие огромные грызуны, величиной с барана, живущие у воды. Они все покрыты длинной рыже-бурой шерстью, а когда выходят из воды, то ярко блестят на солнце. Капибары держатся большими гаремами, с целым выводком смешных тупорылых детенышей. Одна из самок кормит сразу их целый десяток! Детки присосались с обеих сторон к маме и висят на ней гроздьями. Невероятно!
Едем дальше и дивимся все больше, - вокруг, в болотах, все усеяно темными телами капибар, белоснежными цаплями, розовыми колпицами и аистами. Но встречаются островки черного цвета, - это бакланы и островки красные, - это алые ибисы. Все они блаженствуют на свой лад, - кто-то отдыхает, кто-то пасется высокой траве, кто-то застыл над окошком чистой воды, карауля рыбку, а кто-то охотится на насекомых, живущих на …капибарах! Птички снуют вокруг капибар и что-то снимают с их бурой шерсти. А многие цапли вообще не отходят от своих “подопечных» ни на шаг. Вот орел, важно ходивший по спине грызуна, вдруг вцепился в него не на шутку и …вытянул из капибары какое-то огромное насекомое, похожее на фалангу. Он отошел со своей добычей в сторонку и тут же принялся ее поедать. Ай да орел! Капибара же даже не обратила на все это никакого внимания. Рядом с водой, как зеленые бревна, отдыхают зубастые кайманы, а между ними неторопливо ползают огромные черепахи.
Едем по бесконечной зеленой равнине, - пампе, над которой нескончаемым потоком плывут белоснежные облачка и издалека видим зеленый остров, который медленно поднимается из-за горизонта. Вот уже видны высоченные старые деревья, стоящие зеленой стеной, а под ними, - беленькие аккуратные домики. Приезжаем на ранчо, заезжаем за деревянную ограду и оглядываемся. Вокруг все усеяно цветами, кустами, и пальмами, из-за которых выглядывают домики. А над всем этим шумят листвой огромные разлапистые сейбы, фикусы и тд., создающие своими сомкнутыми кронами своеобразный зеленый шатер, - некий свой оригинальный микромир. Здесь мы будем жить и это на пять дней наш дом.
Эль Седраль, - это огромное комплексное хозяйство, ранчо, включающее заповедную часть, где бурно кипит дикая жизнь и аграрную. Когда-то это было частное предприятие, но правительство его выкупило и теперь оно государственное. Заповедная часть очень обширная и состоит из бесконечных болот с птицей и капибарами, дикой пампы, с муравьедами и лисами, саванн, лесных массивов, каналов, рек и озер. Здесь царство Дикой Жизни и все ее обитатели чувствуют себя здесь прекрасно.
В аграрной части ранчеро выращивают в теплицах овощи, на огражденных степях разводят стадами белых зебувидных коров и черных водяных буйволов, а по утрам веселые гаучо пригоняют из пампасов на водопой табуны лошадей. Дела у них идут. Но главная приманка для натуралистов и просто туристов со всего света, это конечно же живой мир пампы и болот. Каждое утро к завтраку выходило 20-30 человек, которые потом на спецмашинах, открытых для обзора или на лодках отправлялись во все концы огромного ранчо. И это при том, что все такие отели, по заповедникам Венесуэлы, где мы были, пустовали или жило там не больше 3-5 человек.
Дикие звери и птицы ранчо не только чувствуют себя здесь хозяевами, но они норовят захватить и окультуренные места. Так, по всей центральной усадьбе, между отельными домиками, постоянно пасутся капибары, ибисы, дикие гуси Ориноко и, конечно же, шикарные игуаны. Иногда заходят пампасные олени. Все они считают усадьбу своим домом а птицы еще везде устраивают гнезда. То тут, то там раздаются волнующие гортанные кличи, - это ибисы слаженно стонут на своих гнездах! По клумбам с цветами и кустам порхают стайки экзотических птичек. А на входе стоит чудесное деревцо, все покрытое розовыми цветами и все пичуги, прилетающие на усадьбу, считают своим долгом там посидеть и осмотреться! Не сходя с места здесь можно увидеть и снять за полчаса целую коллекцию пернатых!
А игуаны, - они вообще бесподобны! Эти мини-динозавры, до метра длиной, вообще никого не боятся, лихо выскакивают из под ног и также шустро …лазают по деревьям! Удивительно, с какой скоростью и лихостью они бегут по стволу вверх-вниз и исчезают в кроне! Когда ночью я вздумал подышать воздухом, то под дверью своего домика нашел отдыхающую капибару, которая нехотя, как барыня, отошла в сторону. - «Ходют тут всякие!», - так и читалось на ее мордочке.
По утрам обитателей Седраля будит какой-то рев сверху. Иду, смотрю и нахожу в ветвях темно-рыжее создание. А рядом еще и еще! Да это ревуны, - знаменитые южноамериканские обезьяны! Усевшись рядом, парочка влюбленных лохматых певунов на весь мир заявляет о своей любви, слаженно выводя свои рулады. После такой напряженной работы нужно подкрепиться и обезьяна лазит по кронам, выискивая нежные почки и цветы. В какой-то момент нужно дотянуться до самых сладких почек и ревун повисает на …хвосте. Он дотягивается до лакомства и также, вися головой вниз, неторопливо все это поедает! После получаса взаимного изучения, ревун спускается на нижние ветви, что бы поближе рассмотреть любителя природы! У него чудесная рыжая шерсть, выразительное темное лицо и богатая мимика. Несомненно, что это наш родич, - примат и такие же рожи я вижу на каждом шагу! В отличие от узконосых обезьян Старого Света, ноздри у него торчат в разные стороны. Он осмысленно смотрит на меня, приоткрывает большой рот и видимо что-то хочет сказать. Но передумывает и показывает мне …язык!? Что бы это значило? Потом убирается обратно в свои подоблачные высоты. Вот и поговорили…
Дикую жизнь пампы или болот можно наблюдать часами. Шипящие утки, гуси Ориноко, ибисы всех цветов, аисты, цапли держатся стаями, зачастую просто-таки невероятными. Но много и смешанных табунов, когда все зеленое пространство как бы закрыто белым снегом, так много на нем птицы! Между стаями белых аистов держатся какие-то огромные белоснежные создания, с красным зобом. Это самые большие аисты мира – ябиру! Они важно ходят вдоль кромки воды или по болоту, потом делают неуловимое движение и вот, у них в клюве трепыхается огромная пиранья! Тут же лежат отдыхающие крокодилы, а в отдалении – стайки капибар. Среди изумрудных зеленых водяных растений шуршит целая стая алых ибисов. Они настолько красные, созданные под цвет утренней зари, что это просто невероятно. На ярко-зеленом фоне они смотрятся как какие-то экзотические цветы. У них длинные, загнутые вниз клювы, которыми они ловко штудируют болото.
На дороге разноцветные орлы – кара-кара делят добычу. Летят пух и перья! Наконец, победитель вырывается из этой кучи-малы и уносит свой приз прочь!
Идем голыми ножками по болоту, рассекая теплую воду и ступая по мягкому илу. Конечно, вокруг полно злобных пираний, но у нас есть Великая Цель, - найти анаконду! Эти гиганты змеиного мира прячутся в островках гиацинтов. Снаружи совершенно не видно, кто там живет, но если пошевелить растения, то змея заворочается и сразу же становится виден ее муаровый чешуйчатый бок. Хватаем ее за хвост и пытаемся вытянуть на солнышко! Но, не тут-то было. Змея настолько плотно обвилась вокруг растений, что только понемногу, по граммулям, извлекая ее тяжелое тело из болота, можно увидеть ее во всей своей красе! Наконец, тело змеи мы вытащили наружу, но головка где-то еще прячется. Наконец, показывается и она, но змея делает резкие выпады и старается цапнуть кого-то из нас! Приходится уворачиваться, что бы не попасть под болезненный укус. Наконец, еще одно усилие и голова анаконды у меня в руках! Змея в бессильной злобе раскрывает пасть, но ее уже крепко держат за шею! Она влажная, пахучая и на ощупь, совершенно резиновая и …эротичная! Мощные мышцы так и ходят под разрисованной кожурой! Три человека держат ее длинное тело, а она мотает нас из стороны в сторону, как детей!
Уже под вечер идем на охоту, за муравьедами. Эти сумеречные создания активно живут только ночью, а днем отсыпаются. Вот, видим, как по зеленой равнине, между капибар, к воде идет большой муравьед. У него узкая, вытянутая вперед шелковая мордочка, жесткие волосы шерстного покрова и огромный, как опахало, хвост. Он беспрестанно обнюхивает почву, забирается носом в траву и что-то там находит. Подхожу ближе, что бы рассмотреть этого живого реликта. Зверь совершенно несуразный, косолапый, с огромными, загнутыми внутрь белыми когтями, а мордочка его беспрестанно ходит из стороны в сторону, выискивая поживу. Но вот, он прекращает свои поиски и удивленно смотрит на меня маленькими глазками. Кто ты, пришелец? Видимо сочтя, что знакомство наше для него лишнее, он поворачивается и лихо убегает. Я даже не подозревал, что с такими огромными когтями на ногах, можно так быстро бегать! Но он бежит, как бы на «кулачках» и хвост его развевается на ветру, как пиратский стяг!
Утром, с восходом, я убегал на свое собственное сафари, по окрестностям Парка Седраль, охотясь с оптикой на местную фауну: в болотах на цапель, ибисов, капибар и кайманов, а в лесу, на деревьях - за игуанами и певчими воробьиными. После завтрака мы ехали на машине по саваннам в одну из 4-х сторон света или плыли на лодках по болотам и каналам. А вечером, уже ночью, мы отправлялись в поля и леса, но уже с огромным фонарем и охотились на ночных обитателей саванн. Прожектор рассекает полотно ночи и выхватывает пыльную красную дорогу, придорожные кусты, деревья, саванну. Вот в освещенной зоне светятся чьи-то глаза и мы находим стайку енотов! Они не теряются, нас не боятся и что-то увлеченно выискивают в траве. Бегу к ним по кочкам, подбираюсь поближе и делаю пару снимков. Сочтя, что они попозировали достаточно, еноты исчезают в ночи. Из придорожных кустов на дорогу выкатывается какое-то круглое и обтекаемое создание. Оно оглядывается и медленно идет по дороге. Догоняю и нахожу, что это – опоссум! Он шел по своим делам, когда попал под луч света. Не тушуясь, он с достоинством удаляется. А вот, какие-то небольшие звери мечутся под светом прожектора. Это саванновые лисицы, - что-то вроде наших корсаков! Они бурые и очень подвижные. Свет им скоро надоедает и они убегают прочь! На ветках крон важно сидят совы, а внутри одного дерева мы нашли совершенно невероятное создание, похожее на древесного муравьеда тамандуа. Так и не знаем, что это такое!? Некоторые ночные птицы совсем не боятся машины и света. Они бегают вдоль дороги и даже пытаются пастись. А вот, в траве возятся два симпатичных кролика. Они норовят спрятаться от света тем, что поворачиваются к нему спинкой!
Приходит новое утро и нужно через силу продирать глаза и вставать, потому что здесь столько всего редкого и интересного, что не хватит жизни, что бы все это увидеть рассмотреть и осмыслить! Собираюсь идти под душ, но прямо под моими окнами, на цветочных кустах, перепархивают чудные создания, с алой грудкой. Хватаю оптику и тут же – дело пошло! Иду на завтрак, в волнах птичьих трелей и душистых запахов леса, но все время кто-то попадается на пути! То птички, то игуаны, то капибары! Слышу резкие крики и вижу, как на дерево планируют несколько красных ара. Это огромные, с человека, птицы летают как метеоры и орут чрезвычайно громко и неприятно. Бегу с ними знакомиться, но по дороге вижу еще с десяток разных живых редкостей, о которых только когда-то читал! Да, здесь некогда ни есть, ни спать! Эль Седраль, - это просто «Райские кущи»! Ну почему я живу не здесь!?
Благодарности.
За содействие в организации поездок по Венесуэле благодарю фирмы «Дерсу Узала» (Москва) и «Osprey expeditions» (Венесуэла).