Сием Рип (или Сиемреап) является на сегодняшний день самым заминированным городом мира (имеются в виду его окрестности).
Но об этом вспомнилось только после возвращения (может, именно по этой причине на каждый билет в храм делалась личная фотография?!!).
Пока же лавина туристов несла нас протоптанными тропами, не давая остаться с древностями наедине ни на минуту.
Откровенно говоря, такой толпой я ходила только на первомайскую демонстрацию в студенчестве.
На каждый битый кирпич Ангкор Вата приходилось по группе японцев или корейцев.
Все они дисциплинированно поворачивали головы за взмахом руки гида и дружно в едином порыве щелкали затворами. Часто в одинаковых рубашечках и кепочках.
Напоминало это танец с фотоаппаратами. (Надо продать идею Алле Духовой.)
Храмовый комплекс в отличие от города вылизан – нигде ни фантика!
Мы стадом мустангов гнали кругами по лестницам и лабиринтам древностей, постигая окружающее через объектив своего фотоаппарата.
Развалины былого величия ошеломляют голливудским размахом.
Нет ни клочка стены, которая бы не была кропотливо, с ювелирной точностью изрезана письменами или барельефами.
Апсары – небесные танцовщицы с безмятежными лицами тысячами множатся, похожие и не похожие друг на друга, как кузины одного семейного клана. У каждой свое настроение, своя полуулыбка, свой прищур глаз.
Размах, с которым на строительство согнали колоссальное количество талантов, просто сшибает с ног!
Ведь нужны были не просто работяги, а художники, Мастера с большой буквы!
Неужели все население тогдашней страны было до такой степени талантливо?!
Все человечество поражается величием египетских пирамид, построенных без применения цемента.
Но пирамиды тут явно уступают! Потому что весь этот колоссальный комплекс – замысловатый и по-сказочному прекрасный тоже построен без скрепляющих материалов!
Либо человечество сильно поглупело за прошедшие века, либо древним кхмерам кто-то помогал…
Создать что-либо подобное современным строителям – кишка тонка.
Лестницы уходят резко ввысь, словно мощная преграда. Надо сильно запрокинуть голову, чтоб увидеть в лучах бьющего в глаза солнца верхушку башни. Получается, что ты постоянно падаешь низ перед величием постройки и тех богов, которым и посвящено все это великолепие.
Вся конструкция башен направлена на то, чтоб у простого смертного развивалось чувство неполноценности, чтоб он ощущал себя мелкой козявкой без всякого принуждения.
Вот только проникнешься стариной, только настроишься на волну древних веков, а тут вдруг приземляюще как заорет над ухом с цыганскими интонациями юное дарование : «Давай, красивая! Один доллар!» И сует тебе какую-нибудь ерунду.
Местные дети предприимчивы, упорны, не склонны к робости и способны приветствовать путника на любом языке мира и практически без акцента. Слова «нет» не понимают.
Выход один: незаметно подвести его к иностранцу и дать стрекача. Он тут же пиявкой вцепится в него, а про вас забудет.
В любом из храмов в самой высшей точке можно увидеть колоритные фигуры в потасканных костюмах павлинов и богинь. Денег они не вымогают, но за право сфотографироваться рядом величаво берут то, что дашь.
Байон и Та Пром наиболее любимы народом. Не восхититься невозможно!
200 с чем-то (любознательные могут сосчитать!) ликов Байона присматривают за тобой с благодушием, но и настороженно. А ты рядом с ними ма-а-аленький такой.
Лазишь мухой по щербатым ступеням и еще нахально пытаешься чмокнуть изображение громадного лика Джаявармана VII в губы (историки утверждают, что именно с правителя кхмерской империи и высекались лики).
Есть там такие точки. Станешь на нее , и кажется - ты на одной ноге с полубогом.
Та Пром все тот же Джаяварман VII построил для своей маменьки. Хороший был сын!
Правда, маму отождествлял с матерью всех Будд. То бишь, посвящая храм матери, возвеличивал опять же себя! Вот такая у них королевская участь была…
Ростки баньяна совершенно умышленно не удалялись, зная наперед, какая примерно картинка вырисуется лет этак через 700- 800. И они прорастали сквозь камень, обнимали его, обволакивали и душили…
Вот такой клуб древних ботаников. Совершенно фантастическое зрелище!
Великолепие запустения.
Думаю, Ларой Крофт тут не ограничится. Потому что более грандиозных декораций к приключенческим фильмам и придумать невозможно.
По этим лабиринтам можно лазить до опупения, клацая и клацая затвором фотоаппарата.
Часто повторяющееся изображение змей (нага) - (цитирую) «кхмерский символ радуги, моста между землей и небом, эмблемы благосклонности небесных сил, посылающих земле живительный дождь».
Часто изображали, как боги и демоны сообща тащат огромную змею, оберегая тем самым город от зла.
И хоть они часто тянули змею в разные стороны и это сильно напоминало русскую забаву с перетягиванием каната, но тут это приобретало глубокий смысл. Силы света и тьмы единством противоположностей обеспечивали абсолютную гармонию и абсолютную защиту.
Мы так увлеклись священными развалинами, что даже не обращали внимания на пронырливых обезьян, равнодушно покрикивая им, как нашим кошкам на помойке : «Брысь!»
Львы, слоны, семиголовые змеи, гологрудые красотки и кровожадные воины , каменные проемы, похожие на пустые фоторамки и лестницы, лестницы, лестницы – все мешалось в голове большой ложкой.
Солнце дрожало огненной точкой, выбеливая горизонт, как застиранный холст.
Как ни странно , запомнился этот день еще и маленькой свежей веточкой черного перца в собственной тарелке. Вот так « с куста» я еще перец не ела никогда.
Бесхвостая кошка (диковинка для нас, но такая обычная для Юго-Восточной Азии), не мигая, смотрела мне в лицо, словно тоже пыталась, как местная детвора, запомнить некий набор русских слов.
Как жаль, что в сутках только 24 часа. Храмы открываются в 5 утра.
Если мне приведется когда-нибудь вернуться сюда, с рассветом я буду уже тут!