День 2 - Гранада и Альгамбра
На 14 часов у нас были куплены билеты в Альгамбру, поэтому первую половину дня мы посвятили осмотру ещё неохваченных мест Гранады.
Прямо напротив нашего отеля располагалась церковь Святого сердца (Iglesia del Sagrado Corazon):
На утренних улицах ещё мало народа:
Эта арка - вход в Aalcaiceria - бывший крытый мавританский рынок, занимавший целый квартал.
К сожалению, в 1843 г. пожар полностью разрушил его. Сегодня он отстроен в неоарабском стиле, но подлинный дух этого места, похоже, возвратить не удалось...
Очень интересное сооружение - Corral del Carbon (угольный двор). Это единственный постоялый двор (построен ещё во времена правления династии Насридов) в
Испании, который сохранился до наших дней. В нём останавливались на ночлег купцы, также здесь размещался рынок. В христианские времена его использовали для постоя угольщиков, откуда и пошло его сегодняшнее название.
Биб-Рамбла - одна из самых известных площадей Гранады, основанная ешё мусульманами-насридами. В те времена она была коммерческим и торговым центром города, позже, уже при христианах, здесь проводились корриды, ярмарки и фиесты. Однако площадь знала и более мрачные времена: после реконкисты на ней устраивали аутодафе и казни, сжигали "еретические" книги и рукописи, в частности, из дворца Мадраса.
Сегодня в центре площади возвышается Фонтан гигантов (Fuente de los Gigantones), увенчанный скульптурой Нептуна:
А что думают эти мужики (ну какие из них гиганты – посмотрите сами !
), не секрет ни для кого – всё написано на их лицах: «Как же достал этот Нептун! Хорошо ему там, наверху, а нам тут как?! Маленький, а такой тяжёлый, зараза !..
»
Вот этим пернатым парнокопытным намного легче: подпирать столб – больших усилий не требуется:
На площади Изабеллы Кастильской расположен памятник, запечатлевший исторический момент, когда королева наконец-то даёт Колумбу высочайшее одобрение (которое, главным образом, выражалось в долгожданном финансировании) на совершение путешествия в поисках
Индии.
Тогда она не могла и предположить, что именно этот человек, смиренно ожидающий её расположения, станет самым известным и популярным (не считая литературного Дон Кихота) испанцем в мире, а она сама останется для многих всего лишь, перефразируя известный анекдот, "политическим деятелем времён Колумба"
.
Конечно, я излишне вульгаризировал последнюю фразу, а уж для испанцев Изабелла Кастильская безусловно является одной из самых легендарных личностей в истории их страны, стоявшей у истоков сегодняшней государственности, этаким
Владимиром Мономахом, Дмитрием Донским и Петром I в одном лице. По сравнению с ней личность Петра, сыгравшего не менее важную роль в истории
России, представляется незаслуженно преуменьшенной. Был ли Пётр варваром ? Конечно. Ещё в школе нам вдалбливали фразу культового на тот момент персонажа с бородкой: "Пётр I варварскими средствами вёл борьбу против варварства", и с этим трудно поспорить. Но разве правление Изабеллы не было таковым ? Утверждение инквизиции (по сравнению с которой сегодняшний терроризм – малое дитя), преследование мусульман, а позже - протестантов, массовое изгнание из страны евреев, насильственное обращение в христианство мусульман покорённой Гранады - разве это не сопоставимо с деяниями Сталина и Берия вместе взятых ?
А Франко? Где-то год назад я с большим удивлением прочитал, что в
Мадриде сносят последний памятник "диктатору", и мне стало очень интересно хоть немного разобраться в его личности. Знаете, что больше всего удивило, когда я повнимательнее прочитал биографию Франко ? Полное отсутствие однозначности, по крайней мере негативной. И уж по сравнению с Изабеллой его вряд ли можно назвать более демонической фигурой
. По крайней мере, он не втянул Испанию во 2-ю мировую войну, при нём в стране не было геноцида евреев, более того, Франко способствовал въезду в Испанию некоторых еврейских общин из оккупированных стран, которые получили испанские паспорта и после войны благополучно выехали в
Израиль; он добровольно ушёл с поста главы правительства (какой пример многим "отцам наций" бывших советских республик и автономий !) и сам объявил Испанию монархией с вакантным престолом, на который подготовил будущего короля Хуана Карлоса I, лично принимая участие в его воспитании.
Так где же грань, в чём же разница между белым и чёрным, героем и палачом, превозносимой королевой и генералом, память о котором стараются выкорчевать вместе с памятниками ? Сдаётся, что только в давности событий. В одном случае "кровь давно ушла в землю, и там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья", в другом - "пепел Клааса всё ещё стучит в сердце"... Интересный повод задуматься тем, кто умеет это делать, не правда ли ?
Однако пора двигаться дальше, а дальше на нашем пути - церковь Воскресения (iglesia Santo Domingo). Она очень эффектно открывается в конце узкой улицы, отчасти напоминая этим знаменитую Казну в иорданской Петре:
Перед церковью установлен памятник фраю Луису де Гранада - испанскому монаху, проповеднику и богослову, весьма неординарной личности. За свои взгляды он даже был вынужден на какое-то время эмигрировать (как это назвали бы сегодня) в
Португалию, скрываясь от гонений инквизиции. Сформировавшись под сильным влиянием религиозных мистических школ, Луис де Гранада осуждал внешнюю, показную религиозность и противопоставляет молитву сердца молитве устной, зачастую сводящейся к механическому повтору заученных фраз
. По-моему, для современной духовности это актуально как никогда.
А внутри церкви можно увидеть очень интересное ретабло, буквально «начинённое» ангелочками:
Не торопясь идём дальше:
Обходим холм Альгамбры и попадаем в Арабские бани (El Banuelo) :
Бани открыты только до обеда (с 10 до 14) ! Вход бесплатный.
Вдоль реки Darro:
Церковь Петра и Павла:
Святые, не питавшие, как мне кажется, при жизни особой любви друг к другу, и здесь переглядываются очень настороженно и держутся обособленно:
Оформления монастырей, встретившихся по дороге:
Бульвар Paseo de los Tristes:
Альгамбра прямо над нами:
Церковь Св. Анны (фасадом выходит на Plaza Nuevo):
Тут мы начали потихоньку поодтягиваться к конечной цели сегодняшнего дня - Альгамбре. Дла начала, как и многие, прошли от Новой площади (Plaza Nuevo) по Cuesta de Gomerez . После ворот Гранады (Puerta de las Granadas) дорога "расстраивается" (в смысле "налево пойдёшь..." , "направо пойдёшь...", "прямо пойдёшь..."). Влево имеет смысл идти тем, кто хочет войти в Альгамбру через ворота Правосудия, путь направо (сначала надо подняться по ступенькам) ведёт к башням Bermejas (в переводе - "алым") и парку Carmen de los Martires, а прямая дорога фактически является "представительским" путём к кассам и главному входу Альгамбры. По ней мы и направились. Немного не доходя следующей развилки, где все пути опять сходятся, с левой стороны можно увидеть ворота Puerta Bibirambla. Их история очень интересна. Учёные относят их к середине 14-го века. Когда-то они располагались на площади Биб-Рамбла и во времена средневековья получили название "арка ушей" (Arco de las orejas), потому что на них водружались уши и другие части тел, отрубленные у воров и преступников. В конце 19-го века некоторые предприимчивые горожане предложили снести ворота под тем предлогом, что они препятствуют коммерческому развитию центра города, и муниципалитет утвердил это решение. В 1884 г. ворота были снесены и разрушены...
В 1933 г. главный реставратор Гранады приказал восстановить ворота в лесу недалеко от Альгамбры, где мы и можем их увидеть сегодня:
Кстати, мы можем увидеть Puerta Bibirambla на своём исконном месте на гравюре знаменитого Д.Робертса:
и рисунке испанского географа, журналиста и историка Франциско де Паула Мельядо:
На развилке установлены 2 фонтана: совсем простенький в центре, и фигурный чуть в стороне, посвящённый Анхелю Ганивет (Angel Ganivet) - испанскому писателю конца 19-го века.
Здесь мы свернули направо по направлению к парку Carmen de los Martires. По дороге встретился отель Alhambra Palace:
А это просто красивый вид на крыши:
Carmen de los Martires - очень милое и красивое место с садами, водоёмом, фонтанами, утками и павлинами. Столь неромантичное название (Усадьба мучеников) произошло следующим образом. Во времена арабов здесь содержали христианских пленников, которых использовали для строительства дворцов. Считается, что многие из них погибли во время взятия Гранады католическими королями. После завоевания города Изабелла приказала построить на этом месте часовню, которая позже была перестроена в монастырь. В 1842 г. монастырь был разрушен, однако его сады сохранились, и именно они и составляют сегодня основу парка.
В 1944 г. в парке создали дворик-патио Насридов, в котором с большой точностью повторяются основные элементы садов арабских времен:
Павлины, говорите ?
Ах да, павлины… Они безусловно достойны отдельного фотосета:
Ну а теперь пора и в Альгамбру. Именно с неё мы и начнём следующую часть. Скоро !День 2 - Гранада и Альгамбра
На 14 часов у нас были куплены билеты в Альгамбру, поэтому первую половину дня мы посвятили осмотру ещё неохваченных мест Гранады.
Прямо напротив нашего отеля располагалась церковь Святого сердца (Iglesia del Sagrado Corazon):
На утренних улицах ещё мало народа:
Эта арка - вход в Aalcaiceria - бывший крытый мавританский рынок, занимавший целый квартал.
К сожалению, в 1843 г. пожар полностью разрушил его. Сегодня он отстроен в неоарабском стиле, но подлинный дух этого места, похоже, возвратить не удалось...
Очень интересное сооружение - Corral del Carbon (угольный двор). Это единственный постоялый двор (построен ещё во времена правления династии Насридов) в Испании, который сохранился до наших дней. В нём останавливались на ночлег купцы, также здесь размещался рынок. В христианские времена его использовали для постоя угольщиков, откуда и пошло его сегодняшнее название.
Биб-Рамбла - одна из самых известных площадей Гранады, основанная ешё мусульманами-насридами. В те времена она была коммерческим и торговым центром города, позже, уже при христианах, здесь проводились корриды, ярмарки и фиесты. Однако площадь знала и более мрачные времена: после реконкисты на ней устраивали аутодафе и казни, сжигали "еретические" книги и рукописи, в частности, из дворца Мадраса.
Сегодня в центре площади возвышается Фонтан гигантов (Fuente de los Gigantones), увенчанный скульптурой Нептуна:
А что думают эти мужики (ну какие из них гиганты – посмотрите сами !
), не секрет ни для кого – всё написано на их лицах: «Как же достал этот Нептун! Хорошо ему там, наверху, а нам тут как?! Маленький, а такой тяжёлый, зараза !..
»
Вот этим пернатым парнокопытным намного легче: подпирать столб – больших усилий не требуется:
На площади Изабеллы Кастильской расположен памятник, запечатлевший исторический момент, когда королева наконец-то даёт Колумбу высочайшее одобрение (которое, главным образом, выражалось в долгожданном финансировании) на совершение путешествия в поисках Индии.
Тогда она не могла и предположить, что именно этот человек, смиренно ожидающий её расположения, станет самым известным и популярным (не считая литературного Дон Кихота) испанцем в мире, а она сама останется для многих всего лишь, перефразируя известный анекдот, "политическим деятелем времён Колумба"
.
Конечно, я излишне вульгаризировал последнюю фразу, а уж для испанцев Изабелла Кастильская безусловно является одной из самых легендарных личностей в истории их страны, стоявшей у истоков сегодняшней государственности, этаким Владимиром Мономахом, Дмитрием Донским и Петром I в одном лице. По сравнению с ней личность Петра, сыгравшего не менее важную роль в истории России, представляется незаслуженно преуменьшенной. Был ли Пётр варваром ? Конечно. Ещё в школе нам вдалбливали фразу культового на тот момент персонажа с бородкой: "Пётр I варварскими средствами вёл борьбу против варварства", и с этим трудно поспорить. Но разве правление Изабеллы не было таковым ? Утверждение инквизиции (по сравнению с которой сегодняшний терроризм – малое дитя), преследование мусульман, а позже - протестантов, массовое изгнание из страны евреев, насильственное обращение в христианство мусульман покорённой Гранады - разве это не сопоставимо с деяниями Сталина и Берия вместе взятых ?
А Франко? Где-то год назад я с большим удивлением прочитал, что в Мадриде сносят последний памятник "диктатору", и мне стало очень интересно хоть немного разобраться в его личности. Знаете, что больше всего удивило, когда я повнимательнее прочитал биографию Франко ? Полное отсутствие однозначности, по крайней мере негативной. И уж по сравнению с Изабеллой его вряд ли можно назвать более демонической фигурой
. По крайней мере, он не втянул Испанию во 2-ю мировую войну, при нём в стране не было геноцида евреев, более того, Франко способствовал въезду в Испанию некоторых еврейских общин из оккупированных стран, которые получили испанские паспорта и после войны благополучно выехали в Израиль; он добровольно ушёл с поста главы правительства (какой пример многим "отцам наций" бывших советских республик и автономий !) и сам объявил Испанию монархией с вакантным престолом, на который подготовил будущего короля Хуана Карлоса I, лично принимая участие в его воспитании.
Так где же грань, в чём же разница между белым и чёрным, героем и палачом, превозносимой королевой и генералом, память о котором стараются выкорчевать вместе с памятниками ? Сдаётся, что только в давности событий. В одном случае "кровь давно ушла в землю, и там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья", в другом - "пепел Клааса всё ещё стучит в сердце"... Интересный повод задуматься тем, кто умеет это делать, не правда ли ?
Однако пора двигаться дальше, а дальше на нашем пути - церковь Воскресения (iglesia Santo Domingo). Она очень эффектно открывается в конце узкой улицы, отчасти напоминая этим знаменитую Казну в иорданской Петре:
Перед церковью установлен памятник фраю Луису де Гранада - испанскому монаху, проповеднику и богослову, весьма неординарной личности. За свои взгляды он даже был вынужден на какое-то время эмигрировать (как это назвали бы сегодня) в Португалию, скрываясь от гонений инквизиции. Сформировавшись под сильным влиянием религиозных мистических школ, Луис де Гранада осуждал внешнюю, показную религиозность и противопоставляет молитву сердца молитве устной, зачастую сводящейся к механическому повтору заученных фраз
. По-моему, для современной духовности это актуально как никогда.
А внутри церкви можно увидеть очень интересное ретабло, буквально «начинённое» ангелочками:
Не торопясь идём дальше:
Обходим холм Альгамбры и попадаем в Арабские бани (El Banuelo) :
Бани открыты только до обеда (с 10 до 14) ! Вход бесплатный.
Вдоль реки Darro:
Церковь Петра и Павла:
Святые, не питавшие, как мне кажется, при жизни особой любви друг к другу, и здесь переглядываются очень настороженно и держутся обособленно:
Оформления монастырей, встретившихся по дороге:
Бульвар Paseo de los Tristes:
Альгамбра прямо над нами:
Церковь Св. Анны (фасадом выходит на Plaza Nuevo):
Тут мы начали потихоньку поодтягиваться к конечной цели сегодняшнего дня - Альгамбре. Дла начала, как и многие, прошли от Новой площади (Plaza Nuevo) по Cuesta de Gomerez . После ворот Гранады (Puerta de las Granadas) дорога "расстраивается" (в смысле "налево пойдёшь..." , "направо пойдёшь...", "прямо пойдёшь..."). Влево имеет смысл идти тем, кто хочет войти в Альгамбру через ворота Правосудия, путь направо (сначала надо подняться по ступенькам) ведёт к башням Bermejas (в переводе - "алым") и парку Carmen de los Martires, а прямая дорога фактически является "представительским" путём к кассам и главному входу Альгамбры. По ней мы и направились. Немного не доходя следующей развилки, где все пути опять сходятся, с левой стороны можно увидеть ворота Puerta Bibirambla. Их история очень интересна. Учёные относят их к середине 14-го века. Когда-то они располагались на площади Биб-Рамбла и во времена средневековья получили название "арка ушей" (Arco de las orejas), потому что на них водружались уши и другие части тел, отрубленные у воров и преступников. В конце 19-го века некоторые предприимчивые горожане предложили снести ворота под тем предлогом, что они препятствуют коммерческому развитию центра города, и муниципалитет утвердил это решение. В 1884 г. ворота были снесены и разрушены...
В 1933 г. главный реставратор Гранады приказал восстановить ворота в лесу недалеко от Альгамбры, где мы и можем их увидеть сегодня:
Кстати, мы можем увидеть Puerta Bibirambla на своём исконном месте на гравюре знаменитого Д.Робертса:
и рисунке испанского географа, журналиста и историка Франциско де Паула Мельядо:
На развилке установлены 2 фонтана: совсем простенький в центре, и фигурный чуть в стороне, посвящённый Анхелю Ганивет (Angel Ganivet) - испанскому писателю конца 19-го века.