"Глава" про Альгамбру будет короткой. Во-первых, что нового я смогу написать про столь известное место ? Согласитесь, было бы нелепо с серьёзным видом излагать в миллионный раз исторические факты, которые известны почти всем
. А во-вторых, как я уже писал, лично для нас Альгамбра не оправдала предполагаемых ожиданий, только добавив общего разочарования от Гранады в целом
. Сделанные нами фото тоже являются далеко не самыми удачными и красивыми по сравнению с теми, что легко можно найти в инете или даже (чего далеко ходить) на других страницах этого форума (тут я очень рекомендую лучший, на мой взгляд фотоотчёт об Альгамбре Одна неделя в Андалусии, август 2008г. (фото-отчет) ).
Войти в Альгамбру можно в двух местах: через главный вход, расположенный в самой дальней точке вблизи садов Хенералифе и через ворота Правосудия (помните "налево пойдёшь.." ?). Тем, кто купил билеты на "дневной сеанс" (с 14 часов) важно знать, что если на главном входе смотрят билеты и раньше положенного часа вас не пропустят даже на "территорию общего пользования", то в ворота Правосудия можно войти когда угодно по той простой причине, что контроль там отсутствует в принципе. Зато у главного входа можно взять прекрасную карту Альгамбры, вот такую:
Это лучшая из карт Альгамбры, которые я видел в инете, а я их видел немало. Очень рекомендую иметь её с собой.
Хочу также внести ясность по поводу встречающихся в инете страшилок, что в Альгамбру не пускают с рюкзаками и даже большими дамскими сумками. Ничего подобного. Сдать при входе в камеру хранения вы их, конечно, можете, но необходимости в этом нет. Конечно, с огромным тюком или дорожной сумкой на колёсиках вас, скорее всего, рано или поздно тормознут (а на главном входе просто не пустят), но типовой туристический рюкзачок проблемы не вызовет. Единственное - при входе во дворцы Насридов рюкзак попросят перевесить со спины на грудь (причину этого можно только предполагать).
Как известно, Альгамбра состоит из садов Хенералифе, Алькасабы, дворцов Насридов и "нейтральной" территории, для входа на которую (если, конечно, идти через ворота Правосудия) билетов вообще не требуется. Честно говоря, я бы ещё сделал свободной для посещенияАлькасабу: ну ничего она из себя не представляет, намного проигрывая, к примеру, своему "аналогу" из Малаги.
А это вход на территорию Алькасабы:
Виды с Алькасабы:
Кстати, и насчёт Хенералифе напрашивается подобный вывод: ну не тянут эти сады на какой-то супершедевр (явно уступая садам в Алькасарах
Севильи и Кордовы). Вполне можно было бы сделать вход туда если не свободным, то уж по крайней мере, не привязанным к конкретному времени в рамках дня. А естественным ограничением для их посещений явилось бы их расположение в значительной удалённости от центра Гранады.
Нет, сады, безусловно красивые, но мы ожидали (возможно, без оснований, возможно, ориентируясь на ту же Севилью) большего. А количество народу просто "убивает" это место, призванное служить обителью спокойствия и умиротворения. Единственное, что можно порекомендовать в этом контексте - идите сюда где-нибудь посередине вашего "сеанса", ни в коем случае не начинайте с них, если вы пришли (как мы) к самому началу вашего времени посещения (например, к 14 час.).
Вот уникальное фото - не видно ни единого человека !
Виды из садов на прочую Альгамбру и немножко на Гранаду:
Во дворцы Насридов я рекомендую заходить не ровно в указанное на билете время, а минут через 15-20. Так вам удастся хоть немного "оторваться" от общей толпы, хотя на уединённость всё равно рассчитывать не стоит.
Кажется, что именно здесь родилась знаменитая фраза: "Архитектура - это музыка, застывшая в камне":
Виды на Альбасин из разных мест во дворцах:
И народ, народ, народ
… Возможно, именно такое количество людей и обусловило то, что мы не получили ожидаемых эмоций. Ну представьте себе: вы идёте на концерт классической музыки, рассчитывая на полутёмный зал, камерную обстановку и почти интимное единение с музыкой. И вдруг оказывается, что концерт проходит в зале приёмов, где в это время идёт фуршет, горит ослепительный свет, люди ходят взад-вперёд и постоянно бубнят о чём-то… Результат думаю, весьма предсказуем: даже если вы досидите до конца концерта, вечер будет испорчен.
Что касается знаменитого Львиного дворика... Конечно же, он ещё не открыт. Более того, внешне он находится в ещё более страшном виде, нежели когда из него просто убрали фонтан. И каких-либо близких перспектив отнюдь не видно, я очень удивлюсь, если его закончат и "пустят в эксплуатацию" до конца этого (2011) года
. И, честно говоря, эта история ничего кроме возмущения не вызывает. Ну нельзя (по определению, по уму, по понятиям - да как угодно) закрывать достояние человечества (ведь это один из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО) на ГОДЫ
. Ведь это не здание, не собор, не крепость, где требуются сверхмонументальные работы. В конце концов, можно на время заменить оригинал копиями. А можно и навсегда, и примеров таких очень много. Например, стоит же "родной" микельанджеловский Давид в музее, а мы любуемся копиями и ни минуты не страдаем от этого. Или кариотиды Эрехфейона на афинском Акрополе - точно такая же ситуация: оригиналы давно "разбрелись" по мировым музеям, но копии никого не смущают. Ведь большинству из нас, обычных туристов, абсолютно неважно (мы этого в жизни не разберём), настоящие львы подпирают фонтан или их пенопластовые или гипсовые копии. Важна сама "декорация", важен антураж, тем более, что дворик всё равно был огорожен канатиками по периметру. В этой связи удивляет и позиция самого ЮНЕСКО. Коль скоро они берут объект под своё имя, покровительство и финансирование, не лишним было бы и требовать каких-то обязательств (например, как раз в подобных ситуациях) и контролировать их исполнение с возможными соответствующими санкциями
.
Вот это фото - самое безобидное, какое удалось сделать в Львином дворике, очень стараясь, чтобы стройка не попала в объектив:
На территории Альгамбры (где можно ходить без привязки к билетам) также можно увидеть:
Дворец Карла V:
Церковь Санта Мария де Альгамбра:
Palacio del Partal :
И рядом - одноимённую часовню (Oratorio del Partal) с красивым окном:
Тем, кто хочет узнать побольше об Альгамбре (а, главное, увидеть то, что скрыто от глаз простых туристов), очень рекомендую 50-минутный фильм "Альгамбра - перекрёсток судеб". Его переведённую на русский язык версию можно скачать на торренте. Правда, чувство грусти и недоумения вызывает фраза при показе одного из дворцовых "запасников": "вход сюда никогда не будет открыт для посещения"
. И таких мест, судя по фильму, очень много не только во дворцах Насридов, но и в Алькасабе. Возникает логичный и справедливый (но риторический) вопрос: зачем и для кого тогда их сохранять ? Для служителей комплекса, режиссёров (понятно, что далеко не для каждого) и приезжающих "с официальным и дружественным визитом" президентов, королей и премьеров ? Ответа нет и не будет...
Мы покидаем Альгамбру через ворота Правосудия:
Если приглядеться, в самом верху арки можно увидеть несколько выступающий камень, на котором изображена кисть руки со сложенными пальцами. Это так называемая «длань Фатимы» - аллегорический символ пяти основ ислама: свидетельства веры, молитвы, поста, милосердия и паломничества.
Назад возвращаемся мимо фонтана
Вашингтона Ирвинга и небольшого памятника ему же. Автор литературного "гимна" Альгамбры не только не забыт здесь, его знаменитая книга на 6-7 языках (и на русском в том числе) продается буквально на каждом углу наравне с фолиантами типа "Вся Гранада" и "Вся Андалусия".
После ужина мы ещё раз поднялись на мирадор Св. Николая, чтобы посмотреть на Альгамбру с ночной подсветкой: