С одной стороны, нельзя сказать, чтобы Палестинская автономия (я о Западном береге реки Иордан) — сильно труднодоступное место: насколько я понимаю, людей просто автобусами доставляют к Базилике Рождества Христова в Вифлеем из
Иерусалима,
Тель-Авива и
Шарм-эль-Шейха (но там, понятно, удочки не брать, из автобусов не выходить). С другой стороны, я слышал, что существуют гиды (напр.,
igor_torick и, наверняка, другие), которые возят на Западный берег. С третьей стороны,
из подробных и толковых текстов
puerrtto и
красивых отчетов
vizaviz понятно, что самостоятельные поездки в Палестину (я именно о West Bank) осуществимы и просты, но сопряжены с кучей мелких геморроев
Теория без практики мертва, так что я, прочитав статью
puerrtto про
монастыри Иудейской пустыни, в эти выходные решил поупражняться с Западным берегом на примере Лавры преподобного Саввы Освященного в Иудейской Пустыне (
Mar Saba). Mar Saba ("один из древнейших и, можно сказать, самых значимых монастырей Православной Церкви"; основана в 483 г. н.э.; в период расцвета тут жило 5000 монахов, а сейчас — 20; но, чтобы не перепечатывать wiki:
Лавра Саввы Освященного), конечно, не из паломнических соображений, а потому что это отличный “quick win”:
1) она близка к Иерусалиму (минут 30 по GPS-навигации)
2) туда можно добраться без внедорожника
3) результат — отличная визуальная карамелька:
Машину в шабат я достал в Бен Гурионе (спасибо за совет друзьям). Документы на машину предупреждают, что перед визитом в Палестину надо проконсультироваться с армией (sic!). GPS-навигатор знает основные города и POI Западного берега (но НЕ деление территорий на
зоны A, B, и С!) и показывает предупреждение, что визит на Западный берег "может быть рискованным". Оба этих предупреждения надо проигнорировать
Карта автодорог, которую выдает прокат, вопреки советам
puerrtto, деления территорий на зоны A, B и С тоже не показывает — по-хорошему, аккуратный путешественник должен озаботиться и достать такую карту где-то ещё (на заправке?)
Если кто не знает, вот так выглядят окрестности Иерусалима в сторону Иудейской пустыни: города и посёлки всегда на верхушках гор, а в оврагах и ущельях либо пустыри, либо свалки или дороги. Еврейские и арабские анклавы перемешаны как лоскутное одеяло. Еврейские поселения издали можно определить по красным черепичным крышам и забору вокруг, а арабские — по минаретам и торчащим из крыш, как принято в арабских странах, арматуринам-заготовкам под новые этажи
Еврейское поселение:
Арабская деревня:
На местности граница между Палестинской автономией и остальной частью
Израиля заметна не так хорошо: израильские КПП в направлении выезда на Западный берег [в нашем случае] никого не проверяли, никого не останавливали, капитальных конструкций на половине в "ту" сторону дороги не имели, и, если не смотреть на встречку, заметны только по шипам на дороге (которые прокалывают колёса если ехать по встречке в сторону Израиля)
После израильского КПП, населённые арабские территории начинаются не сразу, но и без каких-то специальных знаков, явно отмечающих это. Стоит неприметный знак, запрещающий передавать машины в Палестинскую автономию для ремонта или разбора(!), взрывным образом повышается количество мусора и вдоль обочин появляются ничего не делающие мужчины
Неявная граница
На ближнем плане: арабская территория (мусор, мужчина ничего не делает)
На заднем плане: еврейское поселение (забор, коттеджный посёлок с красными крышами)
Уже на территориях становится понятно, почему сюда нельзя отдавать для ремонта: разборки ворованных машин — бизнес громадного масштаба. Их тут как бирж в СССР в 90-м году:
The Bible Guarantees It!
GPS-навитор хоть и знает палестинские POI, но добраться до них не может: полное ощущение, что у него в памяти две независимые сети дорог — полноценная израильская и куцо представленная арабская. Мой конкретный GPS не имел свежей информации о блок-постах и перекрытых дорогах. Я выбрал в навигаторе ближайшую к Марсабе арабскую деревню, но доехать до неё по навигатору не смог: дорога упёрлась в бетонные блоки, которые перегораживали её в 3-х метрах от нужного перекрёстка; пришлось спрашивать местных об альтернативной дороге и долго крутиться вокруг
Палестинские КПП встречаются уже внутри Западного берега, но их связь с зонами A, B и С ни на местности, ни по карте не очевидна. КПП бывают нескольких видов: капитальные, как у израильтян — с будками и шипами, и просто на перекрёстках, условно отмеченные флагами/бочками по бокам дороги. Визиты евреев в зону А запрещены, и на арабских КПП это хитро проверяют: не просто просят предъявить загранпаспорт, но и смотрят наличие штампа о въезде в Израиль (чтобы под видом иностранца не проехал еврей с двойным гражданством)
Проверка на палестинском блок-посту
Без GPS-а, гида или неокартографии на территориях чорт ногу сломит: подавляющее большинство перекрёстков даже главных дорог не отмечено никакими указателями. Есть и отмеченные, но лучше бы не. Вот этот перекрёсток попил у меня много крови: на самом деле, Иерусалим тут направо, а не налево, как на знаках
Любая толковая напряженность между евреями и арабами (или завалящая интифада) начинается с гибели арабского ребёнка под колёсами машины какого-нибудь израильтянина. На месте выяснилось, что сбить арабского ребёнка проще, чем не сбить. Я сам чуть не стал причиной минимум 26 интифад: если пацаны, играющие в футбол на дороге, или девочки с куклами (там же) ещё как-то объяснимы, то зачем дети выходят, берутся за руки и становятся живой цепью перед машиной, едущей в городе по улице (не двору) 40 — выше моего понимания
Палестинская пустыня:
Вокруг — огненная геенна now:
Лавра расположена на берегу ущелья библейской реки Кедрон, которая бежит тут из Иерусалима к Мёртвому морю как-то так:
Это — Mar Saba. Для классического вида надо спуститься в долину Кедрона и забраться на противоположную сторону ущелья (это занимает где-то полчаса-час). Женщин в монастырь не пускают, но и не надо: лучший вид с другой стороны
Библейская
река Кедрон
Вокруг монастыря на многие километры сотни, если не тысячи, пещер, в которых на пике расцвета монастыря жили монахи. Вот тут некоторые приспособлены под парковку:
Арабский мир приводит меня в трепет каждой мелочью: вокруг монастыря почти неподвижно сидят мужчины и мальчики, часто не двигаясь десятками минут: кто просто на горе, а кто-то забирается как рак-отшельник, пятясь задом, в старую келью, так, что снаружи торчит одна голова
Ну и главный приз:
В этом греческом православном монастыре живут 20 монахов, из них — двое русских, но и некоторые греки тоже неплохо говорят по-русски