Я приветствую всех читателей, добравшихся до моего нового рассказа ! Который отличается от всех предыдущих тем, что рассказом вовсе и не является. И уж совсем точно не претендует на путеводитель (эту нишу я для себя полностью исчерпал рассказом о Иерусалиме). Это просто набор дорожных впечатлений, понравившихся видов и мыслей, порождённых всем этим, в общем - некий путевой винегрет. Ну а поскольку речь всё же идёт о Франции, то правильнее будет сказать - оливье. Хотя вполне возможно, что ещё надо поискать француза, который обнаружит что-то родное в этом слове и очень удивится, что блюдо, которое он всю жизнь знает как русский салат, имеет не столь уж давние, хоть и косвенные, корни в его стране
.Почему я выбрал именно такую форму повествования ? Во-первых, потому, что рассказывать с умным видом в миллион ...надцатый раз про Париж, который большинство читателей, уверен, знают и любят намного больше меня, будет не просто глупо (это я ещё мог бы пережить), но и неинтересно. А неинтересные рассказы, перефразируя самого известного в мире кота, надо "выбрасывать на помойку" в самом начале. А во-вторых, сама Франция меня не настолько возбуждает, чтобы вдохновлять на какой-то монументальный эпос с претензией на рассказ - то, что у меня довольно неплохо получается (ну такой уж я скромный ! ) с Испанией. И жанр "заметок-эпизодов" в такой ситуации - самый удобный выход: не надо ничего систематизировать, воссоздавать хронологию путешествия, пытаться что-то донести или в чём-то убедить. Ну а поскольку моё отношение к Франции (равно как и к Парижу) лишено какого-либо пиетета или благоговения, то и заметки мои будут вполне беспристрастными. Словом, я, как трубадур (кстати, ещё одно французское слово !): "что вижу, то и пою" . Так что, держись, Франция !
В самом Париже я уже был, хоть и очень давно: в конце прошлого века, когда слово «миллениум» было самым модным в мире, а на Эйфелевой башне горела надпись AN 2000. И сейчас вполне представлял, что я смогу там увидеть, и отнюдь не был вдохновлён этим. Я далеко не любитель стилей "серебряного века", классицизма, модерна и прочего ампира. И вообще духа, присущего периоду от 18 до начала 20 века. Поэтому мне не нравятся ни Петербург, ни Милан, а столицу моей любимой Испании Мадрид я считаю скучнейшим городом Европы (не считая Москвы, разумеется). И поэтому мне совсем не близок и Париж. А уж сложившиеся применительно к нему штампы типа "самый романтический город, куда надо обязательно приехать влюблённым" или "праздник, который всегда с тобой" и вовсе считаю абсолютно надуманными. На мой взгляд, существует огромное количество городов, в намного большей степени соответствующие понятиям романтики и праздника: Флоренция, Прага, Барселона и уж тем паче - Стамбул, мой самый любимый город на земле. Парижу, мне кажется, больше к лицу звание мировой столицы "осенней меланхолии" - вот тогда в полной степени проявляется тот его дух, та атмосфЭра, которая растиражирована в миллионах картин и песен во всём мире. Недаром именно здесь заливала свою ностальгию эмигрировавшая русская аристократия после октябрьского переворота 1917 года.
Полагаю, что у некоторых читателей возникнет вполне законный вопрос: "раз так, то какого ... он попёрся туда?" Поверьте, что причина была, но она лежит за пределами темы этого рассказа. И ехали мы, можно сказать, с чисто практическими целями - посмотреть то интересное, что можно увидеть в Париже (а всё вышесказанное совсем не означает, что я считаю, что такового там нет). Но мы совершенно не старались "проникнуться духом" либо "почувствовать себя парижанами" - вот уж кем я точно не хотел бы не только быть, но даже ощущать себя.
Интересно, что некоторым моим путешествиям соответствовал некий лейтмотив - песня или мелодия, которая почему-то всплывала в голове и ассоциировалась с конкретной страной или местом. К примеру, самую первую зарубежную поездку - по Италии - "сопровождал" Тото Кутуньо с "Итальяно веро", в первую испанскую в голове постоянно вертелась "Барселона", исполненная ныне покойным "квином" Фредди Меркури вместе с Монсерат Кабалье, сицилийская, естественно, наполнялась известнейшей инструментовкой из "Крёстного отца". А вот хитом нынешнего путешествия стала песенка из мультфильма "Монстр в Париже":
Что касается карт, то применительно к Парижу в очередной раз вне конкуренции оказался путеводитель серии DK, по картам которого мы уже успешно путешествовали по Иерусалиму и Милану. На мой взгляд, для больших городов лучших просто не существует: на "DKшной" отмечены абсолютно все улицы, достопримечательности и станции метро, кроме того, её масштаб достаточно большой и позволяет "найти себя" даже в самом отдалённом уголке.
>>>>>>>>>>>>>> Что понравилось в Париже
Возможно, это прозвучит банально, но больше всего в Париже нам понравилась Эйфелева башня в ночной подсветке. Не в ежечасном вечернем 5-минутном мерцании (это, безусловно, очень эффектно !), а именно в "дежурном" освещении, благодаря которому башня выглядит особенно изящно, а её ажурность сопоставима с самыми прекрасными примерами пламенеющей готики в архитектуре.
И ещё интересная особенность: если "дневная" башня не выглядит очень уж большой, то вечером создаётся впечатление, что она занимает буквально полнеба и пол-Парижа. После этого днём мы долго удивлялись, почему за ночь башня уменьшилась .
Кстати, башня мерцает ежечасно в течение 5 минут, в вовсе не десяти, как написано в некоторых источниках и как, если мне память не изменяет, было в 2000 году.
>>>>>>>>>>>>>> Лингвистика Парижа
Поговорить в Париже по-английски... нет, можно, даже почаще, чем в Испании. Но всё равно далеко не всегда и не со всеми. И надо быть готовым к тому, что именно в тот момент, когда надо узнать что-то важное, твой собеседник окажется ну ни разу не "англичанин". В таких случаях, особенно в местах типа must see, рекомендую сразу переходить на русский: есть шанс, что вас поймут, хоть и через слово. Хитом поездки стала шутка охранника, проверяющего сумки при входе на Эйфелеву башню: "Водка, коньяк, Калашников ?" "Да, течёт жизнь, меняются времена", - отметили мы. Ведь когда-то с русскими ассоциировались медведи, валенки и шапки-ушанки. Ну и та же водка, конечно, как без неё, есть же на свете вечные ценности.
Конечно, до такой повсеместности русского языка, как в Турции или в некоторых местах Италии и Испании, Франции ещё далеко, но и "...мы с тобой в Париже нужны как в русской бане лыжи" Высоцкого уже неактуально. Нужны-не нужны, а положение обязывает - "русские идут" !
Остальные же языки (возможно, кроме суахили - не пробовал) "катят" ещё меньше. Скажем, испанский, который, худо ли, бедно ли, выручал в южной Франции, здесь оказался абсолютно бесполезным.
>>>>>>>>>>>>>> Шартр
Поездка в Шартр получилась довольно спонтанной. Вообще я давно мечтал увидеть шартрский собор, но 10 лет назад не сложилось, а в этот раз регламент 2-дневного пребывания в Париже, как казалось, не позволял такой роскоши. Однако при более тщательной "пробивке" маршрута выяснилось, что программу одного из дней мы так или иначе закончим часа в 3-4, пройдя перед этим десяток километров. Поэтому отдых потребуется в любом случае. Так почему бы не провести его в вагоне поезда (от Парижа до Шартра - час с небольшим), а потом - в неспешной прогулке по городку ?
Благодаря моему постоянному партнёру - гугловскому "жёлтому человечку" я узнал, что в Шартре, кроме собора, есть ещё и изумительной красоты старый квартал, тянущийся вдоль маленькой речки. Это очень аутентичный, абсолютно не тронутый временем район с каменными мостами, свисающими в воду ивами и поднимающимися как будто из самой реки домами. "Человечек" не обманул, и мы остались в полном восторге от этого живописного места .
Что касается собора, то он, конечно, заслуживает внимания, но я ожидал немного большего. Не знаю, в чём и как это должно было проявиться, учитывая, сколько раз я видел его фотографии раньше. Возможно, я представлял его визуально более монументальным, хотя куда уж больше: шпили собора уходят в небо на 100-метровую высоту. Кстати, внешняя асимметричность фасада объясняется разным временем возведения башен. На первый взгляд кажется, что левая (она называется северной), более изящная и витиеватая, моложе правой (южной), выполненной в более строгом романо-готическом стиле. Однако не всё так просто. Именно северную башню построили первой, но изначально она была намного ниже (на фото её границы хорошо видны по более светлому цвету). Сверху её покрывал деревянный купол, который сгорел при пожаре в начале 16 века. И вот после этого над ней и водрузили новый шпиль в стиле так называемой пламенеющей готики (напомню, что сей термин происходит от похожих на языки пламени узоров орнаментов и сильному удлинению вершин арок).
Особенностью шартрского собора является то, что он сохранился с конца 13 века до наших дней практически без изменений. Он избежал серьёзных разрушений и не перестраивался (за исключением шпиля северной башни). Собор одним из первых (в 1979 году !) был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, его построили (точнее, восстановили после пожара) в рекордные сроки - всего за 24 года и освятили в 1260 году в присутствии короля Людовика IX. На протяжении всей своей истории он был одним из самых почитаемых паломнических мест в мире благодаря тому, что владел так называемой "плащаницей Богородицы" - очень чтимой католической святыней.
Вот некоторые детали порталов:
Вообще архитектура Франции, как гражданская, так и религиозная, преисполнена сакральным эзотерическим смыслом, берущим начало из герметизма (основателем которого был широко известный в оккультных кругах Гермес Трисмегист) и алхимии. И соответствующие символы в виде статуй и барельефов присутствуют в большом количестве практически в каждом средневековом соборе, в том числе - и в шартрском. Разбираться во всём этом непросто , желающие углубиться в тему могут почитать книги Фулканелли: "Тайны готических соборов и эзотерическая интерпретация герметических символов Великого Делания" (http://jungland.ru/Library/TainaGoti.htm), "Философские обители" (http://lib.rus.ec/b/369664/read) и "Тайна соборов" (http://lib.rus.ec/b/370138/read). Я ещё вернусь к этому вопросу, когда буду писать о парижском Нотр-Даме, а в Шартре, по всей видимости, одним из проявлений такого символизма являются вот эти "насекомые" на порталах главного (западного) фасада :
Нам очень повезло, что мы увидели собор снаружи таким, как он есть - без следов реставрационных работ. А вот изнутри они как раз шли полным ходом, так что нам не удалось увидеть так называемый «шартрский лабиринт» - огромный узор, выложенный на полу собора в 12 веке и имеющий глубинное эзотерическое толкование. А также насладиться знаменитыми витражами, а именно ними славится здешний собор в первую очередь: шартрская коллекция средневековых витражей считается уникальной и насчитывает более 150 окон. Причём большинство из них сохранились с 13 века. Вот фото только некоторых из них:
Реставрация интерьера в полном разгаре, но над перегородкой, ограничивающей зону работ, можно увидеть новые потолок и верхнюю часть стен. И надо сказать, что увиденное огорчило. Да, собор будет выглядеть очень красиво, но ... изнутри он перестанет быть шартрским собором, поскольку потеряет свою аутентичность, потеряет дух времени, который ещё заметен в той части, до которой реставраторы пока не успели добраться .
Поражает высота свода главного нефа - 37 метров. Я понимаю, что саму цифру очень трудно "пощупать", но в соборе, поверьте, она ощущается, что называется, невооружённым глазом.
В каждом приличном соборе должен быть хотя бы один ангел. Правда, порой они прячутся:
Особенностью шартрского собора является и то, что его боковые фасады не уступают по красоте и изяществу главному и также имеют несколько порталов:
Перед собором разбит простенький, но довольно приятный скверик с "огородами":
И ещё пара церквей заинтересовала нас в Шартре. Во-первых, церковь Saint-Aignan - старейший приход в городе. Весьма любопытен её интерьер, который я бы не назвал традиционным для храмов тех времён.
Статую Жанны д’Арк можно встретить почти в каждой французской церкви. Ведь она не просто является национальной героиней, она канонизирована и причислена Католической церковью к лику святых.
Церковь святого Петра (Saint-Pierre) являлась до французской революции частью бенедиктинского аббатства и была второй по значимости после собора.
Через Шартр пролегает один из путей Сантьяго:
И ещё Шартр - это город мальв. Они растут здесь везде и повсюду, порой вылезая из крохотных щелей между стен домов и тротуаром.