>>>>>>>>>>>>>> Что НЕ понравилось в
Париже
Не понравились французы - в самом широком толковании этого слова. Много лет назад во время предыдущего посещения Парижа наш гид сказала фразу, которая мне почему-то запомнилась: "Французы - испорченные итальянцы". И признаюсь, что это выражение частенько гостило у нас на языках в этой поездке. Нет, ничего серьёзного и личного, слава богу, не произошло, но по мелочам... Скажем, ни в одной стране при переходе мы не сталкивались с ситуацией, когда машины едут навстречу столь решительно, что останавливаются практически в метре, как бы передумав давить нас в самый последний момент
. А пропустив, тут же продолжают ехать даже при "зелёном" в нашу (!) сторону. Мне трудно представить, чтобы в развитой стране (а Франция по экономическим показателям уступает в Европе только
Германии) единственный эскалатор (на подъём, причём на одной из самых глубоких станций) в метро не работал как мимнимум двое суток (а может, и больше, потом мы просто уехали, да ещё неизвестно, сколько он не работал до нас).
Кстати, о метро. Нет, саму его структуру мы восприняли совершенно нормально. В конце концов, выбор направления по конечной станции является практически европейским стандартом, а переходы в Париже лишь немного длиннее мадридских. Но вот вагоны... Я не имею в виду их новизну, чистоту и т.п., я говорю о простых утилитарных деталях. Например, о расположении сидений "лицом к лицу", точнее - колено в колено (а если ещё точнее - между колен). Вот уж где раздолье любителям транспортных "прижималок" - достаточно просто невинно сесть напротив понравившейся женщины !
Причём это сделано в ущерб ширине прохода по вагону, а эта ширина оооочень пригодилась бы в часы пик. Которые в парижском метро будут ещё похлеще московских, по крайней мере - по уровню духоты.
Или железная штанга сразу напротив дверей. Я понимаю, что теоретически это сделано для того, чтобы как-то разделить потоки при посадке-высадке. Но если человек заходит с коляской или большой сумкой на колёсиках, то у него есть только 2 варианта: либо встать в дверях, мёртво заблокировав их до своего выхода, либо продираться в вагон по коленям (буквально) сидящих возле дверей
.
И почему проездные талончики чаще допустимого не срабатывают ("размагничиваются или притворяются, что размагничиваются" по остроумному замечанию одной из форумчанок) - это мне непонятно. В той же "экономически проблемной"
Испании мы почему-то ни разу не сталкивались с подобным. Но это ещё полбеды. Что сделает нормальный человек в такой ситуации? Естественно, попытается обратиться к работнику метро. И, естественно, будет ожидать, что его проблема будет решена быстро и просто (он же, купив талончик, честно оплатил услугу, не включающую в себя никаких проблем !). И что делает работник ? А очень просто - отправляет его в кассу, а кассирша показывает ему на конец очереди. Которая во Франции имеет обыкновение двигаться не слишком быстро
. Простите, но этого, как говорил то ли Жванецкий, то ли Задорнов, я не понимаю... А если я еду на встречу, к началу сеанса или в аэропорт ?
Кстати, об аэропорте. Зачем при посадке на внутришенгенский рейс проверять наличие визы, резко тормозя весь процесс, мне не понятно. И почему в одном из крупнейших "воздушных ворот" Европы из терминалов саморегистрации присутствуют только AirFrance (объединённые с KLM) - мне не понятно. Я, конечно, не имею в виду какое-нибудь "Трансаэро", но уж для далеко не последних "Австрийских авиалиний" такой сервис могли бы организовать... А заодно и починить парочку неработающих траволаторов.
В общем, в конце концов у нас появилось желание выразить наше мнение о французах в рекламных картинках из парижского метро. Я понимаю, что это будет выглядеть немного зло, но ничего не могу поделать. Тем более, что не я придумывал и рисовал ЭТО, а, перефразируя известное высказывание, "каждый народ имеет ту рекламу, которую заслуживает". Значит, сами французы видят себя именно такими, а я... я, напомню, всего лишь трубадур !
>>>>>>>>>>>>>> «Картинки с улицы»
Парижский хай-тек:
Небольшой парк аттракционов в саду Тюильри:
Уличный «напольный» художник:
На вокзале Монпарнасс есть устройство, с помощью которого можно высказать своё отношение к французским железным дорогам:
>>>>>>>>>>>>>> Что понравилось в Париже
Ситуация с оплатой банковскими картами. Принимают везде и любые. В отличие, кстати, от
Вены, где при покупке билетов в метро автомат не принял "нечипованную" ВИЗУ, с которой я проехал всю Францию от Прованса до Нормандии.
Режим работы достопримечательностей. Вот тут уж Франция (и Париж в особенности) действительно "впереди планеты всей" в самом хорошем смысле. Во-первых, они открыты весь день, как правило, с 9.9.30 утра до 6-7 вечера (а многие церкви и того дольше). Во-вторых, за очень редким исключением не имеют дневного перерыва (ох уж мне эти испанские трёхчасовые сиесты... !). А в-третьих, посещение всех храмов, включая собор Парижской Богоматери, бесплатный (как правило, кроме сокровищниц, крипт и подъёмов на башни), что само по себе вполне логично и естественно, но на фоне некоторых европейских стран (не будем указывать пальцем в сторону моей любимой Испании, которая грешит этим бизнесом больше прочих) выглядит приятно.
>>>>>>>>>>>>>> Красивые виды Парижа
Мост Александра III. Можно как угодно относиться к Парижу, но этот мост вряд ли оставит равнодушным. Особенно в солнечную погоду, с которой в этот раз нам повезло.
>>>>>>>>>>>>>> Что НЕ понравилось в Париже
Искусственно созданная очередь в Сен-Шапель. К тому времени мы уже отстояли около часа, чтобы попасть на башни собора Парижской Богоматери и видели очередь в сам собор. Поэтому самому факту очереди в столь почётное место, как Святая Часовня, особенно в "сезон", мы удивлены не были и честно простояли в ней почти полтора часа, думая, что "затык" происходит на уровне касс. Каково же было наше удивление и искреннее возмущение, когда выяснилось, что вся проблема - в проверке сумок и карманов на "аэропортовском" уровне. И только ради этого тысячи людей вынуждены тратить часы, чтобы попасть внутрь, поскольку выяснилось, что дальше - в кассах - народу уже не было вовсе. Да, при входе в некоторые другие парижские достопримечательности у нас проверяли сумки, но делали это визуально и быстро. Но почему именно сюда, в Сен-Шапель, запрещено проносить даже маникюрные ножницы и зачем ради этого устраивать вавилонское столпотворение, понять мы не смогли и, наверное, никогда не сможем
.
Удивил бардак (как мы его восприняли) при открытии доступа на
Эйфелеву башню. У нас были электронные билеты на 1-й "сеанс" - на 9 часов, и мы рассчитывали, что вход на достопримечательность такого уровня откроют точно по часам. А при наличии большой очереди, уже выстроившейся к этому времени из не имеющих предварительного резервирования, постараются работать если не быстро, то хотя бы максимально чётко. Аггга, щас... Минут через несколько после 9 из служебного помещения высыпала группа "людей в сером" (такова форменная одежда местных сотрудников с золотой башней на обшлагах пиджаков), они так долго советовались друг с другом и переговаривались с кем-то по рациям, что у нас сложилось впечатление, что привели каких-то практикантов, которые просто не знают, куда им вставать и что делать. Наконец начали пускать, мы прошли к лифту и - опять остановились. Нет, лифт присутствовал, не присутствовала только "тётя Маша", которая должна была рулить этим лифтом. "Тётю Машу" долго искали по рации, наконец, она нашлась и вознесла нас на 2-й уровень. Самое смешное, что с лифтом на следующий, 3-й этаж произошла примерно схожая история. В общем, мелочи, конечно, но когда мелочей слишком много, из них появляется кучка...
Не понравились завышенные, на мой взгляд, цены в главные мавзолеи Парижа: Пантеон исобор Дома инвалидов. Входные билеты за 9-9.5 евро вряд ли можно считать адекватными, учитывая, что их интерьеры могут представлять интерес только для поклонников "жанра" усыпальниц и любителей стиля классицизма. Кроме того, я вижу в этом и морально-этический аспект. Как я понимаю, отношение к Наполеону в сегодняшней Франции как минимум почтительное. И вполне логично было бы ожидать, что в порядке поощрения интереса к его персоне в мировом масштабе (хотя варвар он был ещё тот - по количеству разрушенных достопримечательностей в Европе его смогли "переплюнуть" только бомбёжки и обстрелы 2-ой мировой войны) доступ к гробнице императора будет свободным, беспроблемным и уж тем паче - бесплатным. Да, можно возразить, что билет включает не только собор с захоронением, но и прочие музеи на территории Дома инвалидов, но это уже будет "забалтыванием" вопроса. Вот как раз музеи и можно сделать платными - и пусть за них платят те, кто хочет посмотреть именно их экспонаты.
Что касается Пантеона, то тут ситуация очень схожая. Брать деньги за доступ к могилам (а больше в Пантеоне платить, право же, не за что) великих (тут уж без всяких "но") сынов Франции - как минимум, бездуховно.
Последний раз редактировалось savl1 07 июл 2012, 13:23, всего редактировалось 1 раз.
>>>>>>>>>>>>>> Ренн
В столице северного французского региона Бретань Ренне мы оказались по пути из аббатства Мон Сен-Мишель в Париж. Я уже знал, что особо интересных мест здесь нет, но между прибытием автобуса и отправлением поезда получилось 1.5-часовое "окно", которое мы, естественно, решили использовать для осмотра города. Правда, для этого надо было освободиться от вещей, не слишком громоздких для дальнего путешествия, но немаленьких для того, чтобы таскать их с собой на пешей прогулке по жаркой погоде. Проблема состояла в том, что в Ренне нет камер хранения, поэтому мы решили использовать "испанский вариант" и попытаться оставить багаж на ресепшене первого попавшегося отеля. К моему удивлению, это сработало именно в первом же отеле. Почему к удивлению ? Дело в том, что мы привыкли не ждать во Франции особых любезностей и то, что в Испании было бы совершенно естественным, здесь воспринимается как приятные неожиданности. Но как бы то ни было, портье, ни минуты не понимающий английского, каким-то чудом уловил суть наших домогательств и с выражением лица "строгим, но справедливым" (испанец расплылся бы в улыбке) показал место для нашей поклажи. Спасибо ему огромное за это !
Ренн - город довольно большой (жителей здесь за 200 000), но то, что можно назвать центром, вкупе с основными достопримечательностями легко обходится за 1.5-3 часа (если вы захотите посетить ещё и ботанический сад Табор). Мы до парка (и находящегося рядом местного Нотр-Дама) не дошли, но в целом представление о городе получили. Вот каким оно оказалось:
А на одной из площадей готовилось какое-то празднество с участием (судя по форме) военных и жандармерии:
Реннский собор. Честно говоря, я редко встречал столь безликие соборы...
Очень жаль, что после разрушения фасада и башни прежнего готического собора новый был построен в таком невыразительном виде. О, времена, о, нравы!..
А вот церковь Сен-Обен вполне нас впечатлила:
Вот такую интересную картину мы наблюдали на главной улице: сразу на нескольких проводах (или что там у них протянуто) висели связанные за шнурки ботинки. Ответа на вопросы «что бы это значило» и «к чему бы это» мы так и не получили. Почему-то первой и единственной осталась версия, связанная с вылетом Франции в четвертьфинале футбольного чемпионата Европы. Может, это то немногое, что осталось от несчастных испанских болельшиков, некстати подвернувшихся под руку французской «торсиде» ?
Дворец парламента Бретани:
Здание мэрии, или ратуша (Hôtel de Ville):
Дворец коммерции на площади Республики:
А перед ним – цветущая лаванда, которую нам не довелось увидеть в Провансе:
В центре Ренна можно встретить так называемые фахверковые дома, традиционные для многих городов северной Европы:
На этом доме заметен блочный механизм, предназначенный для подъёма вещей и грузов на верхний этаж здания:
Интересный факт: до недавнего времени Ренн был самым маленьким городом в мире, имеющим метро, и только в 2008 году уступил это место Лозанне. Кстати, реннский метрополитен с 2002 года работает без машинистов, в полностью автоматическом режиме.
>>>>>>>>>>>>>> Что НЕ понравилось в Париже
Почти полное отсутствие уличной питьевой воды. Не могу сказать, что её нет совсем, пару раз мы натыкались на неё в самых неожиданных местах. Но по сравнению с тем, как в массовом масштабе этот вопрос решается во многих городах Испании и
Италии, Париж выглядит совсем бледно.
Проблема с водой - это только полбеды. В центре Парижа практически невозможно купить вина ! На обоих наших дневных маршрутах (от Марсова поля до
Лувра и от Сите через Латинский квартал) нам не встретилось ни одного магазинчика с вином
. Нет, я не говорю, что их там нет совсем, но если таковые и имеются, то исключительно из разряда "места надо знать". На всякий случай "тем, кто придёт после нас" могу дать такую рекомендацию: смотрите вынесенные на улицу витрины с фруктами-овощами и заходите внутрь: наверняка в глубине таких лавочек вы увидите винные стеллажи.
Повторюсь, что это касается только центра. В окрестностях наших отелей (один - на Монпарнассе, другой - на Пигале) магазинов с вином было предостаточно.
>>>>>>>>>>>>>> Красивые виды Парижа
Очень понравилась площадь Отель-де-Виль (Hôtel de Ville) и собственно здание мэрии, расположенное здесь. Большинству читателей приключенческой литературы эта площадь известна под названием Гревской. Именно здесь на протяжении нескольких веков происходили публичные казни. Именно здесь должен был быть казнён герой саги об Анжелике Жоффрей де Пейрак. И именно здесь в 1792 году впервые была использована гильотина, впоследствие "переехавшая" на Площадь Согласия.
На Гревской площади казнили не только преступников (и тех, кого власти считали таковыми). Первый костёр здесь разгорелся ещё в 1240 году, когда по указанию Римского Папы Григория IX были публично сожжены 20 телег (!!) рукописных книг Талмуда, отобранных у французских евреев. Примечательно, что этот приказ был разослан во все епископства, но исполнил его только король Франции Людовик IX (тогда он располагал реальной властью не на всей территории, которая сегодня является французской)...
Интересно, что название площади происходило от французского слова grève, которое означает плоский берег моря или реки, покрытый галькой или песком. Когда-то на этом месте на берегу Сены находилась первая речная пристань Парижа.
Несмотря на столь тяжёлую историю, сегодняшняя Гревская площадь выглядит очень позитивно, величественно и совсем не страшно.
Я не знаю, чем было вызвано переименование Гревской площади, случившееся в 1803 году. Но, на мой взгляд, это было большой ошибкой. Отель-де-Виль есть практически в каждом французском городе. А Гревская площадь, даже если это произошло исключительно стараниями беллетристов, де-факто стала легендой, стала одним из символов средневекового Парижа, эксклюзивом, который из-за смены имени сегодня размыт и многими позабыт; площадь с сегодняшним названием сама по себе не вызывает желание посетить её, обратить на неё внимание
. И если бы я был парижанином (чего никак не могу себе пожелать), а городские власти решили устроить референдум о возвращении площади её исторического названия, я бы проголосовал за это обеими руками.
>>>>>>>>>>>>>> Что понравилось в Париже
Водная прогулка по Сене оставила одни из самых приятных парижских впечатлений. Точнее, прогулок было две: при свете и в сумерках, переходящих в ночную темноту. И если меня спросят, какую из двух я бы порекомендовал, я, не задумываясь, отвечу: ОБЕ ! Потому что они совершенно разные и каждая имеет свою индивидуальную привлекательность.
Вариантов подобных прогулок много, но среди прочих перевозчиков выделяются 2 основные судоходные компании: Batobus (
http://www.batobus.com) и Bateaux-Mouches(
http://www.bateaux-mouches.fr). Batobus организует челночный трафик по Сене, делая 8 остановок, на любой из которых вы можете подняться на борт или наоборот сойти на берег. Недостаток Batobusа в том, что билетов на разовый проезд не существует: самым дешёвым вариантом является дневной проездной стоимостью 15 евро. Конечно, если вы поставите целью целый день кататься туда-сюда по воде, эта цена будет более чем приемлемой. Однако если вы захотите просто для разнообразия проехать по Сене, скажем, от Сите до Эйфелевой башни, то стоимость получится высоковатой.
В этом смысле более привлекательными выглядят мини-
круизы компании Bateaux-Mouches. Они стартуют от пристани, расположенной в двух минутах от моста Альма (рядом с метро Alma-Marceau) и делают большой круг, проезжая сначала за остров Св. Людовика до Аустерлицкого моста, разворачиваются, доплывают до моста Бир-Хаким, снова разворачиваются и уже после этого возвращаются на «домашний» причал. Время такой поездки составляет 1 час 10 минут, а стоит это удовольствие 11.5 евро. Благодаря большой вместимости судов, а также частому графику отплытий (в сезон – каждые 20-30 минут), попасть на ближайший рейс не представляет проблемы.
Когда мы в первый раз шли к пристани от моста, то пришли в ужас от количества людей, которых ежеминутно подвозили сюда большие автобусы. Однако даже если вы увидите на причале огромную толпу, пугаться не следует: по нашему поверхностному подсчёту каждый круизный кораблик Bateaux-Mouches вмещает от 500 до 800 человек, так что вряд ли вы будете ожидать времени больше, чем до отправления очередного судна.
Ну а сама поездка… она великолепна !
Вы проплываете все самые красивые парижские мосты, а с воды они выглядят ещё более привлекательно, особенно когда «накладываются» один на другой; вы видите со всех самых выигрышных ракурсов парижский Нотр-Дам: от изящного готического фасада до хрестоматийного вида со стороны апсиды, откуда он напоминает гигантского паука; Большой, Малый и Бурбонский дворцы, музей д’Орсе, Лувр – в общем, очень многое из того, что как раз со стороны выглядит наиболее эффектно. А ночью (или в сумерках) вы видите всё то же самое… но совсем другим.
А вообще плотность навигации по Сене поражает. Вот такая картина, как на фото ниже, отнюдь не является исключением.
>>>>>>>>>>>>>> «Картинки с улицы»
В ожидании поезда на вокзале Монпарнасс мы увидели пианино:
Пока мы гадали, для чего оно, ответ появился сам собой: один из пассажиров отложил свой багаж, уселся за инструмент и сыграл что-то классическое.
Подобную картину позже мы наблюдали ещё несколько раз.
>>>>>>>>>>>>>>
Ограждения нескольких парижских мостов (в частности – моста Искусств и моста Архиепископа) влюблённые приспособили для очень оригинального и романтичного выражения своих чувств - в виде прикреплённых замочков. Подозреваю, что все ключи от них покоются на дне Сены – а разве можно придумать более логичное завершение такого ритуала ? Признаюсь, что после нашей поездки как минимум на 1 замочек там стало больше
.
>>>>>>>>>>>>>>
На мосту Александра III прогуливались молодожёны. Они были молоды, веселы и с радостью фотографировались на каждом шагу
. Но в какой-то момент на невесту (или уже жену ?) снизошло сомнение: «А всё ли я правильно делаю ?
Может, утопиться, пока не поздно ? Вот же и река рядом, и мост подходящий…» - написано на её лице
. А жених-муж, видимо, почувствовал неладное, забеспокоился, с испугом смотрит на свою благоверную в ожидании её решения
:
>>>>>>>>>>>>>>
В хорошую погоду все считают за благо устроиться в кафе на свежем воздухе. Но, пожалуй, только во Франции - и особенно ярко это проявляется в Париже - любят рассаживаться не вокруг столиков, а рядами, лицом к улице, образуя своеобразный партер:
>>>>>>>>>>>>>> Парижские «тайны»
Мост Альма, вблизи которого расположена пристань компании Bateaux-Mouches, назван в честь победы французов над русскими в Альминском сражении Крымской войны. Именно в туннеле у этого моста погибла в автокатастрофе в 1997 году принцесса Диана, после чего скульптуру «Пламя свободы», являющуюся копией пламени факела статуи Свободы, многие считают монументом в её память.
Я был удивлён, почему у одной из опор моста расположена большая статуя – слишком уж бросалась в глаза несимметричность её одиночества. Оказалось, что раньше статуи были у каждой опоры - зуава, гренадера, артиллериста и пехотинца. Их использовали для визуального определения уровня Сены: когда вода покрывала ступни ног зуава, доступ публики к реке перекрывала полиция, а когда вода доходила до уровня бёдер - закрывалась речная навигация. В семидесятых годах прошлого века мост был реконструирован и расширен для большей пропускной способности дорожного движения, после чего на нём сохранилась только фигура зуава, а остальные статуи были увезены за пределы Парижа.
>>>>>>>>>>>>>>
Египетский обелиск, установленный на площади Согласия, отличается от многих прочих, установленных в разных городах Европы, своей «легальностью»: он не был украден в качестве «военного трофея», а был подарен Парижу правительством
Египта в знак признания заслуг французского лингвиста Жан-Франсуа Шампольона, расшифровавшего в начале 19 века египетские иероглифы и тем самым подарившим египтянам … их собственную историю.
>>>>>>>>>>>>>> Красивые виды Парижа
Я совершенно не в восторге от «классической» Триумфальной арки в Париже. На мой взгляд, это абсолютно раздутая (в том числе – благодаря роману Э.М. Ремарка) достопримечательность, не заслуживающая особого внимания (равно как и
Елисейские поля, в конце которых она расположена)
. К примеру, подобная арка в
Милане выглядит куда более интересно, равно как, кстати, и Московские Триумфальные ворота. А вот так называемая Малая Триумфальная арка, или Арка Карузель, мне очень нравится. Возможно, тем, что была построена по образу и подобию римских арок, а римляне знали толк в создании таких сооружений.
Кстати, в качестве образца для Арки Карузель в разных источниках упоминаются Триумфальные арки Константина и Септимия Севера в
Риме. Дабы не попасть впросак в этом вопросе, я решил выяснить, какая из версий ближе к истине. Оказалось, что в целом Арка Карузель почти в равной степени напоминает обе римские, но по виду фронтона всё же ближе к арке Константина:
Для сравнения: вот так выглядит арка Септимия Севера:
Интересно, что во времена наполеоновских войн Малая Триумфальная арка была увенчана четвёркой коней, снятых (на такие случаи есть хорошее русское слово, привести которое здесь я не могу по понятным причинам
) с собора Святого Марка в
Венеции. Правда, справедливости ради нельзя не отметить, что сами венецианцы тоже … (вот-вот, опять это же слово !
) …стащили эту квадригу в Константинополе во время 4-го крестового похода (а вообще истоки скульптуры уходят приблизительно в 4 век до н.э аж в древнюю
Грецию). Так что правых и виноватых в этом деле уже найти сложно, а историческая справедливость сегодня заключается в том, что в 1815 году конная скульптура была возвращена в Венецию, а на Арку Карузель водрузили новую композицию, ещё более помпезную.
Кстати, именно от Малой Триумфальной арки начинается одна из самых известных и длинных «осей» (перспектив) парижской архитектуры, которая проходит через сад Тюильри, площадь Согласия, Елисейские поля и заканчивается в «городе 21 века» района Дефанс Большой аркой в стиле хай-тек.