В конце улицы Грабен открывается площадь Св. Стефана, из названия которой нетрудно догадаться, что именно здесь расположен венский Собор, или Стефансдом, освящённый в честь одного из первых христианских мучеников. Он вполне достоин уровня древней европейской столицы, но всё же я не смог бы поставить его в один ряд с лучшими соборами
Франции,
Германии и
Испании. Собор Св. Стефана нельзя назвать чисто готическим: его главный фасад сохранил многие черты романского стиля, а интерьеры уже в 16-17 веках были переработаны в стиле барокко.
Стыдно признаться, но мы нарушили свою же традицию обязательно подниматься на вершину каждого собора, который мы посещаем
. Пусть же оправданием нам будет то, что после трёхчасовой прогулки по 35-градусной жаре мы уже изрядно подустали и с учётом ещё остававшегося маршрута не рискнули штурмовать 343 ступени, ведущие на башню собора...
Здесь, возле Стефансдома, завершилась основная часть наших венских прогулялок. Нам осталось посмотреть совсем немного, но для этого надо было переместиться в другой район города к церкви Св. Карла. При иной погоде туда легко можно было бы дойти пешком (от церкви башни собора кажутся совсем близкими), но при наших обстоятельствах мы решили проехать одну остановку на метро. Но уже после того, как мы купили билеты, выяснилось, что именно эта линия (U1) закрыта на ремонт !
Нам пришлось ехать в обход, с пересадкой, и в итоге я совсем не уверен, что такой трансфер реально сэкономил нам силы по сравнению с пешей прогулкой
.
Карлскирхе, или церковь Св. Карло Борромео - ещё один памятник, сооружённый в честь окончания эпидемии чумы. Косвенным образом её название напоминает о самом императоре Карле VI, по приказу которого она и была заложена. Фасад церкви можно было бы назвать вполне традиционным, если бы перед ним не высились 2 витые колонны, напоминающие римскую колонну Траяна и парижскую на Вандомской площади:
Внутрь церкви мы не попали. Выяснилось, что свободный вход в неё открывается только в 6 часов вечера, а до этого времени за вход в "Божий дом" надо платить
. Так что то ли из-за возмущения по этому поводу, то ли от общей усталости, то ли из-за того, что нам не хватило мотивации посмотреть очередное барокко (ради готики мы, наверное, всё же заплатили бы) мы ограничились внешним осмотром церкви, которая, должен признать, очень красива, несмотря на наше равнодушие к такому стилю. А дополнительный и совсем не лишний штришок живописности придаёт небольшой пруд, устроенный перед её фасадом.
Даже не знаю, кому сейчас хуже: нам или велосипедистам...
Последним пунктом нашего венского маршрута был парк-ансамбль Бельведер. Его построили в качестве летней резиденции для принца Евгения Савойского, о котором я уже писал. Не скажу, что парк совсем никакой, но мне он показался довольно скучным и рассчитанным на очень-очень любителей именно подобного стиля. И он уж точно не предназначен для отдыха в такую жару, поскольку низкопостриженные деревья и кустарники не создают практически никакой тени.
Даже главный вход на территорию комплекса не слишком впечатляет:
Иногда Бельведер называют "Венским Версалем", но мне представляется, что это неоправданно пафосное сравнение. Скорее его можно сравнивать с парижским садом Тюильри или нашим (московским) Кусково, которое, кстати, на мой взгляд, переигрывает Бельведер по всем статьям.
Конечно, любопытно осмотреть парковые скульптуры. Но уж где-где, а в
Вене скульптурами удивить трудно.
Единственным действительно красивым местом здесь является каскадный фонтан:
Вход в сады Бельведера свободный, платить надо только за посещение музеев.
По дороге к станции Wien Mitte мы шли по Марокканской аллее (Marokkanergasse) и увиделифонтан с прекраснейшим восточным орнаментом (вот уж что я действительно люблю - так люблю !
):
На табличке, установленной рядом, написано, что этот фонтан - дар правительства
Марокко и лично короля Хасана II австрийскому народу в честь Миллениума (дело было в 1999 году) в знак давних и дружеских отношений между
Австрией и Марокко.
Наши венские прогулялки закончились. Да, погода подготовила нам неприятный сюрприз, но основные достопримечательности города мы увидели. А большего и не требовалось, поскольку любимая многими атмосфера Вены - совсем не наша "среда обитания". В конце концов, есть места, куда ездишь, чтобы "глотнуть воздуха", а есть - для "просто посмотреть", и это абсолютно естественно. Конечно, что-то нам пришлось пропустить из-за полной нестыковки с нашим маршрутом (например, мне почему-то хотелось увидеть скульптуру Марка Антония в колеснице, запряжённой львами), что-то "урезать" (мы не поднялись на собор, не обследовали более "плотно" Вотивкирхе и Ратушу, не прошлись по венским паркам и скверам). Хотя, если честно, даже в идеальных погодных условиях для человека, не фанатеющего именно Веной, оптимальный формат осмотра города мне представляется не более полутора дней (без учёта выезда в Шёнбрунн, естественно).
Я никоим образом не призываю ориентироваться на мои венские впечатления. Они будут совершенно другими у тех, кто окажется здесь в более комфортных погодных условиях. И у тех, кто увидит вечернее освещение Вены - не сомневаюсь, что местами очень красивое. И, конечно же, у тех, у кого дух "серебряного века", барокко и вальсов резонирует с состоянием их душ и сердец, у тех, кто провёл здесь хотя бы одну из своих прошлых жизней и теперь возвращается во что-то родное и знакомое. Вена - безусловно интересный город, но не из тех, где каждый может найти что-то своё. Так что удачи всем в посещении Вены и особенно - "своих" мест и городов !