«Здесь недаром страна сотворила
Поговорку, прошедшую мир:
Кто испробовал воду из Нила,
Будет вечно стремиться в Каир.»
Николай Гумилев
Примечание автора: воспринимать слова поэта можно только фигурально, в противном случае, если вы всего лишь станете козлёночками – считайте, что вам крупно повезло .
Я очень люблю Стамбул (нет-нет, я не забыл, что рассказ посвящён Каиру ! ). При всей моей любви к Испании именно Стамбул – единственный город на земле, в который мне хочется приезжать вновь и вновь.
Я очень люблю стамбульские мечети. Пожалуй, только средневековые готические соборы оспаривают с ними в моей душе звание «Божьего дома». Но если восхищение готическими кружевами является выразительным восторгом (что-то типа «Вау !»), то в мечетях я чувствую обстановку внутреннего созерцания, погружения в Божественную недвойственность окружающего бытия. Я помню, как в самой знаменитой стамбульской Голубой мечети (туда надо идти обязательно вечером, когда схлынут потоки организованного туризма) меня охватывало потрясающее ощущение, что я нахожусь в самом центре мироздания, которое на самом деле является благим и любящим, и ждёт только того, когда мы это поймём и отдадимся в его руки, доверимся Богу (долгожданное «Да будет воля Твоя !» ), который на самом деле, конечно же, не является ни христианским, ни мусульманским, ни одним из сотен из индуистского божественного пантеона. И я готов подписаться под самым знаменитым мусульманским догматом «Нет Бога кроме Аллаха». Ибо главное тут – утверждение единственности и всеобщности Бога, а всё остальное – игра терминологий, в которой я не участвую.
И в такой оценке я вряд ли буду одинок даже в стране, считающей (порой – совершенно искренне) себя христианской. Интересно, что Флоренс Найтингейл - известная сестра милосердия, учёная, меценат и общественный деятель 19 века при всем своём отрицательном отношении к исламу писала, побывав в Каире, что «мечеть кажется более религиозной, и здесь молиться, пожалуй, даже лучше».
И хотя именно стамбульскую мечеть я предпочёл бы в качестве места душевного отдохновения, город «1000 и одной ночи» я нашёл в совершенно в другом месте (кто сказал – Эмираты ?! Ну что вы... ) – в Каире, «городе тысячи минаретов», как его порой называют. И вот им, каирским минаретам, и посвящён этот небольшой фоторассказ.
У учёных и теософов нет единого мнения, когда возле мусульманского храма появился первыйминарет (само слово происходит от арабского «манара» - маяк, или, в более широком смысле - место, откуда исходит свет). Некоторые считают, что они зародились (равно как и другие священные элементы мечети – михраб и минбар) в Медине ещё при жизни пророка Мухаммеда. Некоторые отдают первенство каирской мечети Амра, некоторые называют таковыми башни дамасской мечети Омейядов, которые выполняли функции минаретов ещё до сооружения таковых. Минареты были не только башнями, с которых муэдзины призывали к молитве, они служили и ориентирами, по которым караваны издалека узнавали о близости города, и сторожевыми башнями, и просто символами устремлённости к Небесам.
Первым муэдзином считается некто Билял ибн Рабах, который, кстати, был чернокожим. В день завоевания мусульманами Мекки Билял взобрался на крышу Каабы и по личной просьбе Мухаммеда спел первый азан.
Впервые я услышал азан несколько лет назад в Иордании, когда где-то около 5 часов утра меня разбудил волшебный звук, который, казалось, вытягивал из меня душу, как жилы из тела, и возносил её куда-то в Небеса. Впечатление было непередаваемым, и с тех пор азаны стали для меня одним из самых любимых видов музыки . А будучи в восточных странах, я всегда с нетерпением жду азана и, услыша его, получаю непередаваемое удовольствие.
Каир, если суметь абстрагироваться от грязи, нищеты и «бакшишников» - очень красивый город, сохранивший своё средневековое обличие как мало какой другой. Но главными «жемчужинами» Каира являются его мечети. И вот тут сравнение со Стамбулом будет явно не на стороне последнего. Француз Шампольон, которому принадлежит заслуга расшифровки древнеегипетских иероглифов, благодаря чему весь мир узнал историю Египта, говорил, что увидел в Каире «множество мечетей, причём каждая превосходит изяществом линий предыдущую, они украшены изысканными арабесками, а над ними возвышаются восхитительные стройные минареты».
При всей своей гармоничности стамбульские мечети всё же являются весьма однообразными и различаются (по крайней мере, на первый взгляд) в основном размерами и числом минаретов. Причём сами минареты тоже не блещут большим разнообразием: как правило, они имеют форму заострённого сверху «карандаша». В Каире же, напротив, встретить два одинаковых минарета очень нелегко. Давайте попробуем в этом убедиться.
Над одним из символов Каира – воротами Баб Зувейла высятся два минарета, которые на самом деле принадлежат соседней мечети Аль Муайяда и были построены лишь через 400 лет после возведения самих ворот.
Минареты мечети Аль Азхар - одной из самых знаменитых в мусульманском мире:
Особенно оригинально и эффектно выгляди раздваивающийся кверху минарет.
Мечети Аль Азхар более 1000 лет. С момента своего основания она была призвана сочетать в себе религиозные и образовательные функции, и сегодня университет Аль Азхар претендует на статус старейшего учебного заведения в мире (это звание оспаривает марокканский университет в Фесе).
Минареты находящихся рядом мамлюкских мечетей Аль Насира и Баркука:
«Лес минаретов" с высоты мадрасы Эль Гурия:
Неподалеку от ворот Баб Аль Футух в самом начале улицы Аль Муиз расположена одна из самых старых в Каире мечетей – Аль Хакима с очень оригинальным минаретом. Который, правда, на 300 лет моложе самой мечети, поскольку «родные» минареты были разрушены землетрясением, а новый построен султаном Бейбарсом в мамлюкском стиле в самом начале 14 века.
Султан Бейбарс – одна из самых значимых фигур средневековой исламской истории, «гроза крестоносцев N2» (первым, несомненно, был легендарный Саладин, величайший полководец в мировой истории). Как и многие мамлюки, он сделал военную карьеру, пройдя путь от раба до крупного военачальника и халифа. Именно Бейбарс взял (правда, хитростью) бывшую ранее неприступной крепость крестоносцев Крак де Шевалье в Сирии, одержал ряд побед на территориях Ливана, Палестины и Антиохии. Он нанёс окончательное поражение монгольскому войску под командованием Хулагу, внука Чингисхана, который до этого прошёл через Иран и Ирак, разгромил Аббасидский халифат, казнив его последнего халифа, и захватил Сирию.
Минареты на кладбище мамлюков, так называемом "городе мёртвых":
Ещё одна из самых старых (построена в 879 ! году ) и значительных каирских мечетей –мечеть Ибн Тулуна – египетского наместника времён династии Аббасидов и основателя династии Тулунидов. Считается, что это самая старая мечеть Фустата, столицы Египта раннего Средневековья, предшественника современного Каира, практически сохранившая свой первоначальный облик. Она вмещает около 60 000 человек - Ибн Тулун повелел, чтобы его мечеть могла разместить все мужское население города на пятничной молитве. Главная особенность этой мечети – минарет со спиралевидным пандусом, напоминающий лестницу минарета мечети в городе Самарра в Ираке. Есть мнение, что такая конструкция была идеей самого Ибн Тулуна, хотя некоторые историки относят его к более позднему периоду – концу 13 века.
Мечеть Ибн Тулуна – совершенно удивительное место, оставившее, возможно, самое сильное впечатление от Каира. Когда я стоял посреди неё, практически совершенно один (мечеть лежит в стороне от традиционных туристических троп), в окружении стен, которым было более 1000 лет, ощущения были непередаваемые. Я не могу описать их, скажу лишь, что я соприкоснулся с какими-то сакральными вибрациями этого древнего места .
С высоты минарета (на него можно подняться на удивление бесплатно) открывается каирский «лес минаретов»:
Над мечетью Ибн Тулуна возвышается ещё один минарет, принадлежащей расположенной рядоммечети Prince Sarghatmash Al-Naseri (с переводом, право, затрудняюсь, хотя общий смысл понятен):
Один из самых эффектных «парков минаретов» в Каире можно увидеть напротив цитадели, где расположены две мечети: султана Хасана (слева) и Эль Рифаи (справа):
Не правда ли, глядя на них, трудно сказать, что их разделяет полтысячелетия ? Дело в том, что мечеть Эль Рифаи является сравнительным новоделом, будучи построенной уже в начале 20 века. Интересной особенностью мечети султана Хасана является то, что её стены были возведены из обработанных каменных глыб из облицовки пирамид. Её южный (левый) минарет является самым высоким в Каире. Исследователи находят в нём большое сходство со знаменитым Фаросским маяком - одним из семи чудес света античного мира.
Ещё один раздвоенный минарет (подобный мы уже видели в мечети Аль Азхар) возвышается надмадрасой Amir Akhur:
Справедливости ради надо отметить, что стамбульские «пальчиковые» минареты присутствуют и в Каире. Но здесь они только дополняют общее разнообразие. Подобные минареты можно увидеть, к примеру, у мечети Махмуд Паши:
А также у самой известной в народе (поскольку именно в неё везут своих клиентов все пакетные туры) мечети Мухаммада Али в турецком стиле, расположенной в цитадели и, на мой взгляд, абсолютно не гармонирующей со старым Каиром:
На территории той же цитадели намного более интересна мечеть ан-Насира Мухаммеда. Она расположена напротив мечети Мухаммада Али, но мало кто обращает на неё внимание. А обратить есть на что: мечеть ан-Насира Мухаммеда построена в 14 веке иранским архитектором, бежавшим в Египет от монголов. Поэтому её минареты, увенчанные луковичными головками с фаянсовыми изразцами, напоминают об архитектуре Центральной Азии:
Отсюда, из цитадели, открывается один из самых знаменитых видов Каира, на переднем плане которого расположены мечеть султана Хасана и мечеть Эль Рифаи:
Уже упомянутая выше Флоренс Найтингейл в одном из писем признавалась, что очарована этим зрелищем:
«Это прекраснейший вид на свете. Каир, такой огромный, лежит у твоих ног, будто лес минаретов, куполов и башен. За ним величаво течет Нил… а силуэты трех пирамид отчетливо вырисовываются на фоне неба. Здесь поклонялись Осирису, здесь бродили Авраам и Моисей, и здесь, быть может, младенец-Спаситель с рук Богоматери впервые улыбнулся солнцу».
Коль уж разговор коснулся цитадели, не могу не отметить, что построил её ни кто иной, какСаладин. Причём для возведения цитадели он разрушил малую пирамиду в Гизе, используя ее камни в качестве стройматериала. Правда, в первоначальном виде сохранилась лишь часть северной стены – и это единственное, что досталось нам от саладиновского Каира. В чём, на мой взгляд, проявилась одна из величайших исторических несправедливостей, поскольку Саладин был не просто полководцем, он являлся человеком чести, слова, доблести, истинно рыцарского благородства. Будучи мусульманином до мозга костей, он поражал своей веротерпимостью. Я неоднократно читал, что даже те историки, которые были априорно настроены против Саладина, провели много бесполезных часов, дней и лет, пытаясь найти в хрониках что-либо, порочащее этого человека.
Заканчивая этот небольшой фоторассказ, я приведу ещё несколько фото интересных минаретов Каира:
Вот не очень часто встречающийся здесь квадратный минарет:
А вот современная стилизация «под минареты» рядом с мечетью Сайедна Аль Хусейна:
И ещё один явно современный минарет:
Я думаю, очень интересно увидеть, как выглядели знакомые многим места в позапрошлом (теперь уже !) веке, например, на рисунках моего любимого «восточного» художника Дэвида Робертса:
Спасибо всем за внимание ! В рассказе я использовал информацию из книг, которые перед поездкой в Каир создали очень правильное настроение:
- Эндрю Битти «Каир: история города» (http://lib.rus.ec/b/309612/read)
- Джеймс Олдридж «Каир. Биография города» (http://www.anhar.ru/library.html,http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2571928)
Много прекрасной и, не побоюсь этого слова, эксклюзивной информации я нашёл на сайтеhttp://www.touregypt.net/cairo/cairoislamic.htm.