Продолжаем наш рассказ.
В порту встречала настоящая вьюга. Сойдя с кораблика, направились в городок, посмотреть, что есть в местных магазинах и купить продукты на вечер, не зря ведь в номере была небольшая кухня.
Поход по магазинам показал, что снабжение организовано отлично, ассортимент продуктов не уступает среднеевропейскому городу. Цены тоже среднеевропейские, за исключением местных товаров, отличавшихся в лучшую сторону по соотношению качество / цена. Если в турфирмах цены указывают в евро, долларах и датских кронах, то в магазинах – только кроны. Пластиковые карты принимают везде.
Есть в городке и сетевой магазин.
Судя по количеству и состоянию автомобилей на стоянке, местное население явно не бедствует. В этом магазине среди местных товаров были, и шкуры разных зверей. Очень красивые, знатоки бы, наверное, смогли оценить по достоинству. Не зря ведь шкуры из Гренландии в больших количествах экспортируются в Данию, где, даже если зима относительно теплая, женщины всех возрастов щеголяют в шубах из тюленьих шкур. Если им задают по этому поводу вопросы, они на полном серьезе объясняют, что таким образом помогают поддерживать традиционные промыслы малых народов, составляющие основу экономики Гренландии.
А меха в маназинах Илулисата шикарнейшие. Стоя т они здесь примерно в 2 - 2,5 раза дешевле, чем в Нуке или в 5 - 6 раз дороже, чем в Рейкьявике. От их покупки удержало не только то, что никто из нас спецом по мехам не является, но и невозможность объяснить при вохможном шмоне в Кефлавике наличие таких шкур в багаже. Хоть визы Гренландии у нас и не спрашивали, но приходилось помнить, что здесь мы находимся нелегально.
Поскольку среди продуктов много необычных и интересных, то закупились капитально, еле дотащили покупки до отеля. Такси на улицах не видели вообще. Есть ли здесь вообще этот вид транспорта, осталось неизвестным.
После ужина на пару с сыном отправились в горы – небольшая прогулка перед сном была просто необходима, тем более что погода опять улучшилась.
1.3. Небольшой хайкинг по окрестностям
Перешли дорогу, проходящую рядом с отелем, поднялись на ближайшую горку.
Так вот смотришь на фотографию - поле, а на самом деле это – болото. Идти по нему невозможно, только по камням, благо их тут полно. Попрыгали дальше с камня на камень, обходя центр болота слева.
Допрыгали так почти до самых гор, уже конкретно покрытых снегом. Тут чувствовалось дыхание арктических ледников, было холодно и неуютно. Явно был слышен волчий вой, собачий лай и какое-то рычание. А от городка мы удалились уже довольно далеко.
Вообще как-то не по себе в такм месте. В горы не пошли, решили, что нам туда не надо. Попрыгали по камням на север, в направлении аэропорта. Через несколько сотен метров вышли на тропку, обозначенную кучками камней.
Отсюда был уже виден аэропорт, из которого мы ещё вчера смотрели сюда, на горы.
Пройдя ещё немного по тропинке, увидели, что она ведёт к кладбищу, которое мы видели по дороге из аэропорта.
Кладбище вообще место невесёлое, а кладбище в вечной мерзлоте… Бррр.
А вблизи ничего так, много цветов (конечно, искусственных), даже, можно сказать, красиво.
Перейдя дорогу от аэропорта к городку, поднялись на холм, с которого открывался чудесный вид на залив и бухту Диско.
Опять по камушкам попрыгали вниз – к океану. Тут пирует целая колония гагар. На заднем плане видны льды айсфьорда.
Посмотрели на гагар, они на нас, побродили по берегу и отправились обратно. Закат, хоть и был шикарным, но обещал похолодание.
Возвращаясь в отель по дороге, обратили внимание на необычный дорожный знак.
Как выяснилось позже, такие знаки в Гренландии совсем не редкость, да и понять, что они означают, совсем не сложно.
Вернулись в отель в состоянии полной усталости и сразу грохнулись спать
14.09.13
Ilulissat – Aisfjord – Ilulissat – Nuuk.
Именно такую картину можно было наблюдать, выглянув из окна утром этого сентябрьского дня. Снег лежал везде и не собирался таять.
Порадовались, что всё это безобразие не произошло вчера, и пошли на завтрак.
После завтрака надо было решить, как занять время до вылета в Nuuk. Ситуация усложнялась тем, что вылет был в 16:00, а номер освобождать надо до 10:00. Решили попробовать договориться, чтобы оставить чемоданы на ресепшене, а самим погулять по городу. Пошёл заплатить за отель и потолковать с администраторшей. Захватил сына, как переводчика, у него с английским получше. Стали договариваться про трансфер в аэропорт. У администраторши был монитор, на котором она видела расписание рейсов из аэропорта. Оказалось, что наш рейс перенесли на 17:30. Как сказала администратор, такое здесь частенько бывает. Договорились, насчёт трансфера в аэропорт в 16:00, причём она предлагал ехать вообще в 16:30, но так рисковать не хотелось. Спросили администратора, а чем, собственно, можно заняться в оставшееся время. Она в свою очередь поинтересовалась, были ли мы в Айсфьорде, и очень удивилась, что не были. После этого протянула нам небольшую карту с маршрутами по фьорду (синий покороче, красный подлиннее) и показала, куда нужно идти. Также она сказала, что народа в отеле мало, и мы можем оставить вещи в номере до отъезда. Заплатили за номер и пошли собираться на неожиданно образовавшуюся прогулку.
Опять потопали в городок по уже много раз исхоженному мосту.
В очередной раз прошли по улочкам мимо магазина Pisiffík. За магазином оказался стадион, а за стадионом уже и выход из городка. Сразу за его пределами начинается другой город, в котором живут уже не люди, а ездовые собаки – хаски. Их тут примерно три с половиной тысячи.
Правильнее даже сказать не живут, а существуют в ожидании зимы, когда они снова понадобятся людям.
Эта порода собак устроена таким образом, что в условиях ограниченной подвижности при хорошем питании животные сильно набирают вес, поэтому хозяева держат их впроголодь, изредка привозя корм из расчёта, чтобы они только ласты не завернули от голода. Поэтому собаки здесь голодные и, конечно же, до предела злые. Естественно, все они сидят на цепях, и до дороги добраться не могут, но между собой активно взаимодействуют – грызутся, если хозяева ошиблись с длиной верёвки, а если не ошиблись, то воют друг на друга – стая на стаю. Хаски практически не умеют лаять, а воют как волки, этот вой мы и слышали во время вчерашней прогулки по окрестностям городка. Эти зверюги не признают никого, кроме вожаков своей стаи и, может быть, ещё своих хозяев, которых воспринимают, как источники пищи, за что, собственно, и немного уважают. Подходить к ним близко равносильно самоубийству. Шум и гвалт, стоящий над этой площадкой, не поддаются описанию.
Пройдя собачий городок, выходим к стеле – указателю, на которой нарисовано направление пеших маршрутов.
Идём по «синему» маршруту – прямо к фьорду.
2.1.4. Ледяной фьорд (Aisfjord)
По обоим краям дороги слегка припорошённое снегом болото, на специальных табличках написано, что сходить с дорожки не рекомендуется. Да и не очень хочется.
Прямо на дорожке - медная чеканка, понятная без перевода.
Через несколько метров от этой надписи – основная смотровая площадка.
На табличке – предупреждение о цунами, которые могут возникнуть в результате обрушения больших глыб льда в воду.
Идём по маршруту, поднимаемся не небольшую гору. На самой вершине лавочки для уставших туристов.
Сидеть на них нет совсем никакого желания.
За горой льды подступают совсем близко к берегу.
Идём по тропинке, проложенной между крутыми склонами холмов и замерзающими озёрами.
Добираемся до того места, где лёд начинается прямо от берега.
Если продолжить путь по берегу, то можно выйти к остаткам древнего поселения Сермермиут, где эскимосы проживали тысячи лет. Оно находится приблизительно в 1,5 км южнее города. В 1772 году это было самое крупное поселение в Гренландии - здесь проживало более 250 человек.
К сожалению, времени у нас не так уж и много, поэтому, прогулявшись немного вдоль берега, и сделав несколько фотографий, поворачиваем к городку, выходя на маршрут, обозначенный на картах красным пунктиром.
Идём по припорошенным снегом однообразным валунам. Через некоторое впеся начинает казаться, что мы заблудились.
Изучение схемы, полученной в отеле показало, что нужно продолжать идти в направлении от фьорда. Наконец выходим к развилке. Красная стрелка указывает направление на Илулисат.
Как же мы обрадовались этому знаку!
Идём по красной стрелке, по пути встречаем несколько групп туристов, направляющихся к айсфьорду. Довольно быстро этот маршрут выводит нас к разноцветным домикам Илулисата.
Опять проходим «собачий» городок. Крупные щенки, неожиданно выскакивающие на дорогу, придают прогулке особую остроту.
Пройдя мимо этих милых собачек, входим в посёлок и сразу обращаем внимание на футбольное поле без каких-либо признаков газона.
Если кто-то считает, что больше всего жители Илулисата гордятся айсбергами, ледяным фьордом, ледниками или заливом Диско, то они ошибаются. Их настоящей гордостью является футбольная команда Илулисата, которая много раз выигрывала чемпионат Гренландии и считается сильнейшей на острове. Учитывая то, как активно принимаются датские автономии в европейскую футбольную федерацию УЕФА (Футбольная Федерация Фарерских островов уже принята в УЕФА, сборная Фарер участвует в отборочных турнирах к Чемпионатам Мира и Европы, а клубы участвуют в европейских турнирах), возможно, если повезёт с жеребьёвкой, через какое-то время на этом стадионе придётся встретиться с местными футболистами какому-то российскому клубу, а может быть, и сборной страны.
Напротив стадиона, через дорогу детская площадка, на которой копошится детвора.
Красная будка, около площадки выполняет роль ящика, куда местные детишки бросают письма для Санта Клауса. До конца года далеко, и будка пока пустует.
Вообще, детей в Илулисате довольно много, не как в Дагестане, конечно, но больше, чем в средней полосе России. И здесь, и в Нуке мы видели дневные детские центр, где проводят время дети, родители которых заняты на работе.
А некоторые щенки собак, проводящих время в собачьем городке, живут вместе со своими хозяевами.
От отеля в аэропорт ехали на том же микроавтобусе, который привёз нас в Илулисат из аэропорта. Самолёт местной авиакомпании AirGreenland уже стоял на полосе, и, видимо, был подготовлен к вылету, а пассажиров кроме нас в аэропорту не было.
Сдали багаж, зарегистрировались. Минут за 10 до конца регистрации подъехало ещё 3 человека. И всё.
Летели в почти пустом самолёте.
После взлёта самолёт развернулся над бухтой Диско, так что мы смогли ещё раз полюбоваться льдом и айсбергами.
После набора высоты стюардесса начала возиться с печеньем и чаем.
Под мерное гудение моторов самолёт пересёк полярный круг и начал снижение перед посадкой в аэропорту столицы автономии Kalaallit Nunaat - городе Нук.