Ну а мы спешим вот в этот коротенький поезд, который поджидает н
а станции Штейнах стыковочные поезда и осуществляет в режиме шаттла получасовой перегон до Ротенбурга и обратно.
Глядя на переднюю часть локомотива, складывается впечатление, что он каждый раз прокладывает себе новую колею .
Ротенбург – город, обнесённый крепостной стеной, и войти в него можно только через одни из ворот (всего их около 7).
Тех, кто приезжает сюда на поезде, первыми (как правило) встречают ворота Rödertor, позади которых расположена сторожевая башня:
Сразу за ними можно подняться на городские стены (это удовольствие абсолютно бесплатно, да к тому же и всепогодно, поскольку галерея имеет навес) и пройти по ним в любую сторону.
Мы выбрали южное направление, которое, как потом оказалось, намного интереснее с точки зрения видов отсюда:
Со стены мы спустились в самой южной точке города около Госпитальных ворот Spitaltor:
Рядом с ними через ров перекинут вот такой деревянный мостик, пройдя через который, тоже можно попасть внутрь:
Отсюда начинается и ведёт к центру единственная в этой части Ротенбурга улица Spitalgasse. По ней мы и идём:
Несмотря на то, что уже 11 часов, солнце стоит ещё очень низко (октябрь всё-таки !), ярко освещая верние части домов и почти не проникая в глубины улиц, придавая фотографиям не очень желательную контрастность .
Ротенбург-на-Таубере – город-картинка (мысль, далёкая от оригинальности), его лучше показывать, чем о нём рассказывать. Что я честно и делаю, не слишком утомляя себя и читателей избыточным словообразованием. А ведь столь ярких - в прямом смысле слова - впечатлений могло и не получиться. Конечно, столь тёплая погода (один раз я уже проговорился, назвав её даже жаркой) очень приятна, но надо признать, что для этого сезона она всё ж слегка аномальна, а за любую аномальность всегда надо платить. Расплата и пришла - в виде сильных утренних туманов .
Вообще в этот день я планировал перед отъездом в Ротенбург пройти на Старый мост Вюрцбурга, чтобы, во-первых, сфотографировать его без дневных людских толп, а во-вторых, запечатлеть на его фоне крепость Мариенберг. Но первый же утренний взгляд в окно недвусмысленно намекнул оставить эту затею : плотность тумана была таковой, что не были видны даже шпили ближайшей церкви Stift Haug.
Расходиться туман не спешил, сопровождая нас практически всю дорогу, и только на самых ближних подступах к Ротенбургу дымка расступилась, разом открыв голубое небо и яркое утреннее солнце. Тогда я принял это как должное, и в полной мере оценил степень нашего везения только на следующий день, когда очередной туман «рассосался» далеко за полдень.
Но вернёмся на улицы Ротенбурга. Обедать было ещё рановато, а вот выпить кофе очень даже было можно . А с чем лучше всего здесь пить кофе ? Конечно, с главным местным сладким специалитетом – «снежками» (Schneebalе): круглыми пирожными, немного напоминающими торт «Полёт» советских времён. Долго искать их не пришлось, поскольку «снежки» выглядывают из витрин практически каждого второго магазинчика, и не заметить их просто невозможно.
Назвать «снежки» очень уж выдающимся деликатесом я не могу, но они вкусные, в меру сладкие, но не приторные и довольно сытные: даже такой сладкоежка, как я, зараз осилил только половину шарика .
А вот ещё один представитель местной мучной гастрономии: такие круглые буханки хлеба тоже продаются здесь повсеместно.
Коль уж речь зашла о торговле, витринах и прочей наружной рекламе, вот ещё несколько тематических фото:
А это совсем не предложение выпить. То, что на уровне ассоциативного мышления можно принять за очередные кружки (пивная страна, что ж тут поделаешь… ), на самом деле являются ступками и обозначают аптеку:
«Уже плевал я с Эйфелевой башни на головы беспечных парижан»:
Впрочем, о чём это я… Всё происходит чинно и благовоспитанно. Мишка занят очень важным и ответственным делом. Он выдувает мыльные пузыри (если приглядеться, их можно увидеть на фото), которые летят с высоты второго этажа на многочисленных прохожих к их искреннему восторгу . Во многих странах главную площадь города можно узнать по её названию. В Испании – Пласа Майор или Пласа де Эспанья, во Франции - Отель-де-Виль, в Германии – Рыночная (Marktplatz). Не является исключением в этом смысле и Ротенбург-на-Таубере.
На здешней Рыночной площади много красивых сооружений, но главную доминанту (уже одним своим размером) создаёт, конечно же, здание Ратуши.
«Какое из двух ?» - возможно, спросят некоторые. А в том-то и дело, что оба. Своеобразие ротенбургской Ратуши заключается в том, что она состоит из двух зданий разных архитектурных стилей. Самая старая её часть – готическая с 60-метровой колокольней (на фото белого цвета) была построена ещё в 14 веке, но через 200 лет пострадала при пожаре. Горожане восстановили её, а фактически - соорудили рядом новое здание в стиле ренессанс, к которому ещё через столетие пристроили аркаду со стороны выходящего на Marktplatz фасада.
В центре нового здания над аркадой выделяется спиралевидная башенка:
А венчает его вот такой доблестный старец:
Ещё одним зданием, выделяюшимся на Рыночной площади, является Пивная городского совета15-го века. Именно так дословно переводится её название на «родном» языке: Ratstrinkstube. Конечно, буквальный перевод не всегда бывает красивым, поэтому на других языках можно встретить более литературные ухищрения, например City Councillors' Tavern (Таверна для членов городского совета). На некоторых русскоязычных ресурсах пивную изысканно именуют «Трактиром господ советников», но это, на мой взгляд, уже звучит чрезмерно изощрённо .
Впрочем, независимо от перевода суть остаётся неизменной: этакий номенклатурный спецбуфет для элитного круга, недоступный простым смертным: пиво, сауна и … впрочем, сауна и девочки, по всей видимости, ждали немецких «городских отцов» в другом месте . А вот сегодня здесь расположено самое что ни на есть общедоступное учреждение: местный информационно-туристический центр.
В маленьких окошках сбоку от часов на фасаде пивной (простите, таверны ) 7 раз в день разыгрывается небольшая сценка из истории города. Это самая известная легенда Ротенбурга, которая описана практически в каждом рассказе, поэтому ради оригинальности я этого делать как раз не буду. А само «представление» очень простое и неинтересное, поэтому смысла специально подстраивать свой график «городского путешествия» под него я лично не вижу. Как всё это выглядит, можно увидеть вот на этом ролике (не моём):
Ещё одним заметным сооружением на Рыночной площади является фонтан Св. Георгия(Georsbrunnen). Его венчает фигура Георгия Победоносца, повергающего очередного дракона. Ох уж мне эти святые-убийцы, вечно норовящие кого-то поразить (вспоминается Сантьяго-Мавробоец из собора в испанском Толедо) вместо того, чтобы спасать мир провозвестием истинного смысла слова Христова…
И ещё несколько фото красивой площади Marktplatz:
Из бочонков продают яблочный сок:
Не подняться на башню Ратуши было, конечно же, просто невозможно. Если сложить все «вертикальные» расстояния, пройденные нами к вершинам колоколен, минаретов, крепостей, башен и прочих крыш, то полученную цифру трудно даже представить. Ну любим мы «поверхолазничать» . И даже несмотря на приобретённые при этом опыт и сноровку должен признать, что подъём на самую высокую смотровую площадку Ротенбурга оказался не самым лёгким . Но результат вполне оправдал затраченные усилия:
На последней фото – главная церковь города, освящённая в честь святого Иакова (Jakobskirche). Отсюда она выглядит очень красиво, но вблизи и изнутри впечатления не произвела. Обратила на себя внимание разве что скульптура Евы - такой молоденькой, что становится понятно, по какой статье небесного УК Бог изгнал Адама («парная» статуя которого меня, как мужчину, естественно, не заинтересовала ) из рая:
Периферийные улочки Ротенбурга сильно контрастируют с многолюдными центральными:
Вот теперь настало время перекусить чем-то более существенным, чем «снежок». Вообще мы никогда не подстраиваем свои маршруты под рестораны, за все наши путешествия я помню только 1 или 2 случая, когда мы специально приходили есть в конкретное место (один раз - в пульперию в Сантьяго-де-Компостела, а второй сходу даже и не вспомню). Но Ротенбург стал в этом смысле исключением – для него уже была запасена «домашняя заготовка» в виде ресторана “У лебедя» (хотя добуквенно Zum Schwan обозначает «К лебедю», перевод в «чешском» стиле мне представляется более удачным).
Фактически этот ресторан был выбран ради одного единственного блюда, о котором я прочитал в каком-то отзыве – тушёные грибы в хлебном горшочке. Выглядит это вот так:
Кстати, цена довольно большого блюда, которое, как видно, фактически включает в себя и салат, вполне демократичная – меньше 10 евро (возвращаясь к теме недорогой еды в Германии).
После обеда мы ещё прошлись по новым местечкам, уголкам и улочкам Ротенбурга:
А сани уже мхом поросли и корни пустили:
Городской (Крепостной) сад Burggarten расположен в том месте, где в 12 веке находился Королевский замок тогдашнего германского правителя Конрада III (после смерти которого корону унаследовал его двоюродный брат Фридрих Барбаросса). Формально название сада не совсем соответствует действительности, поскольку в те времена его просто не было – он появился значительно позже, когда замок, разрушенный землетрясением 1356 года, уже перестал существовать.
Сегодня сад, который по своей сути является скорее парком в силу отсутствия элементов декоративности, находится за пределами крепостной стены, через которую ведут массивные, но не лишённые изящества ворота Burgtor:
За ними возвышается сторожевая башня, на которой заметна большая каменная маска. Это отнюдь не украшение: через отверстия в ней защитники в случае штурма могли лить на врагов горячую смолу.
Благодаря тому, что сад имеет вытянутую форму, отсюда хорошо видно, как снаружи выглядят городские оборонительные сооружения:
А теперь немножко «бытовщинки»:
Чуть позже, за чашкой очередного капучино в каком-то кафе с видом на часть Рыночной площади, в голову пришла «крамольная» мысль . Конечно, Ротенбург – очень красивый город (как и многие в Германии). Конечно, немцы достигли немыслимых нам высот в своём уровне жизни, в социальной защищённости и т.п. Конечно, они и представить себе не могут и малой доли тех проблем, с которыми мы сталкиваемся чуть ли ни каждый день. Но есть ли у всего этого «изнанка», некая «тёмная сторона» ? Украсив и обустроив свою жизнь практически в совершенстве (по крайней мере, по нашим понятиям), в чём они черпают интерес к дальнейшему развитию ? Что мотивирует их к этому ? И мотивирует ли ? Есть ли у них потребность разнообразить жизнь, или она свелась к формуле «работа – дом – телевизор – спать» ? По выходным – футбол, по воскресеньям – церковь, в декабре – Рождество ? В больших городах более менее ясно, там больше выборов, больше «движухи», больше соблазнов. А в таких, как Ротенбург ? Есть ли у них вообще НЕОБХОДИМОСТЬ желать чего-либо ?
Вопрос при всей свой праздности (т.е. не имеющий практической пользы) показался мне интересным ещё и потому, что буквально накануне в очередном поезде, читая путевые заметки испанского автора 19-го века Висенте Бласко Ибаньеса «Восток» о путешествии по Европе до Константинополя, я натолкнулся на схожую мысль. Правда, там речь шла о швейцарцах, но особой разницы я, честно говоря, не вижу.
« … так и в жизни народов: достигшие спокойного и правильно размеренного существования лишены воображения.
Швейцарец думает лишь о настоящем. Его мысль, медленная, тяжелая, тягучая, но направляющаяся верным путем, не переступает границ окружающего. Общественная жизнь сосредоточивается для него в муниципалитете или, самое большее, в кантоне. Он даже не интересуется тем, что происходит в Берне. Окружающее удовлетворительно, и этого достаточно для него: никаких стремлений к чему-нибудь он уже не чувствует.
Швейцарцы "чувствуют себя хорошо, где находятся", признают весьма приемлемой свою настоящую жизнь, не помышляют ни о чем новом, не вдохновляются никакими оригинальными стремлениями.
Наблюдая близко Швейцарию, остается только воскликнуть: "Благословенны народы, лишенные воображения! От них будет покой и вульгарные добродетели!" Отсутствие индивидуальности позволяет людям наслаждаться полной свободой, не боясь, что злоупотребят ею, выйдя из общего ранжира. Недостаток воображения устраняет опасность: наиболее беспокойные и смелые элементы не станут нетерпеливо дергать узды закона, не нарушат медленного, правильного, механического шествия народа, сделавшего, в силу его монотонного характера, из часового производства национальное искусство.
Я думаю, что ни один швейцарец не знает сновидений. Его обязанность - закрывая глаза, уснуть: сновидение явилось бы бесполезным, нарушающим порядок актом "безумной силы", не имеющей здесь ни друзей, ни сторонников».
Можно ли провести параллели или даже поставить знак равенства между Швейцариией 19-го столетия и Германией наших дней ? Если нет – в чём разница ? Наверняка однозначного ответа просто не существует. Но если у уважаемых читателей, лучше меня знающих Германию, есть мысли на этот счёт, мне (думаю, что и многим) было бы интересно услышать их мнение по этому вопросу. Мне кажется, спокойствие только кажущееся для туристов, так-то у местных жителей всё те же проблемы.
У кого-то поиск дома для семьи, у кого-то развод... У каждого своё. Вряд ли они просто садятся каждый вечер за телевизор и упиваются таким времяпровождением.
Напротив, у нас всё как-то суматошно.
За что люблю Германию: за то, что по воскресеньям большинство магазинов закрыто. И женщины вместо шопинга уделяют время семьям, и продавцы отдыхают.
А так, когда была на практике, расспрашивала жителей небольшого городка о том, как они проводят свободное время - кто-то свадьбу планирует, кто-то к родственникам ездит в другой город, те же хлопоты и стремление к лучшему.
Распространены случаи, когда человек поучился и поработал в нескольких городах по Германии, наконец "осел" в провинции и счастлив стараться на какую-нибудь местную компанию. В заключение мы ещё раз прошлись по городской стене – теперь в другом направлении. Но виды отсюда, как я уже писал, уступают тем, с которых начиналась наша прогулка.
Из Ротенбурга мы выходим через Виселичные ворота (Galgentor), к которым из города ведёт одноимённая улица.
Ну и последний взгляд на укреплённый рубеж города уже со стороны: