4. Остров Faial (Фаял)Вообще-то, по справедливости, эта глава должна быть первой, ведь именно с этого острова началось наше знакомство с Азорскими островами. Обычно туристы прилетают сначала на São Miguel, реже на остров Terceira, но я бы советовал начинать путешествие по Азорам не с этих двух, а с любого другого острова. Всё-таки на São Miguel и Terceira слишком много цивилизации, и ощущение необычности жизни на островах размывается, становится слабее. А вот представьте, что чувствует человек, прибывший из шумного
Лиссабона на тихий Faial. Представьте себе вылет из Лиссабонского аэропорта Porteila, где самолёты стоят в живой очереди пред взлётной полосой, с которой без перерыва взлетают один за другим. Представьте, как после полутора часов полёта над океаном перед самолётом совершенно неожиданно появляется кусочек суши, настолько маленький, что и сесть на него лайнеру, кажется, будет невозможно. А самолёт успевает затормозить на полосе, которая оказывается неожиданно длинной, вы выходите из салона и видите почти обычное здание аэропорта, входите в него, получаете багаж... и тут оказывается, что для того, чтобы выйти на автостоянку, вам нужно подняться вверх на лифте. Получив авто в прокат, вы едете в направлении городка Horta, останавливаетесь на площадке – miradouro и видите вот такую картину.
В нескольких метрах под вашими ногами плещутся аквамариновые волны Атлантического океана.
И тишина, которую нарушает только шум прибоя. Нереальное ощущение, как будто бы попал совершенно на другую планету, живущую своей, очень гармоничной жизнью.
Эта нереальность только усилилась из-за того, что на Фаял мы прилетели около 10 утра, в отель ехать было рано, и мы поехали смотреть самый большой кратер острова – Caldeira do Faial. И вот представьте – подъём по местами затянутому туманом крутому серпантину, на котором нет никого кроме мирно пережёвывающих жвачку коров, остановка на стоянке, расположенной на высоте около 900 метров над уровнем моря и вот такой столб, мерно покачивающийся под резкими порывами крепкого ветра.
Нью-Йорк 3854 – км. налево,
Берлин 3399 км. направо,
Пекин 10608 км – туда - у-у-у-у – (порыв ветра слегка поворачивает столб), а, может быть, вооооон туда. Сюрреалистичное ощущение.
Да ещё для проживания мы выбрали и забронировали через Booking.com отличные Apartamentos Turisticos Verdema (4*). Огромные кухня, спальня и ванная комната со всем необходимым, приветливые горничные и администраторы – остров делал всё, чтобы нам понравиться, и это ему удалось на 146%.
Рассказ о впечатлениях первого дня был бы не полон без упоминания ужина в маленьком уютном ресторане на набережной со сногсшибательным видом на акваторию порта и вулкан Pico.
И всё такое чистенькое, опрятное, еда очень вкусная, а вино отменное. Очень приятное место.
Такими были впечатления от первого дня, определившие восприятие Фаяла и вообще общее отношения к Азорским островам.
Теперь об острове Фаял конкретно и подробнее.
Остров представляет собой неправильный пятиугольник, центром которого является образовавший его главный вулкан. Главные достопримечательности – вулкан Capelinhos в западной части острова, город Horta и его окрестности, лежащие на юго-западе и уже упомянутая Caldeira do Faial в центре острова. Эта и была первая достопримечательность Азорских островов, которую мы рассмотрели подробно.
4.1. Caldeira do FaialСамый большой и самый высокий кратер острова находится на высоте примерно 900 метров над океаном, вокруг неё возвышаются несколько гор, самая высокая из которых Cabeço Gordo имеет примерно 1030 метров в высоту. Со стены кратера Caldeira выглядит так:
Со стоянки, которой заканчивается серпантин на гору, можно по небольшому туннелю пройти на основную смотровую площадку, с которой открывается красивый вид. Большая часть туристов делает там фото, поднимаются вверх, фотографируют оттуда остров Pico и этим и довольствуются.
Вид на Pico и пролив, отделяющий его от Faial-a действительно великолепен. К сожалению, сам вулкан большую часть времени закрыт облаками.
Отсюда же хорошо виден и другой соведний остров Saõ Jorge.
Для тех, кто хочет посмотреть на остров Faial сверху, обойдя Caldeir-у, по кромке стенки кратера есть тропинка.
Длина маршрута километра два, но идти по нему придётся около двух часов, если не больше. Тропинка неровная, часто меняет направление, идти по ней непросто. Тем более, вы будете часто останавливаться, чтобы сфотографировать то, что вас окружает. Часть тропы в конце маршрута заболочена, попытки «срезать» расстояние караются попаданием в грязевое месиво.
Тех же, кто не испугался трудностей пешей прогулки, будут ждать целые горы хризантем и чудесные виды острова и окружающего его океана.
Временами тропинка ныряет в целые сугробы хризантем.
Когда тропинка поднимается вверх, вы оказываетесь на гребне кратера, с которого видны различные сектора острова. Вот вид на северо-западный сектор и вулкан Capelinhos.
Южное побережье выглядит более дружелюбно.
Обойдя, таким образом, вокруг кратера, можно посмотреть почти весь остров и оценить его размеры. Остров действительно невелик, но очень уютный и как-то по-особенному располагает к себе. Посещение Caldeira do Faial входит в программу всех организованных экскурсий, и самостоятельному туристу тоже бы неплохо включить его в свой план посещения острова.
4.2. Вулкан CapelinhosИзвержение этого вулкана в 1957 году, значительно увеличившие площадь острова, стало настоящим бедствием для людей, живших поблизости. Оно разрушило не только маяк, но и дома находившегося здесь посёлка. А так как в те времена этот регион финансировался правительством страны по остаточному принципу, оставшиеся без домов жители оказались просто в отчаянном положении. В конце концов, они эмигрировали в
США, и теперь их потомки иногда посещают Азорские острова и остров Faial, чтобы посмотреть на свою историческую родину.
Все эти факты неоднократно описаны в различных путеводителях, с ними можно ознакомиться и на сайтах турфирм, поэтому переходим сразу к тому, что мы там увидели.
На месте извержения сооружён музейный комплекс. От стоянки к вулкану ведёт недавно построенная дорожка.
На оставшемся после извержения лавовом поле можно видеть то, что осталось от разрушенного маяка.
В сохранившихся помещениях маяка организован музей, который почему-то не работал.
Вообще, место мрачное. Температура воздуха не ниже 20, но как-то зябко, неуютно. Да ещё ветер поднимает чёрную пыль и чёрный песок.
К самому вулкану подойти нельзя из-за опасности оползней и общей неустойчивости почвы. А, может быть, сейсмическая активность ещё сохраняется. С пляжа около маяка вулкан выглядит так:
Сам пляж традиционен – натуральные бассейны, сформированные чёрными скалами. Из-за сильного ветра желающих искупаться не было, только одинокий рыбак время от времени вытаскивал из воды крупных рыбёшек.
Побывать здесь, конечно, надо, но уезжаешь из этого места без сожаления, и вернуться сюда ещё разок, чтобы, например, искупаться в океане, совсем не хочется.
4.3. Город HortaБлагодаря выгодному положению Азорских островов на полпути из Европы в Америку, с момента первых появления первых поселений на острове, они использовались, как перевалочная база для трансатлантических путешествий. Здесь моряки пополняли запасы еды и пищи и отдыхали перед дальней дорогой. Город Horta (Орта), что в переводе с португальского означает «сад» вырос как раз из такого селения и является сейчас вторым по численности населённым пунктом на островах.
Гордостью местных жителей и их любимым местом отдыха является расположенный в лагуне, образованной древним кратером, пляж с привозным жёлтым песком, который можно увидеть на фотографии справа. Такие пляжи огромная редкость на Азорах, кроме этого пляжа такой песок мы видели только на острове Terceira. Ещё, роде бы, песчаные пляжи есть на острове Santa Maria, по крайней мере, так пишут в туристических проспектах.
Сам городок, как и весь остров, маленький и очень уютный, расположенный на юго-восточном склоне горы из-за чего некоторые улицы круто спускаются к океану. Наш отель находился как раз на такой улице, и въезд на стоянку в первый раз оказался забавой, совсем не простой, благодаря автомобилю, оставленному кем-то прямо перед въездом.
Сердцем городка сейчас является новый порт, в котором швартуются и огромные туристические лайнеры, и
небольшие рыбацкие судёнышки.
Старый порт отреставрирован, у его причалов стоят яхты и совсем маленькие катера.
Здесь самые красивы виды на соседний остров Pico
и на набережную
Отдельных слов и фотографий заслуживает пирс, на котором останавливающиеся на острове моряки оставляют о себе память в виде рисунков и целых панно разной художественной ценности.
Есть здесь и следы пребывания наших сограждан.
Ещё одна достопримечательность острова, связанная с океаном – кафе Peter Café Sport – сверхпопулярное место, зайти куда считает своим долгом экипаж любой яхты, прибывающей на Faial. Этот ресторан настолько популярен, что вечером свободных мест там не бывает практически никогда, поэтому столик надо бронировать заранее, в первой половине дня у администратора, выполняющего также роль кассира.
Это кафе стало популярным практически с первых лет появления порта. Говорят, мореплаватели оставляли здесь послания друг для друга, которые тогдашний хозяин кафе Петер складывал в мешки, и когда в порт заходил корабль, то все моряки в обязательно устремлялись именно сюда, узнать, нет ли для них весточки. Петер вываливал на большой стол, стоящий в середине зала содержимое соответствующего мешка, и, прибывшие сами искали в этой горе письма, оставленные для них. А, уходя в плавание, они оставляли Петеру новые письма, которые ждали здесь своих адресатов (и, обычно, дожидались). За эту услугу хитрый Петер денег не брал, рост популярности заведения оправдывал небольшие расходы на хранение писем.
И сейчас хозяева не забывать поддерживать созданные веками традиции. На втором этаже кафе есть музей, в который даже водят экскурсии, на стене висит карта с морскими маршрутами.
Стены, потолок, потолочные балки – всё, до чего можно дотянуться, увешано флажками, вымпелами и прочей атрибутикой, оставленной побывавшими здесь посетителями.
Атмосфера очень демократичная, хочешь повесить свой флажок – вешай, только, пожалуйста, пусть и повешенные ранее останутся на своих местах. А если вам лень, или просто вы уже не в состоянии это сделать, можете оставить флажок кому-нибудь из персонала, и они сами подберут ему место.
И готовят здесь очень вкусно, обычные стейки их тунца просто великолепны, как и закуски из морепродуктов под белое вино с острова Gracioza. И как-то так незаметно получается, что заказал чего-нибудь, потом ещё немного, потом ещё какую-нибудь вкусняшку. Домашний уют располагает к общению, которое постепенно становится всё более непринужденным.
Рядом с нашим столиком гуляла большая группа бельгийцев – целый семейный клан, человек 15. Праздновали день рождение деда – крепкого мужчины лет 60, сидевшего во главе стола. Постепенно они становились катализатором кутежа, который затягивал и других посетителей. Жаль, не удалось посмотреть, чем всё это закончилось – на следующий день намечался ранний подъём. Администраторша, когда я подошёл рассчитаться за ужин, сказала что тут так почти каждый день, так что зайти сюда стоит хотя бы разок. Цены, кстати, совсем не грабительские, капитальный ужин на двоих с вином и десертом обошёлся в 36 €.
Из «сухопутных» достопримечательностей этого города, вся жизнь которого связана с океаном, можно вспомнить только старый форт Forte de Santa Cruz, пару церквей и большой футбольный комплекс, где играют и тренируются местные команды. В число интересных для россиян мест лично я бы ещё добавил кафе напротив набережной в сотне метров от Peter Café Sport.
4.4. Runtur по островуСамо слово «runtur», которое можно перевести как «прогулка по кольцу», имеет исландское происхождение и означает круговую езду по Рейкьявику с банкой колы в руках. Пожалуй, именно это слово лучше всего применимо для обозначения очень популярной экскурсии вокруг острова по дороге, соединяющей деревеньки, разбросанные по побережью. В наиболее интересных местах дороги расположены уже знакомые нам miradouro. Здесь они очень комфортные, почти ко всем подведён водопровод, есть мангалы и решётки для барбекю.
На некоторых miradouro даже были аккуратно напиленные и наколотые дрова. При желании можно купить на местном рынке рыбу или мясо, замариновать их, а потом устроить пикник на одной из таких площадок, что многие и делают. Единственное, чего не увидели на таких стоянках, – шампуры, видимо, делать шашлыки здесь не принято.
Туристы, не взявшие авто на прокат, нанимают такси, которое и везёт их по этой дороге, останавливаясь в самых интересных местах, т.е. рядом с miradouro.
Нам проще – сели в авто и поехали по острову в направлении против часовой стрелки.
Первая miradouro, разумеется, даёт возможность оценить размеры и шарм столицы острова.
Следующая площадка – вид на Caldeira do Faial. В тот день она была полностью в тумане. Тем, кто поехал туда, крупно не повезло.
Здесь же установлен крест и ростовая фигура Мадонны. Всё-таки,
Португалия – католическая страна.
Дальше начинаются miradouro с типично азорскими пейзажами.
Очень красивые виды с miradouro около Ribeira Fundo, которая находится рядом с ущельем.
После этой площадки поворачиваем к океану, посмотреть, что такое Fajã. Выясняется, что это обычные участки земли, по виду напоминающие кусочки степи. Освобождаются от растительности, разравниваются и используются в сельскохозяйственных целях.
После Norte Pequeno замечаю грунтовку, ведущую на гору Cabeço Verde. Недолгий подъём, и вот мы уже на этой вершине (488 метров над уровнем моря). Ничего особенного, но отсюда можно сверху заглянуть в кратер вулкана Capelinhos.
Спускаемся с Cabeço Verde и едем в направлении Varadouro, где, как обещают путеводители, находятся термальные источники, горячие ванны и прочие развлечения. Это уже южный берег острова, здесь, как и на любом острове вулканического происхождения, намного теплее, чем на северном берегу. По дороге подворачивается непритязательный ресторанчик. Очень кстати, потому что аппетит уже нагулялся.
Во время обеда узнаю у официанта, где находятся горячие источники. Он показывает направление вдоль берега и говорит, что там ничего не работает. Жаль, едем в указанном направлении, хотя бы посмотреть, что это такое. Действительно, все двери закрыты, полное запустение.
Пляж, обозначенный на схеме, на месте, но из-за сильных волн купаться не хочется, хотя солнце пригревает уже капитально.
Едем дальше и около аэропорта недалеко от Porto de Castelo Branco находим небольшой, но очень уютный пляжик.
Рядом находится то ли школа, то ли детский лагерь, пляж, судя по всему, детский, хотя и родители детей тоже загорают на бетонных дорожках. Бассейны надёжно защищены от волн и практически полностью отделены от океана, для совсем мелюзги оборудован лягушатник. Впрочем, дальние бассейны пустуют, и там вполне можно поплавать среди скал.
Вода в бассейнах, естественно, намного теплее, чем в открытом океане, и плавать здесь очень приятно.
Через какое-то время ребятишки постарше добрались и до самого дальнего бассейна, устроив соревнование по прыжкам в воду со скал. Чтобы не стать невольным свидетелем того, как кто-нибудь из них свернёт себе шею или разобьёт бестолковку о камни, покидаем этот приятный уголок. Хватит нежиться, осталось ещё насколько смотровых площадок.
В паре километров от аэропорта находится селение Fetaira. Останавливаемся около одного из домиков, привлечённые небольшой инсталляцией на сказочную тему.
Вернувшись к автомобилю, обратил внимание, что он слегка подсел на заднее колесо. С более близкого расстояния стала понятна и причина – шина правого заднего колеса спущена почти наполовину. Конечно, русского автолюбителя этим не увидишь, и через 10 минут «докатка», обнаруженная в багажнике, заняла место пострадавшего колеса с помощью лежавших там же домкрата и баллонного ключа. Кстати, если у вас случится что-то подобное, учтите, что выполнение на дороге любых операций с автомобилем, человеком, не надевшим специальный световозвращающий жилет, в Португалии карается серьёзным штрафом. Поставив «докатку», я задумался, а что делать дальше. Память услужливо подсказала, что повреждения колёс в страховку не включены. Сейчас бы я, несмотря на эту информацию, просто бы поехал в аэропорт, до которого было пару километров, а в тот момент решил найти шиномонтаж по дороге, чтобы решить неожиданную проблему. Поэтому прогулка по острову была продолжена.
С miradouro за посёлком Fetaira удалось увидеть полузатопленные лавовые трубки на фоне радуги.
Подъехав к трубкам поближе, обнаружили почти не экстремальный спуск к океану и исследовали трубки изнутри.
Место настолько интересное и уединённое, что не упускаем случая немного поплескаться в океане среди скал, что особенно приятно после гимнастики с автомобильным колесом.
Faial заселён меньше, чем São Miguel, на нём много таких мест, где можно искупаться. Обычно местные жители, да и туристы тоже, когда видят, что на таком «полудиком» пляже уже кто-то расположился, просто едут на следующий. Мест для купания всем хватает, поэтому в подобных мсетах многие купаются вообще без купальных костюмов. А на больших, специально оборудованных пляжах, разумеется народу больше, не говоря уже о центральном, в столице острова.
После Fetaira уже начинаются пригороды Horta. Въехав город, сворачиваем направо и подъезжаем к главному городскому пляжу.
Кроме жёлтого песка этот пляж может гордиться голубым флагом ЮНЕСКО – своеобразным «знаком качества» чистоты воды.
Хоть я и не большой любитель песчаных пляжей, но всё-таки приятно полежать немного на песочке под нежарким ласковым солнцем.
После пляжа рискнули подняться на гору Guia. Не забывая, что вместо одного колеса стоит «докатка», убедился в адекватности поведения автомобиля при торможении и потихоньку порулил по серпантину вверх, туда, где расположены miradouro с панорамным видом на столицу острова (в начале главы 4.3) и на кратеры давно потухших вулканов с другой стороны горы.
Очень интересное место, достойное того, чтобы быть включённым в число обязательных к посещению при осмотре острова.
На этом осмотр наиболее интересных мест острова был завешён, мы вернулись в город, и я приступил к решению вопроса с колесом.
4.5. Азорцы, автомобили, молоко и разные мелочиНа въезде в город я сразу обратил внимание на небольшой группе местных жителей, рассматривающих старенький автомобиль. Надо сказать, что к этим транспортным средствам отношение на островах немного отличается от общеевропейского. Здесь нет своих автозаводов, автомобили и запчасти к ним везут с материка, поэтому и ценят машинки здесь гораздо выше. Желающим взять авто на прокат на Файяле все путеводители рекомендуют бронировать автомобиль заранее, иначе можно остаться без средства передвижения или брать то, что останется. Я бронировал авто за 2 месяца до поездки, и мне достался красный Nissan Micro с пробегом чуть за 40 тыс.км., бывший, мягко говоря, в неидеальном состоянии. Особенно нервировала подозрительно щёлкающая при открытии водительская дверь. Зная, как напряжённо здесь с автомобилями, я, конечно, не стал возмущаться по этому поводу.
Итак, подойдя к группе азорцев (жители островов считают себя, в первую очередь, азорцами и только потом португальцами), разглядывающих автомобиль, побывавший в небольшой аварии, я поинтересовался у не сильно втянутого в беседу пожилого человека, где здесь есть автомастерская, чтобы починить колесо. Он начал объяснять, как проехать к мастерской, но быстро убедился, что объяснить не получается, сказал “vamos” (пойдём) и направился к своему авто, а я, соответственно, к своему. Дальше была пятиминутная гонка по узким улицам городка, в которой я старался не потерять из виду своего провожатого. Да тут ещё совершенно неожиданно начался ливень, и оставалось только молиться, чтобы машину не занесло на скользкой дороге, или чтоб кто-нибудь не выскочил на проезжую часть. К счастью уже минут через 5 мы были у небольшой автомастерской, где пара ребят в глубоком безделье ожидали окончания трудового дня. Мой провожающий быстро объяснил им суть проблемы и после того, как они закивали, так же быстро пошёл к своей машине, так что я только успел крикнуть ему вслед «muito obrigado» (большое спасибо) и услышал в ответ «nada» (не за что).
Обрадовавшиеся неожиданно подвернувшейся работе ребята вытащили из багажника пострадавшее колесо, ещё пару минут у них ушло на поиск прокола. При этом выяснилось, что шина была не проколота, а прорезана сбоку, видимо, острым камнем, которыми была присыпана грунтовка на Cabeço Verde. Такое повреждение колеса можно было «вылечить» только методами, не приемлемыми для рентованной машины. Так что надо было ехать в аэропорт - сдаваться клеркам из арендной конторы. На вопрос, сколько я должен за диагностику колеса, ребята только махнули рукой «nada». Поблагодарив их, поехал в аэропорт, благо остров небольшой, всё рядом. Приехал в аэропорт, сразу к окошечку Ilha Verde – так, мол, и так, проблема с автомобилем, колесо спустилось. Сотрудница, осмотрев автомобиль, сразу увидела докатку. Она была шокирована – как, сеньор САМ ремонтировал автомобиль?! Надо было позвонить, мы бы сразу приехали! Она сразу же позвонила менеджеру, а сама, пока мы его ждали, начала проверку машины на предмет, не появилась ли новых царапин и т.п. Пощёлкала водительской дверью, чего-то пробормотала себе под нос, вытащила колесо из багажника, постучала им о землю. Приехал менеджер, извинился за то, что нам дали такой старый автомобиль, и мы с ним быстренько заполнили бумаги на серебристый Volksvagen Polo, бывший в гораздо более приличном состоянии. На этом автомобиле мы и ездили оставшиеся два дня. Знал бы, что так получится, поехал бы к ним сразу, как только установил докатку.
Насколько доброжелательны люди на островах, лучше всего показал следующий день. С утра мы ездили на экскурсию на соседний остров Pico, брали там авто напрокат в фирме Oasis, и, сдавая машину, я забыл солнечные очки в бардачке. Вечером, уже в отеле, пропажа была обнаружена, и я, решив, что это может быть хорошим поводом для получения языковой практики, обратился к администраторше гостиницы, описал ей ситуацию и попросил связаться с прокатной фирмой, может они смогут передать мои “oculos” на Faial. Она позвонила в Oasis, те сразу подтвердили, что нашли очки и обещали передать их с кораблём, курсирующим между островами. И, действительно, передали, да ещё и позвонили в отель, так что я получил футляр с очками в упакованном виде в целости и сохранности, заодно при этом выяснив, что окончание “em”, часто встречающееся и образующее ритм языка, азорцы произносят не «инь», как злые люди написали в самоучителе, а как среднее между «ей» и «эм». Это открытие очень помогло для восприятия речи на слух, да и меня стали понимать значительно лучше.
И в дальнейшем открытость и готовность помочь даже в мелочах приятно удивляла. На São Miguel, правда, это заметно не так сильно, много туристов, много цивилизации, которая несёт азорцам не только блага, но и накладывает ограничения на их хозяйственную деятельность. Например, попробуйте купить натуральное молоко или домашнее вино на любом из островов. Просто так у вас это не получится. С этой проблемой мы впервые столкнулись здесь, на Файале. В любом магазинчике есть молоко в пакетах, натуральное отсутствует, как несоответствующее стандартам ЕС. Купить его можно непосредственно у homens de terra – людей земли, фермеров. Около кольцевой дороги на острове можно увидеть белые домики без окон – такие большие кубики примерно 3х3х3 метра. Ирина сразу заявила, что в них находится молоко. Я был, мягко говоря, сильно удивлён, когда оказалось, что это, действительно, пункты по приёмке и первичной обработке молока. Если подъехать к такому домику в то время, когда фермеры привозят сюда молоко, они охотно нальют вам этот чудесный напиток в вашу тару. За полтора литра фермер попросил с нас 50 евроцентов. Мелочи не было, дали ему целый евро. То ли это понравилось фермеру, то ли то, что ему не очень приятно было отдавать молоко на производство безликого молочного евронапитка, но наполнял он нашу бутылку с большим удовольствием, приговаривая «É melhor!» (это лучше). В завершении темы сообщу, что молоко на Фаяле фермеры привозят на пункты приёма в 12.00 и в 18.00. На некоторых других островах время приёмки молока немного отличается. Таким вот образом мы без натурального молока не оставались. В и-нете читал отзыв, авторша которого вместе с группой таких же оболтусов просто доила мирно пасущихся коров, получая молоко вообще нахаляву, но это, по-моему уже перебор.
4.6. Faial проездомТаким образом, остров Faial был досконально изучен во время первой поездки, второе его посещение было чисто техническим, связанным с тем, что самолёты с острова Flores не летают на остров Pico, видимо, для небольших самолётов дистанция всё-таки великовата, а большие самолёты аэропорт на Pico принять не может. Лететь с пересадкой было дольше и значительно дороже, поэтому решили лететь до Faial-a, и плыть до Pico на кораблике, который курсирует между островами. Владелец таких кораблей - фирма Transmaçor, на её сайте transmaçor.pt можно посмотреть расписание и даже заранее купить билеты. Между аэропортом и морским портом Faial-a налажено непрерывное автосообщение, такси стоит 12,50. Во время поездки глядели в знакомые с прошлого года места и вновь отмечали, что цветов и травы было гораздо меньше, чем осенью.
В кафе порта, пока ждали корабль, купили пирожные, чай-кофе, и тут оказалось, что все столики заняты, народ, в основном просто сидел и глазел на корабли. Воспользовавшись случаем, испытал, как народ будет относиться к словам «Com licença» (с вашего позволения). Просто подошёл с подносиком к занятому столику и сказал эти волшебные слова. Два солидных мужичка не просто дали нам присесть за оккупированный ими столик, на что я рассчитывал, а моментом испарились в направлении небольшого зала ожидания. Мы же спокойно сели на их места и немного перекусили, наблюдая за тем, как идёт погрузка-разгрузка судов. Действительно, Faial идеальное место для того, чтобы практиковаться здесь в португальском языке.
Минут за 15 до отправления нашего парома здание вокзала порта внезапно заполнили школьники. Их было ужасно много, то ли они ехали на экскурсию, то ли возвращались с неё, но благодаря им пустых мест на корабле почти не осталось. После малолюдного Flores-a, где детей, по-моему, вообще нет, было дико видеть такую толпу ребятни.
Пролив неширок, расстояние между портами Horta и Madalena (основной порт острова Pico) примерно 4 км, время плавания около 30 минут, цена билета 3,40 евро. Любопытный факт – дно пролива потихоньку поднимается, и, если ничего не изменится, Pico и Faial станут единым островом с площадью, большей, чем у São Miguel-а.
Сразу после отплытия делаю последнее фото городка Horta cо стороны моря.
Итак, что можно сказать об острове Faial
Информация на сайтах турфирм и в путеводителях верна процентов на 90. Единственное, что не функционирует (будем надеяться, пока) - купальни в термальных водах около Varadouro. Остальные достопримечательности на своих местах, во всех ресторанах готовят очень вкусно, народ крайне любезен и дружелюбен. Экскурсии для наблюдения за китами проводят, но тут как повезёт, в день, когда мы собрались на такую экскурсию, лил сильный дождь, и экскурсию отменили. Остров, безусловно, заслуживает посещения и, по моему скромному мнению, идеален для начала знакомства с Азорами. Только автомобиль заказывайте заранее.