В часе езды от Казани расположено удивительно место со сказочным названием Остров-град Свияжск. Летом в него легко попасть на теплоходе с речного вокзала Казани (в пути 2 часа), либо на электричке Казань-Канаши до Свияжска, далее автостопом. А зимой теплый экскурсионный автобус по любому лучше. Сегодня это полуостров, на котором в 16веке русские мастеровые за три недели поставили крепость под самым носом у казанских ханов. Именно эта крепость стала главным плацдармом в третьем походе Ивана Васильевича на Казань. Несмотря на объяснения гида, для меня все равно непонятно, как можно было проморгать постройку военной крепости совсем рядом? Когда ханы опомнились, было уже поздно — передовые русские полки надежно спрятались за крепкими стенами, ощетинившимися множеством пушек. Несколько месяцев сюда стягивали войска, оружейники делали оружие, а стрельцы взяли саму Казань в осаду, перекрыв все дороги к ней. В город направили засланных казачков, которые сеяли рознь и панику. А потом был штурм Казани — через взорванный пролом в стене на нынешней ул. Баумана русские стрельцы хлынули в Посад, и город пал. А Остров-град с той поры стал символом мудрости русского царя и силы духа русских ратников.
Остров возвышается над окрестностями, он с трех сторон окружен рекой Свиягой, а с четвертой стороны была дорога, которую легко было защищать. В 20в после подъема уровня Волги, дорогу затопило и древний Град превратился в остров. Долгое время в стенах здешних святых монастырей, размещались психиатрическая лечебница, тюрьма, да склады. Душевнобольные неприкаянно бродили по улицам — куда они денутся с острова?
В Иоанно-Предтеченском монастыре сохранилась уникальная деревянная Троицкая церковь, рубленная в 16в, по мнению краеведов, в ней бывал сам Иван Васильевич (еще до того момента, когда он «менял профессию» и стал Грозным))). Документальных подтверждений нет, но два деревянных трона для царя с супругой до сих пор стоят рядом с иконостасом. Во времена развитого социализма ее решили подремонтировать и обшили досками, вековые бревна сразу начали гнить. Хорошо, что вовремя заметили это безобразие и учинили научную реставрации. Чем мы хуже Японии? там 6-этажные деревянные замки по 450 лет стоят без ремонта, пусть и у нас деревянные церкви стоят не меньше!
Рядом с церквушкой высится Собор Всех скорбящих Радости из красного кирпича. Его строили на пожертвования, трудами и стараниями монахини Апфии. До окончания строительства она не дожила, но удостоилась чести покоится в стене храма. При коммунистах храму не поздоровилось, в нем разместили амбар — росписи зверски калечили, в сам храм въезжали груженые трактора. А пол церкви был выстлан плиткой с мануфактуры Ушкова, того самого, что на Кремлевской улице Казани отгрохал дом-дворец для своей возлюбленной. Ни прошедший век, ни тракторные колеса этой плиточке не повредили — до сих пор плитка радует своей новизной!
Еще недавно весь остров буквально умирал — разграбленные монастыри с обшарпанные стенами и искалеченными фресками, старинные дома развалюхи, из жителей лишь старики, да старухи, и никакой работы. И здесь помог бывший президент Шаймиев — после выхода на пенсию пообещал восстановить две татарстанские святыни — мусульманский Булгар и христианский Свияжск, и сдержал слово. Свияжск град начал оживать, посмотреть на его возрождающиеся монастыри приезжают тысячи туристов.
Со стороны заснеженной дамбы с подъездной дорогой открывается великолепный вид на Свято-Успенский Свияжский мужской монастырь. На фоне синего неба белые строения возвышаются на крутом холме, засыпанным белейшим снегом. А если обернуться назад и взглянуть на заснеженную пойму реки, слепящую искрящейся белизной, можно увидеть следы саней, причудливо разбегающиеся в разные стороны. Реставрация принесла свои плоды — колокольня, корпуса, собор и монастырские стены выглядят очень прилично. Но, по рассказам очевидцев, во время авральной реставрации земляные работы выполнялись самым варварским способом. Напротив монастыря деревянная слобода, там продается сувенирка, А чуть поодаль краеведческий музей, очень рекомендую не пожалеть 150р и зайти на часок — будет интересно.
От Свияжска логично заглянуть в Раифский Богородицкий мужской монастырь (желающим ехать самоходом из Казани нужны авт. 404 или 406, отходящие от ж/д вокзала). Раифский монастырь весьма компактен, и восстановлен значительно лучше, чем свияжские храмы. Монастырь был основан в начале 17в, как обитель в честь преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных. Белая колокольня, белые стены, голубая раскраска сторожевых башен и белый снег вокруг — все выглядит нарядно и даже сказочно. Настоящая зима с морозом и снегами придает особую прелесть российским просторам. Только вот народу здесь (в отличие от Свияжска) неимоверное множество — сонм машин на стоянке, сотни гуляющих на узких заснеженных дорожках. Дорога к монастырю одна, слева почти дворец, напоминающий 5* отель а-ля-рус в Турции. На самом деле — это приют для паломников.
Справа стена промышленного здания — это колония для несовершеннолетних, тюрьма и церковь при коммунистах были очень близки. Кстати, именно воспитанники колонии приняли деятельное участие в восстановлении монастыря и инициировали его переду церкви, ведь раньше он находился в ведении колонии. А в центре высится величавая колокольня в честь Архистратига Архангела Михаила — высокая и тонкая, как гигантская тростинка в поле. Внутри монастыря весьма тесно, площадь небольшая, а в центре еще и Собор в честь Святой Троицы выстроен. Все ухоженное, отреставрированное, но уж больно много посетителей.
Гордость монастыря — икона Грузинской Божьей Матери в одноименной церкви. К ней часто стоит длинная очередь страждущих, нам времени не хватило, лишь перекрестились и свечки поставили, загадав свое заветное… Только просить у этой иконы надо не за себя, а за других — такая вот особенность. Первоначально этой иконе молились в Грузии, затем ее захватили мусульмане, продали в Россию, потом она исчезла. Та икона, которая выставлена в храме, не оригинал, это лишь самый древний из известных списков (копий). По легенде этот список был обретен чудесным образом: в Казани по вине одного приказчика, произошел колоссальный пожар. А потом его дочери стал сниться сон о том, что под их сгоревшей избой находится икона, ей долго не верили, но сон оказался вещим.
Чуть в глубине монастыря есть небольшой домик — в нем живут дети-сироты, церковь и ими занимается. Большинство воспитанников становятся мирянами, но некоторые уходят в монахами и священники. Обычно у стен монастыря плещется Раифское (Сумское озеро), но на Рождество оно сковано льдом, из него послушники делают великолепные ледяные скульптуры и украшают ими берег. А туристы приклеивают к ним монетки — на счастье, наверно. При нас начали выпиливать иордань — купель для крещенских купаний. Озеро очень необычное — в нем живут совершенно особенные лягушки, которые никогда не квакают. Французы, узнав об этом чуде, не поверили и снарядили экспедицию, прихватив с собой французских лягушек для сравнения. Все подтвердилось, в этом озере не только раифские лягушки молчали, будто в рот набрав воды, но и французские квакши онемели! Вот и не верь после этого в чудеса. На осмотр монастыря дается пару часов — зимой этого достаточно, а вот летом сюда можно приехать и на весь день.
Солнце клонилось к закату, три дня в Казани подошли к концу, оставалось время зайти в кафе, съесть знаменитый татарский пирог лимонник, купить коробочку чак-чака и отправиться на вокзал. Обратно ехали в купе — цена в три раза больше плацкарта. Но до чего же старые и поганые вагоны, да еще и душегубку в вагоне устроили — топили, как в преисподней. Казань понравилась очень, теперь думаю поехать туда на май или золотой осенью.