Сукхотай считается первой столицей Таиланда. Основан город был кхмерами, в начале 13 века его захватили тогдашние тайцы, и объявили столицей одноименного королевства. Как столица, город просуществовал немногим более ста лет, но характерно то, что именно этот период называется Золотым Веком тайской цивилизации. От Золотого Века потомкам достался Исторический парк Суккхотай со Старым Городом, занесенным ЮНЕСКО в список мирового наследия. Старый Город представляет из себя территорию приблизительно 1,5*2 км, где находится множество полуразрушенных (или частично восстановленных) храмов, множество изваяний Будд, красивые, заросшие лотосами искусственные озера.
Автовокзал, равно как и основная масса недорогого жилья находится в Новом Суккхотае, в двенадцати километрах от Старого Города. Слегка чумной после ночного переезда, замерзший (кондиционер был качественный — я дрожал даже под двумя одеялами) я на тук-туке добрался до искомой гостиницы… и уперся в закрытые двери. В связи с ранним временем, весь персонал мирно почивал. Мне тоже хотелось если и не почивать, то хотя бы немного полежать, поэтому я продолжал стучать в дверь все громче и громче. Наконец, из дома напротив вышел заспанный мальчик, и, вероятно, поминая недобрыми словами всех туристов, открыл мне дверь, проводил до номера, отдал ключи, и, не сказав ни слова, отвалил досыпать. Ну и ладно, главное, что есть душ и кровать (как потом оказалось, всего за 250 бат). Повалявшись часок-другой, я отправился в город — найти где позавтракать, и на ком доехать до Старого Города. Как обычно в Тае, ни с тем, ни с другим проблем не возникло.
Еще одно маленькое отступление — Суккхотай является родиной безумно красивого праздника — Лои Кратонга. Будучи в Тае уже не первый раз, я никак не мог его застать. А тут, незадолго до отъезда, я совершенно случайно узнаю, что ровно в день моего планируемого посещения Суккхотая, там будет проводиться этот самый фестиваль, причем действо было обещано грандиозное. Сказать, что я обрадовался — ничего не сказать…
Еще завтракая, я услышал звуки оркестра.
Чуть позже, на главной дороге города началось шествие.
Прекрасные тайские девы в потрясных национальных костюмах, с маленькими кратонгами в руках, шли ровными рядами. З
адрапированные яркими тканями грузовики везли на себе оркестры, большие кратонги и массу нарядно одетого народа.
Шли дети и взрослые, с музыкой и без, каждая группа в своих костюмах. Зрелище было потрясающее, поэтому я решил не терять времени, нашел тук-тукера, и вот я уже мчусь в сторону Старого Города. Надо отметить, что тук-туки в Суккхотае немного нестандартные. Если везде, вне зависимости от вида транспортного средства, ты сидишь позади водителя, то тут все наоборот — ты сидишь в открытой коляске лицом по направлению движения, и надеешься только на адекватность водителя, потому что при резком торможении, ты можешь вылететь прямо на дорогу. Но было прикольно.
Минут 10 такой рискованной езды, и мой Шумахер, красиво развернувшись, останавливается около входа в Старый Город. Время было около десяти утра.
Сотни полторы за вход, и вот я уже приобщаюсь к мировому наследию. Как и еще несколько тысяч (или десятков тысяч???) людей, приехавших сюда на фестиваль. Даже не соображу, видел ли я еще когда-нибудь такое количество народа. А между тем, люди продолжали прибывать и прибывать… На входе я взял карту, сориентировался, и пошел вглубь парка, где, как мне казалось, было меньше народа.
Множество красивых храмов великолепно смотрелись на фоне чистейшего тайского неба, а их отражения в украшенных лотосами озерах были просто бесподобными.
Несколько часов я с огромным удовольствием бродил по территории города, реально наслаждаясь процессом.
Так же, несколько весьма интересных построек находятся за стеной, опоясывающей город, поэтому, перекусив (а перекусывать было чем и где, но об этом позже), я отправился осматривать близлежащие достопримечательности.
Насладившись как архитектурой, так и одиночеством, я пошел обратно в город, хотелось передохнуть перед тем, как стемнеет, и фестиваль начнется в полную силу.
Пока я бродил туда-сюда, я приобрел билет на свето-музыкальное шоу, которое должно было начаться в девять вечера около храма Махатхат, так что спешить было некуда, достопримечательности были осмотрены, поэтому я полностью погрузился в праздничную атмосферу, царящую в городе. Любой таец совершенно здраво считает, что без огромного количества еды никакой праздник не праздник, поэтому еды там было просто неприличное количество. Макашницы пыхали жаром и обдавали бодрящими запахами, на них шкворчали надетые на деревянные шпажки кальмары, креветки, сосиски, сардельки, рыба, мясные тефтельки, куриные окорочка и Будда знает, что еще. Непередаваемые ароматы струились в спокойном воздухе, вызывая повышенное слюноотделение. Ящики со льдом, наполненные кокосами и разной газировкой обреченно потели на солнце. Там было все… все, кроме пива. Дело в том, что тайцы решили вдруг озаботиться своим здоровьем, и объявили этот фестиваль nicotine- and alcohol free… Если покурить где-нибудь в сторонке еще не возбранялось, то вот купить пива там было невозможно в принципе. Часам к четырем за банку холодного пива я был готов убить, потому что ни кола, ни кокосы не спасали от ядреного вкуса неизвестно какой по счету шпажки с кальмарами. Но не судьба… Между тем, каждый квадратный метр парка был занят «пикникующими» тайцами. Они ели, пили, валялись на траве глядя в небо, в общем, народ отдыхал изо всех сил. Изрядно обожравшись, я пошел смотреть на выставку кратонгов, которая проходила неподалеку.
Что бы мне выдумывать, вот что пишут про этот фестиваль в Интернете:
«Очень красивый праздник Лои Кратонг проводится каждый год в Таиланде в день полнолуния одиннадцатого лунного месяца. „Loi“ переводится как „плавающий“, „Kratong“ — „лодочка (конструкция) из листьев“.
Давным-давно, в эпоху Сукхотай, во времена правления короля Литая, его супруга на одном из праздников соорудила огромных размеров чашу из листьев банана и стеблей бамбука, выложила ее резанными фруктами — и положила начало светлой традиции: искусство соединить воедино чудо, сотворенное человеком, в благодарность тому, что дает нам жизнь и силу в великом почитании традиций своего народа.
Традиционно для изготовления такой лодочки используются листья бананового дерева. Из них изготовляются кратонги различных размеров и типов, порой больше напоминающие своим видом миниатюрные дворцы, настоящие произведения искусства тайского рукоделия. Они выставляются для всеобщего обозрения в людных местах города, а те, которые „попроще“, терпеливо ожидают своего часа в домах сделавших их людей.
Вечером люди берут свои кратонги, выходят к берегу реки или моря, заходят неглубоко в воду, и отпускают их на волю ветра и течений. Такой жест символизирует собой, прежде всего, дань уважения и поклонения Матери Воде, кормилице и покровительнице живущих на земле людей. Признательные люди отдают воде свои кратонги, благодаря ее за все полученные ими дары.
Однако благодарность по отношению к Матери Воде — это не единственная причина, заставляющая людей собираться на этот праздник. В ноябре, в период окончания сезона дождей все реки, как правило, переполнены водой и сильны течением. Любой предмет, помещенный в полную силой реку, быстро подхватывается быстрыми водами, и уносится течением. Вот почему многие люди, срезав небольшой локон своих волос, кладут его в свой кратонг и отправляют его в далекое путешествие вместе со всеми своими бедами и неприятностями, проблемами и горестями так, чтобы они скрылись из вида.
Праздник „Лой Кратонг“ — день полнолуния в ноябре — праздник духа воды и света. И, действительно, много света в эту ночь. Весь сиамский залив горит пламенем мерцающих свечей, символизирующих души предков; они сливаются в одно яркое, волнующее море — море благодарности воде и свету, за то, что они даруют людям жизнь. А еще тайцы верят, что опущенные на воду кратонги соединят сердца влюбленных и в следующей жизни, поэтому в эту ночь каждый разделяет праздник с самыми дорогими сердцу людьми. И люди в эту ночь едины своим желанием быть свободными и счастливыми. Небо вздрагивает от салютов и фейерверков, и воздух наполняется пением.
Песня „Лой Кратонг“ звучит повсюду и вот, одна за другой взмывают с земли яркие звезды, соединяющиеся в стаи и плывущие к горизонту. Это большие воздушные шары (Кхом-Лой), сделанные из тончайшей папиросной бумаги, наполненные горячим воздухом и заветными желаниями. Тайцы верят в исполнение желаний. Наверное, поэтому, прежде чем разжать руки и выпустить на свободу шар, пары на некоторое мгновение замирают, замолкают, произносят про себя свою заветную мечту, а потом долго смотрят в ночное небо, провожая задумчивым взглядом свой шар, свою мечту, свою звезду. В эту ночь на небе парят сотни, тысячи таких шаров, но взгляд безошибочно и легко находит среди них свой, и немного грустно становится от того, что скоро все сольется на горизонте в одну яркую ленту и растворится в прозрачной дымке, и ты уже не летишь вслед своей мечте, но пробуждаешься с необычайной легкостью и любовью в душе.»
С сайта http://www.calend.ru/
Кратонги были хороши. От маленьких до огромных, они поражали воображение. На озере, где они плавали около берега, были сделаны специальные мостки, на них играли оркестры народных инструментов, били фонтаны, пели песни. Рассматривая их вблизи, у меня не укладывалось в голове, как можно сделать такую красоту.
Вообще, вся атмосфера праздника радовала. Везде играла музыка, проводились какие-то конкурсы, выставки, небольшие спектакли. Шествие, которое мы с вами оставили в Новом Городе, так же не отставало от праздника, если вообще не было его главной частью. Этот фантастический парад двигался мимо тебя буквально часами.
Перейти на другую сторону дороги было просто невозможно. В глазах рябило от бесконечного числа прекрасных таек, которые были разодеты так, что описать это невозможно.
Девушки шли пешком или ехали на украшенных повозках, влекомых мужчинами, солнце дробилось в золотых украшениях, золотых головных уборах и их улыбках, и слепило глаза и фотоаппараты.
Флэшки перегревались от непрерывной съемки.
Может быть, только карнавал в Рио может сравниться с этим действом по яркости, красоте и массовости. Ничего другого мне в голову не приходит.
Спустя какое-то время, когда глаза и мозг уже отказывались воспринимать это безумное разноцветье красок, уши — музыку, а желудок кокосовое молоко, Будда смилостивился над нами, и на город начали опускаться сумерки.
Острые верхушки ступ сначала утонули в золоте заходящего солнца, а потом проткнули пламенеющее небо, и на город буквально обрушилась темнота.
Но ее ждали. Чем темнее становилось, тем ярче зажигались тысячи и тысячи огней по всему городу. Были освещены храмы, деревья, дороги, кратонги и озера. Над древними руинами поднималась огромная круглая Луна. Зрелище было непередаваемое. Тайцы начали запускать в водоемы кратонги (которых там продавалось великое множество), и я последовал их примеру.
Вскоре вся поверхность озер сверкала от горящих на кратонгах свечек, а дым от тлеющих благовонных палочек стелился вдоль воды.
Тут же в воздух начали запускать Кхом-Лои, и без того фантастический день превратился в волшебную ночь.
Светящиеся ярким желтым светом, они поднимались в безветренном небе, выстраиваясь в новые созвездия и целые галактики, которые медленно меняли форму на фоне черного бархата неба. Было здорово лежать на спине, смотреть, как они медленно дрейфуют высоко в небе, и ни о чем не думать…
Однако время близилось к девяти, и дабы не пропустить обещанное шоу (хотя казалось — куда еще больше и лучше?) пришлось оторваться от этого завораживающего зрелища. Вскоре была найдена немалая толпа, потрясающая такими же билетами, как и у меня, минут двадцать давки и неразберихи, и вот мы сидим на стульях под черно-звездным небом в ожидании шоу. Началось. Ближайшие храмы расцветились разноцветными огнями, заполнились дымом, заиграла музыка. Зрители пораскрывали рты, да так и сидели целый час, пока не закончилось шоу.
Представление было на тайском, что ничуть не мешало восприятию, а даже наоборот, тем более что перед началом по-английски было оглашено краткое содержание:
«давным-давно, все жили счастливо, а потом пришли враги и всех захватили, а потом пришел король и победил врагов, а потом самая красивая девушка… в общем, потом все жили долго и счастливо…»
И было ШОУ. И было много света и музыки. На фоне семисотлетнего храма пели, плясали, сражались, объяснялись в любви, опять пели и опять плясали масса народу в шикарных национальных костюмах. Левее, в древней колоннаде играла живая аутентичная музыка.
В конце концов, победивший всех молодой и красивый король зажег зажигалкой свечу на кратонге, который держала его молодая и прекрасная жена, они пустили его на воду, заиграла веселая музыка, и где-то позади храма взорвался изумительный фейерверк. Все крутилось и сверкало несколько минут, после чего свет начал гаснуть, и мы поняли, что шоу кончилось, что прошел целый час, что рот можно закрыть, и что на улице изрядно похолодало.
Это было мой пятый визит в Тай, я считаю, что видел там достаточно много всего интересного, но ничего, что бы я мог сравнить с этим фестивалем, не было.
По окончании, я побродил еще немного по подсвеченным храмам, большей частью для того, что бы придти в себя после такого действа, а потом потихоньку побрел к выходу. На обратном пути ничего интересного не было, если не считать того, что решив сэкономить на тук-туке я воспользовался рейсовым грузовичком, и в результате я добирался до дома минут 40 вместо 10, и набили нас в грузовичок как селедок в бочку. Но мне было уже все равно. В 12 ночи я добрался до кровати, где и умер на несколько часов, так как завтрашние планы требовали относительно раннего подъема, но это уже совсем другая история…