Lonely Planet пишет, что за $67,500 можно купить готовую экспедицию в Антарктиду: поход на лыжах с побережья континента на Южный полюс
Но все настоящие путешественники, которых я знаю, говорят, что самый правильный путь попадания в Антарктиду это круиз из Ушайи — только так можно по-настоящему прочувствовать суровую и романтическую природу Южных морей и Антарктики: это 10-14 дней путешествия в Южном океане и несколько часовых высадок на берег, чтобы попугать пингвинов и котиков вместе с тысячей ставших уже родными соратниками по круизу
В отличие от русских и американцев, которые в настоящий момент признают нейтральный статус Антарктиды, чилийцы, по возможности, играют в "Чили трёх континентов" и кроме своих очевидных американских территорий и территорий в Океании претендуют на сектор в Антарктиде:
На всех географических картах Чили, продающихся в Чили, Чили всегда изображают вместе с "её" антарктическими сектором (который они считают одной из провинций чилийского 12-го региона Magallanes y de la Antártica Chilena). Центр чилийской антарктической территории — военная база Frei на острове короля Георга и гражданское поселение Villa Las Estrellas с общим населением 150 человек
Из геополитических соображений чилийцы усиленно изображают в Villa Las Estrellas обыкновенный чилийский посёлок: тут живут семейные пары; рождаются дети; есть детский сад и школа; библиотека №291 (со сквозным чилийским номером!) и почта, где на почтовом штампе написано, что вы отправили открытку с чилийской территории; тут аэродром, принимающий сотни(!) рейсов в год (ICAO: SCRM); сюда из Пунта-Аренаса летает абсолютно частная и гражданская Aerovías DAP, на рейс которой может купить билет кто угодно с улицы
Поскольку остров Короля Георга (и Антарктический полуосторов) — ближайшее от Антарктиды к толковым материкам место, и тут относительно много безумно редкой для Антарктиды тундры (всё остальное скрыто под ледником, you know), здесь наибольшая концентрация баз разных стран: кроме Чили, тут есть русская база Беллинсгаузен, базы Аргентины, Бразилии, Китая, Эквадора, Южной Кореи, Перу, Польши и Уругвая. Для стран, имеющих территориальные претензии в Антарктиде (на полуострове — "национальные" "территории" UK, Аргентины и Чили), базы тут — способ застолбить присутствие; для остальных — самый дешёвый способ присоединиться к Антарктическому договору и стать "антарктической державой"
Настоящий антарктический мегаполис! Тут широта, примерно, Петрозаводска
Так вот мы, люди, влюблённые в города, выбираем лететь сюда
Увы, это, конечно, не настоящий гражданский рейс, а чартер: туристам (не полярникам, летящим на базу), дают вместе с билетом экскурсию, выделяют антарктического гида и далеко от него отпускают. Из хорошего: вас будет человек 6 или того меньше
Явиться к регистрации нельзя, нужно быть на брифинге в предыдущий вечер. Из хорошего: брифинг происходит в лучшем баре Пунта-Аренаса и перерастает в нешуточную попойку
На следующий день: не часто видишь на табло рейс в Антарктиду
Посадочные талоны, как во многих местных компаниях, выдают многоразовые: тут они даже не из ламинированного картона, как у Harbour Air на Мальте, а пластиковые
Рейс сразу же задерживают с 9 утра на c 4 часа: на базе Frei нет погоды (ограниченная видимость): ни на самолёте, ни на аэродроме нет ILS. Если не удастся вылететь до 13:00, рейс перенесут на следующий день. Вообще, условия авиабилета требуют находиться в Пунтра-Аренасе 5(!!!) дней подряд с запланированного времени вылета — потому что из-за погоды рейс могут откладывать день за днём
Рейс отложили на 4 часа, но из аэропорта не отпустили: вылет могут дать в любую минуту (и дают, в итоге, через 1,5 часа). Посадка через обыкновенный спецконтроль и обыкновенный гейт
И посадка, и запуск, и руление, и вылет происходят в дикой спешке, всё бегом: погода (обратите внимание, что на аэропортовой машине вместо жёлтой мигалки — флаг в красно-белую шашечку)
CC-ACQ
Запуск первого двигателя (второй пилот читает checklist):
Техник следит за запуском (на заднем плане — чилийский военный):
Запуск второго двигателя:
Разбег:
Отрыв:
Набор:
Правый разворот и под крылом Пунта-Аренас:
Лететь, кстати, 3 часа, а туалета на борту нет
Стюардесс нет, а обед — есть!
Связь с базой в Антарктике через Иридиум!
CC-ACQ — это Beechcraft 300. В нём самое удивительное, конечно, эшелон в 35,000 футов (10 666м). Я никогда ещё не летал так высоко на турбопропе. Небо темнеет, а земля закругляется:
Иридиум отдыхает на приборной доске:
Схема захода на ICAO: SCRM
Антарктида!
Ни черта не видно, в окно хлещет тропический ливень, а Beechcraft бросает ветром как щепку (слева — домики чилийской базы)
Полоса!
Касание, короткий пробег и быстрая остановка в конце перрона
Перрон и вышка
Base Aerea Antarctica Pote. Eduardo Frei M.
Внутри ангара у чилийских вояк:
Аэропортовая связь (на заднем плане — церковь русского Беллинсгаузена!):
Как и везде в странных местах, столб с указателями расстояний до разных мест мира:
Пишут, что остров короля Георга — самое замусоренное место в Антарктиде, "особенно из-за русской базы". В наши дни это вряд ли так
Аэродром расположен на высокой подушке из гравия, а в канаве вокруг валяется чуть ли не единственная бочка из-под ГСМ
Появились техники. Опять вместо жёлтой мигалки — флаг в красно-белую шашечку
Сразу закрываются заглушками все отверстия: тут такой ветер, что лучше не рисковать
Хоть обратный вылет и не сегодня, заправляют борт сразу, на случай, если улетать надо будет немедленно — скажем, из-за прогноза, закрывающего порт на неделю
Остатки-сладки
Дальше — Антарктида