Кейптаун. По городу и вокруг.
На следующий день было Рождество. Видимо, в честь этого праздника, погода была не фонтан — все небо было затянуто светло-серыми тучами — худшую погоду для фотографирования было не придумать. Планов у меня никаких не было, поэтому я пошел гулять по городу, в надежде посетить какие-нибудь достопримечательности.
Я вышел на Main Road, идущую между океаном и Львиным холмом, и пошел в сторону центра, на Long Street, a целью моей был Сад Ост-Индской компании. Должен заметить, что ранним рождественским утром город был почти пуст…
Я не спеша прошелся по Long Street, свернул левее, и вышел как раз к началу сада, который находится около других достопримечательностей — Дома Рабов и здания Парламента.Все было прекрасно, но сад был закрыт. Вдоль сада, по его левую сторону, ведет аллея, по которой можно выйти к другой стороне сада и к Планетарию. По ней-то я и пошел, и напрасно, потому что каждая из многочисленных лавочек была оккупирована местными бомжами весьма неприглядного вида. К счастью, они практически не обращали на меня внимания, а я старался особо не обращать внимания на них. Дойдя до противоположного конца сада, я еще раз убедился, что он закрыт, и открываться не собирается.
Оттуда я прошелся до парка De Waal, ничего интересного (кроме гуляющих там ибисов и собачников) не обнаружил, и пошел гулять дальше по городу. Вернулся обратно в сторону Long Street, но сад уже обошел с другой стороны. Приценился к сувенирам на Greenmarket Square — этим рождественским утром никуда не спешащие афроафриканцы еще только разбирали свои палатки. Попытался посетить Замок Доброй Надежды (он тоже был закрыт),
посмотрел на Мэрию,
стоящую на площади около гадючного вокзала, современные небоскребы и церкви.
Погода начала потихоньку разгуливаться, все достопримечательности были по-прежнему закрыты, никаких особых планов у меня на сегодняшний день больше не было, поэтому я потихоньку пошел в понравившееся мне место — Green Point Park, снимать птичек. Прошелся мимо стадиона с оригинальным названием «Кейптаун», построенного к чемпионату мира 2010 года, и с тех пор пустующего и ежегодно пожирающего огромные деньги на обслуживание, и немного позже с облегчением присел перекурить на лавочке в парке — моя рождественская прогулка уже вылилась в 15 километров.
Свадьба в Грин-Пойнт парке
Словом, так уже вышло, что особо никаких кейптаунских достопримечательностей, которые расхваливают путеводители, я не посетил, и не могу сказать, что после этого я чувствовал себя неполноценным.
Итак, что же я увидел в городе за неделю, в нем проведенную?
Аквариум на Вотерфронте. Я долго думал, стоит ли тратить на него 125 рандов или не стоит, но окончательно определиться мне помог дождь, загнавший меня в аквариум почти насильно. Мой совет — если вы уже были хоть в одном аквариуме и не являетесь фанатом морской живности — деньги можно сэкономить.
Аквариум, стоящий на берегу моря, с гордым названием «Два океана» мог бы быть гораздо интереснее. Этот тянет, дай бог, на половину одного из них.
Сад Ост-Индской компании. В него я все-таки попал в другой день, весьма приятное местечко. И если специально в него идти не стоит, то находясь рядом, вполне можно туда заглянуть.
Лучше это делать с утра, когда там меньше народу, потому что днем туда вываливает толпы местных, и по относительно небольшому саду просто не пройти.
Рестораны на Вотерфронте. Там, как я уже писал, есть масса всего на любой вкус и кошелек. Вот цены, которые я записал.
В ресторане Ferrymans
Ресторан Four Quay. 6 свежих устриц — 72 ранда. Порция сифуда «2 ocean» (креветки, рыба дня, кальмары, мидии) — 99 рандов, бутылка белого вина, тоже Два океана — 90 рандов.
Один из многочисленных ресторанов, расположенных на веранде второго этажа Victoria Wharf, оказавшийся азиатским. Том Ям — 50, бутылка Два океана красное — 99, ребра ягненка с рисом — 120.
Ресторан Ferrymans. Если встать лицом к Victoria Wharf в ее левой части, то он находится еще левее, за небольшим фонтаном-бассейном, где вечно плескаются дети. Огромная порция свиных ребер (600 грамм) — 120 ранд.
Ocean Backet. Расположен на втором ярусе Victoria Wharf, слева. Тоже дикие очереди, брал сифудную доску и вино, цены примерно как в Four Quay, но в Баскете не так вкусно и уютно, как в Four Quay.
Пару раз вечером мне было лень тащиться на Вотерфронт, и я ужинал в одном из многочисленных ресторанов на Main Street — идти туда от моей гостиницы было всего минут 15. Тайский ресторан угостил меня том-ямом за 40 рандов, карри с сифудом за 70 и бутыкой вина за 103. Индийский ресторан удивил меня странными порядками. Оказалось, что они не продают спиртного, но можно приносить с собой. В результате я заказал карри (оказавшееся очень вкусным), и, пока его готовили, сбегал в ближайший супермаркет за вином. У меня намечались проблемы с деньгами, поэтому взял бутылочку красного подешевле — всего за 40 рандов. Цены как при коммунизме!
Вотерфронт как таковой. Можно гулять — Часовая башня,
Нобелевская площадь,
походить по порту,
через торговый центр выйти на набережную, прокатиться на колесе обозрения.
Можно шопится в Victoria Wharf (с веранды второго этажа открывается красивый вид на Столовую гору)
или в других магазинах по соседству. Можно затариться сувенирами.
Обязательно надо зайти в здание бывшей Африканской фактории — если там ничего и не покупать, то посмотреть есть на что.
Green Point Park. Даже если вы не интересуетесь птичками, заверните туда на полчасика, если будете проходить мимо. Вид на Сигнал Хилл — обеспечен!
Прогулка по городу. Это, понятно, на любителя. Симпатичные особнячки по Long Street и близлежащим улочкам, католические церквушки, тянущиеся в небо острыми шпилями, всяческие магазины.
Видимая отовсюду Столовая Гора.
Конечно, стоит пройтись по городу, хотя бы ради интереса, все-таки он считается одним из красивейших африканских городов. Куда надо дойти обязательно — это район Бо-Каап (Bo-Kaap). Он расположен на северо-восточном склоне Сигнал Хилла, и поражает наше серое воображение! Яркие, всех цветов радуги небольшие домики карабкаются вверх по склону, поддерживая друг друга плечами-стенами. Район исконно принадлежал малайским мусульманам, но не буду вдаваться в подробности — про это уже много написано.
Замечу, что мне понравилось бродить по городу. По улицам в центре, по набережной, в районе Green Point, толкаться в толпе на Вотерфронте. Приключений я не искал, а они не искали меня, за все время ни в Кейптауне, ни в других местах, не возникло ни одной ситуации, о которых все предупреждают. Не буду утверждать, что город изжил криминал, будем считать, что мне просто повезло, не смотря на то, что гулял я, по большому счету там, где мне вздумается, один, с относительно дорогим фотоаппаратом на шее и объективами в фото-сумке.
Рондевлей. Один день я посвятил поездке в Рондевлей — Rondevlei Nature Reserve. Место это оказалось незнакомым даже большинству местных жителей, но на всякий случай я все-таки про него расскажу. Это озеро-заповедник изрядного размера, расположенное в примерно в 30 километрах южнее города, за Столовой горой, в районе Grassy Park. Что бы туда попасть, я попросил Питера вызвать мне такси. Там есть недорогая компания (8,8 рандов за километр, против стандартных 11), которая четко приезжает в указанное время, и ездит строго по счетчику. Доехали мы туда примерно за полчаса, по счетчику заплатил 270 рандов. Тут же договорился с водителем, что он меня заберет отсюда в два часа — место там довольно глухое, и поймать такси было бы нереально.
Вход в парк стоит символические 12 рандов. Вдоль берега озера, среди камыша и финбоса проложена примерно километровая дорожка, на которой расположены 5–6 домиков и 2 вышки для наблюдением за птицами.
Собственно, только за этим туда и приезжают. Бердвочинг затягивает, и, несмотря на сильный ветер, дувший с озера, я не напрягаясь, прогулял там до условленных двух часов.
Выйдя на улицу, я к своей радости и удивлению, обнаружил ожидающего меня таксиста. За 200 рандов по счетчику он довез меня до Ост-Индских садов, у меня были пара идей на вторую половину дня.
Пройдя через сад, я вышел на Greenmarket Square, мне хотелось прикупить себе в коллекцию очередную маску, и нужно было поменять стремительно заканчивающиеся деньги. Дабы собраться с мыслями, в ближайшей кафешке был заказан стакан пива (32 ранда), после того, как он закончился, я пошел менять деньги. Процедура была такая же сложная и длительная, как и в аэропорту. Паспорт, ксерокопии, куча бумаг и подписей. В результате, за 300 долларов мне дали 3075 рандов, курс получился 10,25, то есть чуть выгоднее, чем в аэропорту. После чего, вновь ощущая себя богатым белым человеком, я пошел выбирать себе маску, и после получасового брожения среди палаток с сувенирами и разговорами с продавцами, стал (после долгого торга) счастливым обладателем симпатичной старой маски всего за 300 рандов (изначально цена была объявлена 600 рандов, на самой маске ручкой было написано 1600). Должен заметить, что маски такого плана, везде, где я их видел, стоили изрядных денег, так что можно считать, что я не переплатил.
Кирстенбош. Это то место, которое надо посетить обязательно. Причем рассчитывать надо минимум на полдня, ехать туда на пару часов — просто бессмысленно. В 8 утра за мной заехало заказанное такси, и за 20 минут и 142 ранда доставило меня до входа в Ботанический Сад. Билет стоит 50 рандов, там же за 5 рандов я купил не очень внятную карту. Сад радовал прямо от входа. Расположенный на склоне Столовой горы, сад давал насладиться и отрогами Столовой, и видами Кейптауна, теряющегося далеко внизу.
Кирстенбош стал первым ботаническим садом в мире, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И есть за что. Территория сада составляет 528 гектар, на которой произрастает более 7000 видов растений, в большинстве своем — эндемики. Изрядная часть парка отдана финбосу — уникальному биотопу, который можно увидеть только на самом юге Южной Африки. Территория, занимаемая финбосом настолько мала, что ее видно только на крупномасштабной карте. На африкаанс финбос означает «мелкий кустарник» или «редколесье». Так вот, это редколесье насчитывает более 9000 видов растений — 6200 из них — эндемики.
В районе Кейптауна и Столовой горы насчитывается более 2200 видов растений, больше, чем в Великобритании и Голландии вместе взятых. Я в ботанике ни в зуб ногой. Конечно, я отличу розу от гвоздики, а дуб от березы — но не более того. Но даже мне такое количество непривычных глазу, чудных растений, просто выносило мозг. Плюс цветущие протеи, которых я вживую и не видел ни разу. К сожалению, большинство из них уже отцвело, на протеи туда надо ехать весной, но и остатки поражали. Плюс к этому там было изрядное количество других, не менее странных цветов.
К ботаническим эндемикам надо прибавить эндемиков орнитологических — там водится десяток-другой интереснейших птичек, которых больше не встретить нигде на Земле! Мне, как человеку увлекающемуся, это было особенно интересно. Птичек я тоже потом выложу в отдельных альбомах.
Пробродил я по саду с полдевятого до пяти… И, при наличии времени, с удовольствием поехал бы туда и на следующий день. По саду ведут десятки тропинок и дорожек, разбивающие сад на несколько основных зон. На мой взгляд, обязательны к посещению Fynbos Garden — Proteas — Fynbos Walk — красивейшая и интереснейшая территория, представляющая жемчужину южноафриканской флоры — финбос.
Tree Canopy Walkway — подвесная дорога, проходящая на уровне крон деревьев.
Arboretum — территория, засаженная кактусами фантастического вида. Camphor Avenue — дорога, проходящая под гигантскими, изогнутыми как в дурном сне, камфорными деревьями.
Ну и далее — везде, куда ноги приведут.
При длительном посещении сада надо учесть две вещи. Про солнцезащитный крем и что-нибудь на голову я даже не буду говорить. Надо брать с собой воду, и как вариант — еду. Не кучу судков с тремя блюдами, а просто что-нибудь пожевать. На территории мною был обнаружен всего один ресторан, с нехилыми ценами, и не сказать, что его легко найти.
Второй момент — надо заранее разработать пути к отступлению. Я рассчитывал поймать такси на выходе (там огромная парковка), или сесть на Хопон, который там останавливается. Однако, выйдя за территорию в самом начале шестого, среди пары сотен припаркованных машин, я не обнаружил ни одного такси. А последний Хопон, как гласило расписание, ушел в 16.20. Вот так незадача! Я вернулся ко входу, и спросил у кассирши, как можно попасть в город. Только на такси — ответствовала мне она. А такси-то и не было. И договориться с водителем мне в голову не пришло — в Рондевлей я ездил позже.
Я с грустью бродил по стоянке в поисках такси, наблюдая, как пикниковавшие в саду кейптаунцы семьями загружаются в свои машины. Делать было нечего, поэтому я приметил двух девчонок, садящихся в небольшой Хундай. Девчонки были без детей и прочих отягчающих обстоятельств.
— Привет, девчонки! — подвалил я к ним. — Я просто уверен, что вы можете мне помочь!
— Гм… А че, типа, надо? — с удивлением спросила одна из них.
— Мне бы того, в город попасть, а то тут ни такси, нифига нет…
— Да не вопрос, прыгай в машину!
В результате, меня абсолютно бесплатно довезли почти до злополучного Ост-Индского сада, откуда я уже прекрасно знал дорогу, а девчонки поехали домой в другую сторону. Именно в тот день я посетил разноцветный Бо-Каап.