В воскресный день, ранним солнечным утром мы поехали в Вифлеем. Нет, мы и не думали покидать Португалию, до рейса в Израиль было еще много времени, почти неделя. Поэтому и название Вифлеем правильнее будет произнести по-португальски — Белен (Belem). Вот такое маленькое открытие — этот лиссабонский район назван, оказывается, в честь Святой Марии Вифлеемской.
Белен, очень старинный район Лиссабона, свидетель португальского Золотого века, совсем не похож на "старый город", каковыми обычно бывают исторические кварталы любой столицы. В Белене дворцы и многочисленные музеи окружают просторные площади, широкие улицы, парки и ухоженные сады.
Пять веков назад король Мануэль I пожелал увековечить достижения Португалии и ее расцвет строительством чего-то поистине монументального. В 1496 году король испросил благословения у Святейшего Престола на строительство монастыря Иронимитов (Жеронимуш) на месте старой часовни Святой Марии Вифлеемской.
Возведение Жеронимуш к юго-западу от Лиссабона, в устье реки Тежу было начато в 1501 году и было завершено 100 лет спустя. Монахи-иеронимиты, занявшие монастырь, должны были молиться за упокой души короля и за мореплавателей, отправляющихся на поиски новых земель во славу Португалии
По воскресеньям, в первой половине дня вход в монастырь и большинство музеев Белена бесплатный, но нужно быть готовым к тому, что это обстоятельство создает гигантский наплыв посетителей. Правда нам невероятно повезло, наш маршрут каким-то образом не совпал с движением основных людских масс, и мы успели осмотреть Жеронимуш до того, как монастырь захлестнули потоки туристического цунами.
В огромной трапезной монастыря мы были практически в одиночестве. В этой готической зале монахи-иеронимиты молились, принимали пищу и читали
Залу опоясывают богатые плиточные панно с медальонами, на которых изображены сцены из жизни Святого Иеронима
В глубине залы над простым каменным фонтаном, в котором монахи омывали руки, висит портрет святого Иеронима
Святой Иероним (Санкт-Джером) родился в IV веке н.э в Риме. Часть жизни он прожил в Халкидской пустыни и в Вифлееме, а посему прекрасно владел греческим языком и ивритом. В течение долгих лет Иероним переводил Ветхий и Новый Заветы на латинский язык. Именно он является создателем канонического текста Библии, который спустя 11 столетий был провозглашён Тридентским собором, как официальный латинский текст Cвященного Писания.
На портрете святой, покровитель библиотекарей и переводчиков, изображен за работой, и, как всегда в западно-европейской живописи, в сопровождении своего верного льва.
Надо сказать, я считаю очень удачным тот факт, что в монастырь Жеронимуш мы попали уже после того, как повидали другие монастыри Португалии — шедевры Батальи, Алкобасы и Томар. К этому моменту мы успели оценить мастерство португальских средневековых архитекторов и познакомиться со стилем мануэлино — особым сочетанием готики, ренессанса и удивительного декора. Об оформлении монастыря Жеронимуш можно уверенно сказать, что здесь мастерство мануэлино достигает своего апофеоза.
Особенно впечатляет просторный восьмиугольный клуатр. Искусная резьба по камню, словно вывязанный крючком узор, покрывает стены, балконы и колонны. Рисунок резьбы не повторяется ни на одной колонне, каждая уникальна. Основной сюжет, конечно же — элементы морской тематики и диковинные растения, привезенные из-за океана.
Замечательно, что землетрясение 1755 года, буквально уничтожившее Лиссабон, монастырю Жеронимуш практически не нанесло ущерба. Сегодня монастырь и Беленская башня внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но кроме того, в 2007 году Жеронимуш был выбран жителями страны одним из Семи чудес Португалии.
Стены церкви в Жеронимуш, наверно, еще помнят ту ночь, которую здесь провели в молитве перед отплытием в сторону Индии Вашку да Гама и его спутники. А после эти стены стали местом упокоения для многих великих португальцев.
По замыслу короля Мануэла I, Жеронимуш вообще должен был стать пантеоном правящей династии, но в 1521 году со смертью Мануэла I строительство было приостановлено, а вскоре умер и главный архитектор — Диогу де Бойтака. Строительство монастыря возобновлялось и приостанавливалось еще несколько раз, и только в начале 17 века комплекс был закончен. Здесь находятся гробницы королей Мануэла I и Жуана III, мореплавателя Вашку да Гама и поэтов Камоэнса и Фернандо Пессоа.
надгробие Фернандо Пессоа
Центральной и самой красивой частью монастыря, по традиции, является церковь. Церковь Святой Марии Вифлеемской (Igreja de Santa Maria de Belém) знаменита, прежде всего, необычайной красоты порталами
В центре южного портала доминирует скульптура Богоматери с Младенцем, держащей в руках вазу с дарами волхвов. По сторонам от нее расположились фигуры пророков, апостолов и святых. Тимпан украшают сцены из жизни святого Иеронима, над которыми изображен герб Португалии.
Ниже, между сдвоенными дверями церкви изображён Генрих Мореплаватель с мечом и львами у ног — эта символика взята из легенды о блаженном Иерониме. Венчает ансамбль статуя архангела Михаила и крест ордена Христа.
Западный портал мне не удалось заснять целиком — к тому моменту, когда мы возле него оказались, людская толпа из желающих попасть в церковь и монастырь была столь плотной, что мы едва сквозь нее продрались.
Западный портал — фото из интернета
Тем не менее, западный портал настолько богато украшен скульптурами, что просто невозможно не сказать о нем хоть несколько слов. В трех нишах над входом изображены сцены Благовещения, Рождества Христа и Поклонения волхвов. По бокам – статуи королей и их святых покровителей
слева – Мануэл I и святой Иероним со львом
Проходя вовнутрь, мы попадаем в волшебный храм из трех нефов, поддерживаемых элегантными колонами, с уникальным по красоте стрельчатым сводом.
В полумраке, нереальном и торжественном за счет цветных лучей, проливаемых витражами, стоят по обе стороны от западного входа гробницы Вашку да Гама и Камоэнса.
Эти роскошные саркофаги были созданы уже в 19 веке, в стиле неомануэлино.
Надо сказать, что и внешний облик монастыря можно считать "нео"...грандиозное здание изначально не было таким белым и кружевным — нарядные башенки и купол пристроили только в 19 веке, между 1867 и 1868 годами. Красивого парка перед монастырем тоже не было — берег реки Тежу в прошлом находился значительно ближе к сооружению.
примерно вот так все выглядело еще в середине 18 века
а так — сегодня
Сегодня часть помещений монастыря отданы под экспозиции Национального археологического и Морского музеев Лиссабона.
Планетарий
Неподалеку от западного входа, ведущего в Морской музей, расположен Планетарий Галуста Гюльбенкяна, недавно реконструированный и превратившийся в Центр науки о жизни (Centro Ciência Viva)
Адрес:
Praca do Imperio, Lisboa
Телефон:
213 620 034