---------- ДОРОГИ АПУЛИИ
В этом небольшом разделе я расскажу, как путешествовать по Апулии без автомобиля. Некоторые уверяют, что это затруднительно, но я так не считаю (за исключением нескольких, буквально "штучных" мест) - достаточно потратить каких-то полчаса на вхождение в проблему, и большинство трудностей исчезнет буквально на глазах. Всё просто. Даже очень просто
.
Начну с поездов. В Апулии существуют 4 основные железные дороги, но для большинства туристов интерес представляют первые три.
1) FS - общенациональный итальянский перевозчик, по сути - "Трениталия" (
http://www.trenitalia.com ). Работает ежедневно и круглогодично, но в праздники и воскресенья, как я уже писал, число поездов, особенно региональных, сильно сокращается. Обеспечивает сообщение Апулии с другими регионами, а также внутренние перевозки от Фоджи до Лечче через Барлетту - Трани - Мольфетту - Бари - Полиньяно а Маре - Монополи - Остуни - Бриндизи.
2) FSE (Ferrovia del Sud-Est line) - Юго-восточная линия, связывающая Бари с Таранто черезGrotte di Castellana (не забывайте про них !), Альберобелло, Локоротондо и Мартина Франко. По ней же можно доехать от Лечче до Отранто. Расписание можно смотреть на стартовой странице сайта
http://www.fseonline.it , а полная схема маршрутов (которая, впрочем, есть на том же сайте) приведена ниже. Линия частная, не работает по выходным и праздникам, во все остальные дни (включая субботу) расписание не меняется. Компания имеет также автобусную службу, практическое значение которой для большинства туристов невелико.
3) FAL (Ferrovia Appulo-Lucane) - линия, связывающая Бари с провинцией Базиликата. Для туристов она представляет интерес прежде всего для поездки в Матеру. На сайте компании можно скачать полные расписания с тарифами (
http://www.fal-srl.it/it/orarietariffe/index.html ), но намного проще посмотреть нужный поезд на стартовой странице
http://www.fal-srl.it , вводя пункты отправления и назначения. Небольшая ремарка: реальное расписание немного (на 5-15 минут "вперёд") может отличаться от указанного на сайте (возможно, сайт скорректируют и этой разницы уже не будет), так что на всякий случай, приехав на место, посмотрите точное время обратного поезда. Как и FSE, линия является частной, не работает по выходным и праздникам, во все остальные дни (включая субботу) расписание одинаково. Компания тоже имеет автобусную службу ограниченного для туризма значения. Полная схема линий (которую также можно скачать с сайта) приведена ниже.
4) Ferrovie del Nord Barese, или Северобарийская линия (
http://www.ferrovienordbarese.it ), соединяющая Бари с Барлеттой, Битонто, Руво ди Пулья (Ruvo di Puglia) и Андрией (откуда можно уехать на местном автобусе в замок Кастель-дель-Монте). Он-лайн расписания на сайте нет, но его можно скачать на странице
http://www.ferrovienordbarese.it/index.php?s=07. На 100% я не уверен, но по воскресеньям и праздникам дорога, кажется, тоже не работает.
Теперь абсолютно правомерно возникает следующий вопрос: где садиться на каждый из этих поездов ? Прежде всего - в Бари, потому что в других городах "пересекаются" максимум две разные линии, и то очень редко.
Всем известно, что в
Москве существует "площадь трёх вокзалов", официально именуемая Комсомольской. Эка невидаль ! Площадь Альдо Моро в Бари является площадью аж четырёх вокзалов ! Вот они, кстати, все:
На заднем плане слева (светло-рыженький такой) – это главный вокзал Бари, который используют FS и FSE. В центре «композиции» (из maps.google) – вокзал линии Ferrovie del Nord Barese (если приглядеться – на самом верху видны синие буковки). А жёлто-белое здание справа – это терминал для FAL.
Найти главный вокзал "Bari-centrale", обслуживающий поезда "Трениталии", проблемы не составляет никакой. Вот он, за фонтаном:
Чтобы попасть на перрон, откуда отправляются поезда FSE, встаём лицом к вокзалу (этому, главному) и смотрим первый проход слева от главного входа (примерно напротив того места, где останавливаются автобусы фирмы TEMPESTA до аэропорта). Там видите подземный переход, при входе в который, помимо указателей на номера путей, будет и отдельный указатель "Sud-Est line". Спускаемся в переход, идём до самого конца (тут уже останется всего 1 указатель - только на Sud-Est line) и поднимаемся вверх по единственно возможной лестнице. С платформы, на которую вы попали, и отправляются поезда линии FSE. А конкретный путь (там их 2) просто смотрите по табло. Тут же расположена небольшая "конторка", состоящая из билетной кассы и маленького зала ожидания.
Если встать спиной к главному вокзалу (лицом к фонтану), то в левой части площади увидите высокое современное здание из стекла и бетона, на самом верху которого написано Ferrovie Nord Barese. Подходите к нему и справа на первом этаже видите несколько дверей (вывеска над ними наличествует), через которые проходите в небольшой холл с расписаниями и билетным автоматом, а из него по эскалатору или лестнице спускаетесь к поездам. Здесь всего 2 платформы и 3 пути, но обратите внимание, что на каждом пути стоят (или могут стоять) два самостоятельных мини-поезда, а каждый путь по длине условно делится на 2: 1 и 1А, 2 и 2А, 3 и 3А. Просто 1, 2 и 3 - ближе к вокзалу, с буквой А - на 50 метров дальше. При входе на перрон есть табло, на котором можно прочитать, с какого пути отправится нужный вам поезд.
Вокзал линии FAL находится рядом – справа от здания Ferrovie Nord Barese:
Да-да, не пугайтесь, это 2-этажное обшарпанное строение жёлтого цвета и есть то, что вам нужно. Вход находится либо здесь же (2 большие двери), либо, если он всё ещё ремонтируется, надо завернуть налево за угол этого жёлтого здания и пройти по улице метров 20-30 в первую же открытую (если сегодня у дороги не выходной) дверь – вот по этой улице:
Заходите – и прямо перед вами будет киоск типа табачного, где можно купить билет, просто говорите до какой станции вам надо ехать. К поездам ПОДНИМАЕТЕСЬ по лестнице на 2-й этаж и выходите на небольшой перрон-эстакаду. Здесь, кстати, тоже можно купить билеты - в автомате.
Несколько "дежурных" комментариев по поездкам на железных дорогах Апулии, которые ничем не отличаются от прочих итальянских
:
1) обязательно компостировать билет перед посадкой.
2) в автоматах практически везде принимаются банковские карты (исключением была Ferrovie del Nord Barese, где алгоритм автомата не требовал пин-кода, возможно, поэтому "нормальные" карты не прошли).
3) на некоторых небольших станциях попадаются старые автоматы (без прочих альтернатив), не принимающие ни карты, ни банкноты - только монеты. Кассиры есть далеко не всегда и не везде
.
Автобусное сообщение в Апулии, естественно, тоже существует, но оно, на мой взгляд, менее удобно и более локально. Естественно, есть крупные компании, обеспечивающие связь с
Римом и прочими большими городами и регионами
Италии (и не только Италии), но сейчас речь идёт не о них.
Часто главной проблемой является узнать, какие именно автобусы курсируют от точки FROM в точку TO и где можно посмотреть расписание их движения. В отличие от поездов, вариантов тут существует множество, и систематизировать их все довольно трудно. К тому же «проблема воскресенья» затрагивает и автобусные маршруты.
Возможно, для кого-то окажется полезным вот такое расписание автобусов между Бари и Трани, включающее в себя и некоторые другие направления и города:
http://www.stpspa.it/images/stories/ORA ... -13%29.pdfВ самом крайнем случае никто не отменял старую испытанную технологию: задать в строке поиска Гугла что-то вроде «FROM TO bus» (а ещё лучше – добавить слово «orari» - расписание) - и, скорее всего, можно будет увидеть либо конкретные варианты, либо рекомендации трипэдвайсора, либо, если очень уж повезёт, готовые расписания. Именно таким образом я буквально в течение 30 секунд нашёл страничку с вышеприведённым расписанием.
----------------************----------------
В этом же разделе хочу сказать буквально несколько слов о картографии региона. Тут всё не так однозначно, и найти хорошие карты небольших городков не всегда получается. После долгих и нудных поисков мне удалось нарыть вполне приличные карты Альберобелло, Локоротондо, Битонто. Где именно, сейчас уже не вспомню, поэтому, если кому они будут нужны, просто обращайтесь.
Неплохие карты региона в целом, а также Лечче, Бриндизи, Таранто и центральной части Бари можно найти в путеводителе Rough Guide по Италии (у меня – мартовское издание 2011 года). Что касается старого Бари, то лучшим вариантом, на мой взгляд, является карта изOpenStreetMap, на которой (в отличие от гугловской) очень наглядно показаны все церкви и прочие интересные здания, источники питьевой воды, смотровые точки (поскольку мы не в
Испании, слово «мирадор» тут неуместно).
Настоящей находкой для меня стал сайт
http://www.geoplan.it , о котором я раньше не знал, где есть прекрасные карты многих городов по всей Италии. Причём как в интерактивном варианте, так и с возможностью записи в PDF. Конкретно по Апулии здесь можно найти карты Монополи, Остуни, Полиньяно-а-Маре, Трани и многие другие (
http://www.geoplan.it/cartine-mappa/map ... one-puglia ). Настоятельно рекомендую !
Как я уже писал, доехать из Бари в Альберобелло очень легко: на поезде компании FSE, который отправляется с одной из платформ главного вокзала Bari-centrale. Поезда, в отличие от линии FAL (об этом я скажу дальше) новые, удобные, время в пути составляет чуть менее 1.5 часов – не столько из-за дальности поездки, сколько из-за большого числа станций в самом Бари и его пригородах. Цена поездки в одну сторону – 4.5 евро.
Вид платформы не должен вводить в заблуждение. Это совсем не Бари, а Локоротондо - уже на обратном пути.
---------- АЛЬБЕРОБЕЛЛО
Наверное, каждому, кто хоть раз обращал взор в сторону Италии, знакомо название этого городка. И, наверное, почти каждый видел хоть раз на картинке или фотографии знаменитыетрулли – средневековые жилища, которые с давних пор строили жители этого региона - долины Итрия. Причисленные, кстати, за своей уникальностью к памятникам Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На самом деле история создания труллей не столь уж и древняя. Большинство источников сходятся на том, что их начали строить в 15-17 столетиях. Это круглые домики со сводчатым потолком и крышей конической формы (по одной из версий, название «трулло» произошло от греческого слова τρούλος, т.е. купол), полностью сделанные из местного известняка без использования связующего раствора. Такая конструкция позволяла удерживать тепло зимой и прохладу летом. Стены труллей белили, что в контрасте с крышей создавало игру чёрного и белого цветов. Как правило, на крышах белой известью рисовались разные символы, в основном - зодиакального или религиозного (христианского или языческого) содержания. Например, здесь можно встретить всем известный рисунок пробитого стрелой сердца, но к любви он не имеет никакого отношения, а символизирует Богородицу Скорбящую.
Одна из наиболее популярных теорий возникновения труллей заключается в том, что в период испанского господства в Апулии существовали высокие налоги на собственность. Конструкция же труллей позволяла демонтировать их почти мгновенно. Для этого было достаточно всего лишь вытащить из стены так называемый краеугольный камень, который обязательно присутствовал в каждом доме, и о месте которого знал только его владелец. Обычно это делалось перед приездом королевской комиссии: приезжают государевы люди, чтобы «постричь» налогов, ну и себе, любимым, «откатиков» не забыть прихватить – а домов-то и нет. А нет домов – нет и налогов. А после отъезда комиссии трулло в сравнительно недолгий срок восстанавливали – и жизнь продолжалась !
Уже с начала 18-го века трулли стали строить с применением раствора, так что «настоящих», «разваливающихся» строений наверняка уже не осталось. Несмотря на то, что в Альберобелло сегодня насчитывается около полутора тысяч подобных жилищ, очень трудно понять, какие из них являются аутентичными, а какие построены исключительно ради привлечения туристов. Но в любом случае трулли навсегда вписали своё имя в историю Италии и всего человечества, а полюбоваться ими приезжают миллионы людей со всей планеты. И это понятно: и пинакотеки, и соборы, и римские развалины, и агрофермы – удовольствия на любителей, а город забавных игрушечных домиков, этакая «грибная поляна» привлекает всех: и детей, и взрослых. В конце концов, каждый из нас где-то в глубине души до конца жизни остаётся немного ребёнком
.
«Главный город трулли - Альберобелло: здесь около двух тысяч таких домов. Между ними проложены улицы. Тут можно дружески побеседовать с обитателями этих домов. Они с радостью пригласят вас к себе. Большая часть домов имеет круглую форму, но есть и прямоугольные, хотя крыша у них все равно в виде конуса. Трулло может начаться с одной комнаты, но по мере роста семьи или благосостояния к нему прибавляется еще одно такое же. Иногда можно увидеть сразу пять или шесть трулло, соединенных друг с другом. Самым «продвинутым» считается двухэтажное трулло. Его называют трулло соврано.
Альберобелло осаждают художники и фотографы. Мне говорили, что сюда как-то приехал канадец с семьей — взглянуть на самый эксцентричный город Италии. Я могу его понять. У этого места странный, призрачный вид. Не веришь, что видишь это своими глазами.
Все трулли, в которые я входил, были чистыми и прохладными. В некоторых было очень много домашних принадлежностей, во многих имелись кровати с альковами. Стены иногда достигали толщины в пять футов, а окна, размером в лист писчей бумаги, пропускали слабый пучок света. В больших трулли имелись отдельные спальни, почти целиком занятые супружескими кроватями. Владелец одного трулли пригласил меня распить с ним стакан вина. Он поднял в полу каменную плиту, и я с удивлением увидел, что там — винный погреб. Он представлял собой цементную цистерну, наполненную вином. Хозяин опустил в нее резиновый шланг и нацедил в кувшин вина. Оно было темным, красным, крепким и довольно сладким, как и большинство лучших вин Юга. Да, очень крепкое: маленького количества было уже достаточно. Хозяин рассказал мне, что лучшие вина Апулии готовят в стране трулли. Его охотно покупают виноторговцы с целью купажирования» (Г.Мортон).
Квартал труллей в Альберобелло состоит из двух частей: один – чисто туристический, с множеством лавочек, магазинов, кафе и музеев местного быта и более утилитарный, в котором люди реально живут до сегодняшнего дня. Вот с него-то я и начну свой фоторассказ об этих необычных сооружениях:
А вот там, на соседнем холме – уже туристический «трулломикрорайон»:
Вот и вход в «монументальную зону», как гласит коричневая табличка. Турист задумался: «идти или не идти ?»:
Пошёл, однако… А куда деваться ? Все туда идут
.
А вот это – так называемый «сиамский» трулло (Trullo Siamese). Односительно него существуют разные легенды, ни одна из которых, впрочем, не заслуживает особого упоминания.
Красиво здесь, ничего не скажешь ! Хоть и понимаешь, что антураж насквозь искусственный, всё равно красиво ! Одно слово – сказка !
И, конечно же, множество самых разных сувениров, среди которых главной темой являются, разумеется, сами трулли. Многие из них, честно говоря, очень симпатичные !
В некоторых магазинах предлагают целые макеты трулло:
Чем только не заманивают здесь потенциальных покупателей ! Вот один из очень оригинальных маркетинговых ходов: единственный в мире (наверное !) «Альберобелло в миниатюре»:
Многие предлагают бесплатные «панорамы» во внутренних дворах своих трулло-магазинов. Но какие уж тут панорамы, от подъёма на 2-3 метра картина мало меняется:
На последней фотографии вдали видны шпили городского собора.
«Дары земли апулийской». Муляжи и настоящие:
Но и тут, стоит чуть-чуть отойти в сторону от нескольких главных прогулочных улиц, царит «тишь да гладь». Здесь идёт обычная нетуристическая повседневная «реальная жизнь»:
Какая церковь должна быть в «труллогородке» ? Конечно, такая же. Церковь Св. Антония в «стиле трулло»:
Новодел, конечно. 20 век. Но вполне логично и даже почти гармонично вписывается в исторические декорации. Внутри, честно сказать, никакая.
На большой площади Largo Martellotta трулли тоже обосновались:
Главная городская церковь – Базилика Святых Косьмы и Дамиана, знаменитая мощами упомянутых христианских мучеников:
Трулли «в ассортименте» можно увидеть и в современном городе. Вот, к примеру, небольшой отельчик:
Ещё одна городская церковь – Санта Лючия:
Обязательно возьмите её в качестве ориентира ! Потому что с её стороны, не видимая с улицы, расположена большая смотровая площадка (слово «мирадор» опять на язык просится !
), с которой открывается вид на весь «труллогородок»:
И напоследок – ещё одно фото, не моё. Да, Альберобелло бывает и таким
:
Надо сказать, что трулли довольно часто встречаются (что было видно из окна поезда) на местных деревенских участках, выполняя, видимо, роль сарайчиков или времянок. Так что полностью списывать их в музей ещё рано !