Сразу предупреждаю, в Амазонских лесах фотографировать проблематично, поэтому фото будет мало, попробую возместить текстом. Информация, почерпнутая из и-нета выделена курсивом.
Глава 4. Амазония
4.1. Знакомство с Манаусом
В Манаус прилетели в 23.55. Вопреки расхожему мнению о Манаусе, как о каком-то жутко криминальном городе, ничего особенного мы там не обнаружили. Даже таксист был вежлив и не пытался обмануть. Итак, уже наступило
07.05.12. Получили багаж, взяли такси, сказали водителю адрес, нормально доехали за 40 реалов до Hotel do Largo Manaus, устроились на ночёвку. В самом городе, несмотря на позднее время, было жарко и душно, но в отеле это совсем не ощущалось, благодаря грамотной работе системы кондиционирования. Персонал работал быстро и чётко. Я ещё только объяснял, кто мы и чего хотим, а администратор уже распечатывал листы прибытия с нашими фамилиями, при этом продолжал слушать с подчёркнутым вниманием. Они нас ждали, всё было подготовлено к нашему приезду. Номер стандартный, без излишеств, но видно было, как тяжело поддерживать такое состояние в условиях жары и высокой влажности. В душевой кабинке в самом углу на кафеле была видна чёрная плесень, хотя и чувствовался запах какого-то хлорсодержащего вещества, видимо, используемого при уборке. Во всём, если присмотреться, видна была тяжелейшая борьба с местной бурной природой.
Думаю, всем известна история Манауса, поднявшегося во время каучукового бума, в конце XIX века, когда нарождающаяся эра автомобиля потребовала шин, мир жаждал каучука, а давала его только Амазония. Тысячи авантюристов устремились в доселе неведомую крохотную деревушку Манаус в страстном желании быстро разбогатеть. Бывшие хозяева сельвы - индейцы, купившись на дешевые безделушки, ткани, виски, очень быстро попали в зависимость от белых пришельцев без надежды когда-нибудь выбраться из долгов. Но рабочих рук не хватало - очень высокой была смертность среди цветных рабов. Тогда вербовщики обратились к белым нищим на сухих землях и в голодных портах северо-востока. Деньги, спирт и сказочные обещания сделали свое дело - в Манаус начали прибывать сотни и тысячи преисполненных надежд серингейрос - сборщиков каучука. Большинству из них суждено было умереть в сельве от истощения, болезни бери-бери, вызываемой недостатком витамина В1, погибнуть от руки индейца или попасть в одну из ловушек «зеленого ада».
Деньги в Манаус в то время деньги текли рекой. Сколачивались миллионные состояния. Квартал «красных фонарей» стал чуть ли не самым большим в мире - в 1911 году каждые два дома из трех в Манаусе были домами терпимости. Город рос и жирел. Здесь пустили первый в Латинской Америке трамвай и построили оперу на 1400 мест, заказанную в Англии и доставленную по частям в этот дикий край, всю из мрамора, разукрашенную фресками. Теперь это главная достопримечательность Манауса. Ее фрески выполнены итальянскими мастерами, вся мебель - французская, мрамор - из Италии, украшения из литого чугуна сделаны в Англии.
Все закончилось, когда, несмотря на запрет, англичанин Уитхэм вывез тайком семена гевеи в Юго-Восточную Азию. Гевеи Коломбо и Сингапура очень скоро стали давать каучука в четыре раза больше, чем их дикие предки в Амазонии, а стоил он в три раза дешевле. Цены на каучук на мировом рынке упали в несколько раз, положив конец каучуковой лихорадке. Наступивший застой в экономическом развитии Манауса превратил его в «мертвый город».
У нас для подобных городов просто разрабатывают программы переселения, а здесь поступили по-другому. Надо отдать должное правительству Бразилии, которое не только понимает важность и перспективность Амазонии, а также то, что этот регион всё равно будет осваиваться, но и реально делает многое для того, чтобы это освоение проводилось самими бразильцами, не собирается терять этот форпост цивилизации в окружении разрушительной природы. Сюда не просто вбухивались деньги, здесь в 1967 году была объявлена зона беспошлинной торговли, и у города «открылось второе дыхание». Здесь быстро обосновались мастерские по сбору часов и электроприборов, филиалы ювелирных фирм Сао Пауло, были построены судоверфь и металлургический комбинат. Сейчас Манаус - промышленный и торговый центр обширной территории Западной Амазонии.
Через порт Манауса идёт всё снабжение огромного региона, что позволяет городу выживать и развиваться в ожидании того времени, когда бразильцы всерьёз возьмутся за освоение ресурсов региона. А ресурсы эти огромны. Достаточно сказать, что Амазония занимает более 40% бразильской территории, Амазонка и ее притоки содержат 20% пресной воды всего мира. В её зелёном мире живёт 30% всех земных видов, 25% всей фармакологии мира производится из веществ, добываемых в этом регионе. Также известно, что Амазония богата полезными ископаемыми, но их разведка, добыча и переработка затруднена из-за её природных условий.
Наша программа в Амазонии изначально должна была начаться днём 06.05, мы заказывали перелёт Рио – Манаус в составе айрпасса прямым утренним рейсом авиакомпании GOL, но GOL этот рейс отменил, перенёс вылет на дневной рейс, через Бразилиа, поэтому и прилетели так поздно, а начало программы было перенесено на утро 07.05, и Леонардо, владелец туристической фирмы, который обеспечивал нам поездку по Амазонии, обещал нас забрать из отеля в 9.00.
Немного напрягало, что как раз зимой-весной началось обострение конкуренции между Леонардо, который обеспечивал нам поездку по Амазонии и неким авантюристом, который перехватывал туристов у Леонардо, используя его имя.
Владимир, который разрабатывал программу посещения Амазонии и вёл переписку с Леонардо, этот факт учитывал. По фото с сайта Леонардо мы представляли, как он выглядит, и были готовы к любому повороту событий.
4.2. В пампасы!
Утро началось, разумеется, с посещения ресторана отеля. Очень неплохой ресторан, достаточно разнообразный шведский стол, фрукты, соки… Похуже, чем в Регине, ненавязчиво ставшей эталоном, конечно, но в целом – твёрдая 6 по 10-и бальной шкале. Владимир еще попросил, чтоб ему на кухне испекли блины и лепёшки, пара блюд из принесённого оказалась очень даже ничего, остальные – так себе, но червячка заморили надолго.
Провели сортировку вещей, всё необходимое для жизни на природе оставили в рюкзачке на 24 литра и большом рюкзаке на 60 литров. Ещё один рюкзак на 60 литров и чемодан подготовили к сдаче в камеру хранения.
Ровно в 9 раздался телефонный звонок – некий человек назвался сотрудником фирмы Леонардо, сказал, что ждёт нас, чтобы везти в лоджу. Такое развитие ситуации не было оговорено, но незнакомец смог пересказать содержание переписки с Леонардо, поэтому сомнения рассеялись.
Сдали ключи от номера портье, чемодан и рюкзак в камеру зранения и вышли под палящее, несмотря на ранний час солнце.
Около отеля стоял довольно свеженький кузовной Hilux, рядом с ним – бразилец с индейскими чертами лица.
Уточнили программу – сегодня днём охота на пираний, вечером смотрим кайманов, завтра поход по джунглям и купание с дельфинами. На вопрос про поездку к слиянию Рио Негро и Амазонии гид сказал, что Леонардо попробует что-нибудь придумать.
Сразу рассчитались с ним за весь тур, в долларах по курсу 1 доллар к 2 реалам – нормально, если учесть, что в СанПауло меняли по курсу 1.8, а в Игуасу – 1.88.
Загрузились в машину, поехали к реке Рио Негро. По дороге проехали по новому мосту, который, видимо, стал гордостью жителей Манауса.
За мостом купили фрукты около дороги, после чего свернули на грунтовку в джунгли.
По дороге гид рассказал, что до нас в лоджи, куда нас везут, жили восемь (при этом числе глаза у него стали абсолютно круглыми) русских. Это, видимо, оказалось знаменательным событием, наложившим неизгладимый отпечаток на всю жизнь принимающей стороны.
После поездки по грунтовке выехали к небольшой деревушке прямо на берегу реки (дорога уходила прямо в воду) и остановились около лодок, причаленных прямо к центру дороги. Началась погрузка купленного в одну из лодок.
Загрузились, поплыли мимо подтопленной деревеньки
мимо торчащих из воды верхушек деревьев
Гид объяснил, что пришла большая вода, которая тут всё вообще затопила, да и наша ложа тоже в зоне затопления, но жить там можно, только между домиками ходить придётся по воде или на лодке. Сюрпрайз, как говорится. Ладно, думаем, пару дней можно такое потерпеть.
Плыли минут 20. За время поездки мотор раза три глох, но гид привычно реанимировал его. Один раз мне показалось, что ему это не удастся, но ничего, завелась.
То, что увидели по прибытию, превзошло самые смелые ожидания. Вся территория ложи была под водой. (Снимки делаются из центрального здания.)
Тёмное пятно справа на фото – бассейн. Сразу за ним – домики для туристов.
Вот так бассейн лучше видно.
В ложи ещё остались следы пребывания группы туристов из России.
Кроме этой «лодки» в этой «комнате» стояли два сдвинутых торцами стола, около них лавки.
Гид, который нас сюда привёз, объяснил, что сейчас нам приготовят обед, приготовят наш домик, приедет гид, с которым мы поедем ловить пираний, в общем, всё будет хорошо. И уплыл на моторке, а мы остались в этом домике, окружённом со всех сторон водой. На кухоньке невидимая нам хозяйка гремела посудой. Мы спросили смотрителя ложи, где можно купаться, на что он просто показал на бассейн, а потом добавил, что можно у домиков в реке, но там лучше не отплывать от берега дальше 10-15 метров. После чего и он уплыл к домикам, а мы остались предоставленными самим себе.
Посидели, искупались в бассейне, по колено в воде дошли до домиков, за домиками нашли сухой бугорок на берегу реки, покупались в самой реке, Ирина пыталась спать сначала сидя за столом, а потом просто лёжа на лавке. Потом ей это надоело, она занялась изучением местной флоры, благо апельсины росли прямо рядом с нашим домиком.
Короче, часа два провели крайне неэффективно.
Тут началась движуха, приехал какой-то народ, хозяйка закончила возиться с обедом, все сели за стол, обед, естественно, так себе – маленькие невкусные апельсины, рыба, фейжао – блюдо на любителя, рыбный суп, ещё пара блюд примерно такого качества. Всё понятно – природа; что есть, то и надо есть, не ресторан, особых деликатесов не будет. А проголодались конкретно, и, видимо, не мы одни, потому что смели почти всё. Тут кто-то из хозяев вспомнил, что должны еще приехать китайцы, и хозяйка стала убирать остатки еды, чтоб и им досталось.
После обеда мы отнесли рюкзаки в домик, в котором была одна комнатка с тремя кроватями, и небольшая комнатка: туалет + душ. Пол простой цементный, электричества нет, для освещения предназначены коптилки типа свечей, немного спичек в коробках. Ну ладно, переживём.
Подплыл гид, молодой парень, по имени Карлос, на лодке, сказал, что приехали китайцы и предлагают нам вместо ловли пираний поехать на обезьяний остров. По-португальски не говорят. Пошли с Вовкой на переговоры с китайцами, у которых, как я понял, предварительно «активити» заказаны не были, и они теперь пытались сесть нам на хвост, чтобы в чём-то поучаствовать. Причём у этих наглецов ещё были свои планы под которые они пытались нас перестроить! Начался поединок с китайскими туристами. Их было двое. Один, оказывается, довольно сносно калякал по-португез с гидом, который их привёз. Довольно откровенно, поскольку думал, что я не понимаю, о чём они говорят. Другой, знающий английский, взял инициативу на себя и агрессивно агитировал за поездку на обезьяний остров, типа они пираний ловили, ничего не поймали, только время потратили. Тем более за замену пираний на обезьян нужно было доплатить совсем немного. Я сделал поправку на полученную из разговора гида и первого китайца информацию и в корне отмёл их поползновения, заявив, что обезьян мы уже видели, а вот пираньи – животные эксклюзивные, и отказываться от их ловли мы не намерены. Китайцы обломились, и в этом матче малой бразильской олимпиады мы повели со счётом 1:0. В утешение Карлос пообещал китайцам, отвезти их на остров завтра, китайцы остались пинать воздух (вернее воду) у ложи, а мы с Карлосом поплыли ловить пираний.
Амазония - это во!