Немного пройдёмся по «чентро сторико» - историческому центру. Не правда ли, многие улочки очень напонимают старый Бари ?
Опять Св. Христофор (покровитель путешественников, кстати !):
В Монополи много аутентичных церквей, но особого внимания, конечно же, заслуживает собор. Он посвящён чтимой здесь Богоматери Madonna della Madia - покровительнице города, образ которой и хранится тут в капелле над апсидой. В современном виде собор был полностью перестроен в середине 18 века; при этом, к сожалению, полностью разрушили прежний романский храм 12 века
- в числе прочих причин, согласно
http://it.wikipedia.org/wiki/Concattedr ... ella_Madia - в угоду господствующей тогда моде на барокко. И кто ещё думает, что священники заботятся только о Вечном ?
Уже в начале 20 века интерьеры собора "одели" в монументальный мрамор:
Особый вид площади перед собором придаёт оригинальное сооружение высотой 33 метра, называющееся просто Стеной, или Фасадом (только вот так - значимо и с большой буквы я могу передать смысл итальянского слова Il Muraglione, происходящего от muraglia, что значит "стена". "Итальянцы", поправьте меня, если сумеете
). Оно было построено в 1786 году, через 14 лет после завершения перестройки собора, для защиты церковного двора от ветров, дующих с гор и с моря. По крайней мере, именно такое объяснение можно прочитать на сайте собора
http://www.cattedralemonopoli.net/stile.asp : "per impedire l'urto dei venti, che arrivavano dai monti fino a rovesciare i fedeli che si sforzavano di entrare nella nostra chiesa".
В нишах Стены-Фасада установлены 10 статуй святых, ранее составлявших часть церковного ретабло ("испанцам" хорошо знаком этот термин, обозначающий большую архитектурно-декоративную композицию, расположенную позади алтаря) 16 века. Интересно, что некоторые скульптуры до сих пор хранят следы молнии, ударившей в алтарь аккурат в день Рождества 1519 года.
Отдельного упоминания заслуживает кампанила собора. Хороша, ничего не скажешь !
А вот соборная крипта впечатления не произвела
. Без комментариев:
Одна из подземных (или скальных - rupestre, как их здесь называют) церквей в Монополи -Madonna del Soccorso, расположенная недалеко от собора:
Скульптурная группа над её входом раньше принадлежала церкви Богородицы S. Maria la Nova, разрушенной в 1529 году:
Ещё одна интересная церковь – Воскресения Христова (San Domenico):
На границе старого города расположена Фонтанная площадь (Largo Fontanelle) с эффектным "фонтаном с осьминогами":
Большой монастырь Св. Антония Падуанского:
В завершение рассказа о Монополи могу только добавить, что путешествующим на машине или любителям пеших прогулок наверняка будет интересно посмотреть монументальный форт Св. Стефана (Castello di Santo Stefano), расположенный на морском берегу в трёх километрах от Монополи:
Если Вы хотите расслабиться душой и отдохнуть телом - смело езжайте в Монополи !
---------- ПОЛИНЬЯНО-А-МАРЕ
Расположененый на высоком скалистом берегу Полиньяно-а-Маре - самый, пожалуй, живописный город Апулии
. На мой взгляд, с ним трудно сравнить даже похожие на него Отранто и Виесте. Правда, это мнение основано лишь на фото, но очень многочисленных, поскольку оба города, особенно Отранто, изначально очень плотно прорабатывались в плане включения в маршрут этой поездки и многократно были "исхожены" гугловским "жёлтым человечком".
Выражаясь расхожим штампом, "визитной карточкой" Полиньяно является вид с моста-виадукана каменистую бухточку, которая, по-моему, является устьем небольшого ручья (возможно, бывшего), через русло которого и переброшен мост. Конечно, таких фото в инете можно найти тысячи, но без них мой рассказ об Апулии будет неполным:
Сам виадук тоже выглядит эффектно, и обойти его фотосетом было бы несправедливо:
(простите, друзья, я так и не смог выбрать одно фото из этих двух !
)
А за виадуком находится ещё один мост, однопролётный:
По дороге к морю:
Бухта очень красива !
А цветом воды Адриатического моря я, наверное, никогда не устану восхищаться:
В конце апреля народ уже активно "пляжился". Правда, большого количества купающихся замечено не было
:
Вырубленное в скале "окно" в соседнюю бухточку. К сожалению, пройти через него, не замочив ног, было невозможно
.
Вот так выглядит Полиньяно со стороны моря:
и со стороны бухты:
---------- ПОЛИНЬЯНО-А-МАРЕ
Расположененый на высоком скалистом берегу Полиньяно-а-Маре - самый, пожалуй, живописный город Апулии
. На мой взгляд, с ним трудно сравнить даже похожие на него Отранто и Виесте. Правда, это мнение основано лишь на фото, но очень многочисленных, поскольку оба города, особенно Отранто, изначально очень плотно прорабатывались в плане включения в маршрут этой поездки и многократно были "исхожены" гугловским "жёлтым человечком".
Выражаясь расхожим штампом, "визитной карточкой" Полиньяно является вид с моста-виадукана каменистую бухточку, которая, по-моему, является устьем небольшого ручья (возможно, бывшего), через русло которого и переброшен мост. Конечно, таких фото в инете можно найти тысячи, но без них мой рассказ об Апулии будет неполным:
Сам виадук тоже выглядит эффектно, и обойти его фотосетом было бы несправедливо:
(простите, друзья, я так и не смог выбрать одно фото из этих двух !
)
А за виадуком находится ещё один мост, однопролётный:
По дороге к морю:
Бухта очень красива !
А цветом воды Адриатического моря я, наверное, никогда не устану восхищаться:
В конце апреля народ уже активно "пляжился". Правда, большого количества купающихся замечено не было
:
Вырубленное в скале "окно" в соседнюю бухточку. К сожалению, пройти через него, не замочив ног, было невозможно
.
Вот так выглядит Полиньяно со стороны моря:
и со стороны бухты:
Почему-то мне очень трудно писать о Полиньяно. Может, причина в том, что я эмоционально начал уставать от этого рассказа, который длится уже четвёртую неделю
. А может - просто потому, что какими-то крупными достопримечательностями и значимыми историческими событиями Полиньяно просто похвастаться не может (по крайней мере, по данным итальянской «Википедии» и туристических сайтов самого города и Апулии в целом). Но он в этом и не нуждается: города, которым довелось "родиться" в таких местах, могут позволить себе просто существовать и благосклонно взирать на толпы туристов, десятками тысяч съезжающихся в них во всех концов планеты
.
Кстати, Полиньяно неожиданно для меня оказался самым туристическим городом, посещённым в этом путешествии. После всех предыдущих городков, включая Бари и Альберобелло, очень непривычно было видеть здесь столько "пришлого" народу
. Впрочем, даже если б на улицах в тот день чудесным образом не было бы ни единого человека, местную туристичность можно было бы без труда вычислить, глядя на кафе-рестораны. Во-первых, такого количества предложений "меню туристико" по невменяемой цене 25-30 евро
больше не встречалось нигде. А во-вторых, насторожить должно было уже то, что 9 едален из 10 изъявляли готовность (судя по картинкам на дверях) принимать к оплате банковские карты.
Почему я использовал странное, казалось бы, слово "насторожить" ? Дело в том, что в Апулии (не буду говорить за всю
Италию, тем более, что уже не помню, как дело обстояло в
Милане и окрестностях), как и в Баварии, заплатить картой за еду практически невозможно. Исключениями были только отели и билетные автоматы на железной дороге. Поэтому то, что, скажем, во
Франции воспринималось как абсолютно естественное (мне трудно представить там кафе, где отказались бы принять оплату по карте) явление, в Апулии выглядело очень непривычно. Что в данной ситуации означает отклонение от "классического местного" уклада и создание некой искусственной - туристической - среды. Ну а те, кто знает разницу между обстановкой (в частности - заведениями) "для своих" и "для приезжих", поймёт, что я имел в виду.
Впрочем, "Маргарита" - она и в Полиньяно "Маргарита", и за те же 4 евро
. А вот "Шприц Апероль", о котором я как-то подзабыл в первые дни, здесь наверняка стоил дороже «среднеапулийского» уровня (тоже, кстати, 4 евро).
Коль скоро я затронул тему «общепита», позволю себе поделиться маленьким, но показавшимся мне любопытным эпизодом, произошедшим в местной пиццерии. За соседний столик присела молодая пара – парень с девушкой, скорее всего – итальянцы. Вскоре они обнаружили, что столик слегка шатается (обычное явление для уличных столиков !), и обратили на это внимание официанта. Тот мог сразу пересадить их, возможность для этого была. Но он сделал другое, то, ради чего я, собственно, и пишу этот пассаж. Из всего, что он сказал, я понял всего 2 слова: «эффекто ди барка», но и без них смысл был абсолютно понятен: официант расставил в сторону руки и слегка покачал ими: типа ребята, вы ж на море, вот столик и создаёт вам «эффект лодки», иллюзию лёгкой морской качки. И надо было видеть, с каким вдохновенным и обаятельным лицом он проделал всё это, и с какой доброжелательностью воспринимали его «объяснение» молодые люди. И когда чуть позже официант что-то принёс и попытался укрепить столик, они сказали ему – «не надо, пусть остаётся «эффекто ди барка»
.
Суть этой нехитрой истории не в том, как решИлся этот вопрос. А в том, как он решАлся. Меня привлекла та взаимная доброжелательность, которую, к сожалению, редко можно встретить в нашей стране, тем более – в ресторанах, тем более, если по тебе сразу видно, что ты не племянник Абрамовича. То искреннее желание обоих сторон не делать из мухи слона, та «лёгкость бытия», сквозившая в их диалоге и готовность каждого пойти навстречу друг другу. Конечно, мне не хватило красноречия, чтобы передать море обаяния этого незначительного эпизода, который обязательно надо было видеть «вживую» и прочувствовать волны суперположительных вибраций, которые исходили от общения официанта и его клиентов
. И именно этот эпизод оставил в душе очень приятное последействие, и я всегда упоминаю его (что сделать немного легче, чем написать) своим друзьям, рассказывая о путешествии по Апулии.
Одной из местных "фишек" являются многочисленные "балконы", выходящие на море. На высоте около 25 метров, между прочим:
Поскольку берег очень извилистый, вид с каждого балкона не только красив, но и открывает что-то совершенно новое»:
В нише соседней скалы можно увидеть ресторан "Грот", считающийся самым "крутым" в Полиньяно:
Как и многие городки Апулии, старый (и не только) Полиньяно местами абсолютно белый:
Скалы, на которых стоит город, испещрены надводными и подводными пещерами и гротами:
Интересно прогуляться вдоль моря по другую (относительно старого города) сторону бухты. Здешнее побережье не столь высокое, но не менее скалистое. И отсюда Полиньяно видится уже совсем другим.
В городских магазинчиках нет ярко выраженной местной сувенирной тематики, как скажем, в Альберобелло. Но для детей прилавки от этого не становятся менее интересными:
А взрослым намного более интересны вот такие витрины
:
Ещё несколько городских видов, снятых в разных местах Полиньяно:
Бывший собор, а ныне просто главная церковь Полиньяно, освящённая в честь Успения Богородицы (Santa Maria Assunta), на площади Виктора Эммануила II:
Буквально в двух шагах расположена ещё одна большая и красивая площадь: Часовая (Piazza dell'orologio) с, разумеется, одноимённой башней. Любопытно, что часы на башне до сих пор заводятся вручную. А под ними можно увидеть фрагмент циферблата солнечных часов.
Над Полиньяно сгущаются сумерки:
И когда совсем стемнело, на городских площадях появились …призраки
. Вот сколько их тут, оказывается:
Тем, кто путешествует на машине, или просто любит длинные пешие прогулки, возможно, будет интересно посетить аббатство Св. Вита (Abbazia di San Vito), расположенное на побережье примерно в 3-х километрах от Полиньяно в сторону Бари:
Кстати, несмотря на высокий уровень туристичности города, на вокзале Полиньяно нет билетной кассы, а единственный весьма допотопный автомат по продаже билетов принимает только монеты (что было очень непривычно после современных машин с удобным и наглядным многоязычным интерфейсом в Бари, Барлетте, Мольфетте и на других станциях). Поэтому, уезжая из Полиньяно на поезде, обязательно подготовьте мелочь !
---------- ОСТУНИ – несостоявшийся визит
После Полиньяно предполагалась небольшая поездка в Остуни, до которого поезд (той же «Трениталии») идёт меньше получаса. Но… к этому времени было уже увидено столько городов, потрачено столько чисто физических сил, что для перспективы снова ходить вверх-вниз (а Остуни расположен на холме) по городским улочкам внутренней эмоциональной мотивации уже не хватало
. Там более, что вокзал Остуни находится в четырёх километрах от старого города, а я почему-то не удосужился найти расписание автобусов между станцией и городом (на самом деле, как и следовало ожидать, оно привязано к прибытию поездов и тем, кто поедет туда, я облегчаю задачу:
http://www.ostunionline.it/Orari/serviz ... azione.htm ), а возможность тупо тратить неизвестно сколько времени на его ожидание совсем не прельщала
. О пешем «марш-броске» не могло быть и речи, а в том, что найти такси на привокзальной площади небольших городков может оказаться неразрешимой проблемой, я убедился ещё на
Сицилии. До сих пор помню, как мы приехали из Палермо (вообще мы арендовали машину, но именно туда мы ездили на поезде) на ближайшую (каких-то несколько километров) к нашему отелю станцию Кампофеличе ди Рочело, вышли на небольшую площадь и… озадачились. Немногие приехавшие с нами местные быстренько уселись в ожидавшие их близ вокзала собственные машины и разъехались (мы даже не успели попробовать «прицепиться» к кому-нибудь), и через несколько минут мы остались совсем одни
. Никакого такси не было и в помине, равно как и возможности вызвать его в силу полного отсутствия наличия какого-либо персонала на станции. В конечном счёте мы вышли на трассу и где-то с десятой попытки всё-таки благополучно поймали попутку (честно говоря, уже почти разуверившись в такой возможности). Но в Остуни на подобные потенциальные подвиги уже не хватало вдохновения
.
Честно говоря, была и ещё одна причина. Остуни, конечно, красивый город (иначе я бы и не включил его в маршрут), но после расслабленно-приморских Монополи и Полиньяно решиться на что-то более активное было трудно, особенно учитывая число уже увиденных мест и полученных впечатлений. Но нет и худа без добра: Остуни остался на следующий раз в качестве транзитного пункта между Бари и Отранто
.
Для тех, кто только собирается ехать сюда, я приведу несколько фото с классическими видами Остуни: