Внешне небольшая, Базилика Святой Крови скромно расположилась в одном из углов Бурга. Я вполне допускаю, что, не зная о ней, её можно даже не заметить, увлекшись осмотром более монументальных строений. Но едва увидев её, оторвать взор уже очень трудно, столь красива ажурная готика фасада:
«Первую версию» базилики построили в середине 12 века для хранения мощей известного православного святого Василия Великого, которые были привезены неким фламандским графом из
Турции (готический фасад со стрельчатыми арками, скульптурами и львами появился уже в 15 столетии). Однако вскоре из Святой земли сюда была доставлена ещё более ценная реликвия - кровь Иисуса Христа, собранная, по преданию, Иосифом Аримафейским после снятия Иисуса с креста. Добыта сия святыня была, конечно, не слишком праведным путём: при разграблении крестоносцами Константинополя. Впрочем, кого волнуют такие "мелочи", когда идёт война между "истинно верующими" и иноверцами ?!
Ну разве может быть что-то более духовное, чем поубивать десятки и сотни тысяч ради насаждения и утверждения собственных "единственно правильных" религиозных взглядов ? Ндаааа....
Так или иначе, но святая кровь была принята в
Брюгге со всем надлежащим почтением. По этому случаю был надстроен второй этаж базилики, где её и поместили в колбе из горного хрусталя, её, в свою очередь - в другом, уже стеклянном, сосуде, а этот сосуд - в раке, подобающим образом украшенной драгоценностями. Вот туда-то, в "верхнюю церковь" (собственно, она и есть Базилика Святой Крови), давайте сейчас и поднимемся по витой лестнице:
Надо сказать, что весь второй этаж вместе с самой лестницей был полностью отстроен уже в 19 веке, правда, с надлежащим усердием и максимальным приближением к средневековым канонам. Даже сквозь царящий здесь полумрак красота внутреннего убранства впечатляет.
Саму раку, кстати, можно увидеть только по пятницам, когда её выставляют на всеобщее обозрение (правда, подозреваю, что протолкнуться наверх практически невозможно
).
Если "верхняя церковь" поражает красотой, то нижняя впечатляет своей сакральностью и настоящей средневековой аутентичностью
. Дух времён здесь ощущается "невооружённым взглядом", и после неё второй этаж при всём уважении к хранящейся там святыне кажется излишне декорированным и уже не внушающим священного трепета
.
Как бы то ни было, Базилика Святой Крови заслуживает внимания и посещения. Тем более с учётом приятного "бонуса" в виде бесплатного входа
.
Совсем рядом с Бургом находится ещё одна площадь Брюгге, не столь древняя, но не менее, а, может, и более известная - Рыночная, или же просто Markt. Известность и даже знаменитость придаёт ей прежде всего колокольня Белфорт (Belfort). Собственно, Белфорт - это не имя, а слово, означающее в переводе с голландско-фламандских наречий не что иное, как просто колокольня. Но в Брюгге это название стало собственным, что и нашло отражение во всех картах и путеводителях (в англоязычной литературе иногда можно встретить Belfry, что означает то же самое).
Именно Белфорт является ещё одной, возможно, главной, "визитной карточкой" Брюгге. Изначально, в 13 веке, она была деревянной, но, как и следовало ожидать, быстренько погорела и древние брюжжане (или брюггийцы ?
) быстренько провели работу над ошибками и построили "такую же, но из камня". Через пару столетий её надстроили (эта более поздняя 8-гранная часть очень хорошо выделяется), а в 16 веке на Белфорте установили первый карильон(так называется музыкальный инструмент, управляющий колоколами и "играющий на них" разные мелодии), разработанный мастером из
Антверпена, и состоявший из 35 колоколов (сегодня их 47). Кстати, когда-то башня была выше - её украшал деревянный шпиль, который пару раз успешно сгорал (нет, не учатся люди на ошибках, даже собственных !
), и после второго пожара уже не восстанавливался.
Наверху Белфорта есть смотровая площадка, и я, конечно же, попёрся туда
. Честно говоря, других удобоваримых вариантов и не было: именно в этот момент дождь в очередной раз включился в режиме "очень сильный", так что о городской прогулке на время (кто б ещё знал, на какое
) можно было просто забыть. А что ещё прикажете делать ? Тупо стоять под аркадой внутреннего дворика Белфорта, смотря то на небо, то на часы (потому как больше некуда) ?
А так хоть польза будет, хоть и за 6 евро
(столько стоит билет на "лестницу в небо").
Пройдя через ворота в нижней части колокольни, попадаем в уже упомянутый двор (который когда-то тоже был одним из рыночных павильонов) - прямоугольный, каменный и слегка мрачноватый (по крайней мере, в такую погоду):
Современные нормы безопасности ограничивают число посетителей башни - не более 70 человек одновременно. Но в этот день наплыва желающих не наблюдалось, хотя небольшая очередь в кассу всё же стояла, так что восхождение было совсем не одиночным. На самый верх ведут 366 каменных ступеней спиралеобразной лестницы - настоящей, без дураков, никаких стилизаций
. Периодически на стене можно было видеть таблички, показывающие текущий уровень и ставящие своей целью ужасать числом ещё предстоящих ступеней
("но смотрите, ему остаётся пройти всего три четверти пути"):
Поднимался я очень медленно, пропуская всех, кто встречался на пути, уже возвращаясь вниз (в отличие от колокольни в Мехелене здесь единая лестница, по которой и спускаются, и поднимаются, и разойтись - задача не самая тривиальная). Не столько из-за врождённого джентльменства, сколько потому, что спешить было абсолютно некуда: чем ближе я оказывался к небесам, тем яснее становилось, глядя в редкие узкие окошки, что надежд на скорое прекращение дождя нет никаких
. Периодически слышалась испанская речь: вообще я был очень удивлён, скольких испанцев я повстречал в
Бельгии за всё время путешествия; ни дня не проходило, чтобы я пару раз, а то и больше не услышал ласкающее слух наречие, вызывающее столько приятных воспоминаний и ассоциаций.
Возможно, как раз из-за того, что я не торопился, подъём в целом прошёл ненапряжно и сравнительно быстро. Но, очутившись на смотровой площадке, я понял, что решение оказаться здесь было, может, и правильным, но... совершенно бесполезным
- как в том анекдоте, когда праведник рассказывает священнику про свою праведную жизнь и в заключение спрашивает: "А что, батюшка, правильно ли я живу ?" А батюшка, вздохнув, ему отвечает: "Правильно-то правильно, сын мой, но... напрасно"
. А суть (не анекдота, а моего положения) заключалась в том, что все городские окрестности были закрыты серой мглистой дымкой, и лишь яркие крыши домов у подножия Белфорта, да башни церкви Богородицы и собора можно было, да и то с грехом пополам
, рассмотреть. Так что, расстроившись, я сделал всего несколько "дежурных" снимков, больше для порядка. И уже в
Москве, разбирая фото, пожалел об этом. Дело в том, что фотоаппарат, как это один раз уже было на испанских северах, "вытянул" картинку если не до идеального, то до более-менее смотрибельного уровня:
А вот вид с промежуточной высоты из узкого не приспособленного к съёмке окошка:
Но не задержался на башне я ещё и по другой причине: хоть смотровая площадка и ограждена внушительным парапетом (просто так, как показано в фильме "Залечь на дно в Брюгге", спрыгнуть с неё не удастся, это был небольшой режиссёрский вымысел), она не застеклена, а потому примерно на добрую половину щедро поливалась дождём. В результате все дошедшие сюда туристы сгрудились на оставшейся половине, что не добавляло ни удобства, ни комфорта к и без того не лучшей обстановке
.
Быстро (хоть и опять пропуская встречных, правда, идущих теперь уже в другом направлении) спустившись, я ещё минут 20 простоял под аркадами "Белфортского квадрата", не столь надеясь на что-то (чуда явно не предвиделось), сколько понимая, что идти всё равно надо, но не решаясь сделать первый шаг навстречу этим хлябям, по сравнению с которыми предыдущие сегодняшние дождики имели очень бледный и недостаточно мокрый вид. Но в конечном счёте выдохнул (или наоборот вдохнул) и пошёл, а что ещё оставалось ?
Даже погода с приставкой "не" (точнее, очень большим НЕ
) не смогла скрыть красоту Маркта. Здесь было всё лучшее, что можно увидеть на подобных площадях северной Европы: разноцветные и разноформенные домики - из тех, что принято называть игрушечными, готическое (если честно - неоготическое, отстроенное после пожара уже в конце 19 века) здание бывшего провинциального суда (ныне - Совета провинции Западная Фландрия), ну и колокольня, конечно же - тот самый уже многократно упомянутый Белфорт. А в центре - памятник двум героям местного сопротивления, противостоящим французам в 1302 году.
Отчаявшись в поисках клиентов, экипажи смиренно ждут у Маркта погоды. Я слышал, что в Брюгге возницами в основном работают женщины, не знаю, так ли это на самом деле, но всеми повозками, выстроившимися в центре площади, действительно "рулили" довольно молодые девушки:
О господи, что ЭТО ???
Вот кого я меньше всего ожидал встретить в Бельгии – так это вот этого специалиста по пукам и прочих туалетных дел мастера
… Какой ужас…
Уже давно, чуть ли не от церкви Богородицы, я слышал отдалённые колокольные перезвоны. Я знал, что знаменитый карильон играет по воскресеньям с 11 до 12 и даже жалел, что приехал немного позже этого времени. Однако полдень давно уж минул, а музыкальный звон продолжался. И вот тут-то, на Маркте, всё наконец-то прояснилось: в центре площади стояла машина, специальным образом оборудованная карильоном, а примостившийся сбоку и даже не сразу заметный мужчина управлял всем этим оркестром, то есть попросту играл - несмотря на дождь, от которого он был не очень-то защищён.
Ну а собачке и дождь не страшен, особенно если хозяин только что скормил ей знаменитую бельгийскую вафлю - к сожалению, я чуть-чуть опоздал запечатлеть саму "секунду блаженства": знаете ж, как быстро собаки заглатывают пищу, будь то кусок мяса, банан или вот, вафлю
.
О, а вот ещё один «автокарильон»:
Теперь мой путь лежал в сторону городской окраины, в намного менее людные и туристические места. Сначала - к церкви Св. Анны (Sint-Annakerk) с ярким контрастом между строгой внешностью в позднеготическом стиле и впечатляющими (даже для меня, нелюбителя подобного "формата") барочными интерьерами:
Потом - к Иерусалимской церкви (Jeruzalemkerk), построенной в 15 веке представителями местного знатного семейства после своего паломничества в
Иерусалим, где они были столь впечатлены храмом Гроба Господня, что по возвращении решили возвести рядом со своим особняком нечто подобное. Любопытно, что церковь и сегодня находится в частной собственности потомков того рода; возможно, именно поэтому попасть внутрь не удалось. А жаль, потому как очень хотелось увидеть, насколько справедлива информация о том, что многие элементы церковного интерьера также выполнены в подражание самому знаменитому христианскому храму в Иерусалиме. Что касается вида со стороны, то сколько бы я ни вглядывался, особого сходства заметить не удалось...
И чуть дальше, уже практически на самой окраине Брюгге, можно увидеть мельницу (вообще здесь их несколько), построенную в 1770 году для помола кукурузной муки. Само место, конечно, изменилось, но именно здесь в 18 столетии находились дом и «производственные площади» владельцев этой мукомольни.
Возвращаясь в центр, я оказался в нетуристической, практически спальной части города. О её обитаемости говорили лишь припаркованные машины и велосипеды, да редкие горшки с яркими цветами.
Очень мне понравился вот этот уголок, несмотря на его ярко выраженную меланхоличность и какую-то отрешённость. Я поймал себя на мысли, что «бельгийская меланхолия» отличается от парижской в лучшую сторону: если парижская – какая-то депрессивная и безысходная (недаром вся наша эмиграция обычно оседала именно там и, рассиживая по кабакам, изливала души на тему «
Россия, которую мы потеряли»
), то бельгийская (та, что в Брюгге) – более светлая, позитивная, что ли, настраивающая не столько на депрессию, сколько на размышления и созерцание, близкие к медитации
.
Канал, по которому я иду, упирается в очень красивую площадь, названную в честь фламандского живописца 15 века Яна ван Эйка, умершего в Брюгге. Именно ему посвящён памятник в центре площади, и именно после воздвижения этого монумента площадь была переименована: раньше она называлась Академической, поскольку в одном из расположенных здесь зданий находилась Академия искусств. На каковую, как многие считают, и устремлён взгляд каменного (или бронзового - каюсь, не знаю
) живописца.
Если приглядеться, можно увидеть, что ван Эйк держит в руке доску. Одной из особенностей его творчества как раз было то, что рисовал он на досках, а не на холстах. Это требовало особой технологии наложения красок, чем и объясняется специфическая цветовая гамма его работ.
Готическое здание с башней на заднем плане – не церковь, как можно подумать на беглый взгляд, а мещанская биржа, перестроенная после пожара уже в 19 веке:
На углу в нише можно увидеть любопытную скульптуру, в которой без пары кружек пива очень трудно узнать медведя. Это символ рыцарского союза, известного как Орден белого медведя, штаб-квартира которого располагалась здесь же. А почему медведь ? Легенда отсылает нас во времена некоего Бодуэна (Балдуина) I Железная Рука - первого графа Фландрии, жившего в 9 веке и убившего копьем гигантского белого медведя, терроризировавшего всю округу. Причём предание утверждает, что произошло это в тот момент, когда медведь уже встал на задние лапы, готовясь напасть на графа. Ну а копьё просто пригвоздило зверя к дереву, и он так и остался стоять. Именно после этого случая Бодуэна и прозвали Железной Рукой.
Ещё одно приметное сооружение на площади – старая таможня. Интересно, что раньше на этом месте был мост, названный в честь Св. Иоанна, по пересечении которого и взималась таможенная плата. Самая красивая часть этого здания – резное готическое крыльцо с интересными деталями:
Чуть севернее площади Яна ван Эйка много интересных мест и красивых уголков:
Здесь протекает ещё один канал с живописными берегами. Их красота, возможно, не такая яркая, как в супершедевральном центре города, она просто другая - тихая и умиротворяющая.