<<<<<< ===================== МЕХЕЛЕН ===================== >>>>>>
Друзья, я с огромным удовольствием начинаю рассказ о Мехелене - прекрасном городе, ставшим достойной кульминацией не только этого дня, но и всей поездки
. Так уж получилось, что путешествие оказалось "обрамлено" двумя самыми красивыми и интересными (естественно, я высказываю своё личное мнение) бельгийскими городами, каждый из которых в полной мере оправдал мои ожидания. А Мехелен - даже вдвойне
. Потому что и именно здесь сошлось буквально всё: и обилие достопримечательностей, и живописнейшие площади, набережные и прочие городские уголки, и какая-то особая, красочная и нарядная атмосфера на улицах, и, конечно же, отсутствие дождя. Правда, солнца тоже не было, но, поверьте, после двух предыдущих дней уже факт того, что ты идёшь по сухому асфальту (или брусчатке), а зонтик хоть и тащишь, но в руке, а не над головой, уже воспринималось за великое счастье
.
Мехелен начинается за Брюссельскими воротами - сразу за ними буквально открывается "другой мир" (до них от вокзала ведёт вполне бытовая улица современного города без особых "примет").
Сами Брюссельские ворота - единственные сохранившиеся в Мехелене городские ворота (а было их аж 12 !), построенные вместе с крепостной стеной в середине 13 века. Стены, как и во многих европейских городах (в
Бельгии я в этом контексте недавно упоминал Турнэ), пали жертвой новых архитектурных веяний и были снесены в начале 19 столетия
. Ещё одним укреплённым средневековым городом в Европе стало меньше...
Впрочем, на эту тему я уже высказывался многократно, и тратить время на ностальгию по древним фортификациям (которые мне действительно безумно жаль
) именно в Мехелене совсем не хочется. Слишком тут красиво и вообще душевно...
А что изображено на многочисленных цветных флажках, развешанных на каждой улице ? Тогда я ещё не знал этого, а потому особо не обращал внимания. Ну узор и узор, всё не пришпиленный жук, слава богу
. И только позже, уже возле ратуши, я понял (оказалось, что я "знал, но забыл"), что это не просто узор или орнамент. Но скажу я об этом чуть попозже, а пока вопрос к тем, кто не знает: что бы это значило ? Кто-нибудь отгадает ?
Вот это по-нашему ! Такой девиз русский человек поддержит обеими руками
:
Я делаю небольшой крюк, чтобы попасть к церкви Богоматери на Дейле (на местном наречии это звучит ну ооочень длинно: Onze-Lieve-Vrouw-over-de-Dijlekerk) - столь же красивой, сколь и обновлённой в недалёком прошлом:
Её интерьеры более аутентичные, тут в целом сохранились 17-18 века:
Ноев ковчег явно детскими глазами:
Чуть ли не впервые встречаю в христианском храме один из главных символов иудаизма -менору:
Библейско-булгаговский сюжет «Иисус и Понтий Пилат»:
Справа по доскам, простите, по скрижалям, и характерным "рожкам" легко узнаётся Моисей:
Почему-то во всех старых церквях меня очень привлекают надгробные плиты в полу
. Может, потому, что порой они являются самыми честными "экспонатами", которые здесь можно увидеть, особенно если прочее убранство утопает в барочной роскоши ? Ведь почти всё остальное сделано явно на показ, порой - на потребу тщеславию самих священников...
Почему-то именно барочные церкви я воспринимаю как угодно, но только не как Божий дом
. Ну не настоящее здесь всё, глаз, может, и тешится окружающей пышностью, а сердце молчит, не испытывает священного трепета, который должны порождать такие места
. А плиты - это сама правда жизни и времён, неровные, ногами перетоптанные, сделанные не на показ (хотя и их оформление частенько не лишено вычурности) и сильнее, чем любой красивый алтарь, заставляющие задуматься о самой честной вещи в жизни - смерти.
В современном Мехелене не так много воды (кстати, о другой воде: Бельгия оказалась первой страной, ни в одном городе которой мне не попалось ни одного уличного источника питьевой воды
. А - уже некстати - туалеты здесь платные даже на вокзалах. Правда, за копейки - 50 евроцентов, но тем не менее...
). Сейчас даже поверить трудно, что в 16 веке Мехелен располагался на 13 (тринадцати !
) островах, соединённых между собой сорока тремя мостами ! Сегодня большая часть каналов убрана в трубы, так что стать ещё одной европейской
Венецией Мехелену не довелось. Реально в исторической части города остался только один водоём - река Дейле. Её берега, на которых раньше располагались портовые и торговые районы (так называемые Соляные верфи Zoutwerf, Овсяные верфи Haverwerf, Рыбный рынок Vismarkt и прочее), сейчас выглядят очень ярко и живописно, просто одна "картинка" лучше другой
:
А этот ресторан, если придерживаться испанской тематики, впору было назвать не "
Мадрид", а "Куэнка". "Испанцы" поймут, в чём тут "фишка"
.
Обратите внимание на чудесный "висячий" домик справа:
И опять голая женщина. Ох уже эти бельгийцы, потомки Рубенса !
Многие из расположенных здесь зданий имеют индивидуальную историю. К примеру, вот эти 3 дома 16-17 веков:
Крайний правый дом прозвали "Het Paradijske" (Маленький рай) за тематические барельефы над окнами. Сюжет классический - "преступление и наказание":
Адам и Ева сначала лакомятся древесными плодами, а затем злобный ангел, грозя огненным мечом, изгоняет их за эту провинность из рая
. Не лишне вспомнить, что эзотерики считают эту историю одним из главных событий в эволюции человека, символизирующую момент, в который людское мышление приобрело двойственный характер (не путать с раздвоением личности, "и тебя вылечат" и тому подобным !
), а мир начал представляться совокупностью (но ещё не единством) противоположностей: чёрное и белое, добро и зло, мужчина и женщина и т.д.
Средний дом с одним из самых красивых в стране деревянных фасадов сначала назывался "De Verloren Zoon" (Блудный сын) за сюжет, изображённый над входной дверью, а потом его переименовали в "De Duiveltjes" - дьяволята, форму которых имеют колонны здания. Ну а дом слева известен как Sint-Jozef, поскольку на нём изображён Св. Иосиф с младенцем Иисусом.
Как я уже писал, большинство каналов, прорытых когда-то в Мехелене, позже были спрятаны под землю. Последним (уже в 1913 году) эта участь постигла канал Melaan. Однако совсем недавно в рамках европроекта "Вода в городских исторических центрах" (Water in Historic City Centers) его опять "выпустили" наружу. Правда, за это время тут много чего понастроили, поэтому небольшой район канала Melaan является не столько живописным, сколько тихим и спокойным. И дома здесь в основном современные и утилитарные, хотя что-то красивое тоже встречается:
Впереди уже показалась башня собора Св. Румбольта (иначе - Ромбаута):
Но по дороге к нему встречается ещё одно любопытное место: так называемые De Cellekens (Кельи). Изначально - благотворительное учреждение, в котором проживали малообеспеченные женщины без семей. Ну а поскольку комнатки здесь, как и полагается социальному жилью, были малюсенькими, заведение получило соответствующее прозвище (слово Cellekens, как и его английский эквивалент Cells, также переводится как что-то вроде "каморки").
Сейчас здание находится в частной собственности и закрыто для посещения. Через решётку ворот можно увидеть только внутренний двор с современными скульптурами - работами нынешних владельцев:
И опять, обратите внимание, голые женщины. Не Бельгия, а журнал MAXIM какой-то !
На Главную площадь Гроте Маркт я выхожу со стороны собора, поэтому, чтоб не возвращаться сюда, сразу же захожу в него. Ну и, естественно, сразу лезу на башню - небо хоть и пасмурное, но не туманное, должно же хоть здесь повезти с панорамами !
Подъём, надо сказать, дался тяжелее, чем в
Брюгге
- на вершину мехеленской колокольни ведут целых 538 ступенек (в "брюжском" Белфорте, напомню, было 366). Поневоле возблагодаришь судьбу, что её строительство в своё время не смогли завершить до планируемой высоты !
Во время восхождения (менее громкого названия этот процесс не заслуживает !
) можно несколько раз остановиться на этажах - не столько для того, чтобы осмотреть их, сколько отдышаться и перевести дух. Хотя, возможно, и сами "экспонаты" тоже будут кому-то интересными.
Собор Мехелена обладает одним из лучших в Европе карильонов (всего в городе их 4). Тут самое время сказать, что известное русское выражение "малиновый звон" произошло именно от французского названия Мехелена - Малин (справедливости ради отметим, что это хоть и главная, но всего лишь версия), который в 17 веке стал европейским центром колокольного литья и с тех пор считается неофициальной столицей карильонной музыки. Первый карильон
России, заказанный во Фландрии Петром I для Петропавловского собора, был изготовлен по "рецептам" мехеленских звонарей.
Впереди наконец-то показался свет. 536... 537...538 !
Ура !
Я на самом верху !
Но уже буквально через пару секунд готов заорать от разочарования на всю Фландрию
: если в Брюгге при прекрасном обзоре была никакая видимость, то тут получилось наоборот: видимость-то хоть и не прекрасная (говорят, в хорошую погоду отсюда видны даже
Антверпен и брюссельский Атомиум), но вполне сносная, а вот с обзором вышла накладка - из-за выпирающих вертикальных конструкций башни посмотреть что-то (особенно близкое - как раз самое интересное) можно только через сравнительно узкие щели между ними и прилично поизгалявшись. Изгаляюсь
:
Так что порекомендовать эту аттракцию никак не могу
. Полученное удовольствие, к сожалению, будет неадекватно затраченным времени, усилиям и деньгам (последнее, впрочем, имеет самое меньшее значение).
Кстати, когда-то на башне собора, причём на всех четырёх её сторонах, висели гигантскиечасы, циферблаты которых были больше, чем у лондонского
Биг-Бена. Причём стрелка у них была только одна - часовая, а вот ориентироваться в минутах горожанам помогала музыка карильона, игравшая каждые четверть часа.
Что касается самого собора (изнутри)...
Я, конечно же, далёк от мысли назвать его неинтересным, но слишком запоминающимся он тоже не оказался
. Вообще надо признать, что интерьеры многих соборов и церквей Бельгии очень схожи на взгляд неспециалиста и уже через несколько дней в памяти "сплетаются" в единый "ком"; сейчас мне трудно выделить индивидуальные особенности храмов Лира и Лёвена, Антверпена и Мехелена, Гента и
Брюсселя
. Исключения, пожалуй, составляют только несколько церквей Турнэ и ещё одна в Брюгге, которые я могу даже сейчас хоть отчасти воспроизвести в мыслях.
Конечно, частично это объясняется тем, что почти все церкви Бельгии серьёзно пострадали в последние пару столетий и своего первоначального сакрального духа не сохранили. И хотя реставраторы искренне и умело (я в этом не сомневаюсь) старались сделать "как было", новостройка всё равно останется новостройкой - по крайней мере, на какое-то время. Во всяком случае того искреннего душевного порыва плюхнуться на колени и из глубины сердца воззвать, нет - возопить к Богу: "Отче, я знаю, что ты есть ! Прости меня неразумного, я доверяюсь твоей благости и всецело отдаюсь в твои руки"
, как было, к примеру, в Голубой мечети и некоторых других местах, здесь не возникло.
Ой !