Ну а теперь - на Главную площадь, на Гроте Маркт. Она прекрасна !
Возможно, она не столь яркая и красочная, как её "коллеги" из
Антверпена и Турнэ, но она имеет свой неповторимый стиль - самый, на мой взгляд, "небельгийский" (ну или "нефламандский" - кому как больше нравится). Я бы сказал, что в ней присутствуют слегка уловимые "нотки" испанских площадей - не могу объяснить это словами
. Нет, конечно, если присмотреться, то из "верхушек" фасадов многих домов североевропейское происхождение просто выпирает, но всё же...
Вдали (с учётом размеров Гроте Маркт это слово вполне уместно) видно великолепное здание городской ратуши:
К ней мы ещё не раз вернёмся, а пока я хотел бы обратить внимание на памятник, расположенный неподалёку от собора. Судьба изображённой на нём женщины, помимо интереса, вызывает у меня искренние сочувствие и сострадание. Монумент посвящён Маргарите Австрийской - вошедшей в историю как тётка императора Карла V и правительница Испанских Нидерландов. Но я бы хотел рассказать совсем другую историю (порой цитируя строки романа Виктории Холт "Королева Кастильская")...
...На палубе корабля, рассекающего волны Атлантики, стояла юная девушка. Надвигался шторм, но она думала совсем о другом - о своём ближайшем будущем. Ей предстояла жизнь в чужой стране с незнакомым ей доселе мужем. Теперь земли её отца Максимилиана на долгое время перестанут быть для нее домом: его дети стали фишками в большой игре, которые он использовал, чтобы завоевать для себя мировые владения. Ему повезло, что у него были сын и дочь – сильные, здоровые и довольно симпатичные - в общем, вполне достойные, чтобы с их помощью торговаться на политическом рынке. Эрцгерцогиня Маргарита - а речь идёт именно о ней - плыла навстречу своей свадьбе с наследником испанской Короны.
В кастильском порту Сантандер высокопоставленный флот встречали король Фердинанд Арагонский и его сын Хуан, будущий жених. Хуан тоже нервничал: сможет ли он полюбить и понять свою суженую, не окажется ли она легкомысленной и избалованной "королевской дочкой" ? Циничному Фердинанду, понимающему состояние сына, очень хотелось сказать: «Если Маргарита тебе не понравится, не принимай близко к сердцу. В мире существует множество женщин, и все они с огромной радостью готовы ублажать наследника моей короны».
Хуан и Маргарита ехали рядом во главе кавалькады, направляясь в Бургос, где их ожидали королева Изабелла Кастильская и остальные члены королевской семьи. Молодые люди сразу понравились друг другу и теперь выглядели очаровательной парой. Более того, с первых же слов выяснилось, что их интересы и привычки очень близки. «У неё есть всё, что только можно пожелать жене, – думал Хуан. – Конечно же, я самый счастливый из всех принцев!". Маргарита тоже улыбалась. Оба с радостью думали о тех годах, которые им предстоит прожить вместе.
... Это было самое удивительное зрелище из всех, происходивших в
Испании за последние годы. Даже экономная и бережливая королева Изабелла решила, что этот брак - как раз тот случай, который должен запомниться всем, и была готова потратить огромные деньги, чтобы устроить все должным образом. По всей стране устраивались состязания, турниры и празднества. Все города были ярко украшены. Через узкие улочки городов и селений протянули разноцветные полотнища. Свадьбу праздновали с величайшим достоинством и церемониями. Обряд совершал архиепископ Толедский; с ним прибыли кастильские гранды и вельможи Арагона. Повсюду царило величие и великолепие.
Казалось, что любовь молодых крепла с каждый днём. К тому же Маргарита быстро нашла взаимопонимание с сёстрами своего мужа и быстро становилась в Кастилии всеобщей любимицей. Спустя некоторое время после свадьбы Хуан и Маргарита начали триумфальное путешествие по стране.
... Саламанка праздновала прибытие испанского наследника и его супруги. Здесь нередко веселились, но подобного праздника ещё не было ни разу. После бала Маргарита сообщила Хуану о своей беременности. А утром выяснилось, что принц заболел лихорадкой. Маргарита, не смыкая глаз, сидела у постели мужа. В Саламанку срочно вызвали Фердинанда Арагонского, который сначала не поверил в серьёзность ситуации, но, приехав, очень скоро убедился в ней. Впрочем, беспокоили короля совсем другие вещи: "Если Хуан успел одарить Маргариту ребенком - думал он - его кончина не превратится в такую уж трагедию". И когда узнал, что это так, не смог скрыть улыбку даже у постели умирающего сына.
... Хуан возлежал на подушках. На его губах играла еле заметная улыбка. Маргарита стояла на коленях подле кровати, уткнувшись лицом в ладони. Она была такой же неподвижной, как ее покойный муж. Её охватило оцепенение… она мысленно убеждала себя, что это не реальность, а ночной кошмар. Вот она проснётся и обнаружит себя в объятиях Хуана, они встанут с ложа, вместе подойдут к окну, чтобы посмотреть на залитый солнцем патио. А потом снова будут скакать на лошадях среди ликующих толп по улицам Саламанки. Она рассмеется и скажет: «Хуан, ночью мне приснился скверный сон. Приснилось самое худшее на свете, что могло бы выпасть на мою долю. И вот теперь я проснулась, и скачу на коне в лучах солнца и так рада, что жива, потому что понимаю, сколь необычайно счастлива моя жизнь с тех пор, как у меня появился ты».
Вся Испания носила траур по принцу Астурии. Во всех крупных городах вывесили траурные флаги. Улицы Саламанки погрузились в тишину, если не считать непрерывного звона колоколов. Тысячи приглушенных голосов по всей стране вспоминали об исключительных добродетелях покойного принца. Но на фоне всеобщей печали и уныния распространилась и добрая весть: перед смертью Хуан зачал ребенка, и вдова, юная эрцгерцогиня из Фландрии, носила плод в своем чреве.
– Когда ребенок родится, – утверждали люди, – Испания снова заулыбается.
...Ребёнок родился мёртвым...
Маргарита, утратив свою фламандскую веселость, превратилась в печальный и бледный призрак, блуждающий по дворцу в поисках своего счастливого прошлого. Её судьба уже была предрешена, ей оставалось жить в Испании считанные недели: её отец Максимилиан не желал, чтобы "товар" "залёживался" без дела и усиленно готовил для эрцгерцогини новое замужество. Вскоре Маргарита вернулась во Фландрию, вышла замуж за герцога Савойского, вновь овдовела через 3 года, а ещё через несколько лет поселилась в Мехелене, став по назначению отца штатгальтером Испанских Нидерландов, полностью посвятив свою личную жизнь воспитанию племянника - будущего императора Карла V. Время правления Маргариты считают периодом торгового, экономического, политического и культурного процветания для Нидерландов.
Маргарита прожила в Мехелене целых 23 года - до своей смерти. Она была умной и просвящённой женщиной: увлекалась музыкой и даже сама писала её, собирала произведения искусства, в её библиотеку наведывался сам Эразм Роттердамский. Одной из её "настольных" книг была "Книга танцев" - "Золотая рукопись бассдансов", подаренная Маргарите матерью. Впрочем, это уже совсем иная история...
Ну разве можно после всего этого не считать памятник Маргарите Австрийской главным монументом бывшей столицы Испанских Нидерландов, коей Мехелен был на протяжении почти четверти века - до смерти своей "королевы" ?
«Парадным» входом на Гроте Маркт считается «Железная» улица IJzerenleen. Такое странное название столь прекрасной улицы объясняется тем, что когда-то здесь протекал канал, обрамлённый по обоим берегам металлическими поручнями – они, кстати, сохранились до наших дней. Иногда IJzerenleen называют бельгийскими «
Елисейскими полями» - ни разу не могу с этим согласиться ! Разве можно сравнивать эту яркую и нарядную улицу с невзрачной и утилитарной Champs Elysées !
Разве только по числу расположенных здесь магазинов.
Все фасады здешних зданий имеют приставку «нео», поскольку были разрушены в Первую мировую войну и воссоздавались уже в 20 веке. Но это никоим образом не преуменьшает очарования этой совсем не «железной» по своей атмосфере улицы !
Ой-ой !
Улицу IJzerenleen и площадь Гроте Маркт разделяет Дом старейшин (Schepenhuis), построенный в конце 13 века – он был первой ратушей Мехелена. Позже в нём заседал так называемый Большой совет, а сегодня здесь находится Городской музей искусств.
Ещё раз пройдёмся по Гроте Маркт – где и когда ещё можно будет увидеть столь великолепную площадь !
На другой её стороне, напротив собора – очень колоритная городская ратуша. Она состоит сразу из трёх сооружений: бывшего дома суконщиков, незавершённой колокольни и красивейшего здания Большого совета в стиле пламенеющей готики:
Справедливости ради надо отметить, что Большой совет здесь ни разу не собирался: предназначенный для него дом был достроен только в 20 веке, правда, по оригинальным чертежам 16 столетия. Но опять-таки, разве в этом дело, когда перед нами такая красота ?!
Внутренний двор ратуши открыт для посещения, но ничего особенного там нет:
У стен ратуши я наконец-то понимаю, что именно за орнамент изображён на многочисленных флажках, развешанных по всему городу. Это кукла Сигнорка (Op Signoorke), «родившаяся» ещё в 1647 году. Изначально она называлась "Грязный жених" и олицетворяла грубых и пьяных мужей, третирующих своих жён. Поскольку в те времена развод запрещался, хотя бы куклу подвергали символическому наказанию за грехи этих людей
.
По традиции каждый год жители Мехелена проходили по центральным улицам, подбрасывая куклу на простыне. В 1775 году «жениха» подбросили так сильно, что не смогли поймать, и он свалился на прохожего, оказавшегося жителем соседнего Антверпена. На свою беду он выставил вперёд руки, пытаясь защититься. Однако горожане решили, что антверпенец хочет украсть их талисман, и … в общем, мало злополучному «иногородцу» не показалось
. А куклу после этого стали называть Сигнорка (от голландского signoor - синьор), поскольку Антверпен долгое время находился под управлением испанцев. И даже соорудили ей памятник, ставший, по сути, одним из главных символов Мехелена. Вот такая любопытная история ! Теперь, оказавшись на параде гигантов где-нибудь в Испании, буду держаться от них подальше: вдруг какой-то из них начнёт на меня падать !
Ну что ж, сколь бы ни хотелось как можно дольше оставаться на прекрасной Гроте Маркт, пора идти дальше, к новым, возможно не столь знаковым и красивым, но тоже довольно интересным уголкам Мехелена !
Новые уголки не заставили себя долго ждать:
Большой бегинаж Мехелена заметно отличается от прочих. Во-первых, он расположен практически в центре города и начинается «сразу и вдруг» за очередным поворотом обычной улицы или за вот такими арками:
Во-вторых, мехеленский бегинаж «сухопутный»: в отличие от многих других, он не расположен на берегах реки. Ну и в-третьих, по своему внешнему виду он самый «небегинажный», если так можно выразиться: здесь отсутствует привычный колорит «загородного посёлка» и преобладает урбанистический дух города.
Однако все эти особенности становятся понятными, если вспомнить немного истории. Дело в том, что изначально бегинаж находился не здесь, а за пределами городских стен. Согласно хроникам того времени в нём насчитывалось около сотни домов и чуть меньше тысячи его обитальниц. Однако в 16 веке во время разгуля реформации городок был разрушен и сожжён, а уцелевшие бегинки бежали в окрестные города.
Спустя полвека бегинки стали возвращаться в Мехелен. Однако они не стали строить новый бегинаж «с нуля», а купили ряд зданий внутри самого города, и только некоторые сооружения построили заново – в частности, барочную церковь с фасадом в итальянском стиле. То, что получилось в результате, может, и нельзя назвать самым красивым бегинажем в
Бельгии, но в своеобразии и индивидуальности ему точно не откажешь. Впрочем, разве повернётся язык назвать такие уголки неживописными ?
А вот уголок уже в современном стиле. И даже непонятно, ещё бегинаж это или уже нет ?
Церковь реставрировалась, поэтому заснять её получилось только с одной стороны:
Сразу за бегинажем открывается прекрасный вид на готическую церковь Св. Екатерины:
Внутри церкви мне показались интересными некоторые скульптуры. К примеру, одна из многочисленных версий «Пьеты»:
Или вот такое, кстати, нечасто встречающееся изображение Святого семейства с маленьким Иисусом (младенцем-то, конечно, его много где можно увидеть, а вот дитём…):
Ну и очередной Сантьяго с неизменным дорожным посохом:
Ещё немного запомнившихся церковных интерьеров:
Любопытное сооружение - приют при аббатстве Тонгерло (Tongerlo), построенный в 15 веке. Внутри можно увидеть колоритный двор и небольшой, но красивый сад. Сейчас здесь располагается компания с мировым именем, занимающаяся изготовлением и реставрацией гобеленов.
Ещё одна из старейших в Мехелене церквей, посвящённая Иоанну Крестителю (Sint-Janskerk), была очень богатой, поскольку в пределах её прихода проживали члены городского Большого совета. В начале 17 века сам Рубенс написал для главного алтаря церкви триптих «Поклонение волхвов».
За этой аркой напротив Sint-Janskerk начинается переулок, названный «Болтливым» (Klapgat), поскольку люди после церковной мессы обычно собирались в нём, чтобы пообщаться.
Всего несколько фото на тему «просто улицы»:
Если вовремя заглянуть в нужные ворота (в бельгийских городках далеко не все достопримечательности расположены так, что заметны за 2 квартала), то можно увидеть прекрасный двор перед особняком (да чего уж там – практически дворцом) некоегоИеронимуса ван Буслайдена – человека знатного происхождания, занимавшего ряд религиозных и административных должностей в Мехелене в начале 16 века. Сегодня здесь находится Городской музей.
Завершая круг по окрестностям исторического центра Мехелена, я выхожу к двум дворцам, не только расположенным друг напротив друга, но и названных в честь женщин, носивших одно и то же имя – Маргарита.
Один из них был резиденцией Маргариты Австрийской, про которую я уже рассказывал, когда она жила в Мехелене и занимала высокую должность регентши Габсбургских Нидерландов. Впоследствии здесь на протяжении почти двухсот лет заседал Большой совет – высший судебный орган Южных Нидерландов.
Другой, более монументальный дворец, принадлежал Маргарите Йоркской – англичанке по рождению, вышедшей замуж за одного из бургундских герцогов (специально не называю имён, чтобы не утяжелять рассказ) и скончавшейся в Мехелене. Сейчас в этом здании расположен городской театр.
К углу дворца Маргариты Йоркской примыкает барочная церковь святых Петра и Павла(изначально она принадлежала иезуитам и посвящалась основателям ордена Игнатию Лойоле и Франциску Ксаверию). Ну а площадь перед ней носит имя располагавшегося здесь когда-торынка скота – Veemark.
Рядом с церковью возвышается фонтан, увенчанный статуей Нептуна, известный в городе как«Лентяй» (Vadderik). А прозвали его так, поскольку Нептун восседает на трёх буханках хлеба, но при этом страдает от голода, потому что съесть их ему просто лениво
.
Нептуна, правда, уже никакого не лентяя, а целого Морского рыцаря (о чём уверяет надписьZeeridder, можно увидеть и на фасаде одного из домов неподалёку:
Прелесть, не правда ли ?
И вот впереди снова показалась Гроте Маркт и узорчатая ратуша. А стеклянное здание перед ней – это современная «пристройка», где работают различные городские бюрократические службы.
Прогулка по Мехелену заканчивается, и путь к вокзалу лежит через людную торговую улицу Bruul, где особых достопримечательностей, сопоставимых с тем, что мне довелось увидеть в других местах, уже не оказалось, и небольшой парк на берегах речки Дейле.
Ну что ж друзья, Мехелен стал достойным завершением бельгийской поездки
. За все прошедшие дни я ещё ни разу не возвращался в
Брюссель в столь приподнятом настроении
. Ведь кроме прекрасных впечатлений этого дня меня впервые не беспокоило, какая завтра будет погода !
Кстати, о самолётике, изображённом на фото, а точнее, об одном эпизоде, произошедшим со мной во время полёта. Во вступлении, да и кое-где по тексту рассказа, я позволил себе постебаться в адрес Бельгии и бельгийцев – теперь самое время посмеяться над самим собой
.
Мне нравятся «Брюссельские авиалинии». Во-первых, своими вменяемыми ценами на билеты. Во-вторых, географией полётов в интересующие меня города, прежде всего – на Пиренейском полуострове (кстати, возвращаясь в
Москву в этот раз, я прочёл в бортовом журнале о новом регулярном рейсе до
Севильи – «испанцам» это может оказаться очень интересным вариантом
). И в-третьих – «продовольственной программой» на борту (я имею в виду московские рейсы) – и кормят неплохо, а уж поят – просто отбоя нет
: сначала перед едой, потом во время еды, а потом ещё и после
– что-то я не припоминаю подобной щедрости у других авиакомпаний при 3-4-часовых перелётах
.
Так вот, когда «аперитив» уже кончился, а обед ещё не начался, подходит ко мне стюардесса и не то, что спрашивает, а практически уточняет: «Вы заказывали мусульманское питание ?» - «Да нет, что Вы» - отвечаю – «Попутали меня с кем-то»
. Проходит пара минут, и та же стюардесса опять прибегает. «Вы мистер такой-то ?» - «ну да» - «У Вас место такое-то ?» - «оно самое» - «Вы заказывали мусульманское питание» - уже даже не уточняет, а констатирует тоном судьи, знаете, когда приговор зачитывает ? -«на основании того-то и того-то… статей таких-то и таких-то…», а в голосе уже металл появился, хоть и вежливый
. Я-то уже знаю, что в таких случаях отказываться и спорить бесполезно, проходили уже: спецпитание штучно готовится, и если уж стоит галочка против твоего имени – «никуды ты, милок, не денесся», потому как девать эту «спецуху», окромя тебя, уже некуда
. Ну ладно, говорю, понимаю, что от вашего предложения отказаться невозможно. А в голове из тумана времени всплывают события полугодовой давности: точно не помню, но, кажется, при покупке билета было что-то типа «выбор питания» за просто так. И если б было 2-3 варианта, то, может, и внимания не обратил – или, наоборот, серьёзно к вопросу подошёл бы, помощь зала спросил или спички на худой конец потянул бы. А там их – вариантов – было куча, чуть ли не десяток: и кошерное, и вегетарианское, и детское, и какие уж ещё - и не помню теперь. И, видимо, было среди них и мусульманское. Ну а мусульманское – значит, вроде, восточное, а я вообще по нутру человек восточный, близка мне и культура ихняя, и природа, и еда в том числе. За тарелку хумуса могу любой испано-итальяно-французский деликатес отдать
. И ткнул я, видимо, мышкой в соответствующий квадратик, ни секунды в это не веря: да быть не может, если каждый так гурманить начнёт – замучаются они с ассортиментом
.
Приносят мне «мусульманский» поднос – и вместо хумуса с кебабами вижу на фольгированном лоточке с горячим 4 самые страшные для меня буквы – FISH
. А фишка-то вся в том, что именно рыбу я не ем в принципе. Ну кто бы знал, что самая мусульманская еда – это рыба !!!
Так что мораль из этого полёта я вынес, и, думаю, надолго – никогда и нигде не выбирать опций, в сути которых не уверен на все 100 % !
Иначе всё может закончиться фишью…
Нет, фиш я, кстати, слопал – с голодухи-то, да и, к счастью, она оказалась совсем не противной (у меня неприязнь к рыбе не физиологическая – типа аллергии какой или чего похуже, а чисто вкусовая), а главное – фишью совсем не пахла. Но история всё равно вышла смешная и запоминающаяся – я большую часть бельгийских достопримечательностей позабуду, а вот про «мусульманскую фиш» помнить буду ооочень долго.
Собственно, основная часть рассказа о Бельгии - какой я увидел её в меру своих объективных и субъективных возможностей - подошла к концу. Но прежде чем поставить окончательную (победную или нет – это уж как скажете !) точку, позволю себе предложить самым стойким из моих знакомых и незнакомых читателей ещё 2 «приложения» - об анонсированном в заглавии голландском Маастрихте и о самом Брюсселе, бывшему моей бессменной «базой» на протяжении всего путешествия. Ну а Аахену будет посвящён отдельный тематический рассказ в соответствующей «ветке» - он этого заслуживает !