<<<<<< =====================
БРЮССЕЛЬ ===================== >>>>>>
Изначально писать о Брюсселе я не планировал. Я вообще не рассматривал его как "город посещения", как что-то иное, нежели "база для ночлегов". Для меня Брюссель (я уже был здесь раньше, хоть и давно) - неинтересный до унылости, монотонный для восприятия и просто блеклый (в самом прямом смысле - по доминирующей расцветке большинства его домов) город
. Пожалуй, я бы назвал его самой невпечатляющей столицей среди всех европейских стран, в которых я побывал - даже после
Мадрида
. Кстати, они (Брюссель и Мадрид), на мой взгляд, очень схожи (ну кроме погоды и количества солнца, разумеется) - как по преобладающим архитектурным стилям, так и по внутреннему духу. Хотя их главные площади всё же несопоставимы: брюссельская Гран Пляс несравненно прекраснее мадридской Пласа Майор.
Впрочем, столь печальная картина имеет объективную предысторию: недаром термин "брюсселизация" стал практически ругательным и вошёл в словари как синоним "бессмысленного и беспощадного" подхода к перестройке и реконструкции городского центра, сопровождаемыми массовым сносом исторической застройки под предлогом строительства мифического «города будущего» ...
Но уже потом, разбирая фото, я с удивлением увидел: ан, нет, есть, оказывается, что показать про Брюссель и мне
. И хотя для "бельгийцев" это откровением не станет (впрочем, они и моего отношения к Брюсселю не разделят
), прочим читателям, возможно, будет любопытно глянуть на симпатичные уголки, которые в Брюсселе, как и в любом городе, всё-таки имеются.
Как бы я ни относился к Брюсселю, я не могу не признать, что здесь есть, по меньшей мере, одна достопримечательность топового европейского (как минимум) уровня. Нет, конечно же, это не "писун"...
Речь идёт об одной из красивейших - опять же, как минимум, в Европе, площадей - Гран Пляс. И увидев её единожды, даже мне хочется возвращаться на неё снова и снова. Но в силу своей "испанской" натуры я начну не с неё, а с Площади
Испании - ага, в Брюсселе она тоже есть
. А на ней установлен - конечно же ! - памятник Дон Кихоту и Санчо Панса - точная копия испанского оригинала с одноимённой площади в Мадриде, только размер постамента здесь значительно меньше.
Ну а теперь, отдав должное любимой стране и с чувством исполненного долга - на Гран Пляс !
Она поразительна: несмотря на полное отсутствие симметрии, присущей Главной площади Мадрида (а параллели между этими городами поневоле частенько возникали) и абсолютную "разнопёрость" окружающих её сооружений, Гран Пляс выглядит вполне гармонично и цельно, ну а в красоте и нарядности ей и вовсе отказать невозможно
.
Мне посчастливилось увидеть и заснять Главную площадь бельгийской столицы в те редкие часы, а, может, и минуты, когда над Брюсселем было голубое небо: вечером после прилёта и утром следующего дня перед отъездом в Аахен. А такое здесь на вес золота - надо "хватать, пока дают" ! Хватаю
:
Самое старое строение на Гран Пляс - башня ратуши. С ней связан любопытный исторический эпизод: когда в 1695 году французская армия Людовика XIV обстреливала Брюссель из орудий, ориентиром для прицеливания была именно ратушная колокольня, которую было видно издалека. Но, видимо, архангел Михаил, статуей которого увенчана башня, оказался надёжной защитой: все сооружения на площади и вокруг неё были разрушены, а вот сама колокольня не пострадала. И сегодня возглавляет "строй" окружающих её домов не только по праву самой высокой из них, но и в силу своего почтенного (15 век, как-никак) возраста. Ну а прочие здания на Гран Пляс строились уже на рубеже конца 17-начала 18 веков и в основном принадлежали городским гильдиям. Причём чем богаче была гильдия, тем больший участок земли она могла прикупить для своей резиденции. Этим и объясняется, почему все дома на Главной площади Брюсселя имеют фасады различной ширины. Иными словами, брюссельскую Гран Пляс вполне можно считать прообразом нашего ВДНХ !
А желающим узнать больше о том, где какой и чей дом находится тут, могу порекомендовать вот такую схему:
Ну а мне углубляться не хотелось, поэтому я просто смотрел украшения и прочие детали домов, а некоторые фотографировал (абсолютно бессистемно и в зависимости от имеющейся в наличии освещённости):
В доме с этим безобидным белым лебедем когда-то находилось кафе, где встречались злостные террористы-идеологи Карл Маркс и Фридрих Энгельс и - возможно, за кружкой пива
- написали известный людям моего поколения "Манифест коммунистической партии" (тот самый "Призрак бродит по Европе") :
Но, естественно, больше всего самых интересных деталей можно увидеть на здании ратуши. В номинации "история и культура
Бельгии в скульптурах" она вместе со своей "коллегой" из Лёвена является безоговорочным лидером
. Кого тут только нет !
Обратите внимание, какая потрясающая детализация !
А ведь это – всего лишь второстепенный или даже третьестепенный барельеф между подножием колонны и её основанием !
Ворота, ведущие во внутренний двор, и фрагменты их оформления:
Днём, кстати, в них можно зайти, но не скажу, что тут много интересного
. По крайней мере, по сравнению с её великолепным затейливым фасадом:
А вот и местный "бестиарий" - горгульи в самых разных обличиях. Некоторые на первый взгляд кажутся одинаковыми - но только на первый
.
Не знаю, все ли замечают это сразу (я - нет
), но здание ратуши является асимметричным: её части слева и справа от башни не одинаковые. Существует легенда, что архитектор обнаружил это погрешность уже после завершения строительства и в отчаянии бросился с колокольни на камни площади. На самом же деле причины такой "кривизны" носили намного более житейский и утилитарный характер, связанный с особенностями разных периодов строительства отдельных частей здания.
"Отражением" ратуши на другой стороне площади является немного напоминающее её ещё одно великолепное готическое здание: так называемый Дом короля, бывший ранее Хлебным. Никакого короля в нём не было и в помине, но такое название звучит несколько символично: дело в том, что сегодня здесь размещается городской музей, самой известной экспозицией которого является коллекция костюмов, подаренных "некоронованному принцу Бельгии" и главному писуну Европы (за мир не поручусь) - статуе Писающего мальчика.
"Фотосет без комментариев" - немного фото Брюсселя, снятых в разное время и в разных местах города:
«Подворотни Брюсселя»:
А эти фото уникальны тем, что на них изображён солнечный Брюссель
. К сожалению, они были сделаны не в самых интересных местах по дороге к Северному вокзалу.
Главный вход Центрального вокзала, с которого начинался каждый мой «бельгийский» день:
А вот ещё одно «эхо Испании» - чуррос !
Правда, на витрине видны в основном местные вафли, а подойти, чтобы полюбопытствовать насчёт чурроса, я, видимо, поленился
.
Вообще в Брюсселе мне было интересно увидеть "целевым образом" только два места (кроме Гран Пляс, разумеется), и одно из них - район церкви Св. Екатерины, привлекший меня как самой церковью классических готических очертаний, так и несколькими живописными видами поблизости. К сожалению, из-за мрачной погоды, которая к вечеру казалась ещё мрачнее, с живописностью вышел напряг, да и церковь выглядела почерневшей - не столько от времени (её сегодняшний вид - сплошное "нео"), сколько, видимо, от такой жизни. Так что получилось то, что получилось
:
А вот со стороны церковного фасада, который явно был недавно отреставрирован, всё вышло значительно веселее:
Раньше здесь располагался один из трёх брюссельских бегинажей, но он не пережил времена французского владычества, оставив, впрочем, о себе память в виде бегинажной церкви Иоанна Крестителя:
Любопытный велодром для экстремалов практически в самом центре города. Уважаю - и тех, кто решил (и разрешил) его соорудить, и тех, кто находит здесь применение своиМ силам и умениям
:
Совершенно случайно обнаруженный участок старой, ещё первой городской стены начала 13 века:
Красивая часовня Марии-Магдалины недалеко от Центрального вокзала:
А это – очень полезная при бельгийской погоде штука: крытый переход, позволяющий во время дождя пройти посуху почти от самой Гран Пляс в северо-восточном направлении – практически до отеля Scandic Grand Place (кстати, прекрасный отель, не понимаю, почему отзывы по нему чуть выше среднего), где я обитал.
«В миру» сие сооружение носит громкое имя Королевской галереи Св. Юбера и является типа как первым в Европе крытым торговый пассажем. Не знаю, кем надо быть, чтобы здесь отовариваться, но утилитарное значение этого пассажа я оценил в полной мере !
Довольно красивый парк, названный Горой искусств, соединяющий Нижнюю и Верхнюю части Брюсселя:
Очень красиво здесь цветёт чёрная мальва (на самом деле, она, как и тюльпаны, не чёрная в абсолютном смысле слова, а тёмно-тёмно-бурая):
Конная статуя одного из предводителей 1-го крестового похода Готфрида Бульонского наКоролевской площади:
А вот ещё один «испанский след»: на небольшом уличном рынке продают хамон, нарезая его «как в Испании». Но ни его, ни фрацузские колбасы покупать особо не торопятся.
Этот памятник я хорошо запомнил ещё со времён первой поездки. Тогда все, как сговорившись, назвали его «собакой Павлова» - вот почему-то такая массовая ассоциация получилась…
Пожалуй, самое банальное, что можно написать о Брюсселе - это про Писающего мальчика
. Ну действительно, можно ли сказать что-то свежее о статуе, известность и популярность которой никак не меньше (возьму на себя смелость сказать, что даже больше) риодежанейровского Христа или флорентийского Давида ? Хотя казалось бы - ну что тут особенного ? Будь он хоть побольше - метра так под 3 - хоть было б на что посмотреть
. А то стоит этот п... простите, писун на углу - не зная, можно раз 5 пройти мимо - и не заметить
. Да и вся композиция, если называть вещи своими именами, блеклая и невзрачная, как и сам Брюссель... Нет, ну на что тут смотреть ?!
А ведь нравится это кому-то или нет – именно он, писун, является главным символом города, да не какого-то, а практически целой столицы Евросоюза. Так что торговцами сей туалетный образ эксплуатируется просто со страшной силой - так, что у того пар изо всех мест валит.
Кстати, шоколад тоже можно назвать одним из символов Бельгии, хотя сколько я его ни ел - проникнуться не смог (может, потому, что я люблю чёрный). Но никогда не задумывался: а почему шоколад ? Откуда в северной стране взяться шоколадным традициям ? Ответ лично для меня оказался очень интересным: оказывается, в конце 19 века знаменитый английский путешественник Джон Роулендс, более известный как Генри Мортон Стэнли (не путать с Генри Мортоном, которого я часто цитирую в испано-итальянских рассказах), собрался в очередное странствие. Ну и по традиции начал искать, выражаясь современным языком, финансирование (ведь даже Колумб не гнушался таковым !). В частности, он обратился к бельгийскому королю Леопольду II, тот запросил деньги в парламенте, а парламент королю отказал, сославшись на нехватку средств в госказне. И тогда Леопольд проявил, так сказать, чутьё и выделил на авантюру личные средства. И не прогадал ! Стэнли отправился в Африку и открыл там Конго, ставшее по праву спонсорства открытия владением самого короля. Спустя 30 лет Леопольд II продал Конго бельгийскому государству - так появилась колония Бельгийское Конго, которое просуществовало до провозглашения независимости в 1960 году. И вот как раз из Конго бельгийцы и вывозили какао-бобы, давшие начало целой промышленной отрасли - производству шоколада.
Но вернёмся к знаменитому "писуну". В конце 20 века у него появились соучастницы в его трудном деле: сначала - Писающая девочка, а потом, уже в канун Миллениума - и Писающая собачка (если следующей будет Писающая кошечка - я не удивлюсь). И если собачка ещё выглядит... как писающая собачка, то есть вполне естественно, то девочка - довольно несимпатично и, я бы сказал, вульгарно
. Может быть, поэтому её и водрузили в таком месте (в тупиковом "ресторанном" переулке, да и из-за обрамляющей её решётки она не бросается в глаза издалека), попасть куда можно либо совершенно случайно, либо точно зная, где она находится.
В завершение затронутой темы – уличный «туалет типа сортир» для мужчин. Это просто маталлическая «ширма» далеко не в полный рост, внутри которой, подозреваю (сам туда не зашёл, а теперь жалею – надо было посмотреть это чудо техники изнутри !), находится простенькая система слива. А расположены такие удобства прямо на улице, рядом с тротуаром, да ещё (в этом конкретном случае) – у стены церкви.
А надпись на этом доме понятна русскому человеку даже на латинице
:
Тут я, конечно, пошутил, но и с "заглавной" ситуацией в буквальном смысле тоже столкнулся - правда, дистанционно. Подъезжаю я как-то после очередной вылазки по бельгийским "городам и весям" к Брюсселю со стороны Северного вокзала и, естественно, смотрю в окно - а что ещё-то делать ? И вдруг в освещённых стеклянных витринах внизу (поезд там идёт по насыпи) обращаю внимание на нечто, показавшееся мне сначала манекенами из магазинов явно не верхней одежды. Потом ещё и ещё - даже интересно стало. Вгляделся - а нет, никакие это не манекены, а самые что ни на есть настоящие дамы в нижнем белье и завлекающих позах а-ля "на боевом посту": кто-то сидя, а кто-то стоя. Вот так я первый раз в жизни увидел, хоть и издалека, самую настоящую "улицу красных фонарей", причём, там, где ожидал этого меньше всего.
Другим местом из "обязательной" программы по Брюсселю был (опять же - не считая "внеконкурсной" Гран Пляс) квартал Саблон - ради красивейшей готической церкви и по-своему не менее красивого парка-сквера рядом с ней. Столь странное для русского уха название квартала объясняется очень просто: в средние века этот район находился на окраине, за пределами городских стен, и населяли его далеко не богатые люди. Поэтому ни о каком мощении улиц речи не шло, люди ходили и ездили по "естественному покрытию" с преобладанием песка, который по-французски называется как раз «sablon».
Церковь Богоматери "Песчаной" Notre Dame du Sablon была построена на месте часовни арбалетчиков (поразительно, но Богородица считается покровительницей стрелков из арбалета), где хранилась чудотворная реликвия - "чёрная мадонна", привезённая сюда из
Антверпена. На мой взгляд, это самая красивая церковь в Брюсселе
.
Напротив Notre Dame du Sablon - небольшой, но, возможно, самый очаровательный в Брюсселе то ли сад, то ли парк (трудно подобрать точное определение под такой формат), бесхитростно названный "Маленьким Саблоном" (Le Petit Sablon). Я запомнил его ещё со времени первого посещения Брюсселя, но тогда мы не смогли попасть внутрь, поскольку ворота закрыли на ночь буквально перед нашим носом
. Ну а теперь у меня была возможность в неспешном темпе полюбоваться всеми деталями декора парка.
В центре композиции "Маленького Саблона" - памятник местным "Минину и Пожарскому" - борцам фламандского сопротивления испанскому владычеству графам Эгмонту и Горну. Изначально монумент поставили на Гран Пляс, где в 1568 году и были казнены мятежные (это ведь с чьей стороны посмотреть, не правда ли ?
) графья. Однако вскоре его перенесли сюда, близ бывшего дворца Эгмонта, а рядом соорудили очень симпатичный и обаятельный сквер.
Памятник, конечно, красив, но ещё интереснее присмотреться к окружающей парк ограде, а точнее - к венчающим её статуям (числом 48), изображающим существовавшие в Брюсселе в 16 веке ремесленные гильдии. Некоторые из них понятны "невооружённым взглядом", о других остаётся только догадываться, но в любом случае - детальная проработка скульптур и их "жизненность" вызывают восхищение
:
Ещё один скульптурный ряд расположен вокруг "титульного" монумента Эгмонту и Горну и посвящён выдающимся бельгийцам 16 столетия. Присмотревшись, я к своему стыду на старости лет узнал, что знаменитый картограф Меркатор тоже, оказывается, был фламандцем...
Недалеко отсюда находится ещё один Нотр-Дам - церковь Богоматери Ла-Шапель (Notre-Dame de la Chapelle), тоже готическая, но не столь ажурная. Любителям искусства может быть интересно, что здесь похоронен художник Питер Брейгель-Старший, известный по прозвищу «Мужицкий» за то, что в своих работах много внимания уделял жизни и быту простых людей.
Что я могу сказать о главной церкви Брюсселя - соборе архангела Михаила (полное название - архангела Михаила и святой Гудулы) ?.. Он, конечно, красивый, "правильный", и мне, как любителю готики, должен был понравиться "по определению". Но... на мой взгляд, он пресноватый, скучноватый, в нём нет изюминки, которая завораживала бы взгляд
. Если от парижского Нотр-Дама трудно оторвать глаз, то здесь такого чувства не возникает вовсе. "Ну да, готический собор. Ну да, вроде ничего. Так, а что там у нас дальше ?"
Нет, конечно же, я обошёл его и осмотрел со всех сторон. Но "искры" между нами не возникло
. Всё здесь выглядело слишком традиционно. Я бы даже сказал - нордически прохладно, несмотря на то, что лучи заходящего солнца (это в 10 вечера-то !) старались изо всех сил, окрашивая главный фасад собора в уютный желтоватый цвет.
Ну а внутри - тоже всё красиво, всё правильно, но... "где-то я уже это видел"
.
Я хорошо помню, как 13 лет назад меня зацепила скульптурная композиция, на которой изображён Иисус после снятия с креста в окружении оплакивающих его близких. Я очень долго смотрел на неё, с большим трудом заставив себя уйти отсюда. И сейчас, естественно, первым делом устремился к ней. Но и здесь "встречи" не произошло: войти второй раз в ту же реку не получилось
. Хотя композиция великолепная, не отрицаю. Найдите её - и, может быть, вы увидите больше, чем представляется обычному взгляду.
Ну что ж... Наверное, настала пора завершать рассказ о Брюсселе, а с ним - и все "бельгийские бродилки". В конце концов, кто я такой, чтобы формировать мнение об этой стране ? Я здесь посторонний, транзитник: и в Брюсселе, и в Бельгии, да и вообще в этом неуютном северном регионе. Я многое увидел здесь и многое удержу в памяти, но очень немногое в сердце. Спасибо тебе, Фландрия и прости ! Мы слишком разные, и наша встреча была случайной и мимолётной, а дальше мы пойдём своими, столь различными путями. Спасибо и всем, кто терпел моё присутствие в этой "ветке" и потратил время на чтение этого рассказа, получившегося довольно длинным. А напоследок - ещё один небольшой фотосет "просто Брюссель".