<<<<<< ===================== МААСТРИХТ ===================== >>>>>>
Идея посетить голландский Маастрихт по дороге из немецкого Аахена в
Брюссель, казалось бы, лежит, что называется, на поверхности, так что сейчас я даже недоумеваю, почему она не пришла ко мне сразу
. Возможно, требовалась некоторая "критическая масса", чтобы многочисленные упоминания о Маастрихте сподвигли меня наконец-то полюбопытствовать, что ж это за такой таинственный город со столь красивым, сколь и немного корябающим слух и язык названием. Как обычно это и бывает, нескольких фотосетов и стольких же минут оказалось достаточно, чтобы принять решение, в данном случае - положительное: Да !
Оно мне надо !
Конечно, если бы логистика перемещений была иной, ни о каком Маастрихте не было бы и речи. Но он столь "вкусно", можно сказать, вызывающе расположился практически на пути между Аахеном и Брюсселем, что не заехать сюда было просто невозможно
. Тем более, что дополнительные транспортные издержки при этом выливались в сущие копейки, хоть и с приставкой "евро". Суммарные временные затраты на переезды Аахен - Маастрихт и Маастрихт - Льеж тоже ненамного превышали прямой трафик Аахен - Льеж, и в чистом остатке выходило, что я получаю ещё один, при этом довольно интересный и красивый город практически за просто так
. Ну разве можно тут колебаться ?
Поездка, сразу скажу, удалась. После красивого, но дождливого
Брюгге и солнечного, но не слишком интересного (не считая, конечно, собора и его ближайших окрестностей) Аахена Маастрихт оказался и красивым, и интересным, и в меру безоблачным. Одним словом, в нём сошлось всё, что украшает любое путешествие !
В
Голландии ходят вот такие смешные поезда с тупоносыми, немного похожими на утку, локомотивами:
Так уж получилось, что многие города этой поездки ассоциировались у меня с каким-то определённым цветом. Скажем, Брюгге – кирпично-красный. Гент – серый. Брюссель – бледно-мутно бежевый. Ну а Маастрихт в целом имеет … эээ … серо-буро-коричневую окраску – и вокзал, случайно или намеренно, тоже именно такой:
О, не один я ищу, как пройти в центр
:
На самом деле в центр, расположенный за рекой (название которой, что называется, «лежит на поверхности» - конечно же, Маас !) ведёт от вокзала прямая улица, так что ошибиться невозможно, если только намеренно не свернуть куда-либо. Что я и делаю – к церкви Св. Мартина Турского:
Церковь расположена практически на берегу, так что буквально в нескольких шагах от неё уже открывается панорама Маастрихта. Эх, тут я единственный раз в этой поездке пожалел, что светило солнце – как раз с той стороны, которую надо было снимать !
Ну не понос, так золотуха (а что, известная народная мудрость !
) – не складывается в этом
Бенелюксе с фотографиями…
А вот вид «взад» получается намного лучше:
Многоарочный мост на заднем плане – одна из главных местных достопримечательностей. Его построили ещё в 13 веке и назвали в честь Св. Серватия - первого епископа города Тонгерен, предположительно, кстати, армянина по рождению, скончавшегося в Маастрихте. Хитрость конструкции моста заключалась в том, что сам он был каменный, но содержал одно деревянное перекрытие, которое в случае внешней угрозы можно было легко демонтировать. Ну а потом также легко восстановить.
Почти сразу за мостом – главная городская площадь – Рыночная. Но уже не Гроте Маркт, как в
Бельгии, а просто Маркт. Ну и попроще она, конечно: ни причудливых домиков, ни яркости фасадов тут и в помине нет. Так что в пасмурную погоду выглядит она, видимо, очень уныло.
Единственное выделяющееся, причём не столько своим видом, сколько расположением, здание на Маркте – городская ратуша:
На краю площади возвышается памятник – как выяснилось, не королю, не герцогу и даже не Марку ван Бастену – за гол в ворота Дасаева в июле 88-го года его можно было увековечить в каждом городе Голландии !
– а некоему Питеру Минкелерсу – выпускнику, а позже профессору университета Лёвена, изобрётшему газовое уличное освещение.
С другой стороны Маркта – ещё одна скульптура, не столь большая, но намного более известная, я столько раз видел её, что был очень удивлён, узнав, что появилась она только во второй половине 20 века. Это «самая знаменитая дама Маастрихта», так называемая «овощная женщина» (Mooswief) – символ располагавшегося здесь веками (он и до сих пор проводится здесь 2 раза в неделю) овощного рынка и признание тяжёлого труда жещин, каждый день с раннего утра приносящих сюда на продажу продукцию собственных огородов. Ранней весной здесь даже проводится специальная феерия – карнавал, посвящённый Mooswief, во время которого даму украшают венком из овощей.
Скульптура выполнена в виде фонтана, вода из которого вытекает изо рта четырёх «горгулий» в виде голов животных, которых чаще всего продавали на рынке: кролика, утки, голубя и кого-то ещё.
Чуть к северу от Маркта находится церковь, посвящённая евангелисту Матфею, со статуей Св. Антония перед ней:
Улочки «внутри» Маастрихта очень красивые и яркие
:
На проходящем в это время футбольном чемпионате мира наступила пора решающих матчей, и город буквально жил футболом. Голландские болельщики предвкушали успех своей команды – их феерическая победа над испанцами затмила не слишком выразительные матчи с
Австралией и Коста-Рикой
. Что ж, радоваться им оставалось всего несколько дней – «русская рулетка» с
Аргентиной не принесла удачи наследникам знаменитого Кройфа…
Но это будет позже, а пока – вперёд, Голландия !
Ещё один футбольный сюжет в витрине. Хрю-хрю !
Название дома Dinghuis происходит от нидерландского слова «dingen», что означает «судить, выносить приговор» - здесь располагались судебные власти. Построенный в конце 15 века, он долгое время был самым высоким в городе, поэтому его крышу также использовали в качестве наблюдательного пункта: сначала - в военных целях, а потом – как мирную пожарную каланчу.
Красивая и оживлённая площадь перед бывшей доминиканской церковью:
Внутри неё совершенно неожиданно (для меня) оказался книжный магазин:
Между прочим, в 2008 году британская газета «The Guardian» назвала его "самым красивым книжным магазином в мире". Интересно, знают ли об этом жители Порту, где расположен ещё один «самый красивый» книжный "Лелло" ?
Ещё немного «маастрихтских улочек»:
Государственные и неофициальные символы Голландии:
И «мини-
Париж» в Маастрихте:
За этими воротами на территории бывшего францисканского монастыря расположены приют для престарелых и больница:
В стенах ещё одного старого монастыря 15 века ныне находится недешёвый отель:
Главная церковь Маастрихта - базилика, названная, как и мост, в честь Св. Серватия, имеет сложную и причудливую форму. К примеру, на первый взгляд кажется, что готический портал, выходящий на площадь Карла Великого (Keizer Karelplein) в некотором отдалении от базилики, принадлежит какой-то церкви. Однако это уже часть самой базилики - вход вытянутого "коридора" северного фасада.
Ещё одна любопытная "фишка" базилики - контрфорсы (коротко говоря - конструкции, предназначенные для укрепления вертикальных поверхностей сооружения) 13 века в виде стен, "переброшенных" через дорогу:
Одна из двух боковых башен главного фасада. Ещё одна башня, центральная, пострадала от пожара уже в 1955 году и в ходе восстановительных работ была демонтирована.
Красивая панорама со стороны южного фасада, где совсем рядом с базиликой возвышается красная колокольня церкви Иоанна Крестителя:
Кстати, столь яркий окрас она приобрела совсем недавно - после реставрации 1984 года. До этого в разные времена башня была и желтой, и белой.
А вот и главный облом Маастрихта - очередная хрень
(впрочем, по сравнению с Лёвеном это уже хрень в квадрате
) на площади Врейтхоф - как раз там, откуда открываются самые красивые и величественные виды на базилику и церковь Иоанна Крестителя. Должны открываться...
Но не сегодня, не сейчас, потому что в тот день площадь была просто уничтожена возведённым здесь "концертным залом". Нет, сами по себе венецианские мотивы (фанерные мост Риальто, дворец дожей и что-то ещё), может, и неплохо выглядели бы в тени величественных готических апсид возвышающихся "на заднем плане" храмов, но, во-первых, всё пространство площади было огорожено забором, а, во-вторых, огромная сцена закрывала даже то немногое, что ещё можно было увидеть
.
Вот только если так, по верхам…
Сейчас я уже слегка поостыл, да и, честно сказать, устал возмущаться столь наплевательским и бесчеловечным отношением не столько к историческому наследию (оно ж каменное, выдержит !
), сколько к туристам, лишёным возможности полюбоваться красивейшими видами городских достопримечательностей, многие из которых являются истинным достояниям человеческой истории... Но "там и тогда", поверьте, это зрелище едва не перечеркнуло все прочие и очень позитивные впечатления от Маастрихта, и то, что я высказал по этому поводу, возможно, не стало самым искусным примером известного лингвистического фольклора, но уж вдохновения и многоэтажности ему было не занимать
. А вообще, конечно, ужасно - поганить в угоду преходящим веяниям то, перед чем впору становиться на колени, отдавая должное своей же истории и восхищаясь мастерству людей, вершивших и украшавших эту самую историю...
Чтобы было понятно, чем вызван мой очередной "плач Ярославны", позволю себе привести фото из инета, показывающее, какую красоту принесли в жертву ради сиюминутного триумфа очередной "звезды", имя которой через полвека, скорее всего, уже никто не будет помнить:
Бегинажа в Маастрихте нет, однако здесь есть квартал, облик которого очень напоминает бельгийские "городки в городке", о которых я так много рассказывал в основной части рассказа.
Очень живописные улочки, переходящие одна в другую вдоль старой, поросшей всем, чем только можно, крепостной стены:
И опять потрясающие чёрные мальвы (на самом деле, впервые я увидел их именно здесь, а "брюссельские", хоть и "затесались" в рассказе повыше, были уже значительно позже):
Сам город здесь тоже совсем другой: более домашний, камерный:
Оригинальное оформление проулка:
Что это: ожившее средневековье или сюжет из «Мастера и Маргариты» ?
В южной части исторического центра Маастрихта сплелись в одно целое остатки старыхгородских укреплений и современный парк.
Ворота Waerachtig далеко не такие древние, как это может показаться по их внешнему виду. Их построили уже в самом конце 19 столетия для прохода из центра города в парк через потерявшую своё значение крепостную стену:
А вот другие ворота – Адовы (Хелпорт) наоборот считаются старейшими не только в Маастрихте, но и во всех Нидерландах – они датируются 1229 годом !
Этот район города очень красивый, даже глаза разбегаются, каким путём идти дальше
: по аллее между сохранившимся фрагментом крепостной стены и рекой или вдоль той же стены, но с другой стороны, по симпатичной городской улочке. В конце концов я понял, что единственного правильного решения здесь не сыскать и прошёлся по обоим маршрутам. Сначала вдоль реки:
А потом – по «городскую» сторону стены:
На нескольких фото видны показавшиеся вдали шпили ещё одной старейшей церкви Голландии -базилики с длинным названием Basiliek van Onze-Lieve-Vrouw-Tenhemelopneming, что переводится на русский немного короче - Вознесения Богородицы. Большая часть церкви была возведена в 11-12 веках.
Портал церковной часовни «Стела Марис», что переводится как «Звезда моря» - так поэтично зовётся Дева Мария в католическом латинском обряде:
Вид на базилику и башню Св. Варвары со стороны апсиды:
Аутентичный барельеф и красивый герб на стене:
Посетить базилику, конечно, было бы очень интересно, тем более, что внутри есть такие «лакомые кусочки», как крипта и клуатр
. Но… дело было к вечеру, а храмы в Голландии, как и в Бельгии, закрываются очень рано
.
До моста Св. Серватия остаётся совсем немного и в качестве последнего «бонуса» путь к нему проходит по очень живописному кварталу:
Нет, ну всё-таки серый этот Маастрихт, вроде и красивый, но серый !
Я снова выхожу на набережную реки Маас:
Там, на другой стороне моста Св. Серватия, замыкается круг моей прогулки по Маастрихту:
Кстати, в одном из зданий справа за мостом находится оригинальный ресторанчик, который специализируется на блюдах а-ля испанские тапасы. Готовят там действительно вкусно, но вот цены раза в 3 выше испанских… Впрочем, это Голландия !