========= ДЕНЬ 5: От
КАЛЕЛЬИ-ДЕ-ПАЛАФРУЖЕЛЬ до ТОССЫ-ДЕ-МАР ========
<<<<<<<<<< ---------------------------------------- ПАЛЬС ---------------------------------------- >>>>>>>>>>
Пальс (Pals ) - ещё один и последний в этой поездке "маленький каменный городок", чей исторический центр после тщательной реставрации предстаёт сегодня в своём средневековом обличии. Казалось, что после Монельса и Ператальяды, а ещё раньше - Санта Пау и Керальбса удивить нас в Пальсе просто нечему. И вначале всё действительно к этому и шло: Пальс явно проигрывал всем этим городкам
, и уж тем более – только что увиденной (в рассказе я слегка нарушаю хронологию путешествия с тем, чтобы немного разнести однотипные впечатления) шикарной Ператальяде...
пока мы не оказались в самом центре старого города - Эль Педро (с ударением на последнем слоге). И тут стало понятно, что архитектурный ансамбль Пальса действительно является уникальным и самобытным
.
Первое его отличие от прочих городков - явно выраженное расположение на холме (и Ператальяда, и Монельс, и - пусть и в меньшей степени - Санта Пау - городки равнинные, а Керальбс всё ж таки имеет несколько иной "формат"), что вносит дополнительную нотку в здешнюю архитектурную "гамму". Во-вторых, все предыдущие города были прежде всего "гражданскими" (хотя понятно, что каждый когда-то образовывался вокруг замка или крепости, но на их сегодняшний облик фортификации не оказывают определяющего влияния). А Пальс сам по себе - город-крепость, и военный дух тут присутствует зримо: и основательные стены, и мощные квадратные башни 12 столетия (из которых до наших дней сохранилось 4), и построенная примерно в то же время на естественном каменном фундаменте сторожевая башня (по-«нашему» - донжон).
Современный променад вдоль старых крепостных стен:
Готический квартал Пальса, как иногда называют средневековый центр, состоит из неровных, порой причудливо изгибающихся мощёных улочек (ещё одно следствие холмистого рельефа) и приземистых домов из желтоватого камня, на фасадах которых, если приглядеться, можно увидеть причудливые окошки, интересные балкончики и прочие любопытные детальки.
В суровом (в отличие от весёлой игривой Ператальяды здесь этот эпитет так и просится на язык) в Пальсе тоже встречаются зелёные и красочные уголки:
Недалеко от древнего замка, когда-то располагавшегося на самой вершине холма рядом с Часовой башней, находится церковь Св. Петра (Sant Pere de Pals), фасад которой, перестроенной в 18 веке, ещё хранит следы её готического прошлого:
Сам же замок, как и многие другие городские сооружения, был разрушен в ходе 10-летней гражданской войны, разразившейся в Каталонии в конце 15 столетия во времена правления короля Хуана II, ныне более известного как отец знаменитого Фернандо Арагонского (который, в свою очередь, ещё более известен как муж Изабеллы Кастильской, ну а её уже знают все, кто хоть мало-мальски интересовался историей
Испании
). Камни крепости позже пошли на восстановление церкви Св. Петра и новых городских стен. А вот Сторожевая башня чудесным образом уцелела. Уже в 15 веке на ней установили часовой механизм с колоколом, и с тех пор её стали называть Часовой.
<<<<<<<<<< ---------------------------------------- САН-ФЕЛИУ-ДЕ-ГИШОЛЬС ---------------------------------------- >>>>>>>>>>
Монастырь Сан-Фелиу-де-Гишольс (Sant Feliu de Guíxols) в одноимённом городе стал последней средневековой достопримечательностью этой поездки. Правда, оказались здесь мы в неудачное время
: в отличие от большинства прочих мест в Испании монастырь Сан-Фелиу закрыт не в понедельник, а во вторник. Впрочем, обойти этот момент мы не могли при всём желании, поскольку другой возможности и другого дня, чтобы заехать сюда, наш маршрут не предполагал. Так что пришлось ограничиться внешним осмотром:
Вообще монастырь, посвящённый Св. Феликсу Африканскому, был основан ещё в 10 веке, но за это время претерпел множество трансформаций. И сегодня представляет собой пёстрый микс разных стилей и эпох, отшлифованный, к тому же, реставрациями уже наших времён. Одним из последних строений является барочная арка Св. Бенедикта, украшавшая в 18 столетии вход в монашеский корпус.
Самым старым (хотя и тут без руки реставратора не обошлось
) и, кстати, самым загадочным сооружением монастыря является портал Porta Ferrada (Железные врата ?
). Время его постройки остаётся неизвестным, и учёные даже предполагают, что этот небольшой атриум с колоннадой когда-то был частью дворца каролингов - ещё в эпоху существования на границе империи франков буферной области под названием Испанская марка.
С одной из сторон монастыря мы увидели открытые двери. Мелькнула надежда, что, может быть, часы работы относятся только к музейной части, а монастырскую церковь удастся посетить. Но нет - за дверью оказалась не слишком интересная изнутри часовня:
<<<<<<<<<< ---------------------------------------- КОСТА-БРАВА ---------------------------------------- >>>>>>>>>>
Собственно, рассказ о Коста-Браве идёт уже давно. Но мне хочется выделить небольшой отдельный раздел, в котором можно было бы показать лишь немногие красивые панорамы этого живописного побережья Испании. Именно ради этих (и им подобных) видов мы старались от самого Коллиура, жертвуя скоростью, ехать максимально близко к морю, отдаляясь от него только ради "континентальных" достопримечательностей. Конечно, далеко не всё удалось посмотреть, ещё меньше сфотографировать (знаете ж как: увидел красивое место, а остановиться негде - дорога-то горная
. А когда "карман" или обочина "нарисовались" - вроде уже и отъехали далеко, возвращаться неохота
). Но в целом этот небольшой фотосет, на мой взгляд, даёт неплохое представление о типовых пейзажах "Скалистого побережья" (одним из переводов испанского слова bravo как раз и является "скалистый").
Фото сделаны в разных местах побережья. Но один из самых красивых (по крайней мере, с точки зрения обзора с автотрассы) участков расположен как раз между Сан-Фелиу-де-Гишольс и Тоссой-де-Мар, что очень хорошо вписывается в хронологию рассказа. Возможно, кто-то из знающих даже разглядел на последней фотографии панораму самой Тоссы, открывающуюся с мирадора, расположенного непосредственно перед спуском в город.