<<<<<< ========================= ЛУККА ========================= >>>>>>
Городок Лукка между
Пизой и
Флоренцией (намного ближе к Пизе) стал настоящим открытием нашей поездки, сравнимым, пожалуй, разве что с Портовенере
. Побывать здесь мне хотелось давно, но виденные фото не слишком "возбуждали" (многим наверняка понятно это слово применительно к путешествиям - когда город или место не просто кажутся интересными, а когда ты не можешь успокоиться, пока в них не побываешь, и ближайшие планы как-то сами перекраиваются в их пользу
). И даже картинки с камер гугловского "жёлтого человечка" не слишком добавляли "очков" Лукке - скорее, наоборот: если снятые с интересного ракурса фото привлекали, то многие городские улочки "в реале" казались откровенно пресными и однообразными
.
Но нет, нет и ещё раз нет !
Лукка - это действительно маленькая жемчужина северной Тосканы, оказавшаяся в реальности уютным, интересным и красивым городом
. Если сравнивать с Пизой, то (если не делать ставку на Поле чудес) Лукка переигрывает её полностью и во всех отношениях. И я с огромной радостью покажу её, насколько это будет в моих скромных силах.
До Лукки очень легко доехать поездом как от Пизы, так и от Флоренции, но от Пизы сделать это намного удобнее: и поезда ходят чаще, и время в пути менее получаса. Ну а в самой Лукке от станции до ближайшего бастиона, через который имеется проход в город, и вовсе рукой подать - минут 5, а то и того меньше.
Почему речь идёт о бастионе ? Дело в том, что Лукка со всех сторон окружена крепостной стеной, "ощетинившейся" остриями одиннадцати бастионов. Стены невысокие, зато очень широкие: в 19 веке на них были обустроены парковые аллеи (позже какое-то время по ней даже ездили автомобили). Это так называемые стены эпохи Возрождения, возведённые в 16-17 столетиях взамен прежних средневековых, достигавших в высоту 10-11 метров. Надо отметить, что фортификации Лукки ни разу не использовались по назначению в оборонительных целях, зато очень выручили во время наводнения 18 ноября 1812 года. Тогда все городские ворота были закрыты и забаррикадированы соломенными тюфяками, что обеспечило их относительную герметичность и позволило не пропустить потоки воды в исторический центр. Даже когда сюда прибыла принцесса Лукки и Великая тосканская княгиня Элиза Бонапарт (родная сестра Наполеона Бонапарта), её были вынуждены поднимать через стены на специальном устройстве.
Кратчайшая дорога от станции выводит к собору. Сначала открывается красивый вид на него чуть сверху:
Ну а потом - с площади перед его главным фасадом:
Собор посвящён св. Мартину (Турскому), и на фасаде можно увидеть скульптуру, иллюстрирующую одну из классических в искусстве католицизма сцен (в частности, она изображена на картине Эль Греко) "Святой Мартин делится плащом с нищим". Согласно легенде, во время службы в римской армии Мартин встретил на дороге обнаженного нищего, разрезал мечом свой плащ и половину отдал нищему.
Кстати, сегодняшняя соборная колокольня изначально являлась сторожевой башней, была ниже на 2 яруса и располагалась отдельно от здания прежнего собора. И только в 13 веке, когда собор был реконструирован и приобрёл новый арочный фасад (как считают, под влиянием архитектуры пизанского собора), башню надстроили и придали ей новую функцию. Кстати, именно расширение портала привело к тому, что он "упёрся" в башню и приобрёл несколько асимметричный вид.
Интерьеры собора приобрели сегодняшний вид после перестройки в 14-15 столетиях:
Потолки здесь очень красивые:
Что это ? Дежа Вю ?
Нет, это оригинал вышеупомянутой скульптуры св. Мартина (почему-то её так и подмывает назвать «Бамбергским всадником», вспоминая ещё более знаменитую скульптуру в соборе баварского Бамберга), а вот на соборном фасаде установлена копия.
Ну а главным богатством собора Лукки, его самой большой святыней считается так называемый«Святой лик» (Volto Santo) – деревянное распятие, изготовленное, как уверяют легенды, ещё новозаветным Никодимом, тем самым, который вместе с Иосифом Аримафейским участвовал в погребении Христа. Как столь древняя и ценная реликвия оказалась в Лукке (история причисляет это событие к 742 году) ? В ответ на этот вопрос легенда не тушуется и просто отвечает, что это произошло «чудесным образом»
.
Хранится Святой лик в восьмиугольной часовне из каррарского мрамора, назывемой tempietto, или "маленький храм", построенной в конце 15 столетия.
Между делом отметим, что собор освятил сам Римский папа Александр II, бывший до своего избрания на этот пост епископом Лукки.
Для осмотра Лукки мы выбрали направление против часовой стрелки, что показалось нам удобным, но совсем не является необходимым и уж тем более - единственно правильным вариантом. Просто отмеченные на карте достопримечательности, интересные именно нам, очень хорошо вписывались в такой круг.
Честно сказать, я не смог найти в себе мотивацию углубиться в особенности местных must see и подробности истории этого города. Наверное, это не очень хорошо, но .... что есть, то есть
. Так что мой рассказ будет чисто созерцательно-описательным, ещё одной версией "впечатлений без погружения" из разряда "посмотрите налево - посмотрите направо" - жанра, который я сам, признаться, не очень люблю. Но что делать, по-другому не получается, и тех читателей, кто всё же задержится в этой теме, я приглашаю на небольшую прогулку по Лукке, которая, повторюсь, нам очень понравилась
.
Не любитель я подобного жанра – сушки белья на улицах, но тут не смог устоять
:
Одна из многих (недаром Лукка не избежала шаблонного прозвища «город ста церквей») местных церквей – Богородицы Белой (Santa Maria Forisportam, или Santa Maria Bianca).
Внутрь неё мы не попали (сейчас уже не скажу, по какой причине), а жаль: её интерьеры очень «неитальянские» и очень впечатляющие своей первозданностью, не испорченной пышным барочным убранством (фото не моё).
Во время строительства стен эпохи Возрождения старые городские стены были разрушены вместе с четырьмя существовавшими тогда средневековыми воротами. Ныне сохранились только 2 портала 13 столетия, одним из которых являются мощные ворота св. Гервасия (Porta San Gervasi) в восточной части Лукки:
Возможно (точно не утверждаю), именно на месте рва, окружавшего средневековые стены, сейчас протекает канал - совсем малюсенький, о чём говорит название улицы, посреди которой он протекает: Via del Fosso. Это довольно звучное для русского уха имя переводится вовсе далеко не так красиво: Улица рва (или даже канавы)
. Что, на мой взгляд, совсем не справедливо, поскольку не соответствует действительности: ров ли это, канава или что-то ещё, но улицу этот канал оживляет и во многих ракурсах делает чуть ли ни живописной
. Судите сами:
Между прочим, в этой кана… простите, в канале водится рыба – и очень немаленькая
.
Канал изгибается рядом с продолговатой площадью, в глубине которой виден аскетичный фасадцеркви св. Франциска:
На другой, ближней к нам стороне площади возвышается колонна, увенчанная статуей "Звёздной Богоматери" (Madonna dello Stellario). Её установили в конце 17 века, когда над западной Европой нависла угроза завоевания со стороны агрессивной и мощной Османской империи, потому под ногами Богородицы каррарский архитектор Джованни Ладзони (Giovanni Lazzoni) поместил полумесяц - символ ислама.
Довольно красивая церковь св. Петра San Pietro Somaldi:
Мы выходим на, пожалуй, самую известную и самую "брэндовую" площадь Лукки - Рыночную, более известную как Площадь амфитеатра (Piazza del Mercato или Piazza dell'Anfiteatro). Она расположена на месте бывшего древнеримского амфитеатра, от которого ничего не осталось … кроме его формы, которую почти в точности донесла до нас эта площадь. Надо отметить, что только богатый город в те времена мог позволить себе построить арену для гладиаторских боев, так что Лукка была не последней в Римской империи. Об этом же, кстати, говорит и тот факт, что именно здесь в 56 году до н. э. состоялась "встреча в верхах" между Юлием Цезарем, Гнеем Помпеем и Марком Крассом, приведшая к образованию так называемого Первого триумвирата - союза трёх наиболее влиятельных политиков древнего
Рима.
Нынешние арочные проходы на площадь - это бывшие ворота, когда-то ведшие на арену:
Невозможно не показать классическое фото, которое в Лукке можно увидеть на открытках и календарях в каждой сувенирной лавке – как выглядит Площадь амфитеатра с высоты:
Базилика св. Фридиано (San Frediano), названная в честь епископа Лукки 6 века, отличается от прочих городских церквей большой мозаикой 13 столетия, расположенной в верхней части фасада и изображающей Вознесение Христа в присутствии апостолов.
Изнутри San Frediano понравилась нам больше прочих здешних церквей - своей аутентичностью, во многом сохранившей дух времён
(пусть и не тех, когда на этом месте был заложен первый храм), что не слишком характерно для итальянских церквей, интерьеры большинства из которых во времена позднего средневековья были переделаны под влиянием барокко и ренессанса
. Кстати, именно поэтому мы, не любители подобных стилей, не слишком стремимся посетить изнутри церкви "сапожка". Но вот тут нам встретилось приятное исключение
.
Очень интересна здешняя крестильная купель 12 века:
Мы уходим от церкви св. Фридиано, но её романская колокольня ещё долго будет визуально «сопровождать» нас и попадать в кадр в, казалось бы, совершенно неожиданных местах.
Почти сразу за апсидой базилики расположен очень красивый дворец (на самом деле – целая усадьба, поскольку, кроме самого дворца, здесь находится большой красивый сад) Palazzo Pfanner, названный по имени некоего Феликса Пфаннера, баварца по крови, австрийца по рождению, пивовара по профессии, который в 1846 году приобрёл дворец, изначально построенный в конце 17 столетия.
Если быть более точным, то герр Пфаннер не сразу стал владельцем всего дворца. Сначала он арендовал сад и дворцовые подвалы для того, чтобы разместить там … пивоварню, которая, между прочим, стала первой во всём герцогстве Лукка и одной из первых в Италии. Бизнес, видимо, оказался прибыльным и приносил неплохой доход, поскольку Пфаннер впоследствии выкупил и весь дворец.
Пивоварня просуществовала несколько десятков лет и была закрыта в 1929 году, но дворец и сад до сих пор принадлежат семейству Пфаннер, которые в 1995 году приступили к реставрации усадьбы и вскоре открыли его для посетителей, а также для проведения выставок и концертов.
Сад дворца (и в него, и во дворец вход платный) украшен декоративными и лесными растениями, цветами, лимонными деревьями, растущими в больших глиняных горшках, живыми изгородями самшита и лавра, а также статуями 18 века, изображающими богов из греческой мифологии. В его центре извергается большой фонтан, огороженный восьмиугольной чащей-бассейном и украшенный аллегорическими статуями, представляющими четыре стихии: огонь, воздух, землю и воду.
Благодаря своей живописности дворей Пфаннера неоднократно использовался многими режиссерами в своих картинах. В частности, здесь снимались эпизоды фильма «Портрет леди» сНиколь Кидман в главной роли.
Дорога (точнее, карта) выводит нас на площадь перед, возможно, самой красивой церковью Лукки – св. архангела Михаила (San Michele in Foro). Как можно понять из названия, именно на этом месте располагался римский форум – центр древнего города. Первая церковь появилась здесь ещё в 8 столетии, а нынешний облик она приобрела после перестройки, длившейся с 11 по 14 век. Говорят, что звон здешних колоколов достигал Пизы, что вызывало огромную гордость жителей Лукки, воспринимавших это как проявление своего превосходства над «соседом»
.
4-ярусная аркадная лоджия на фасаде, увенчанная статуей самого Архангела, по-моему, великолепна
. И опять-таки – вглядитесь: какое разнообразие колонн !
Напротив расположено здание бывшего Преторианского дворца (претором в Италии с древних времён называют высшее лицо местной судебной власти), где ныне заседает городской муниципалитет. Под его аркодой частенько устраиваются художественные и гастрономические мероприятия, и вот как раз сегодня здесь проводится дегустация вин
. А памятник посвящён скульптору Матео Чивитале – автору той самой (я о ней уже писал) капеллы «темпьетто», где в соборе Лукки хранится «Святой лик».
Ещё несколько интересных уголков города:
Прогулку по Лукке мы замыкаем недалеко от собора на площади Сан-Джованни, где расположена ещё одна значимая для Лукки одноимённая церковь (Santi Giovanni e Reparata). Она была основана ещё в 5 веке и именно здесь располагалась епископская кафедра до возведения собора св. Мартина.
Посещение церкови Сан-Джованни, как и собора, платное – в обоих действует единый входной билет. Изнутри церкви можно подняться на колокольню – по разным причинам мы этого делать не стали, хотя посмотреть на Лукку с высоты наверняка было бы интересно.
По сути, Лукка стала последним городом нашего путешествия (впереди оставался только прощальный вечер в Пизе перед утренним вылетом) – и этот «заключительный аккорд» явно удался !
И я с чистой совестью рекомендую посещение Лукки абсолютно всем
.