<<<<<< =========================
ФЛОРЕНЦИЯ ========================= >>>>>>
Наверное, самое смешное (и совсем не в хорошем смысле слова), что я мог бы сделать, говоря о Флоренции - это всерьёз начать рассказывать о её достопримечательностях
. Во-первых, на эту тему всё уже давно писано-переписано, причём грандами, которым я и в подмётки не гожусь
. Во-вторых, уж о чём-чём, а о таких городах количество самой разной информации, которую можно найти в инете за пару минут, исчисляется многими терабайтами. Ну и в-третьих, стоит ли мне, случайному, в общем-то, в Италии человеку, пытаться формировать мнение о таком городе и сочинять очередные "Записки постороннего" ?
Впрочем, это только упрощает мою задачу и развязывает мне руки
. Всё-таки "околопутеводительский" жанр призывает к неким усилиям и накладывает определённую ответственность, да и со времён моей "Претензии на путеводитель по
Иерусалиму" (весьма удачному, как оказалось - это мнение многих тамошних жителей, в том числе и гидов, похвала которых всегда особого стоит) прошло много времени, за которое я банально стал ленивее...
А так я могу нацепить хламиду трубадура и - "что увидел, то и пою"
. Без системы, без хронологии, без погружения, а главное - без малейших попыток "оставить след" в "жизнеописании" такого города, как Флоренция. Засим и приступим.
Я приехал сюда во второй раз. Моя первая встреча с Флоренцией, как и с
Пизой, произошла в феврале 98-го года во время того же группового тура по "Итальянской классике" и оставила незабываемые впечатления. Всё-таки первые туры на заре выездного зарубежного туризма ("отмашку" которому, напомню, дали только в 96-м году) были довольно грамотными, не в пример "эконом-вариантам" последующих лет: программы были плотными, но не убийственными, свободного времени, кроме общей экскурсии, на каждый город выделялось сравнительно немало, жильё, причём, как правило, не менее 3-4 "звёзд", предоставлялось в центре самих городов (к примеру, во Флоренции мы жили в 5 минутах ходьбы от собора).
К сожалению, "накал" тех впечатлений поддержать не удалось
. Не то, что Флоренция нам совсем не понравилась, но мы пробыли здесь полтора дня и к концу второго уже откровенно притомились
. Да, во Флоренции собрано много культурных сокровищ мирового уровня, но в целом как город она показалась нам неуютной, невзрачной и не слишком интересной, а кварталы безликих домов грязно-пастельных жёлтых и розоватых цветов очень скоро начали вызывать скуку и тоску
. И это при отличной солнечной погоде - как же уныло, должно быть, ходить здесь под пасмурным небом и, не дай бог, дождём !
Я понимаю, что наше мнение сильно противоречит мнению многих, если не большинства, но от этого оно не перестанет быть таким: мы не жалеем о проведённом здесь времени, но когда наступил день отъезда, мы покинули Флоренцию без всякого сожаления, причём даже более ранним поездом, чем планировали, и я очень сомневаюсь, что мы ещё когда-нибудь окажемся здесь снова.
Ну а самые первые впечатления от города были связаны с едой и оказались очень позитивными
. Мы приехали во Флоренцию из
Лигурии днём, поэтому первым делом после размещения в отеле отправились пообедать. И были приятно удивлены, можно сказать - поражены
. Во-первых, богатым ассортиментом даже в простеньких уличных кафе, по сравнению с которыми меню в городках Чинкве Терре показались маленькими и однообразными. Образно говоря, у нас даже глаза разбежались - столь велико было желание попробовать и то, и другое, и третье. А во-вторых, ценами: они оказались заметно ниже, чем в Чинкве Терре и откровенно дешевле, чем можно было ожидать от такого супертуристического города
.
Жёстких маршрутов во Флоренции у нас не было, мы сразу уговорились
, что хоть и постараемся посмотреть основные достопримечательности, но будем делать это, что называется, без фанатизма, а если что при этом не увидим - ну, значит, не увидим
. Ну и, как обычно, в программу нашего городского путешествия не входила "музейная составляющая".
***************************
Пожалуй, самой надуманной
достопримечательностью Флоренции (в этом я бы сравнил её с барселонской Рамблой) является Понте Веккьо - старый мост. Искренне не понимаю, что тут может привлекать - ни со стороны, ни на самом мосту
. Разве только вечером, когда лавки закрываются (народу-то особо меньше не становится), и их "ставни", напоминающие старинные сундуки с сокровищами, придают мосту действительно аутентичный, даже несколько таинственный вид. Эх, вот бы оказаться здесь ночью (в смысле, в темноте) без единого человека !...
****************************
Флорентийский собор с самым звучным в Италии именем Санта-Мария-дель-Фьоре, которое надо не произносить, а петь, конечно, потрясающ
- тут я не только спорить не буду, но даже первый проголосую за это утверждение (правда, при выборе самого красивого итальянского собора, что само по себе является задачей невыполнимой, я не уверен, что поставил бы его на 1-е место
).
Я с удивлением узнал, что сегодняшний фасад собора, собственно, и «делающий» его наравне с куполом, является чуть ли не новоделом: он был построен только в 1887 году, причём в очень короткий срок: всего за 16 лет. А до этого времени знаменитый флорентийский Дуомо выглядел… ну не очень выразительно:
А вот внутри он оказался самым большим (не считая общего впечатления) разочарованием от Флоренции
- от первой поездки у меня совсем не осталось воспоминаний о его интерьерах. Такого НИКАКОГО изнутри собора я просто не припоминаю
. Интересно, что это отметил ещё побывавший здесь в 17 веке граф Пётр Андреевич Толстой, занимавший видные политические посты в «администрации» Петра I: «А внутри тое церкви убору никакого нет, толко олтарь зделан изрядною резною работою из алебастру, и помост в той во всей церкве зделан из розных мраморов изрядною же работою». Но дело тут больше, чем в отсутствии убранства – глазу просто не на чем остановиться…
Кроме, пожалуй что, купола:
Вход в собор бесплатный (иначе было бы совсем уж обидно и откровенно несправедливо !
), но если кто убоится ведущей внутрь очереди (честно говоря, не знаю, бывают ли они здесь, при нас была, но к вечеру уже совсем небольшая), то смею утверждать, что ничего не потеряет.
Внутри собора была ещё одна очередь (создавалось впечатление, что все входящие, сделав круг, автоматически присоединяются к ней) - вниз, туда, где обычно располагаются крипты. Но внизу оказалась всего лишь сувенирная лавка ! Правда, там же есть ещё некое подобие музея, представляющего результаты раскопок останков древнего собора Санта Репарата, но он был закрыт. Так что прежде чем встать в очередь на "нулевой этаж", хорошенько подумайте, стоит ли вам это делать...
А вот некоторые детали одной из входных фасадных дверей оказались интересными - жаль только, что днём из-за многочисленных ограждений к собору очень трудно подступиться...
Этот рельеф меня просто потряс: своей атмосферностью, реалистичностью, духом тех времён и тех событий
. Право же, его можно поставить в один ряд с произведениями самых гениальных итальянских супермастеров…
****************************
На мой взгляд, неплохо получилась серия фото, посвящённых берегам реки Арно:
****************************
Одно из мест, куда мне хотелось попасть во Флоренции - площадь перед базиликой Благовещения (Santissima Annunziata). Мы пришли сюда воскресным утром, когда на площади раскинулся большой рынок, который, конечно, подпортил общее впечатление
:
Во главе площади (которую, кстати, Г. Мортон назвал самой красивой во Флоренции), обращённая совсем не на базилику, а на купол собора вдалеке, установлена конная статуяФердинандо I Медичи, великого тосканского герцога, сына Козимо I (я упоминал его в разделе Пизы). Интересно, что скульптура отлита из пушек с турецких галер, захваченных в битве при Лепанто (в которой принимал участие и был дважды ранен испанский писатель Мигель Сервантес).
Интерьеры базилики шикарны: даже я, не любитель подобной пышности, был впечатлён. «Мы в восхищении !»…
Знаменитый флорентийский кабанчик уже давно стал таким же символом города, как купол Брунеллески над собором. Так что вполне понятно, что он обыгрывается на многих сувенирах, как мне кажется, даже более обаятельных, чем "первоисточник":
Кстати, скульптура, кроме самого "поросёнка", содержит и прочую живность, вот только она бросается в глаза намного меньше:
****************************
И всё-таки в одном музее, даже не планируя этого заранее, мы оказались - надо признать, довольно случайно. Меня прельстил суровый средневековый внутренний двор (как раз мой "формат" !
), мою половинку - выставленные там скульптуры: так мы попали в музей Барджелло, расположенный внутри одноимённого дворца, построенного ещё в 1256 году. Возможно, это самое старое из сохранившихся общественных зданий Флоренции, бывшее первой городской ратушей и послужившее образцом при постройке самого Палаццо Веккьо.
Что касается самих скульптур (точнее, более обобщённо – экспонатов), то в этой области я небольшой специалист, поэтому ограничусь несколькими фотографиями:
На галереях второго яруса:
Потолки одного из внутренних залов:
А вот этот юноша, почему-то напоминающий мне пажа при французском дворе времён «короля-солнца» - ни кто иной, как Давид работы Донателло. Он считается первой обнажённой статуей после времён античности – до того, как Микеланджело создаст свою, затмившую все остальные, версию изображения будущего царя
Израиля, оставалось ещё 70 лет.