Церковь Сан-Лоренцо и памятник Джованни де Медичи, известному также как Джованни делле Банде Нере - тосканскому военачальнику, отцу герцога Козимо I:
Г. Мортон назвал его самой непривлекательной статуей Флоренции и издевательски отметил: "Сидит он на величественной колонне. Судя по всему, памятник хотели сделать в стиле колонны Нельсона. Однако здесь колонна заканчивается этим воином, у которого такой вид, будто он сдуру забрался наверх, а теперь не знает, как слезть."
Ну не знаю…
Не могу разделить сарказм уважаемого мной писателя: памятник как памятник, не «Давид», конечно, но и особых несуразностей я, неспециалист, в нём не вижу. Видимо, у Мортона просто выдался трудный день, или обед неудачный получился
.
****************************
Немного фотографий из разряда "картинки с улицы" - с комментариями и без:
«Как приятно делать ЭТО на голову царя зверей !»
Интересный знак, не правда ли ?
Сразу возникает уйма толкований, которые в основном сводятся к «осторожно, а то закатают в асфальт !» (мы ж все кучу фильмов о мафии пересмотрели
):
Кефир по-тоскански:
«Ну и рожа у тебя, Шарапов !»
Нет-нет, в эту почему-то пришедшую на ум фразу из известного фильма я никоим образом не вкладываю ничего уничижительного
. Более того, я уверен: случись что, на этих карабинеров (или кто они там) рассчитывать можно намного больше, чем на большинство представителей наших правоохранительных (частенько это слово хочется взять в кавычки
) органов.
Флоренция – родина Пиноккио. Точнее, его создателя Карло Лоренцини, известного по псевдониму Коллоди. И сувениров, посвящённых «итальянскому Буратино», здесь продаётся не меньше, чем тарелочек с изображением местных достопримечательностей.
Впрочем, какой там Пиноккио против общенационального символа Италии – лимончелло…
Вечерний «альпинизм» на стене церкви св. Лаврентия:
Зонтик, имитирующий купол флорентийского собора – очень, на мой взгляд, интересная придумка
:
****************************
Этот бар и его продавщица – безоговорочные лидеры нашего рейтинга «предприятий общественного питания» Флоренции (да и, пожалуй, всех посещённых в этой поездке тосканских городов). Недорогое вкусное кофе (как капуччино, так и caffelatte), недорогие вкусные десерты, непринуждённая «местная» обстановка, когда почти каждый посетитель (кроме нас, естественно) целуется, здороваясь (а потом и прощаясь) с обаятельной барменшей (которая при этом, прошу отметить, не забывает о клиентах - большой привет римскому "сервису" !
). По крайней мере, позитива мы здесь получили очень много
.
А выйдя из бара, мы натолкнулись на процессию, направлявшуюся к церкви Санта-Мария-Новелла:
****************************
Главная доминиканская церковь Флоренции - базилика Санта-Мария-Новелла. Попасть внутрь неё, к сожалению, не удалось. Почему ? Да просто потому, что объявленное (между прочим, в самой церкви) время её открытия не является руководством к действию для её служителей
. Это Италия...
****************************
Коль уж я упомянул церковь доминиканскую - самое время сказать о главном храме их "конкурентов" - францисканской базилике Санта-Кроче.
Интересно (я, по крайней мере, до совсем недавнего времени этого не знал), что её фасад тоже был сооружён сравнительно недавно – в середине 19 века, причём очень быстро: всего за 8 лет. А до этого времени церковь выглядела примерно так:
Кстати, сегодняшняя колокольня была построена лишь на несколько лет раньше фасада – в 1847 году. Так что самыми аутентичными внешними конструкциями Санта-Кроче являются, видимо, её боковые фасады с аркадной лоджией:
Когда я побывал в ней впервые, интерьеры базилики потрясли меня до глубины души. Ещё бы, оказаться рядом с местом вечного упокоения легендарных персоналий, о которых я был наслышан практически с детства: Галилей, Макиавелли, Микеланджело… Гробница Данте, в которой он никогда не лежал… Оригинал Статуи свободы… В общем, было от чего «поехать крыше» человека, впервые оказавшемуся за границей
, о чём он большую часть своей жизни и мечтать не смел (только люди старше 40 могут в полной мере понять это !
). И когда, уже приехав домой, я взахлёб рассказывал друзьям о той поездке, впечатления от пантеона Санта-Кроче были одними из самых сильных.
Сейчас же… Магия самих имён уже не имела для нас такого веса, а с чисто визуальной точки зрения Санта-Кроче изнутри оказалась… ну так себе: в меру строгая, в меру классическая, в меру, я бы даже сказал, скучноватая
. Только высоченный золотистый алтарь выделялся на блеклом цветовом фоне общего убранства.
Ещё одна красивая часовня:
Ну и захоронения в полу, если к ним приглядеться, были нам интересны. Вот, кстати, почему некоторые из них огорожены, а некоторые - нет ?
Потому что по одним топтаться можно, а по другим, вроде как, и нельзя ?
Нееет, это вопрос не для математического мужского ума, стремящегося построить сложные логические цепочки, постичь его может только нестандартная структура воздушного женского мышления. «Потому что одни гробницы ровные, а другие рельефные, о них можно споткнуться и сломать себе бог знает что, а кому нужно штабелями вывозить отсюда искалеченных туристов», - просто сказала моя синьорина и была, как всегда, права !
Клуатр церкви по-итальянски классический до скучности. Ну и что, что Брунеллески (хотя ему в большей степени принадлежит проект, достраивался же дворик уже после смерти архитектора) - купола у него получаются намного лучше.
Во время наводнения, опустошившего Флоренцию в 1966 года, клуатр был похож на морское дно. Вода, поднявшаяся до высоты 5-6 метров, практически полностью погребла его под собой: над её поверхностью виднелись только верхние части колонных аркад и металлический крест над колодцем в центре:
Второй клуатр претерпел столь значительные изменения, что сегодня назвать его так очень сложно. Скорее он напоминает двор, хотя и довольно живописный, между базиликой и прочими сооружениями близ неё, самым известным из которых является капелла Пацци того же Брунеллески:
Огромная площадь перед Санта-Кроче интересна, но немного пресновата. Если б здесь не было базилики, она вряд ли вообще заслуживала бы внимания…
Немного ночной, ну или точнее – вечерней Флоренции. Тут не всё однозначно: что-то освещается получше, что-то похуже, а Площадь Синьории вообще была откровенно темновата
– здесь больше заслуга фотоаппарата, «подкрасившего» картинку, чем реального освещения.
Собор красив ночью не меньше, чем днём:
****************************
А вот дневная Площадь Синьории, на мой взгляд – самая красивая площадь Флоренции
. Во всех смыслах: и самая живописная, и самая средневековая, и самая атмосферная. Да и расположенный здесь «Нептун» - самый эффектный фонтан в городе, что бы там ни говорил Г. Мортон («Не понимаю, почему Козимо предпочел его куда более совершенному фонтану Джамболоньи. Его проект он отверг, и теперь он является гордостью
Болоньи. Здесь же фигура Нептуна слишком велика, груба и излишне мускулиста. Да разве сможет он по ночам спускаться на землю и ходить по площади, беседуя с другими статуями, как об этом говорит легенда?!»).
«Все привыкли к тому, что статуи в публичном месте устанавливают в память о каком-либо лице: короле, генерале, государственном деятеле или поэте, а вот когда наружную галерею приспособили для демонстрации произведений искусства, все восприняли это как удивительное новшество. Челлини изготовил восковую модель «Персея» и показал ее герцогу Козимо I. Герцог сказал: «Если бы ты, Бенвенуто, так же красиво увеличил свою маленькую модель, она украсила бы площадь». Вот так Флоренция смотрела на площадь дела Синьории: место, где критически настроенная публика может восхищаться прекрасными творениями искусства.» (Г.Мортон):
Кстати, именно «Персей» является единственным оригиналом в лоджии на площади Синьории - все остальные скульптуры в те или иные времена были заменены копиями.
К сожалению, нам не удалось подняться на башню Палаццо Веккьо: из двух совершённых нами попыток ни одна не привела к успеху
. Когда мы подошли сюда в первый раз около 5 часов, выяснилось, что колокольня уже закрыта для посещения (по официальному расписанию «час Х» наступал только в 9 вечера). На мой вопрос, до которого часа она будет работать завтра, меня обнадёжили: «до полуночи». На следующий день мы пришли на Площадь Синьории часам к 7, предвкушая идеальный режим осмотра города с высоты: мы бы успели увидеть Флоренцию сначала при дневном свете, а чуть позже – в наступающих сумерках
. И, как показывает мой опыт в других городах, ещё неизвестно, какие виды были бы прекраснее.
Да, касса работала, колокольня была открыта, но… объявление гласило, что на сегодня все билеты уже проданы
. Как проданы, почему проданы ?
Нигде не сказано, что доступ на башню как-то лимитирован или что её посещение организуется по времени – тогда б ещё было можно понять, что, допустим, все «сеансы» уже раскуплены группами
. Но об этом не говорилось ни слова: ни здесь, в кассе, ни на официальном сайте
http://museicivicifiorentini.comune.fi. ... zioni.html :
TORRE
(accesso non consentito ai minori di 6 anni)
1 aprile - 30 settembre
Tutti i giorni escluso il Giovedì: 9-21
giovedì: 9-14
…
L'accesso alla Torre è sospeso in caso di pioggia
La biglietteria chiude un'ora prima del museo
«………., итальянцы !
…………., Италия !
» - только и смогли сказать мы…