****************************
«В 750 году, при Лонгобардах, эта маленькая церковь была посвящена святому Михаилу Архангелу, и примерно с тех же времен флорентийцы прозвали ее Орсанмикеле — так звучит на местном диалекте Орто ди Сан-Микеле, сад святого Михаила. Она прожила одну жизнь, будучи монастырем, вторую — зерновым рынком, а теперь снова была освящена как церковь, на мой взгляд, самая красивая во
Флоренции» - Марлена де Блази, «Дама в палаццо».
Я полностью разделяю мнение автора вышеупомянутой книги: интерьеры этой небольшой церкви впечатлили нас больше всех прочих
.
****************************
Немного флорентийского уличного маразма
:
****************************
Мы долго колебались, на какую из обзорных площадок собора нам подняться: на купол или наколокольню
. Каждый вариант имел свои плюсы, но в конце концов всё решили часы их работы: купол закрыт по воскресеньям, а в субботу работает всего до 5 вечера, тогда как кампанила открыта каждый день аж до 18.50. Ну а поскольку наше посещение Флоренции выпало как раз на уик-энд (мы приехали сюда субботним днём, а уезжали в понедельник утром), то выбор осуществился сам собой.
На всякий случай отмечу, что для всех достопримечательностей, связанных с Дуомо - купол, колокольня, баптистерий, раскопки старого храма Санта-Репарата в соборной крипте и музей (впрочем, закрытый до ноября 2015 года) – существует единый входной билет стоимостью 10 евро, действующий в течение суток (24 часов). Причём купить его можно всего в трёх местах, одним из которых является как раз колокольня. По этой причине уже после посещения башни нам удалось попасть без всякой очереди в баптистерий, где кассы нет: народ, не имеющий билетов, подходит сюда и тут же разворачивается. А вот в очереди на кампанилу постоять пришлось, правда, сравнительно недолго: минут 15.
Колокольня собора названа именем её первого архитектора – знаменитого Джотто, хотя сам он проработал над башней всего 3 года (а вообще её возвели за рекордно-короткий для тех времён срок: всего четверть века) и построил только нижний ярус. Наверх ведут 414 ступенек, поэтому подъём тут не самый лёгкий, и совершать восхождение после обеда (равно как и на голодный желудок) - не самая лучшая идея
.
Несколько видов, снятых с промежуточных этажей:
И «основные» панорамы со смотровой площадки на вершине колокольни:
При желании мы всё же могли бы подняться и на купол Дуомо - в понедельник утром перед отъездом временем мы располагали, да и к жёсткому графику привязки не было (вот чем хороши региональные поезда: не на одном уехал - так на другом
), а срок действия общего билета (24 часа, напомню) ещё не закончился. Но, "копнув" внутри себя, я честно признал: если я и сделаю это, то сделаю "для галочки"
. Искреннего желания, порыва души для этого ни у кого из нас не было. Мы уже устали от Флоренции, и нам хотелось новых впечатлений: нас вновь ждала
Пиза и поездка в Лукку. Ну и если быть до конца честным, то к этому времени (начинался последний полный день этого путешествия) мы уже подустали и от Италии в целом...
****************************
На этом я собирался закончить мой небольшой обзор нашего пребывания во Флоренции, но поскольку в разделе Пизы я упомянул флорентийский баптистерий, наверное, будет логично привести несколько фото для их сравнения.
Да, интерьер баптистерия при Санта-Мария-дель-Фьоре выглядит не просто красивее пизанского – он интереснее, здесь больше деталей, цепляющих глаз и надолго привлекающих внимание
. На мой взгляд, разумеется.
Тут рассказ можно было бы и завершить... если бы не причуды "Алиталии", неожиданно подарившей нам несколько часов в
Риме. Вот о них и пойдёт речь в небольшом заключительном разделе - своего рода эпилоге всего рассказа. Итак,
<<<<<< ======================== немного РИМА ======================== >>>>>>
Если проводить конкурс на самую нестабильную (в смысле расписания) авиакомпанию, то конкурентов у "Алиталии" наверняка не будет
. Время вылета трёх из четырёх "наших" (в соответствии с купленными билетами) рейсов (по 2 "плеча" туда и обратно:
Москва - Рим - Пиза и наоборот) было изменено в общей сложности раз 6
. Причём 3 (а не все 4) - только потому, что один из перелётов выполнял "
Аэрофлот". Справедливости ради надо сказать, что почти все пертурбации происходили в феврале, перед переходом на летнее расписание, после чего всё благополучно утихомирилось. Большинство переносов были незначительными - в рамках 5-20 минут, но вот рейс Рим-Пиза сдвинулся на целых 3 часа, из-за чего наша стыковка удлинилась вдвое.
Сначала нам это не понравилось, и мы хотели попросить "Алиталию" перенести 2-й перелёт: другие самолёты в расписании позволяли это сделать, а сами "алитальянцы", как правило, шли навстречу в таких ситуациях (я читал на форумах, как именно эту стыковку корректировали по просьбе пассажиров, даже несмотря на типа как более дорогой ранний рейс). Однако поостыв и поразмыслив, мы решили: менять ничего не будем, а длинный транзит используем для небольшой прогулки по Риму
. Сам город хоть и стоял в наших планах, но точно не на обозримое будущее - а тут такая возможность, причём абсолютно даром (ну кроме стоимости проезда на электричке из аэропорта и назад): вроде и грех как упускать
.
Признаюсь, что летать "Алиталией" мне не понравилось
. Нет, в полёте они ничем не отличаются от прочих европейских компаний: тот же сервис, те же напитки, примерно такой же уровень питания - а чего ещё, по большому счёту, желать ? А вот отсутствие он-лайн регистрации из Москвы - очень большой минус. Я, конечно, не считаю
Россию центром вселенной, а Москву пупом земли, но всё же вылеты из такого города должны подразумевать элементарный по нынешним временам сервис
. Хорошо ещё, что у нас был сдаваемый багаж, а то было бы совсем обидно стоять в очереди к стойке только чтобы сделать то, что уже давно делается, не сходя со своего домашнего кресла, а порой - и с дивана...
Мало того: "Аэрофлот" (напомню, что он летел на первом отрезке) не смог выдать вторые посадочные от Рима до Пизы !
Спасибо хоть багаж зарегистрировали сразу до пункта назначения, а то бы мы вообще получили кучу головной боли вместо римской прогулки...
Однако и на этом дело не кончилось (недаром перед этой поездкой где-то внутри меня ощущалось какое-то беспокойство без явных на то причин - нас ждало ещё много совсем не обязательных неприятных событий, о некоторых из которых я уже упомянул в разных частях рассказа). Когда, пройдясь по Риму, мы вновь прибыли в аэропорт, то на стойке регистрации нашего рейса возникли совсем непонятные проблемы. Сначала мы подумали, что дело в банальном отсутствии мест - кого сейчас удивишь овербукингом ?!
Но суть оказалась ещё интереснее (насколько подобная ситуация может быть интересной): в их компьютере не было информации, что мы прилетели в Рим !
Мы, конечно, показали им наши посадочные, квитанции багажа, сданного в Москве, они всё понимали, но босс-то тут - компьютер ! А он упорно не подтверждал, что в данный момент мы находимся здесь, в Риме. Конечно, если бы весь перелёт был насквозь "итальянским", это вряд ли произошло бы, но тут базы данных "Аэрофлота" и "Алиталии" явно не стыковались...
Казалось бы, ну и что ? Новые билеты у нас имелись, в местах в самолёте тоже недостатка не было. Но идеология недорогих (по сравнению с прямыми) перелётов с пересадками как раз и заключается в том, что надо обязательно использовать все оговоренные в маршрутной квитанции рейсы. И отказ от любого из них автоматически делает недействительными билеты на все оставшиеся. А мы, получалось, "пропустили" уже самый первый отрезок со всеми самыми печальными для нас последствиями...
Времени до вылета оставалось ещё около часа (мы, как обычно, спланировали всё с запасом), но ситуация с мёртвой точки не сдвигалась
. К процессу подключился мужчина с соседней стойки (компетенция "нашей" синьоры, видимо, ограничивалась типовыми алгоритмами), он несколько раз куда-то выходил, возвращался, что-то говорил регистрирующей нас даме, она что-то вводила в компьютер, но результат оставался тем же
. Наконец – ура ! - мужчина с искренней радостью подскочил ко мне и протянул руку для пожатия: "Поздравляю ! Вы летите !"
. Было видно, как он сам доволен тем, что удалось разрешить эту проблему. Конечно, мы тоже были рады, хотя, если разобраться, чему ?
Тому, что мы всё-таки сможем воспользоваться собственными честно купленными и используемыми по всем правилам билетам ? Или тому, что итальянцы наконец-то разобрались в своём... как бы это помягче сказать... ну ладно, пусть будет хозяйстве ?
Я почему-то не сомневаюсь, что информация о нашем полёте от "Аэрофлота" поступила куда надо и когда надо - в конце концов, мы далеко не первые, кто стыкует эти 2 рейса.
Естественно, мне тут же в голову пришёл вопрос - а не возникнет ли подобной проблемы на обратном пути, на что нас заверили, что нет - вопрос решён. И не обманули - перелёт назад прошёл идеально, тем более, что тут уже можно было зарегистрироваться по инету, причём за 2 суток (не знаю, есть ли ещё в Европе крупные авиакомпании, открывающие он-лайн регистрацию за такой срок) - и спать спокойно.
"Чистыми" на Рим у нас получилось чуть менее трёх часов. Много это или мало ? Конечно, в масштабах всего города и его неисчислимых достопримечательностей - ничтожно мало. Но если выделить для прогулки небольшой район и грамотно построить свой маршрут по нему - может получиться очень интересное и насыщенное "городское путешествие". Каковое, как мне кажется, у нас и получилось
.
Глаза, конечно, разбегались
. Хотелось побывать и там, и там, и в уже знакомых по давнишней поездке местах, и увидеть что-то совершенно новое. При этом нужно было ещё учитывать логистику перемещений: потерянные полчаса от аэропорта до города (и столько же обратно) - это само собой, с этим поделать нечего, но дальше вариантов становилось множество. Не буду утомлять читателей подробностями наших решений, но в конце концов мы нашли вариант, идеально соответствующий нашим "вводным": он, с одной стороны, начинался практически сразу возле одного из главных римских вокзалов, до которых идёт аэропортовская электричка, с другой стороны - его круговая протяжённость составляла около 5 с половиной километров, то есть с учётом "посмотрите налево, посмотрите направо" и фотосессий - как раз примерно вписывалась в наш временной регламент
. Ну и охватывал он ту часть Рима, в которой мы ещё не были, что придавало прогулке дополнительный интерес. А достопримечательностей здесь – что называется, «одна на другой сидит и третьей погоняет»: одних только топовых на наш небольшой маршрут пришлось не менее десятка, про прочие интересные и красивые места даже и говорить не стоит. Рим есть Рим всё-таки…
Как известно, из аэропорта Фьюмичино в центр города идут два поезда: дорогой «Леонардо Экспресс» до Термини и обычный региональный до Тибуртины через Ostiense. Вот этот последний не только территориально устроил нас как нельзя кстати, но и понравился намного больше
. Во-первых, ценой: всё-таки 8 евро против 14 – разница очевидная. Во-вторых, расписанием: он ходит каждые 15 минут, то есть вдвое чаще, чем «Леонардо», а в нашем случае ограниченного времени это было немаловажной деталью. Да, он идёт с остановками, но примерно в одно время с экспрессом, а до Ostiense получается даже на минуту быстрее. Кстати, и по степени заполненности «Леонардо» не выигрывает – прежде всего по причине своей «куцести» (в смысле количества вагонов). Ну а поскольку совсем рядом с Ostiense тоже есть метро, я в принципе не вижу причин отдавать первенство «Экспрессу», если только вам по какой-то причине не надо срочно попасть именно в район Термини.
«Интересности» начались практически сразу же после выхода из вокзала Ostiense, да ещё сразу две на одной площади. Это античные ворота Porta Ostiensis, названные так потому, что от них начиналась дорога в древний порт Остию. Уже позднее их назвали в честь св. Павла (Porta San Paolo), так как через них можно было попасть к базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, построенной на месте предполагаемого захоронения апостола.
Недалеко от ворот св. Павла возвышается пирамида Цестия, сооружённая за несколько лет до начала нашей эры – единственная из римских пирамид, дошедшая до наших дней. Вторая, так называемая Ватиканская пирамида, была разрушена в 16 столетии. Когда-то считалось, что в Цестиевой пирамиде был захоронен Рем, а в Ватиканской - его брат Ромул. Внутри пирамиды Цестия действительно был обнаружен склеп немаленьких размеров.
Интересно, что при строительстве Аврелиевых стен в 3 веке пирамида Цестия была встроена в них и выполняла функцию своеобразного бастиона, создавая единый архитектурный и фортификационный комплекс с воротами св. Павла. До сравнительно недавнего времени это уголок выглядел вот так (и лично мне очень жаль, что этот колоритный исторический ансамбль был порушен
):
Ну а фрагменты стен Аврелиана, когда-то окружавших древний Рим, до сих пор можно увидеть в разных местах города. Часть нашего пути как раз пролегал вдоль них, но фотогеничных ракурсов, откровенно говоря, мы не увидели
– при всей нашей любви к разного рода фортификациям.
Мы идём к термам Каракаллы – почему-то именно их я хотел увидеть больше прочего из всего ранее не виденного в Риме. Вот привлекали – и всё тут. Это, кстати, главная причина, почему из множества возможных вариантов мы выбрали именно эту часть города.
Ожидания, видимо, оказались всё же слегка завышенными, ибо, посмотрев на термы со стороны, заходить внутрь нам уже не захотелось. Знать бы это заранее – можно было прилично спрямить путь, сэкономив и силы, и время для других впечатлений, но тогда осталось бы чувство недосказанного: типа, вот были ж совсем рядом и не посмотрели…
Напротив термов – церковь 4 века (впрочем, впоследствии неоднократно перестроенная) Santi Nereo e Achilleo:
Мы проходим вдоль Большого цирка, известного также как Цирк Массимо – бывшего римского ипподрома. Честно говоря, смотреть тут абсолютно не на что: поляна поляной
. А с другой стороны прямо над нами виднеются развалины Палатинского холма:
Чуть дальше – вот такое интересное здание:
И живописная площадь св. Анастасии перед одноимённой церковью – одной из первых в христианском Риме, упоминаемой в каталоге римского Синода ещё в 499 году:
Из небольшого переулка впереди уже видна очередная древность – Арка Янусапредположительно 4 века, ведущая к Бычьему Форуму:
Кстати, её название как раз и происходит от латинского слова «ianus», означающего проход или дверь, и не имеет отношения к имени двуликого бога Януса.
Напротив Арки Януса расположена красивая церковь San Giorgio al Velabro, названная в честь св. Георгия (более известного как Георгий Победоносец). Считается, что под её алтарём хранится ни более ни менее, как голова самого Святого (то, что историческая реальность Георгия до сих пор не подтверждена, никого не волнует
).
Другой интересной особенностью церкви San Giorgio al Velabro (Velabro – название болота, бывшего когда-то на этом месте) является то, что она пристроена к ещё одной древнеримской арке начала 3 века, ныне называемой Аркой серебряников.
Вот как выглядит она на рисунке английского художника Томаса Хартли Кромека (Thomas Hartley Cromek), итальянские сюжеты которого не менее атмосферны, чем ближневосточные картины Дэвида Робертса:
Мы выходим на площадь, на месте которой находился древнейший форум Рима – Бычий, названный так потому, что здесь торговали скотом. О нём сегодня напоминают два храма предположительно 2-го века до н. э. – прямоугольный храм Портуна и круглый храм Геркулеса Победителя.
А вот на месте ещё одного древнего храма была построена базилика Санта-Мария-ин-Космедин (в ней находятся так называемые «Уста истины»).
На месте античного храма - даже подозревают, что сразу нескольких - возведена и базилика «св. Николая в тюрьме» (к тюремному заключению самого Святого название отношения не имеет). Его колонны до сих пор можно видеть на боковом фасаде церкви:
Наш путь лежит к острову Тиберина, соединённому с разными берегами реки Тибр двумя мостами, построенными ещё до нашей эры (хотя впоследствии, разумеется, обновлёнными):
На приведённых выше фото изображён Мост Фабричио (современное название – Мост четырёх голов по причине наличия двух античных стел с изображением четырёх голов, расположенных у начала моста).
В центре острова году на месте древнего храма Эскулапа ещё в 11 веке была построенацерковь, в которой хранились мощи апостола Варфоломея, и, соответственно, названная этим же именем: Сан-Бартоломео.
Другой мост, ведущий на остров Тиберина - Мост Честио, позже ставший называться мостом Святого Варфломея:
Вид на совсем новый (что такое 19 век в масштабах римской истории ?!) Палатинский мост:
А вот рядом с ним (слева на предыдущей фото) находятся остатки самого первого каменного моста в Риме - Понте Эмилио, или Сломанного (Ponte Rotto).
Правда, то, что мы видим сегодня, к античности отношения не имеет. Мост неоднократно перестраивался, последний раз – в 16 столетии, когда он выглядел вот так:
Но и его жизнь оказалась недолговечной: мост простоял чуть больше двух десятилетий, после чего был разрушен наводнением 1598 года и больше не восстанавливался. Уже в конце 19 века при обустройстве набережных Тибра его руины были окончательно разобраны и лишь один пролёт сохранён, так сказать, для истории.
Ещё один вид на Тиберину с другого берега:
Обратную дорогу мы начинаем с подъёма по небольшой то ли улочке, то ли тропе Clivo di Rocca Savella, ведущей на Авентинский холм. Не скажу, что подъём очень суровый, но на улице самый полдень при 32 градусах тепла (или уже жары ?) в тени
. Конечно, это не +36, в которые мы умудрились пару лет назад вляпаться в июньской
Вене, но тоже достаточно, чтобы заметно поубавить «бодрость духа, грацию и пластику». Но цель стоит того: мы идём в Парк Савелли, более известный как Апельсиновый сад.
Вход в сад «охраняет» фонтан с суровой физиономией-маской (ранее она находилась в другом месте и была перенесена сюда уже в 1936 году):
Когда-то здесь, на самой вершине холма, стояла средневековая крепость, построенная семьёй Савелли (именно их имя и сохранилось в названии парка). А в начале 20 века городские власти решили обустроить тут место общественного отдыха с одной из лучших в Риме естественных смотровых площадок.
Рядом расположены сразу несколько церквей, в частности, главная доминиканская церковь Рима - Santa Sabina all'Aventino. Но нас больше привлекла романская кампанила (просто мы очень любим подобный стиль
) базилики святых Бонифация и Алексия (Sant'Alessio):
Свою прогулку мы завершаем на Площади мальтийских рыцарей (piazza dei Cavalieri di Malta). К мальтийским рыцарям, как и к самой
Мальте, мы вообще неровно дышим после того, как побывали там, а на этой площади ещё притаилась, возможно, самая маленькая (в буквальном смысле)
достопримечательность Рима. Но о ней чуть попозже.
Сама площадь, построенная в 1765 году архитектором и графиком Джованни Баттиста Пиранези, выглядит строго и в то же время - по-военному торжественно.
Название площади, да и вообще её происхождение, объясняются тем, что здесь, на Авентине, расположена вилла Приората (проще говоря – резиденция) Мальтийского ордена. Дворец и окружающие его сады смотрятся очень красиво, но все «козырные» виды открываются, к сожалению, не отсюда. Отсюда, с Площади мальтийских рыцарей, можно увидеть только входной портал, напоминающий тримуфальную арку:
Вот в этом портале и кроется та самая достопримечательность, которую я уже упомянул - специальное отверстие, через которое открывается вид на обрамленный живой изгородью купол собора св. Петра. На самом деле замысел архитектора был ещё более хитроумным: «разместить» в этакой «замочной скважине» сразу 3 государства: Мальту, которой принадлежит Приорат,Ватикан, на территории которого находится собор, и, собственно, Италию, к которой относится всё, что между ними.
Купол мы увидели, однако запечатлеть его на фото оказалось не под силу нашим аппаратам
. У тех же, кто умеет с ними обращаться лучше нас или просто обладает более совершенной техникой, получаются примерно такие изображения:
Ну и вот такой фотошоп (не наш) - очень фотошопистый, но и очень эффектный:
Так закончилась наша небольшая «римская прогулка». Она оказалась интересной, но привела к совершенно неожиданному результату: мы вычеркнули из перспективных планов поездку в Рим. Да, несмотря ни на что, город не затронул нас, не прошёл через сердце. Более того, произвёл впечатление неуютного, неухоженного и довольно грязного
, а доминирующая пастельная окраска многих его зданий только усилило ощущение «пыльности» - и это была совсем не та «пыль веков», перед которой хочется преклонить колено
.
Большинство же достопримечательностей… на них было интересно посмотреть, но они уже не будоражили кровь своим почтенным возрастом, как это было когда-то. Душа ни разу не воспарила, сердце не ёкнуло, дыхание не перехватило, взгляд не замер…
А ведь совсем недавно в
Испании мы просто «летали» в Санта Пау и Ператальяде, Вике и Керальбсе, заходились от восторга в монастырях Сантес Креус и Сан-Хуан-де-ла-Пенья – эти ощущения нельзя забыть или с чем-то перепутать.
Я помню, как бродя по Матере, в моей в голове вертелась, как на сломанной грампластинке, одна и та же фраза (я даже упомянул о ней в том рассказе): «Это как Рим, только круче». Это был настоящий восторг на уровне потрясения, это было «прямое попадание» в сердце, я не столько ходил, сколько летал, не замечая времени, голода и усталости. Вот он, «вынос мозга», резонанс, та самая «искра», искать которые мы отправляемся в путешествиях
. Нет, сравнение с Римом было просто неуместно, как неуместно сравнивать тропический ливень и моросящий дождик.
Неприятно удивило (а ведь я, что называется, об этом «знал, но забыл»), что многие римские древности сделаны из банального кирпича. Нет, я, конечно, понимаю, что кирпич – изобретение отнюдь не 20 века, но вот хоть убейте – не могу всерьёз воспринимать кирпичные достопримечательности
. Камень – да, выглядит благородно и почтенно. Кто-то где-то назвал прекраснейший город
Брюгге (который лично я считаю самым красивым в Европе) «кирпичной фабрикой» - вот и мне при взгляде на римские краснокирпичные руины сразу вспоминается «…а всё же жаль, что я давно гудка не слышал заводского»
.
Впрочем, не нам одним не глянулся Рим, и компания в этом у нас вполне почётная. Карел Чапек, автор интереснейшей серии путевых заметок, гениально и искрометно воспевший испанскую Андалусию, писал: "...в общем, Рим мне не нравится. Ни Форум Романум, ни ужасающая кирпичная развалина
Палатина, ни что-либо другое не вызвало во мне священного трепета... это подлинно барочная одержимость, которая позднее заставила Павла V испортить собор св. Петра".
И хорошо, что всё получилось именно в таком формате: куда хуже было бы приехать сюда специально, да ещё на несколько дней, затратить на это кучу денег, и в первый же день с ужасом понять, что город, который ты когда-то чуть ли ни боготворил, давно уже не твой, и пребывание в нём уже не в радость, а в тягость. Так что волей-неволей, а приходится сказать спасибо «Алиталии» за эту оказию !
Вот на этой скорее оптимистической, чем пессимистической ноте позвольте мне и завершить рассказ. Я благодарю всех за внимание, за отклики и комментарии, за благодарности, которых случилось намного больше, чем я, признаться, ожидал. Ну а тех, кому я ещё не слишком надоел, я вскорости приглашаю на новый рассказ об Умбрии, который, смею надеяться, будет достаточно интересным. А пока – всем здоровья, любви и удач ! И, разумеется, интересных путешествий !