<<<<<< --------------------------------------------- ГУББИО --------------------------------------------- >>>>>>
О городке Губбио можно говорить очень многое, но главное – это безусловный шедевр
, настоящая жемчужина, причём не только Умбрии, но и, как минимум, всей Италии. Иногда его называют «умбрийской Сиеной». В «настоящей» Сиене я был очень давно, и сейчас мне трудно авторитетно сказать, насколько правомочно такое сравнение. Конечно, такого собора и такой площади, как Пьяцца дель Кампо, в Губбио нет. Но во всём остальном, в том, что иногда называют средневековым шармом, «тенью ветра» давно минувших времён, Губбио нисколько не уступит своей тосканской соседке и конкурентке по разного рода рейтингам. А в одном (это как минимум !) и превзойдёт: Губбио намного светлее Сиены, причём не только потому, что большинство здешних строений белого цвета (на фото со стороны, которые я обязательно приведу ниже, Губбио выглядит настоящим «белым городом»), но и за счёт того, что благодаря своему расположению на юго-западном склоне горы, в ясную погоду он почти целый день залит солнечным лучами. А поскольку Губбио имеет ярко выраженную «террасную» структуру (он вытянут вдоль склона, и его главные улицы идут одна над другой), то все кварталы освещаются примерно одинаково, и в тени остаются только самые узкие улочки.
Почти весь путь от Перуджи до Губбио – это один большой серпантин
, так что те, кто плохо переносит подобное, должны очень хорошо подумать, прежде чем решиться на такое. Уж на что я в целом неплохо переношу «чудеса на виражах», но даже меня к концу поездки слегка замутило (правда, подозреваю, что, будь я за рулём, такого бы не произошло).
Однако дорога, проходящая меж самых настоящих гор, то переваливая их, то лавируя вдоль причудливо извивающихся долин, очень живописная
. Куда там унылым тосканским пейзажам, тоскливее и монотоннее которых могут быть разве что только кастильские ! Умбрия - вообще холмистый регион, а как раз в её восточной части расположен горный массив Умбро-Маркских Апеннин. И хотя его основные пики находятся южнее, предгорья, отделяющие Губбио от Перуджи, тоже вполне впечатляют.
Если вы приезжаете в Губбио на автобусе, есть смысл выйти не на автовокзале, что на центральной Площади 40 жертв (что в данном контексте переводится точнее, чем мучеников, хотя по сути разница невелика - Piazza Quaranta Martiri), а на предыдущей остановке, расположенной прямо напротив римского театра. В противном случае (если, конечно, посетить театр входит в ваши планы) от площади до него придётся пройти пешком, а поскольку на этом отрезке особых интересностей нет, получится просто «холостой пробег» с ненужным расходом времени и сил. А они очень понадобятся в самом городе !
Римский театр, построенный в конце 1 века до н.э., небольшой, но очень обаятельный
. В отличие от большинства подобных сооружений в Европе, варварски переоборудованных под концертные площадки
(самым кощунственным примером, на мой взгляд, является амфитеатр в
Вероне) и почти полностью утративших свою аутентичность, театру Губбио удалось каким-то чудом не пасть жертвой «длинного евро». И хотя летом здесь всё же проводятся концертные мероприятия, это делается не в ущерб местной «арене». Её покрытые травой ряды выглядят очень натурально и естественно, как будто театр затерялся во времени на несколько столетий и только сейчас приоткрыл нам себя. Ну разве можно сравнивать это чудо с пластико-металлическим монстром, в которого превратил трибуны многих римских и греческих арен извращённый ум современных «золотодобытчиков» ?
Входной билет на территорию театра стоит 3 евро. Стоит ли платить их, если вполне можно сфотографировать получашу арены из бесплатной зоны за пределами ограждения ? Да, друзья ! Да, да и ещё раз да !
За эти, в общем-то, не такие уж большие деньги вы получите массу удовольствия !
А тем, кто скажет обратное, театр, скорее всего, не нужен вообще – и им, если честно, лучше просто не тратить на него время
.
Ну а всех остальных я приглашаю внутрь, в самое лоно древней арены. Вместе с билетом вам выдают жетон, по которому вы проходите через вполне современный турникет (здесь самообслуживание, поскольку касса находится метрах в ста от входа) – и весь театр в вашем полном распоряжении !
В нём практически нет запрещённых для прохода зон, что не слишком характерно для всего боящейся Европы (это на Ближнем Востоке и в
Турции ваша свобода ограничена, как правило, лишь соображениями собственных рисков). Любой ряд, любое место – к вашим услугам ! Партер ? Пожалуйста ! Бельетаж ? Нет проблем ! «Места для поцелуев» ? Да ради бога ! Любой каприз за ваши несчастные 3 евро !
Мы были одни на всей арене, представляете ?!
И ни единого человека !
Позже подошли ещё две небольшие группки, но к тому времени мы уже получили всё, что хотели, и собирались уходить. А сделать это было ой как непросто !
Атмосфера театра - просто сказочная. Посмотрев заросшие развалины в своё удовольствие, мы присели на один из рядов. Потом прилегли – ведь трава не просто проросла меж камней, на них образовался довольно толстый слой почвы, так что лежать было и мягко, и сухо. Да и просто удобно – ведь подушкой служила не менее мягкая ступенька предыдущего ряда !
Добавьте к этому тёплое, но уже не палящее полуденное солнце, умопомрачительный запах трав, умиротворяющее стрекотание кузнечиков (или кого там ещё) и великолепный вид на город – и может быть, вы поймете, что мы тогда ощущали
. А осознание того, какая погода в это время стоит в
Москве, куда нам предстояло вскорости вернуться, только ещё лучше оттеняло всю прелесть тех минут… И если это не называть счастьем – есть ли оно вообще на этой земле ?!
По всей длине Губбио пересекает поток Каминьяно. Слово "поток" (torrente) для обозначения небольших речушек, частенько пересыхающих в засушливое время, широко используется в Италии и
Испании, но не имеет прямого аналога в русском языке. В границах города Каминьяно "одет" в рукотворное каменное русло, окружён "почти настоящей" набережной, а через него переброшены каменные горбатые мосты. И эта часть Губбио - одна из самых живописных
:
Казалось бы, эка невидаль: всего лишь серый каменный мост, ни статуй тебе, ни гербов, ни арок красивых. Не мост Александра III ни разу..
. Но мне таковые нравятся намного больше, чем помпезные мосты 19 века или технологичные сооружения в духе Эйфеля. Они не только и даже не столько украшают, они благородно старят город, придают ему реально средневековый шарм, даже если сами являются новоделами (честно говоря, я не знаю, когда были построены здешние мосты
). И они прекрасно гармонируют с потемневшими от времени каменными кварталами Губбио, которые порой выглядят даже суровыми, с теряющимися в "чреве" города узкими улочками, на дно которых редко попадает свет. Это не жёлто-зелёный игривый Спелло, это город рыцарей-аскетов, молчаливых и "чисто конкретных", чаще жестоких, чем романтичных. И какая, по сути, разница, является ли современный Губбио средневековым или только кажется таким, главное, что его старина и красива, и аутентична, и очень обаятельна
.
Центр старого Губбио - Большая площадь Piazza Grande. На представленном ниже снимке с воздуха (не моём) хорошо видно, что поверхность, на которой лежит площадь, искусственная. Фактически - это огромная терраса, опирающаяся на четыре большие арки. Её начали сооружать в середине 12 столетия и, возможно, архитекторы использовали те же принципы, что и древние мастера, возводившие Храмовую гору в
Иерусалиме, на которой потом царём Иродом был построен иудейский Второй храм, видевший Иисуса и разрушенный римлянами вскоре после его смерти и Воскресения. Ведь Храмовая гора - это не просто земляная насыпь, обрамлённая каменными стенами (единственной уцелевшей из которых является знаменитая Стена плача), это сложная система невидимых извне арок, принимающих на себя всю тяжесть не только Горы, но и сооружённых на ней зданий.
Конечно, Piazza Grande в Губбио поменьше, и строить её, видимо, было намного проще. Хотя ход работ всё равно измерялся столетиями: только в середине 14 века здесь был возведён мощный и величественный Консульский дворец (Palazzo dei Consoli), ставший, несомненно, настоящим воплощением силы и могущества городской власти. Дворец, кстати, стал первым зданием в городе, подключенным к системе общественного водопровода. Из него, в частности, поступала вода в фонтан, расположенный внутри дворца.
Консульский дворец является, пожалуй, самой узнаваемой достопримечательностью Губбио. Хотя бы потому, что он, как
Эйфелева башня в
Париже, виден практически изо всех мест города:
С другой стороны Piazza Grande, напротив Консульского дворца и явно в его тени, находитсяДворец подеста (Palazzo del Podestà) - главы городской исполнительной (а иногда и судебной) власти. Его строительство продолжалось 400 лет, и так и не было завершено.
Сама Piazza Grande "по совместительству" - одна из лучших смотровых площадок в Губбио:
Если Большая площадь и Консульский дворец являются символами светской власти, то символом духовного авторитета в Губбио стал святой Убальд (или Убальдо), бывший в 12 веке городским епископом.
Правда, собор Губбио посвящён совсем не ему, а неким мученикам Мариану и Иакову, убитым в североафриканской римской провинции Нумидии во время гонений на христиан в 3 веке. Собор, если честно, как и в Перудже, очень невыразительный - что снаружи, что изнутри
:
Дворец барджелло был построен в начале 14 века. Как и подест, барджелло - отнюдь не фамилия, как может показаться вначале (мне так показалось), а тоже название должности - нечто вроде городского шерифа (ну или, так сказать, начальника местной полиции). На небольшой площади перед дворцом находится Фонтан сумасшедших (Fontana dei Matti) 16 века, перестроенный в 1862 году. Согласно древней традиции, чужеземец, обежавший 3 раза вокруг него, обретает гражданство Губбио и звание "Почетный дурак Губбио"
. Правда, надо отметить, что в данном контексте слово "дурак" не означает умалишённого, а трактуется как чудак или шутник.
Маленький, но обаятельный уличный сюжет
:
В Италии есть целая ассоциация под названием «Город трюфелей» (Città del Tartufo), и Губбио, как и многие прочие города Умбрии, конечно же, входит в неё.
Один из классических, можно сказать, «брэндовых» видов Губбио: площадь Иоанна Крестителя (San Giovanni Battista) перед одноимённой церковью (которая строилась на месте древнего баптистерия в переходный с точки зрения архитектурных стилей период 13-14 веков, а потому сама церковь имеет готические формы, а её колокольня – романские) на фоне Консульского дворца:
Длинное аркадное здание - лоджия Logge dei Tiratori на Площади 40 жертв – построено в начале 17 века на территории больницы при церкви Santa Maria dei Laici. Оно принадлежало гильдии шерстянщиков и предназначалось для… сушки тканей, которые натягивали так, чтобы они приобрели определённые размеры.
Видимо, так, по замыслу авторов рекламы, выглядел бы древний умбр (Губбио, как и Ассизи, в отличие от Перуджи, уже не этрусский, а чисто умбрийский город) в одежде нашего времени
:
Впрочем, воинственность была в крови не только древних. "Как и многие умбрийские города, Губбио всегда был городом солдат. Вскоре я услышал, как тысяча мужчин Губбио отправилась в первый крестовый поход, и гербом города стал герб Готфрида Бульонского. Также говорится, что когда австрийский адмирал возглавил папский флот перед сражением в Лепанто и обнаружил, что в его составе много офицеров и матросов из Губбио, он воскликнул: «А что такое это Губбио? Оно что же, больше
Неаполя или
Милана, что вообще это такое?» (Г. Мортон)
И опять: красивые, обаятельные, атмосферные улочки и уголки Губбио:
Интересно: подобного рода развилку можно увидеть во многих европейских городах. Я помню нечто похожее в баварском Ротенбурге-на-Таубере, в недавнем Орвието, да и ещё много где – сейчас уже трудно точно назвать все города, но уголок очень характерный и узнаваемый.
Совершенно потрясающая по красоте и оригинальности «цветочная улица»
. Назвал бы «дурмановой», да ведь не так поймут…
Хотя вообще розовых дурманов в Умбрии очень много.
Правда, как по ней идти – одному святому Убальду известно
. Но это уж я слишком много хочу: и чтоб красиво, и чтоб удобно
. Как-как - на цыпочках, бочком, не дыша… И получилось ! Без лишней скромности могу доложить: ни один цветок не пострадал !
Вот, пожалуйста – все целы и практически невредимы:
Мы поднимаемся выше, и практически с каждой улочки открываются всё новые и новые панорамы города. Вот уже и Консульский дворец почти под нами:
О, а вот как раз ресторан, в котором мы пообедаем. Очень приятный, симпатичный, антуражный, да и цены вменяемые
(хотя в целом прайс-листы на еду в Губбио вполне туристические
).
Башня над средневековыми Римскими воротами Porta Romana, защищавшая вход в город с востока, датируется примерно 1400 годом. Она был оснащена системой тройной защиты, состоявшей из подъёмного моста, железной решетки и двери. Зубцы, изначально венчавшие башню на высоте 25 метров, были убраны после того, как она потеряла своё оборонительное назначение. Сейчас здесь располагается Музей керамики.
Церковь св. Франциска, построенная в 13-15 веках:
Считается, что святой Франциск разговаривал со зверями и птицами. На скульптуре недалеко от "своего" храма Сан-Франческо у ног святого изображён, как я понимаю, волк - персонаж одной из самых популярных легенд из жизни Франциска Ассизского. Вкратце суть сводится к тому, что во время пребывания Франциска в Губбио в окрестностях города объявился волк, пожиравший не только домашних животных, но и людей. Желая "разрулить" эту ситуацию, святой встретился с волком и сказал ему примерно следующее: "Брат волк, ты сделал много зла и заслужил смерти. Но я хочу примирить тебя с людьми. Я знаю, что причиной свершённого тобой является голод. Если ты пообещаешь больше не творить зла, жители не только простят тебя, но и будут кормить до конца твоих дней". Волк кивком выразил своё согласие, после чего Франциск протянул ему руку, в которую волк с готовностью вложил свою лапу. После этого события волк прожил ещё 2 года и честно держал своё слово, а местные жители не только кормили, но и полюбили его и даже оплакивали его смерть.
Вот такая история. Было ли это на самом деле ? Как говорится, каждому будет дано по его вере...
Не хочу никого обидеть, но трудно не назвать такой скворечник скворечником. А разве не так ?!
Ещё немного местных съедобных специалитетов: гланая умбрийская паста - странгоцци (нечто вроде утолщённой лапши), хлеб св. Франциска и прочее, прочее, прочее…
Мы снова оказываемся на берегах ныне сухого потока Каминьяно, на сей раз – в центральной части города. И опять у меня бувально разбегаются глаза – «сыыыыр !!!», и снова хочется снимать, снимать, снимать… Обожаю каменные города !
Настало время уезжать – и прощальный взгляд на Губбио из окна автобуса:
И, как обычно, немного сухой, но весьма полезной информации. Автобусные компании APM иSpoletina, на которые до сих пор ссылаются даже самые «родные» сайты Умбрии, канули в лету. Сегодня все перевозки внутри региона сосредоточены в руках уже упоминавшейся компанииUmbriamobilita (
http://www.umbriamobilita.it ), а расписание автобусов, курсирующих между Перуджей и Губбио, находится здесь:
http://www.umbriamobilita.it/public/res ... e/E001.pdf .
Неплохую наглядную карту Губбио и краткое описание его основных достопримечательностей можно найти на сайте городского туризма
http://www.comune.gubbio.pg.it/Tourism_ ... ments.aspx . Но для «уличного» ориентирования я, как обычно, рекомендую карту города из путеводителя ROUGH GUIDE, который опять оказался вне конкуренции.