Предыдущие мои отзывы о событиях в любимом городе носили репортажный характер - минимум текста - много фото. На этот раз решил пополнить кладезь полезных советов о том, как провести ночь в городе, личными впечатлением. Тем более - скоро лето и миллионы туристов приедут в наш город чтобы посмотреть эту простую технологическую операцию, превращенную в Главный туристический аттракцион. Фото будет мало - я не профессионал, да и снимать ночью с рук и на качающемся пароходике - сложновато.
Итак, довелось мне в очередной раз сменить окрас и предстать в роли туриста, на этот раз - желающего посмотреть развод мостов. Много я даю ответов на касающиеся этого мероприятия вопросы, а на самом деле последние 3 раза развод Дворцового моста лично я видел днем - во время всяких городских праздников.
Например, во время финала гонки океанских катамаранов
или буксировки "Авроры" на ремонт в Кронштадт
или в виде гигантского торта изготовленного к Дню города
Компания наша проводила корпоратив и в программе было катание на пароходике с 23 до 03 часов. Сама идея хороша, но реализация не выдерживает критики в том плане, что в 3 часа нас высадили у Зимней канавки, а живу я на "на том берегу". Метро открывается в 5.30, первый поезд в мою сторону в 5.55, а мост, по графику, сводят в 5 часов - вот и думай, куда пойти и чем заняться.
Хотя, заняться, как раз, есть чем - на Невском многие кафе работают круглосуточно и в них, реально, стоит очередь, т.к. народу очень много. И он активно фланирует по набережным. Нам повезло с погодой - было тепло и провести лишние 3 часа на улице - не проблема.
Но вначале - о мостах. Народ начал собираться на набережных сразу после полуночи - автобусы стоят с двух сторон сплошной стеной. Мы барражировали на кораблике в промежутке между Троицким и Дворцовым мостами и около 1 часа ночи шкипер занял очень удобную позицию перед Дворцовым мостом и это было важно, т.к. только вокруг нас я насчитал более 60 корабликов, которые "тоже хотели посмотреть".
Думаю, с той стороны было еще больше. Самые чумовые забрались прямо под мост - это мне непонятно, т.к. классические виды - все же со стороны. Развод задержался минут на 10, которые прошли в ожидании и подготовке к процессу - и вот, он пошел!
Мудрый ведущий громко включил по трасляции тему из "Твин Пикс" и под эту величественную музыку и мощные крики "Ура!" главный петербургский аттракцион состоялся!
Надеюсь, что хорошо видно было всем. Буквально через 10 минут все суда развернулись и рванули в сторону Ладоги под другие мосты - они разводятся позже.
Эффектным дополнением мероприятию служила подсветка мостов и набережных, которая включилась где-то в 0.30 - когда достаточно стемнело. В Питере появилась новая традиция - на набережных вовсю продают тайские бумажные фонарики, которые в огромном количестве запускают с набережных. По случаю выходного было несколько фейерверков - короче, праздник жизни.
Мы же проследовали до Большеохтинского моста - его разведенным вживую вообще раньше не видел - тоже вполне достойно.
Ну и, вернувшись к началу, в 3 часа я оказался на отнюдь не пустынном берегу и стал думать, как попасть домой - вся надежда была на ночные автобусы, которые летом в ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье ходят по городу. Все бы было хорошо, если бы меня высадили на Петроградской стороне - ведь на время разведения мостов их маршрут делится на 2 части - от одного кольца до Невы и от другого берега Невы до другого кольца. Но - не судьба. В итоге я обосновался на Малой Конюшенной и стал наблюдать за ночной жизнью. Было интересно - очень много туристов - вполне позитивно настроенных и вкушающих романтики. Детей, как и полиционеров, не видел - видимо, не их время. Конечно, и гопота и подвыпившие компании встречались.К утру мусора образовались целые кучи - но ровно в 4 часа , вдруг, неожиданно совсем рассвело, погасли фонари и появилось большое количество дворников и уборочной техники. А транспорт ночной все это время ходил по Невскому - но пустой. Я же решил выдвинуться пораньше к мосту, чтобы посмотреть, как будут его сводить. Каково же было мое удивление, когда уже в 4.30 я обнаружил его сведенным и транспорт по нему вовсю передвигался. Передвинулся и я с удовольствием наблюдая, как "Солнце встает над рекой Хуанхэ", а, точнее - над Невой - тоже неплохо!
На Стрелке меня обогнал нужный мне автобус, который быстро ехал без остановок. Но я верил, что он - не последний. И действительно, через 20 минут удалось тормознуть следующий, водитель которого сразу спросил - знаю ли я дорогу на Комендантский аэродром и показал совершенно "слепую" карту, которую ему выдали в автопарке. Совместными усилиями с милой девушкой взялись руководить процессом и, проскочив всего один нужный поворот, выехали на Каменноостровский пр. и дальше - до моей Комендантской площади. В салоне нас было пятеро.
Дома я был в 6 часов - напомню, метро в это время только открывалось в центре. Так что - ночные автобусы - это хорошо - надо только маршруты точно знать!
Небольшое резюме. Действительно, в выходной день, да при хорошей погоде развод мостов - это суперзрелище для туристов. Не думаю, что обязательно смотреть его с воды, платя сумасшедшие деньги - все, кто хотел, легко разместились на набережных. Тем более, что в этом году с 0 до 5 утра действует запрет на выход судов в Неву из Зимней канавки и с 1 часа до 5 - из Фонтанки и обратно. Поэтому кораблики чтобы посмотреть развод начинающийся в 1.25 должны примерно с полуночи "блумкаться" в Неве до промежкточного сведения мостов около половины третьего (если будет). При этом высадка пассажиров с корабликов возможна только у Медного всадника, а не там, где вы садились на них. Отсюда - повышение стоимости катания почти в 1.5 раза.
Прогуляться по Невскому где-то до Фонтанки - тоже интересно.
Ждать конца мероприятия совсем не обязательно - главное, правильно выбрать берег! Хотя, как говорят - кто увидел восход Солнца - у того один грех с души ушел. Мне повезло - я еще при этом и прекрасными видами насладился.
И Вам желаю - поменьше грешить, но, уж если случилось - встречайте рассвет над Невой. А вот последняя информация для тех туристов, которые захотят этим летом посмотреть развод мостов с воды.
[b]Нева без ночных прогулок[/b]
Владельцам прогулочных судов не удалось «прорубить окно» в Неву – согласно решению Верховного суда России, ночью выход в главную водную артерию Северной столицы для них будет закрыт. Чиновники транспортного ведомства и служители Фемиды пришли к выводу, что безопасность судоходства важнее доходов петербургских турфирм.
Из многочисленных рек и каналов города в главную водную артерию есть только два выхода – по Фонтанке под Прачечным мостом и через Дворцовую канавку под Эрмитажным мостом. В период главного туристического сезона Санкт-Петербурга – «белых ночей» – этот маршрут пользуется наибольшей популярностью, в первую очередь в ночное (условно темное) время суток. По мнению самих перевозчиков, он привлекает в Санкт-Петербург многочисленных иностранных туристов, приносящих валюту.
[b]Маршруты особой опасности.[/b]
опасности Поводом для ужесточения мер безопасности судоходства на внутренних водных путях стала авария теплохода «Булгария», унесшая жизни 122 человек. Уже к концу 2012 года Министерство транспорта РФ подготовило проекты локальных правил, регламентирующих движение и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне (в который входит и река Нева) «с учетом местных особенностей». По оценкам самих чиновников, новые требования не будут обременительны для владельцев судов и не приведут к новым расходам. Проект документа был опубликован на специальном сайте, но за месяц ни один из участников рынка или экспертов не высказал ни одного замечания.
Подписанные министром транспорта правила вступили в силу с 1 ноября 2013 года. Только после этого владельцы петербургских прогулочных судов заметили норму, ограничивающую проход под Прачечным и Эрмитажным мостами: с 0 до 5 часов судам из Зимней канавки запрещалось выходить в Неву и заходить обратно, а с часа ночи до 5 утра такие же ограничения налагались на устье реки Фонтанки. Также в период разводки мостов запрещается стоянка у причала «Летний сад». На практике это означало, что суда с туристами ночью оказывались запертыми в тесных реках и каналах, а гости Северной столицы не могли насладиться видами невских берегов.
Необоснованными суд счел и доводы о снижении прибыли турфирм. Ведь предпринимательская деятельность, согласно Гражданскому кодексу РФ, осуществляется гражданами или компаниями на свой риск.
По данным Верховного суда России, в установленный срок апелляционной жалобы от ООО «Смольнинское пароходство» не поступало, поэтому 17 апреля решение вступило в законную силу.
[b]Выход есть – входа нет[/b]
Несмотря на ограничения, многие перевозчики все же обещают туристам проход под разведенными мостами в период «белых ночей». Такой маршрут с конца апреля планирует проводить и ООО «Аква-Экскурс». «Скорее всего, будем выходить до нуля часов, а потом до 5 утра «болтаться» по Неве. Либо с кем-нибудь договоримся, чтобы высадить пассажиров», – пояснил журналисту «Фонтанки» Александр Кукуричкин.
По словам президента Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Евгения Зубарева, прогулки по рекам и каналам Северной столицы организуют около 35 компаний, а введенные ограничения на выход в Неву затронут до 130 тысяч туристов в год. Решать вопросы безопасности, по его мнению, можно было другим образом, но при принятии спорных правил с ассоциацией никто не консультировался.
Между тем статистика не подтверждает, что введенный запрет на выход прогулочных судов в Неву отрицательно отразился на туристической привлекательности города. По данным комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, ситуация остается стабильной: в 2013 году город посетило 3 млн туристов из-за границы и 3,3 млн – из других регионов России, в 2014-м – 2,8 млн иностранных и 3,5 отечественных соответственно.
Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"
Спасибо за внимание.
Автор