Сразу же после первой в жизни поездки за рубеж я понял: мой внутренний туризм закончился. Ни интересные места западных республик бывшего Союза от северной
Эстонии до южной
Абхазии, ни красивые ландшафты Урала и Забайкалья, Хакассии и Камчатки, куда меня забрасывала судьба и обстоятельства жизни, не могли сравниться с потрясающе лёгким духом Европы, долгие десятилетия закрытой для нас железными воротами о семи замках. Её "аромат" можно было сравнить с глотком свежего воздуха после долгого пребывания взаперти или со вкусом домашних пирогов после проведённого на "картошке" или в стройотряде месяца - студенты времён "развитого социализма" поймут, о чём я говорю.
Так что небольшая поездка во
Владимир на новый год - не "возвращение к истокам", не "антикризисный" вариант путешествия и уж совсем не "наш ответ" "злой" Европе с её санкциями и бьющей на всех фронтах наш рубль своей валютой. Тем более, что я вовсе не разделяю ура-патриотические и великодержавные идеи наших власть_держащих и нас_имеющих царей и бояр - в этом смысле на Руси за последние 500-800 лет мало что изменилось. Это просто попытка слегка "сократить" длинные зимние каникулы и внести в них какое-то разнообразие - особенно если это можно сделать с минимальными финансовыми вливаниями и необременительной логистикой. Тем более, что во Владимире и его окрестностях и сегодня можно увидеть интересную мне уникальную архитектуру средних веков.
Владимир встретил действительно новогодней атмосферой, идеальной для этого времени погодой и народными гуляниями - было ощущение (и думаю, оно недалеко от истины), что на площадь перед собором собрались почти все местные жители. Поразило, сколько народу каталось на коньках на длинном катке, залитом на дорожках парка - их число не уступало количеству желающих прокатиться на нехитрых, но ярких аттракционах, установленных здесь же. А когда стемнело, и всюду зажглась красивая праздничная иллюминация - и вовсе появилось давно забытое ощущение детской сказки.
Между прочим, Владимир совершенно неожиданно оказался новогодней столицей наступившего года:
Достопримечательностей во Владимире довольно много, но большинство из них носит религиозный характер. И, поскольку я противник псевдоумилительных клише типа "Русь православная" (от христианства в нашем отечестве, скажем прямо, остались рожки да ножки в виде мало кому понятных и далёких от своих основ обрядов и канонов), рассказ будет выдержан исключительно в светском ключе. Сделать это мне тем более легко, что себя православным я не считаю (но отнюдь не неверующим), и любые церкви, соборы и монастыри являются для меня прежде всего архитектурными сооружениями, радующими (или не очень) глаз и примечательными своей (интересной или не очень) историей.
Сколько бы интересных мест не было в том или ином городе, одно из них почти всегда является его главным символом, самым узнаваемым брэндом.
Москва и Кремль,
Париж и
Эйфелева башня,
Рим и
Колизей,
Барселона и
Саграда Фамилия - каждый может без труда продолжить этот перечень. Что можно изобразить на "визитной карточке" Владимира ? Пожалуй, на эту роль могут претендовать два собора - Успенский и Дмитриевский - и Золотые ворота. Но поскольку красивых белокаменных храмов на землях бывшего Владимиро-Суздальского княжества хватает (недаром они занесены "списком" в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО под общим названием «Белокаменные памятники Владимира и
Суздаля»), а Золотые ворота являются, во-первых, редчайшим сохранившимся памятником фортификационной архитектуры тех времён, а, во-вторых, и вовсе единственными из себе подобных на территории нынешней Руси, я всё-таки начну именно с них. Тем паче, что их многовековая история наполнена интересными фактами и загадками, давно переросшими в легенды.
В древние времена в окружённый земляным валом Владимир вели пять ворот (правда, некоторые источники говорят о семи). Главными из них, служащими парадным въездом в город, были Золотые - судьбе (или божьей воле, что, в общем-то, одно и то же) было угодно, чтоб именно они оказались единственными, уцелевшими до наших дней. Когда-то традиция возведения Золотых ворот в память о въезде Христа в
Иерусалим существовала во многих городах - достаточно напомнить хотя бы Константинополь и
Киев. И статус Владимира, куда великий князьАндрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, перенёс столицу княжества, а позже - и столицу всея Руси, никак не мог позволить остаться в стороне.
Главные ворота Владимира выглядят настолько единым и гармоничным сооружением, что трудно поверить, что их ансамбль, а другое слово в применении к ним найти очень сложно, формировался на протяжении целых 600 лет ! Они были построены в 1164 году по воле воцарившегося здесь уже упомянутого князя Андрея Боголюбского, причём с боковых сторон их подпирали земляные насыпи (часть одной из них можно увидеть и сегодня) - от них сохранилась широкая проездная арка. Ворота венчали боевая площадка с зубчатыми стенами и надвратная церковь, освящённая в честь Ризоположения Богородицы.
Самые радикальные изменения в облике Золотых ворот произошли уже в 18 веке. Существует любопытная легенда о том, что, когда в 1767 году императрица Екатерина II посетила Владимир, её парадный экипаж застрял как раз в арке ворот (согласно некоторым версиям - в огромной луже). Императрица, видимо, пребывала в хорошем настроении, ибо головы рубить никому не повелела, но вскольз заметила, что не мешало бы сделать дополнительные проезды со стороны земляных укреплений. Городские власти, естественно, приняли пожелание как приказ, часть валов срыли, проезды сделали, но ворота с боков остались ничем не подкреплёнными и могли рухнуть. И тогда, дабы избежать такой опасности, спустя несколько лет к воротам по всем их сторонам пристроили 4 поддерживающих контрфорса, а для пущей приятности глазу скрыли их в круглых башнях. А уже в 1810 году над воротами возвели новую надвратную церковь, окончательно завершив ансамбль Золотых ворот в том виде, как мы видим их в настоящее время.
Но название ворот, кроме подчёркивания их представительского и символического статуса, имело ещё и совершенно буквальное объяснение. Огромные дубовые створки ворот, а в некоторых местах - и их стены, были покрыты медными листами с позолоченными узорами. В солнечную погоду они ярко сияли на солнце, ещё издали указывая путниками направление к столице. В середине 13 века, когда монгольская армия Бату-хана, более известного как Батый, подошла к Владимиру, город приготовился к обороне, но на случай, если враг всё же прорвётся, были спрятаны все самые ценные реликвии, и среди них - пластины с Золотых ворот. С тех пор их след обрывается - Владимир был взят монголами, разграблен и сожжён, Русь на долгие десятилетия попала под власть Золотой Орды, а люди, знавшие тайну спрятанных пластин, отошли в иной мир. Распространена версия, что ворота были спрятаны на дне омывающей город реки Клязьмы, но никаких фактических подтверждений этому за многие годы обнаружить не удалось. О воротах вновь вспомнили в 1972 году после предложения
Японии очистить дно Клязьмы, расширить её русло и обустроить берега. Ответ на вопрос "А что вы за это хотите ?" настолько обескуражил власти (а подобные решения принимались на уровне не ниже Политбюро), что они немедленно свернули переговоры. Японцы не потребовали ни Сахалин, ни Курилы, ни даже денег - они только хотели получить всё, что будет найдено на дне реки. Вот тут в памяти и всплыла вновь история исчезновения Золотых ворот: "сложилось мнение", что в Страну восходящего солнца каким-то непостижимым образом попала тайная информация, считавшаяся утерянной, и под "бытовым" прикрытием кроется стремление отыскать русское сокровище. Правда, некоторые историки считают, что интересы японцев были более прагматичными: их интересовали залежи морёного дуба - ценнейшей древесины, превосходящей по своим качествам и цене знаменитое африканское чёрное дерево, неизбежно скопившейся на дне после многолетних сплавов по Клязьме и прилегающих к ней реках. Так или иначе, и эта вроде бы проявившаяся призрачная "ниточка" оборвалась. А пластины Золотых ворот Владимира внесены в реестр ЮНЕСКО утраченных человечеством шедевров...
Рядом с Золотыми воротами расположена Троицкая церковь, построенная из красного кирпича в начале 20 века к 300-летию императорского Дома Романовых на средства купцов-старообрядцев. Их влияние в городе было столь большим, что им разрешили построить церковь в самом центре на одном из значимых исторических мест. Сейчас в ней находится музей хрусталя и живописи.
Несмотря на все различия между двумя сооружениями, они очень красиво смотрятся на фоне друг друга:
Через весь центр Владимира от Золотых ворот до Рождественского монастыря проходит центральная улица города - Большая Московская, носившая в социалистическом прошлом имя 3-го Интернационала.
Прекрасная во всех отношениях гостиница "У Золотых ворот": от неё до заглавного символа Владимира - буквально рукой подать. Но и во всём остальном она достойна всяческих похвал и искренних рекомендаций.
Главным храмом города на протяжении столетий был и остаётся Успенский собор, расположенный на высоком 50-метровом холме над Клязьмой, "отовсюду зримый", как писали о нём летописи. Его построили по указу Андрея Боголюбского всего за 3 года в 1158-1160 годах (а расписали уже в 1162-ом), и до 14 столетия, до возвышения Москвы, он являлся главным собором всей Владимиро-Суздальской Руси, именно в нём венчались на великое правление русские князья. Многие из них здесь же нашли и вечное упокоение - сам Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, отец Александра Невского Ярослав. Впоследствии храм послужил образцом для многих более поздних соборов, в частности - Успенского собора Аристотеля Фиораванти в московском Кремле.
Кстати, в сооружении Успенского собора принимали участие мастера не только "со всех земель русских", но даже из
Германии - их прислал знаменитый император Фридрих Барбаросса, с которым, как подчёркивал автор «Истории Российской», первого фундаментального труда по русской истории, Василий Татищев, Андрей Боголюбский был в дружбе (считается даже, что император подарил князю царские наплечники с изображением Воскресения и Распятия, которые позже были разъединены, и ныне хранятся в
Лувре и Германском национальном музее в
Нюрнберге). А в интерьерах собора сохранились росписи, выполненные Андреем Рублёвым иДаниилом Чёрным. История их появления во Владимире тоже интересна. В конце 14 века, когда Москве угрожало нашествие Тамерлана, из Владимира в будущую столицу с крестным ходом принесли чудотворную икону Владимирской Божией Матери. В благодарность за это великий московский князь Василий I прислал во Владимир своих мастеров: опытного Даниила и молодого и ещё малоизвестного (до этого он упоминался в летописях всего один раз - в связи с росписью Благовещенского собора в московском Кремле) Андрея.
Первоначально собор был одноглавым. Но после сильного пожара 1185 года, уже при княжении брата Андрея Боголюбского Всеволода III (известного как Большое Гнездо), был реконструирован и расширен, и что примечательно - старые конструкции были в основном сохранены. Вокруг старых стен возвели новые, после чего храм стал пятиглавым - именно таким он сохранился до наших дней.
На мой взгляд, единственное, что несколько портит восприятие собора - это колокольня, построенная в 1810 году, сама по себе, может, и неплохая, но абсолютно не гармонирующая с ним по стилю и частично перекрывающая "парадный" обзор собора из центра города. Ну и сооружённый между ними ещё через полвека Георгиевский придел тоже выглядит тут инородным телом. В общем, в очередной раз мы видим, как то, что оказались неподвластно ни времени, ни стихиям, ни войнам, успешно портят "добрые" потомки в угоду новомодным веяниям и течениям, а также порывам чрезмерной набожности... Хорошо ещё, что реконструкция конца 19 века во многом помогла вернуть самому собору тот вид, который он имел во времена Всеволода Большое Гнездо - к примеру, луковичные купола были заменены на изначальные шлемовидные.
Ещё одним архитектурным шедевром, который я бы поставил в один ряд с известнейшими мировыми сооружениями, является Дмитриевский (или, как иногда можно прочитать, Дмитровский) собор. Он был построен в самом конце 12 столетия при великом владимирском князе Всеволоде III (который Большое Гнездо) как "дворцовый" - в нём молилась княжеская семья. Собор был заложен в честь рождения сына князя и получил своё имя (как, кстати, и сам княжич) в честь Дмитрия Солунского, считавшегося небесным покровителем Всеволода III.
Особый интерес представляют стены Дмитриевского собора, покрытые многочисленными рельефными украшениями и изображениями - это настоящее каменное кружево. Большинство из них сохранилось до нас в своём первоначальном виде, и только некоторые были заменены точными копиями при реставрации 19 столетия. Здесь можно увидеть множество самых разнообразных растений, птиц и животных - причём как реальных, так и мифических (грифоны, львы с человеческими головами и т.п.), а также святых и библейских персонажей, с которыми мирно уживаются сюжеты ведических верований - христианство ещё не полностью овладело умами тогдашних русичей. Надо признать, что смысл многих изображений до сих пор остаётся нераскрытым, что позволяет адептам различных верований толковать их в свою пользу.
В центре композиции каждого фасада - ветхозаветный царь Давид:
Большинство прочих церквей сегодняшнего Владимира имеют более короткую историю, будучи построенными, как правило, в 18 столетии. Правда, многие из них возводились на фундаментах древних храмов, сохраняя порой и их название. Например, Георгиевская церковь, заложенная ещё Юрием Долгоруким в честь своего небесного покровителя Георгия Победоносца. Первое церковное строение было деревянным, но уже через 30 лет сын Долгорукого князь Андрей Боголюбский воздвиг на её месте белокаменную церковь. После пожара 1778 года храм был перестроен в новом стиле с нередкими во Владимире элементами барокко. На небольшом расстоянии от церкви находится небольшая приземистая трапезная, над которой возвышается шатровая колокольня - по-моему, единственная в своём роде в городе.
Небольшой уютный даже зимой дворик перед церковью:
Красивая внешне, но находящаяся по многим признакам в запустении изнутри Никитская церковь была построена на деньги владимирского купца Семёна Лазарева и названа в честь мученика Никиты.
Спасо-Преображенская и Никольская церкви составляют единый ансамбль и расположены на том месте, где в 1164 году князь Андрей Боголюбский основал свой княжеский двор и заложил белокаменную церковь Спаса. Нынешние церкви сооружены по принципу парных церквей: большой холодный летний и маленький тёплый зимний храмы.
Бело-голубая церковь "Пресвятая Троица" с высокой трехъярусной колокольней:
На месте Вознесенской церкви когда-то находился одноимённый монастырь, сожжённый монголами Батыя во время нашествия в 1238 году. После Отечественной войны к храму была пристроена колокольня в честь победы над Наполеоном. На церковном кладбище покоится участник Бородинского сражения князь Дмитрий Николаевич Голицын, которого литературоведы считают прототипом образа Андрея Болконского из романа "Война и мир".
Практически во всех церквях и монастырях Владимира фотографировать запрещено, поэтому действующий Княгинин женский монастырь удалось заснять только снаружи, и в кадр попало лишь самое высокое сооружение монастыря - собор Успения Богородицы:
Во время тяжёлой болезни первая супруга Всеволода Большое Гнездо княгиня Мария дала обет основать монашескую обитель, и в 1200 году, следуя просьбе жены, князь заложил Успенский женский монастырь. Через 6 лет и сама Мария постриглась в монахини под именем Марфа, а после своей последовавшей вскоре кончины была похоронена здесь же. В память о ней монастырь со временем стали называть Княгининым. В дальнейшем монастырский Успенский собор стал родовой усыпальницей княгинь Владимирского дома. Здесь, в частности, погребены обе жены Александра Невского и его дочь.
Церковь Николая Чудотворца построена на месте сгоревшего деревянного храма на территории древнего городского кремля, потому её часто называют Николо-Крёмлёвской. После революции церковь была закрыта, а с 1962 года в ней размещается городской планетарий.
Очень непривычно видеть в православном Владимире настоящий католический собор, да ещё в почти готическом стиле. Костёл, освящённый в честь св. Розария и Пречистой Девы Марии, был построен в 1891 году по решению городской Думы для солдат польско-литовского полка, сосланных во Владимир царским правительством, причём на их же собственные средства.
Одна из самых значимых
достопримечательностей Владимира - мужской Богородице-Рождественский монастырь, основанный в конце 12 столетия князем Всеволодом Большое Гнездо. До сих пор его иногда называют Кремлём - возможно оттого, что он был обнесён внушительной крепостной стеной. На протяжении почти четырёх столетий, вплоть до строительства Троице-Сергиевой Лавры, монастырь оставался главной обителью Руси и в 13 веке впервые стал называться Лаврой. В 1263 году в монастырском соборе был похоронен князьАлександр Невский, в течение 11 лет бывший Великим князем Владимирским - только спустя 460 лет его останки были торжественно перенесены в
Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру по личному указу Петра I. Сегодня место погребения можно увидеть в отстроенном совсем недавно соборе Рождества Богородицы - прежний храм был разрушен большевиками в 1930 году.
Вот так выглядит Богородице-Рождественский монастырь с соседнего холма. На увеличенном снимке хорошо видны новый собор Рождества и не менее современная колокольня с церковью Александра Невского:
Непонятное на первый взгляд сооружение, напоминающее крепостную башню - ни что иное, как... башня Водонапорная. В середине 19 столетия городские власти решили построить водопровод. Первоначальный проект подразумевал установку главного резервуара в надвратной церкви Золотых ворот, но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. При прокладке труб обрушилась земля, придавив несколько человек. Работы приостановили, а позже Губернское управление приняло новое решение: построить водонапорную башню на одном из сохранившихся земляных валов. Что и было сделано - 11 сентября 1866 года состоялось торжественное открытие владимирского водопровода. Правда, в 1912 году башню полностью перестроили - и именно её мы видим сегодня. А уже в наше время, в 80-х годах минувшего века, на верхнем этаже, где размещался резервуар, была оборудована смотровая площадка с невысоким шатром. В самой же башне разместился музей-выставка «Старый Владимир».
Я специально не фотографировал деревенские виды Владимира (уж простите, не люблю "русские селения"...), кои найти там совсем не сложно: достаточно отойти в сторону от главной улицы. Но вот от одного пейзажа не удержался - прежде всего, ради длиннющей лестницы, ведущей от соборного холма в направлении вокзалов:
Совсем новый памятник киевскому князю Владимиру Святославичу (Красное Солнышко) на смотровой площадке Соборного холма. Действительно ли "Солнышко" насильственно крестил Русь "огнём и мечом" - этот вопрос до сих пор служит причиной споров многих историков...
Ещё пара фотографий, которые не удалось "пристроить" в тематические разделы рассказа:
Подсветка вечернего города - всегда отдельная тема. Далеко не всегда вообще удаётся её увидеть - не в каждом же городе выпадают ночёвки, а зачастую она разочаровывает, причём порой в таких местах, от которых как раз ждёшь чего-то особенного. Во Владимире же "фишка легла" - его освещение оставило очень приятное впечатление. Хотя немалая заслуга в этом принадлежит новогодней иллюминации, да и сам снег ночью осветляет не только землю.