А теперь давайте пройдёмся по ближайшим окрестностям собора:
На заднем плане высится шпиль церкви св. Фоллиана (St. Foillan), история которой берёт своё начало ещё в 15 веке. Однако сегодня от той церкви сохранились лишь некоторые фрагменты фасада: она была основательно реконструирована в конце 19 столетия, а потом почти полностью разрушена при бомбардировке 1944 года. И её интерьеры представляют собой практически абсолютный новодел:
Прекрасный готический портал на мрачноватом с виду серо-коричневом здании открывает вход вСокровищницу аахенского собора.
Помимо прочих интересных экспонатов, там хранится знаменитый рог, принадлежавший, по преданию, Роланду - одному из ближайших соратников Карла Великого, ставшему широко известным благодаря «Песни о Роланде» - французской эпической поэме 12 века, повествующей об одном из эпизодов испанского похода Карла. Правда, описанные в поэме события несколько (и это мягко говоря !) отличаются от исторической действительности, и личность Роланда на самом деле является отнюдь не столь героической, какой её представили сказители - авторы эпоса. Поход в
Испанию не принёс франкам славы - пожалуй, его можно назвать самой большой военной и политической неудачей Карла Великого. Возвращаясь, по сути, ни с чем, франкское войско разорило и сожгло (бааальшая ошибка, как сказал бы "герой последнего боевика" !) несколько баскских поселений, в том числе - и город Памплону. Некоторые историки говорят, что это было делом рук отряда под руководством Роланда, и что сам Карл не одобрил этого набега, более того: разгневавшись, он "сослал" Роланда командовать арьергардом своей армии.
Баски, как известно, народ суровый, а вендетта испокон веков была у них в крови не меньше, чем у сицилийцев. Когда войско Карла проходило через один из самых узкий перевалов в Пиренеях - Ронсевальское ущелье, баски устроили засаду на вершинах скал и атаковали арьергард, перебив всех, включая самого Роланда. Перед смертью Роланд затрубил в рог, призывая Карла, но было уже поздно: свершив месть, баски рассеялись по прекрасно знакомым им, но неприступным для чужаков горам. Карл, кстати, проявил политическую мудрость и не стал мстить: он допускал, что ещё вернётся сюда, и не хотел ссориться с возможным союзником.
Напротив собора расположено ещё одно знаковое для Аахена сооружение: городская Ратуша, возведённая на фундаменте императорского дворца Карла Великого, о котором я говорил выше:
Одна из двух башен Ратуши - Granusturm - единственное, кроме Дворцовой капеллы, сооружение, сохранившееся от королевского дворца начала 9 века. А вот шпили обоих башен были восстановлены уже в 17 веке после того, как их предшественники пострадали во время пожара.
Ратуша была построена в готическом стиле в начале 14 столетия, когда Аахен получил статус "вольного города". Позже её несколько раз перестраивали, и Ратуша постепенно теряла свой первоначальный облик. А вот уже в 19 веке в результате очередных реконструкций здание вновь стало приобретать готические черты: к примеру, обращённый на Рыночную площадь (Marktplatz) фасад был украшен 50-ю статуями "под средневековье".
В центре Рыночной площади установлен фонтан, увенчанный скульптурой самого Карла - на мой взгляд, не слишком удачной: как-то не слишком соответствует неуверенная поза короля тому статусу и той власти, которых добился за свою жизнь великий франкский император.
Фонтан, кстати, является старейшим в Аахене, а королевская статуя украшает его с 1620 года. Во время французского нашествия в 1792 году короля "пленили" и вывезли в качестве военного трофея в
Париж, но спустя 12 лет вернули на прежнее место. Ныне мы видим на площади "двойника" - копию, а оригинал скульптуры установлен в Королевском зале Ратуши.
Отойдём немного от собора и пройдёмся по той части города, которую обычно называютисторическим центром: