В начале апреля прошлого года мне и Металлисту предстоял выезд в Лиссабон.
Промежуток между приездом из Афин и вылетом в Португалию был меньше двух недель, потому за заботами по работе и дому на подготовку к поездке я смог уделить всего один день. Четыре дня в Лиссабоне... понятно, что нужно искать что-то интересное рядом. С Синтрой понятно, ехать обязательно, это не обсуждается. Вот еще бы что-то на один денек...
На работе полистал путеводители. Один из них в рубрике "однодневные экскурсии из Лиссабона" на первое место поставили поездку в Мафру к самому крупному дворцовому комплексу в Португалии, и уже на второе — Синтру... Что за ерунда? Я про Мафру вообще не слыхал, а тут еще "намбер ван", да еще и без объяснений (путеводитель был толстый, но по всей Европе, так что "однодневки" были только перечнем.
Презжаю домой, гуглю. Вау! 30 км от Лиссабона в старинном небольшом городке Мафра Монастырский ансамбль 18 века, сейчас Национальный дворец Мафра (порт. Palácio Nacional de Mafra) и т.д. Я обо всем этом подробно напишу позже, а пока все-таки события до...
Читаю на сайтах, что история постройки комплекса в Мафре являются исторической канвой романа "Воспоминания о монастыре" великого писателя Жозе Сарамаго. Здорово. Сарамаго я люблю, как раз этот роман еще не читал (иначе знал бы и о Мафре, и о ее достопримечательности). Иду к себе в шкаф и беру книгу в дорогу. В голове фраза из Википедии
"Монастырский ансамбль в Мафре, построенный в 1707—1750 гг., возник в результате грандиозного проекта короля Жоана V. В честь рождения наследника он решил осуществить свою честолюбивую мечту — затмить испанский Эскориал. В художественном романе Жозе Сарамаго «Воспоминание о монастыре» (порт. Memorial do convento) (1982) утверждается, что в строительстве монастыря участвовали более 50 тысяч человек, насильно согнанных со всей Португалии. Оплачивалось колоссальное строительство золотом и бриллиантами, поступавшими из Бразилии. За главным фасадом длиной 220 м расположены 880 помещений, которые вряд ли были обитаемы. Весь комплекс занимает площадь 40 тысяч кв.м., а мраморная базилика замка по размерам сравнима с собором" — понятно, что не дословно, но основные тезисы плотно в памяти — это же просто открытие!
Перелет Киев-Лиссабон не короткий, четыре с половиной часа однако... Взлет-посадка плюс обслуживание — но часа три чистых на почитать осталось. Начало — класс. В сарамаговском стиле подробнот о том, как король Жуан не очень любит ходить к жене в постель, ведб там кровососущие клопы. Клопов у короля как-то придворные уничтожали, а вот за постелью королевы следили не сильно, от чего та сильно страдала и и болью вспоминала о любимом Зальцбурге. Потом интриги монаха-францискаца, который на исповеди узнал, что королева забеременела, а сам пришел к королю, и тому, жаждущему наследника, нашептал, что если построишь монастырь для их ордена в Мафре, то мы помолимся и королева понесет... Король пообещал, а королева-то и так "несла" — наследник родился...
Конечно я не буду пересказывать здесь роман, ведь он даже не об этом, огн о романтической трагической любви Балтазара Семь Солнц и ведуньи Блимунды Семь Лун, которые познакомились на аутадафе на площади Россио в Лиссабоне (о, надо о площади Россио написать). Просто я читаю не быстро, и успел прочесть около 130 страниц. Как раз там началось строительство монастыря...
Прилетели в Лиссабон поздно вечером. В отеле набрали разных буклетов — опять ни слова о Мафре. Куда угодно предлагают ехать, только не туда. Просто мистика. Узнаем, что в Мафру идет автобус с автостанции Campo Grande. Приехали, там поллазии — нет автобусов на Мафру! Поспрашали — слава богу, просто Мафра — не конечный пункт, через 20 минут мы выехали
Живописная дорога доставила нас ко дворцу вторая остановка в городе минут за пятьдесят. Выходим — ну не высшие силы тут поработали. Перед нами строительный забор — реконструкция.
Ну почему я не успел прочитать до конца? Вот в романе стройка, и здесь то же
Правда символичное фото? Лопата, тачка... Я поставил ее первой в материал
Мы проникли внутрь по принципу "что не запрещено..." Просто идем вдоль забора — тут разрыв. Я, ветеран студенческих стройотрядов, сразу потянул приятеля туда. А что, запретов не висит, строителей нет, хотя среда середина рабочего дня. Так и очутились перед центральным входом в базилику среди щебня и за забором
Вот почему ни одна турконтора не предлагает сюда поездку — реконструкция масштабная! Еще другой ракурс символизма...
Мы спокойно зашли на вход в базилику.
Здесь ни души, и знаменитые мраморные скульптуры святых. Честно, они реально знаменитые, я потом где-то читал, да и у Сарамаго об этом тоже сказано...
Дверь внутрь тоже оказалась не запертой. Мы потихоньку зашли. На входе сидела служащая. Она сильно удивилась, увидав нас входящих с центрального входа, но ничего не сказала. В базилике мы оказались не единственными, так что уж не в закрытую территорию мы попали, может только не от туда. А базилика чудо как красива. Из розового мрамора, а размером с крупный собор...
Вышли мы уже правильно, как все люди, вот здесь, через колокольню
Тут такая приличная приемная. Может вход должен был быть платный? Мы уже не уточняли:) Увидали, что предлагают пройти на какую-то выставку на втором этаже, туда точно было платно.
Еще взглянули на внутре
нний дворик и покинули дворецУ левого крыла стоял один ткристический автобус — все-таки кто-то сюда туристов продолжает возить, или заехали в длинной поездке по Португалии.
А история книги "Воспоминание о монастыре" с посещением Мафры не закончилась. Понятно, что читать в Лиссабоне было некогда. Домой летели всю ночь, в Киеве сели около пяти утра. Я предполагал, что буду читать в самолете и положил книгу в карман сидения. Весь перелет проспал, и книгу там и забыл. "Аэросвит" принял этот литературный шедевр, и спустя 9 месяцев обанкротился:)) А я заказал друзьям, поставляющим литературу из Москвы себе другой экземпляр и таки дочитал...
В конце пара фото из интернета. Первая — что мы могли бы увидеть, если бы не реконструкция
Вторая, что мы могли бы увидеть, если бы подобно героям романа Сарамаго, смогли бы пролететь на летательной машине над современной Мафрой