=============== транспорт ===============
Мой маршрут сложился так, что во время своей поездки по
Марокко мне удалось "отведать" почти все мыслимые средства местного общественного транспорта: поезда, автобусы, гран-такси, городские трамваи и даже - впервые в практике моих путешествий - внутренний перелёт. Так что мне есть, что сказать по этому вопросу.
-------------------- поезд --------------------
В конечном счёте, поезда из всех видов марокканского транспорта мне понравились больше всего. Они удобны, достаточно комфортны и максимально надёжны с точки зрения соответствия расписанию реального трафика. К тому же вокзалы в крупных городах в основном находятся в центре (в небольших часто бывает наоборот).
Железнодорожным сообщением в Марокко "рулит" национальная компания ONCF (Оffice National des Chemins de Fer), имеющая сайт
http://www.oncf.ma (на французском языке). На титульной странице сайта можно ввести данные для поиска расписания между интересующими вас городами (ОТКУДА - Gare départ, КУДА - Gare d'arrivé) на указанную дату. Впрочем, с датой можно особо не заморачиваться, поскольку график поездов практически (а может, и абсолютно) не зависит от дня недели и, как пишут, вообще почти не меняется из года в год.
Почему-то сайт устроен так, что посмотреть стоимость проезда в этом режиме нелья - для этого надо пройти по ссылке "Billets normaux" в разделе "Prix & Réservation" на страничку
http://www.oncf.ma/PrixEtReservation/Pa ... rmaux.aspx . По сути, для туриста, который 99% своих поездок совершает в вагонах 2-го класса, никаких новых вводных там не будет.
Собственно, на этом полезность сайта для вас исчерпывается, поскольку купить билет на нём нельзя. Но в этом и нет необходимости: билеты на поезда в Марокко продаются без мест и без привязки к конкретному поезду (но на определённую дату, то есть "на сегодня", поскольку предварительной продажи в кассах нет). Фактически поезд (время отправления) на билете указан, но вы не обязаны ехать именно на нём (проверено, уточнял в кассе).
На вокзале билеты можно купить в кассе или в автоматах. Автоматы были бы всем хороши (поскольку в кассах можно столкнуться с очередью, которая, впрочем, идёт довольно быстро), они имеют удобный и понятный интерфейс общения, в том числе, и на английском. Но вот незадача - для оплаты они требуют точную сумму (не выдают сдачи), а это, как вы понимаете, не всегда бывает выполнимо. В целом я бы не назвал марокканские поезда дорогими: например, трёх-с-половиной-часовая поезда из Марракеша в Касабланку стоит 90 дирхам, то есть около 9 евро-долларов (520-550 рублей).
Компостировать (валидировать) билеты не нужно, за вас это сделает контроллёр уже в поезде - вероятность того, что он будет проходить, близка к 100%. Не забудьте перед посадкой убедиться, что вы садитесь в вагон нужного вам класса (даже в коротком "аэропортовском" поезде половина первого вагона отведена под 1 класс). Двери вагонов, снаружи и изнутри, открываются, как в Европе, нажатием кнопки. Внимание: если кнопка после остановки поезда так и не открыла двери - не ждите чуда, сразу бегите к соседнему вагону, 1 раз я с такой ситуацией столкнулся, хотя не думаю, что она встречается часто.
Поезда в Марокко, как ни банально это прозвучит, бывают разные. Я ездил на трёх типах: с классическими сидячими местами "по 2 через проход" (вагоны могут быть простыми или двухэтажными в зависимости от поезда) и с "купе-образной" компоновкой а-ля "сардины в банке", напоминающей итальянские "интерсити", только в
Италии в каждом купе размещаются 6 человек (трое напротив трёх), а здесь - 8 (соответственно, "4 на 4"). Когда купе заполнено примерно наполовину, это ещё не так страшно (хотя мне любой вариант "лицом к лицу" не слишком нравится), но вот восьми человекам будет тесновато (прежде всего - с точки зрения морального комфорта, с физическим-то проблем там нет - места мягкие, кондиционер работает).
В целом поезда ходят примерно по графику, если и опаздывают - то незначительно (я сталкивался с задержкой максимум на 10-15 минут), по сравнению с автобусами, о чём я ещё скажу, это можно считать абсолютной точностью. Номер платформы можно посмотреть на большом вокзальном табло (информация на арабском и французском), а уже потом - не маленьких экранах на каждом перроне. Как правило, номер пути отправления не меняется, хотя 1 раз я столкнулся с обратным, так что на всякий случай будьте бдительными и поглядывайте на табло на своей платформе: пока там "горит" нужный вам поезд, беспокоиться не о чем. Но если на табло появилась общая информация - ONCF и бла-бла-бла - скорее всего, путь изменился - тогда побыстрее смотрите на табло на соседних платформах. Впрочем, вскоре здесь пробежит местный служитель, перепроваживая всех на новый перрон, но если вы не понимаете ни по-арабски, ни по-французски, он мало чем вам поможет.
В случае пересадки (чаще всего вы оказываетесь в такой ситуации, если едете в аэропорт или из него) вы просто высаживаетесь на нужной станции и переходите на платформу к новому поезду. Правда, в подземном переходе табло нет, так что лучший способ узнать, куда именно вам надо - это спросить у станционного смотрителя, который, как правило, есть на каждой платформе. Ну и, если станция небольшая, быстренько просмотреть табло на соседних перронах. Если ваш поезд опаздывает, а стыковка сопряжена с аэропортовским направлением, то особо переживать не нужно: "второй" поезд подождёт, по крайней мере - некоторое время (в моём опыте - 10 минут), даже ценой соответствующего опоздания на прибытие в аэропорт.
-------------------- автобус --------------------
Туриста в Марокко могут интересовать две основные автобусные компании: CTM и "Супратурс" (Supratours). Формально говоря, "Супратурс" входит в состав железнодорожной системы ONCF и интегрирован в их структуру. Отдельного сайта у него нет, расписание можно посмотреть на том же
http://www.oncf.ma, просто если в нужный вам пункт отправления или прибытия не ходят поезда, вы всё равно увидите его название с пометкой "(Supratours)" - если, конечно, данный город вообще обслуживается автобусами этой фирмы. Соответственно, возможности купить билеты через сайт также не имеется. Сам я на "Супрах" не ездил, но со стороны их видел: большие серебристые автобусы, явно комфортабельные, а на некоторых даже была табличка, что на борту имеется Wi-Fi (соответствует ли это действительности, я, естественно, сказать не могу). Если в нужном вам городе есть железнодорожный вокзал, то терминал "Супратурс" с огромной вероятностью будет находиться рядом с ним.
Об автобусах CTM я могу рассказать поподробнее, поскольку пользовался ими неоднократно (точнее - 4 раза). На сайте
http://ctm.ma/ можно не только посмотреть расписания и цены, но и приобрести билет (даже с "ручным" выбором места). Который, правда, нужно будет уже на месте (в кассе автостанции) перед отправлением поменять на "обычный" - при этом выбранное вами место сохранится. Интересно, что если вы едете с большим багажом, который не возьмёте с собой в салон, то вы его не ставите сами в боковой багажник автобуса, а сдаёте при покупке билета (потом весь багаж централизованно повезут на тележке в автобус, как в аэропорту), получая при этом соответствующую бумажку, которую по прибытии, вынимая свои вещи, надо будет предъявить водителю: принцип "доверяй, но проверяй" в действии.
CTMовские автобусы тоже довольно удобные, с кондиционером (водители им не злоупотребляют и не вымораживают салон, как это часто бывает в Европе) и откидывающимися креслами и подставками для ног. Изначально народ в основном садится по местам, указанным в билетах (и если ваше место занято, вы смело можете заявить свои права на него), но потом, если автобус не переполнен (а я ни разу не сталкивался с автобусом, заполненным больше, чем наполовину), можно уйти куда-нибудь подальше назад, если перспектива занять одному 2 рядом стоящих кресла при отсутствии желающих откинуться на вас спереди прельщает вас больше места впереди автобуса, но рядом с соседом. Честно говоря, я именно так и поступал: для дальнего переезда (а 3-5 часов - это всё же не 20 минут) возможность удобно расположиться на двух креслах оказывается совсем не лишней. И хотя при покупке билета на сайте я выбирал якобы "козырные" места в 1-ом ряду с прекрасным передним обзором, через какое-то время покидал их и переходил вглубь салона. Кстати, риск того, что вы сядете на чьи-то места, с которых вас потом "попросят", минимален: даже на 3-4-часовых маршрутах автобус делал всего 1 остановку, и то в большей степени техническую, на которой почти никто не подсаживался. Маленькая деталь: туалетов в автобусе нет, так что, если что, именно эту остановку и надо использовать по необходимости.
Кстати, именно такие "технические" остановки и являются, на мой взгляд, причиной серьёзных опозданий. У меня сложилось ощущение, что расписание их просто не учитывает, но водители всё равно останавливаются - "на 20 минут", которые в реальности, сами знаете, как это бывает, превращаются в 30, а то и в 40. В итоге из Уарзазата в Марракеш мы ехали 5 часов вместо 4-х по графику, а из Марракеша в Эсуэйру - более трёх вместо положенных двух с половиной. Похоже, что автобусы "Супратурс" в этом отношении честнее: то-то я удивлялся, почему они едут (в соответствии с расписанием) в Эсуэйру 3 часа, а СТМы - 2.5. Вот они-то как раз и закладывают стоянку в свой график, в итоге, видимо, примерно и укладываясь в него.
Что касается цен, то у обеих компаний они примерно одинаковые: "Супратурс" подороже на 3-5 %, что, как понимаете, малосущественно. Но охват дорожной сети у СТМ намного больше, что изначально в большинстве случаев определяет выбор в их пользу.
Пара небольших подсказок по покупке билета на сайте СТМ: на главной странице, когда вы вводите названия городов "откуда-куда", в самом низу надо поставить галочку (точнее, переместить точку) на 2-ю строчку ("Carte internationale (paiement en devise)") - если, конечно, вы собираетесь платить не по местной карте в дирхамах. При покупке билета "туда и обратно" вверху выбираете "Aller+Retour" (эти пояснения, конечно, актуальны для тех, кто во французском наречии не провинулся, как и я, дальше "мерси-бонжур"). На следующей странице (после нажатия на "поиск") нажимаете на строчку с нужным вам рейсом, далее (на новой странице) - вводите свои данные и номер документа (паспорта). Кстати, есть большая вероятность (не 100%-ая), что паспорт у вас действительно спросят при обмене бумажной распечатки на "настоящий" билет (хотя у меня есть стойкая уверенность, что я где-то читал, что с этими распечатками можно садиться прямо в автобус, как, например, в
Испании, но, как бы то ни было, в реальности их всё же надо менять). Потом выбираете место на схеме салона и переходите на страницу платежа, где самое главное, что надо сделать - в строке "Nom de votre banque" поставить AUTRES (прочие). Ну а далее - вводите данные карты и, если платёж прошёл успешно (у меня проходил по классическим "визам" и СБ, и "Банка
Москвы", получаете ссылку, по которой можете увидеть и распечатать свой "билет". Эту же ссылку позже вам пришлют на указанный ранее адрес вашей электронной почты.
Как правило, СТМ имеют собственные автостанции, расположение которых может не совпадать с главным автовокзалом города (Гар рутьё) и не привязано к ЖД станции, поэтому, если вы планируете пользоваться этой компанией, лучше заранее озаботиться поиском нахождения их терминала в интересующем вас городе.
-------------------- гран-такси --------------------
В отличие от городских "petit" (маленьких), "большие" гран-такси предназначены для переездов между городами, порой - на довольно большие расстояния. Они были бы очень удобной альтернативой (как по цене, так и по регулярности трафика) автобусам, если бы не одно "НО". Гран-такси - это не маршрутки, это обычные легковушки (в основном, "Мерседесы" без кондиционера, выпущенные в 80-х годах), которые предназначены (не столько конструктивно, сколько потому, что именно так заведено в Марокко) для перевозки 6 (!) человек, не считая водителя: четверо - на заднем сиденье и двое на переднем справа от шофёра. Конечно, можно поехать и меньшим числом народа, особенно, если процесс заполнения машины грозит слишком затянуться, но в этом случае пассажиры должны заплатить за все 6 мест. Условно говоря, если едут трое - они заплатят по двойной цене, если двое - по тройной, ну а если один - за весь салон, за шестерых.
Согласитесь, что ехать вчетвером сзади, равно как и вдвоём спереди - удовольствие малоприятное, особенно, если поездка длится несколько часов. Зато получается дёшево: раза в 2 дешевле, чем автобус. Ну и гибкость вашей логистики заметно повысится: частота движения гран-такси в любом случае будет выше, чем у автобусов, частенько имеющих всего 2-3 рейса в день. Так что на небольшие расстояния (я так ехал из Аземмура в Эль-Джажиду) преимущества начинают перевешивать все возможные неудобства.
Надо отметить ещё один важный момент: движение гран-такси чётко регламентируется, его нельзя "поймать" на улице, в нём нельзя "договориться" о цене. Гран-такси имеют свои "автовокзалы" (это просто небольшое выделенное им пространство на какой-то площади) в каждом городе, где специальные люди (типа "диспетчеры", хотя почему типа ? По сути так и есть) спрашивают вас, куда вам надо ехать, называют тариф (фиксированный для каждого направления) и показывают машину, которая поедет в нужное вам место. Им же вы производите оплату, с ними же договариваетесь, если не хотите ждать или не хотите ехать в заполненной машине.
------------------------------------------------------------
И ещё раз подчеркну очень важный момент: если в Марокко вы хотите пользоваться общественным автотранспортом, надо заранее понять, откуда он будет отправляться и куда приезжать. В общем случае, в немаленьком городе имеется несколько автостанций, например, один - для СТМ, другой - для "Супратурс", третий - Гар рутьё - для прочих автобусов, а четвёртый (или больше) - стоянка гран-такси, которых может быть даже несколько - своя для разных направлений. И это не считая остановок для локальных маршрутов между недалеко расположенными городами (например, между уже упоминавшимися Аземмуром и Эль-Джажидой). Кстати, на картах моего любимого путеводителя ROUGH GUIDE все эти точки указаны очень чётко, кроме станции СТМ в Марракеше - по причине того, что там совсем недавно был построен новый автовокзал в новом месте).
-------------------- трамвай --------------------
Городской трамвай - не самое обязательное для туриста средство транспорта, но, поскольку уж я столкнулся с ними и разобрался в "правилах" их использования, то, возможно, кому-то они тоже окажутся полезными. Тем более, что, как ни странно, в двух "трамвайных" городах Марокко - Рабате и Касабланке - основные "алгоритмы" различаются.
Трамвай в Рабате максимально прост для применения. Билеты продаются в "человеческих" кассах на каждой остановке и стоят 6 дирхамов за одну поездку. Билетом являются карточки, которые в самом трамвае надо завалидировать в одном из многих предназначенных для этого жёлтых "ящичков"-аппаратов. Регулярность движения составляет около 10 минут днём (вечером - больше), более точно, если надо, её можно посмотреть на сайте
http://www.tram-way.ma/fr/, там же приведена и схема маршрутов - напомню, их в Рабате 2 (скачать можно со странички
http://www.tram-way.ma/site/assets/file ... reseau.pdf , но точное расположение остановок лучше смотреть на интерактивной карте
http://www.tram-way.ma/fr/plan-de-ligne ... teractive/). На остановках висят электронные табло, показывающее время до прибытия ближайших трёх-четырёх трамваев.
В Касабланке всё закручено более лихо. Сами-то трамваи здесь такие же: длинные, вместительные и комфортабельные, но вот "инструкция по применению" получится более длинной. Во-первых, касс здесь нет, и билеты надо покупать в автоматах. Автоматы, кстати, очень понятные, и английский интерфейс имеется, но, во-первых, их на каждой остановке немного, и в определённое время в людных местах (например, на вокзале) могут быть очереди, во-вторых, на ярком солнце экран становится почти невидимым - сами понимаете, как это затрудняет общение с и без того не знакомым девайсом. К тому же автоматы, скорее всего, имеют верхний порог номинала принимаемых денег - но наверняка этого я не знаю.
Билет здесь тоже непростой - это многоразовая карточка, стоящая 1 дирхам, которую позже можно пополнять в этих же автоматах. Таким образом, первая поездка обойдётся вам в 7 дирхамов (с карточкой), а вот каждая последующая - при наличии карты, конечно - уже в 6, как и в Рабате. Однако, купав карточку, не стоит бежать в прибывающий трамвай - вам сначала надо пройти на "платформу" через турникеты (приложив к их сканеру карту), причём на некоторых остановках сделать это можно только с одной стороны "платформы", а другая сторона предназначена для выхода. Выйдя из трамвая, вы опять же должны пройти через турникеты на остановке (опять приложив к нему карточку). И при всём этом в самом трамвае у вас вполне могут проверить билеты ! Да уж, Каса не ищет лёгких путей... Зато трамваи здесь ходят чаще, чем в Рабате: каждые 2-3 минуты.
Схему трамвайных маршрутов Касабланки, равно как и прочую информацию о местном трамвае, можно посмотреть на сайте
http://www.casatramway.ma/ (тоже на французском или арабском).
-------------------- самолёт --------------------
С самолётом как раз всё очень просто. Билеты на внутренние перелёты можно купить на сайте
http://www.royalairmaroc.com/ , там же есть возможность он-лайн регистрации. В остальном даже писать не о чем: понятный аэропорт, обычный предполётный досмотр (на воду вообще не обратили внимания, более того, товарищ передо мной и вовсе в открытую поставил на ленту с вещами только что початую 1.5-литровую (!) бутылку, которую успешно забрал вместе со своей сумкой с другой стороны сканера), нормальный самолёт, стандартные процедуры. Не кормили и не поили, но это естественно, поскольку полёт продолжался чуть больше получаса.
Один только эпизод позабавил и запомнится, видимо, надолго. Посадкой в самолёт из "рукава" уже давно, понятное дело, никого не удивить. А вот кто видел посадку через "рукав" из автобуса ?! Агаааа !.. А вот так всё и было: из зала вылета, пройдя через контроль на "гейте", мы сели в автобус и поехали к самолёту - тоже ничего необычного. Автобус остановился метрах в 50 от самолёта, вот только повели нас не к нему, а на отдельно стоящее рядом сооружение, нечто вроде невысокой башни, поднявшись по лестнице на которую, мы уже по ведущему из неё "рукаву" прошли в самолёт! Честно говоря, глубинный смысл этого процесса я так и не понял: то ли автотрапа не было свободного, то ли режим работы водителя этого автотрапа не подразумевал ночной смены (было около 11 вечера)...
-------------------- уличные переходы --------------------
Конечно, эта тема не относится напрямую к транспорту, но на отдельный раздел никак не тянет, а сказать несколько слов о правилах перехода улиц в городах Марокко следовало бы. Конечно, местный трафик нельзя сравнить ни с
Каиром, ни с
Дели, но и здесь перейти улицу - не самая тривиальная задача. "Зебры", даже там, где они имеются, не значат для водителей ничего (впрочем, давно ли и в
России было так ?): уступать дорогу пешеходу никто не собирается. Как переходить? А вот как получится: вертя головой во все стороны, лавируя между машинами, пропуская одну и проскакивая перед другой. В отместку пешеходы и сами плюнули на бесполезные "зебры" и переходят дорогу там, где им это удобно, даже находясь в 5 метрах от светофора. В общем, обе "заинтересованные стороны" как-то приспособились к такому положению вещей и научились справляться с ней.
<<<<< ==================== WАРЗАЗАТ ==================== >>>>>
А теперь, друзья, давайте посмотрим совершенно другое Марокко, которое отличается от Рабата и прочих городов Атлантического побережья настолько же, насколько само Марокко отличается от Европы. И того, что можно увидеть здесь, уж точно нет нигде - во всяком случае, в более-менее доступных для путешествий местах (к каковым, к примеру, Йемен и Мали отнести трудно).
Я прилетел в Wарзазат (опять этот коварный английский звук W коверкает правильное произношение, в данном случае - названия этого города: и Варзазат как-то не так, и Уарзазат тоже плохо, так что уж не обессудьте, я буду писать его именно так: в смешанной русско-латинской транскрипции) поздно вечером, около полуночи. Через несколько часов Марокко переведёт время на час вперёд, так что ночь предстояла и вовсе короткая. Предварительно я договорился с хозяином отеля-риада, который я забронировал, о трансфере из аэропорта. Названная мне сумма по масштабам Марокко представлялась просто ужасной: 10 евро, или 100 дирхам (притом, что аэропорт находится в каком-то километре-другом от города). Попытка поторговаться успеха не имела: "фикс прайс", было объявлено мне. Душа возмущалась, жаба душила и при этом не просто квакала, а истошно вопила, но... я согласился.
Господи, как же потом благодарил я судьбу за это решение! По-настоящему я оценил это утром, когда вышел на прогулку из отеля и заблудился если не после первого, то после второго поворота. И это днём, при свете - ночью же я в жизни не нашёл бы не только сам риад, но даже приблизительное место, где он находится. И никакое такси (которого, впрочем, на аэропортовской площади и в помине не было) мне не помогло бы: если уж жители окрестных домов не могли мне указать путь (это наутро, когда я блудил, то есть блуждал), то таксист, который бы, кстати, и не подъехал бы ближе, чем метров 100 до отеля, был бы абсолютно бесполезен, особенно учитывая, что 100 метров в таких лабиринтах - это дистанция огромного размера, на протяжении которой заблудиться можно раз 10, если не больше.
Медина Wарзазата (хотя, я честно говоря, не знаю, медина ли это) - это не просто лабиринт. Это муравейник узких неровных улочек, некоторые из которых и улочками-то можно назвать лишь условно, неровных стен неровных домов и столь же неровных дверей - ручная работа, что вы хотите! Не сомневаюсь, что каждый дом этого квартала был буквально вылеплен - в самом прямом смысле слова - вручную, как будто какой-то великан, забавляясь, ваял город из огромного куска коричневой глины. И это не туристический аттракцион, не декоративная "марокканская деревня" наподобие "испанских" - это реальная жизнь реальных людей 21 века !
Не, как хотите, а мне реально не стыдно признаться, что я заблудился в ТАКОМ:
А вот это - не просто дырка в стене: это продолжение улицы, более, того, внутри неё будет развилка ("направо пойдёшь - ??, налево пойдёшь - ???"):
Я пошёл налево...
"Куда ж вас, сударь, к чёрту занесло...":
Материал, из которого построены дома, называется саман - это смесь глинистого грунта, валяющегося буквально под ногами, и сухой соломы. После высыхания получается достаточно прочная структура, хорошо выдерживающая и солнце, и воду. Кроме того, при большом количестве соломы саман является хорошим теплоизолятором, что немаловажно для достаточно холодных зимних ночей.
Да, вот теперь, в Wарзазате, я по-настоящему прочувствовал, что я в Марокко. По сравнению с ним вчерашний Рабат теперь казался чуть ли ни Европой...
Как
Эйфелева башня над
Парижем, над мединой Wарзазата возвышается минарет мечети, на котором свили гнездо аисты. Их (и минарет, и гнездо) видно почти отовсюду:
А вот вблизи (впрочем, так бывает очень часто) мечеть совсем неинтересная и вовсе не кажется столь высокой:
Главные достопримечательности Wарзазата и его окрестностей - коричневые глиняные касбы. В отличие от Касбы Удайя в Рабате, они представляют собой не городки, окружённые стеной (таковые здесь называются ксар, но о них - чуть попозже), а отдельные сооружения, напоминающие крепости. Самая известная касба в самом Wарзазате, считающаяся также самой большой в Марокко - Таурирт (Kasbah Taourirt), действительно выглядящая эффектно и монументально:
Когда-то Таурирт была резиденцией некоего Тхами эль-Глауи, в течение почти полувека занимавшего пост паши Марракеша во время французского владычества и имевшего столь огромное влияние, что получил прозвище "господин Атласа". Сам Глауи в касбе так и не жил, но в её многочисленных комнатах и помещениях (их здесь около 300) обосновались близкие и дальние родственники паши и их обслуга. После обретения независимости касба была национализирована и превращена в туристический объект (сегодня цена входного билета составляет 20 дирхам). Правда сказать, ничего особо интересного, за исключением нескольких декорированных комнат, внутри нет - как и многие крепости, Таурирт хороша прежде всего видами на себя со стороны. Правда, терраса, куда можно подняться по одной из внутренних лестниц, позволяет посмотреть на Wарзазат немножко свысока. Говорят, что с неё очень хорошо любоваться закатом...
Прямо напротив касбы находится ещё одна местная туристическая приманка: музей кино, где ранее располагались мастерские по изготовлению реквизита и костюмов для фильмов на библейские темы. Сегодня здесь можно видеть достаточные интересные и антуражные декорации - как интерьерные, так и "внешние", включая "невсамделишные" мечеть и церковь, расположенные друг напротив друга. Музей наверняка достаточно интересный, но тратить на него драгоценное "марокканское" время мне не хотелось.
А вот настоящие киностудии находятся в нескольких километрах от Wарзазата, и самая известная из них - Atlas Studios. Здесь снимались эпизоды фильмов, ставших легендами мирового кино: "Лоуренс Аравийский", "Астерикс и Обеликс", "Царствие небесное", "Мумия", "Последнее искушение Христа" и, конечно же, "Гладиатор".
В отличие от Рабата, где старую и новую части города можно различить без труда, в Wарзазате это сделать не просто, по крайней мере, с первого взгляда. Современные здания и целые кварталы выполнены в единой традиционной стилистике и придают городу неповторимый колорит. Впрочем, само понятие "старости" здесь очень относительно, поскольку Wарзазат был основан французами менее 100 лет назад.
Заканчивая рассказ о Wарзазате (но ещё не прощаясь с "краем касб") - несколько фотографий отеля, в котором я провёл короткую (с учётом позднего прилёта и перевода часов) ночь:
Хозяева заранее предупредили меня по мэйлу, что в риаде живут кошки. Такая честность достойна уважения: многие любят кошек, но не всем близкое общение с ними полезно для здоровья. Я, к счастью, к таковым не отношусь, и, хотя не являюсь ярым "кошатником", соседство трёх пушистых мурок воспринял с удовольствием.
Владельцы отеля помогли мне (к взаимной выгоде, разумеется) и ещё в одном вопросе, организовав поездку в самое лакомое место здешних краёв: ксар Айт-Бен-Хадду. Вот к нему я и перехожу в следующем разделе.