Камбоджа, продолжение….
Как ни странно, но к двум дня мы уже были на месте. Боря зарулил своего железного коня в тень разлапистого дерева, растущего на берегу очередного огромного искусственного водоема, и предложил часок передохнуть, чему я с радостью согласился.
Я, вытянув уставшие ноги, сел на лавочке, а Боря, к моему удивлению, в хитрой позе улегся на байке. Судя по всему, ему там было удобно.
Подремав полчасика, мы разговорились на всякие жизненные темы, типа сравнения климата, цен, жилья и женщин в России и Камбодже.
Не то, что бы все темы были исчерпаны, но время поджимало, поэтому мы снова оседлали мотобайк, и через десять минут были около Та Прома. Это было именно то место, которое я особенно хотел увидеть снова. И тут меня постигло полное разочарование. Дикий и заброшенный пять лет назад, сегодня он был отмыт, причесан и благоустроен, что лишило его как минимум 80% былого шарма.
Вроде как все те же, огромные, и кажущиеся живыми деревья, раздирающие корнями стены и крыши, те же серо-зеленые камни, те же фрески.
Но если раньше, что бы попасть в особо интересные места, надо было пробираться через огромные каменные блоки, с риском поломать себе ноги, то сегодня к ним ведут деревянные мостки с перилами и смотровыми — фотографическими площадками в стратегических местах. В потайные местечки, куда раньше тебя отводили местные мальчишки за доллар-другой, и найти которые самостоятельно было невозможно — сегодня можно подъехать чуть ли не на инвалидной коляске. Деревянные дорожки ведут по всей территории храма, и по ним толпами перемещаются все те же корейцы. Можно уже ставить светофоры.
Храм реставрируют, и центральный вход закрыт. Словом, такого я от этого места никак не ожидал. Пожаловался Боре, и он толи согласился, толи только сделал вид, что согласился со мной.
Следующим пунктом был Байон. После Та Прома я шел туда с опаской, но слава Шиве, Вишну и Браме, он остался таким же, как я его помнил. Издалека похожий на большую груду камней, при ближайшем рассмотрении он несомненно радовал изящной архитектурой и прекрасно сохранившимися фресками.
Улыбающиеся, толстогубые изображения Авалокитешвары щурили глаза на заходящее солнце, и выражения их лиц были едва ли не загадочнее, чем у Моны Лизы. Серые в тени, в лучах заходящего солнца они были теплого золотистого цвета.
Вот где было хорошо! Если бы не Ангкор, то я бы запросто остался там до темноты. Золотисто-черный вечерний Байон грел душу.
Однако в шесть вечера храмы закрываются для доступа, время поджимало, поэтому пришлось попрощаться с улыбающмся Байоном, и двигаться в сторону Ангкор Вата. К нему мы попали уже в начале шестого.
Быстренько проскакав дорогу через опоясывающий храм ров, я полюбовался на фрески, которые из-за садящегося солнца казались отлитыми из золота, и зашел на внутреннюю территорию.
Тут меня постигло новое разочарование. В связи с очередной реставрацией центральный вход был закрыт, и как оказалось позже, подняться на уровень центральной башни тоже было нельзя по причине ремонта. Вот это настоящий кошмар туриста. Ехать черти куда, и приехав убедиться, что главный аттракцион наполовину закрыт. Да уж. Хорошо еще, что в предыдущий раз я провел там изрядное время.
В результате, что бы попасть к центральной части комплекса, пришлось воспользоваться боковым проходом через галереи, вместо того, что бы чувствовать себя королем и не торопясь проходить по центральной лестнице. Все бы ничего, но вот ощущения от этого сразу становятся совершенно другими. Спросил у местных, когда закончится ремонт — пообещали доделать к лету. Но проверит это уже кто-нибудь другой.
Самое достойное, что мне удалось там сделать — это красивые фотки заката из Ангкора, а не наоборот, как в прошлый раз.
На обратной дороге я посидел на берегу рва с видом на Ангкор, куря сигарету, и думая, увижу ли я его еще когда-нибудь. Мысли были не очень радостными. Еще года два-три, и весь этот район превратится в цивилизованный туристический аттракцион, музей с дорожками, гидами и громкоговорителями. Уже сейчас буквально каждый первый иностранец, которого я встречал, ехал либо из Камбоджи, либо собирался туда. Весь и без того уже не особый национальный колорит превращается в наигранное действо, рассчитанное на пакетного туриста. Может это и хорошо для местных, но лично мне становится от этого грустно.
Третий день.
Сегодня мы поехали в относительно недавно открытое для посещения место под названием Beng Mealea. Огромный храмовый комплекс, построенный в ангкорском стиле, расположен более чем в 70 километрах от города. Всего пару лет назад в том направлении провели хорошее асфальтированное шоссе, а раньше туда вела, по Бориным словам, разбитая и пыльная проселочная дорога, проехать по которой такое расстояние было проблематично.
Вот это был храм, так храм. Настоящий кхмерский храм в моем представлении.
Минимум народа. Минимум деревянных дорожек (без них там не пройти совсем), и что самое интересное, они были проложены на уровне крыш, так что это единственное место, где можно смотреть на оставшиеся постройки сверху вниз.
Местами строения сохранились довольно хорошо, местами они обвалились, поэтому вся территория завалена огромными замшелыми глыбами, которые раньше были стенами и крышей зданий и коридоров. На сохранившихся стенах и крышах, как и в Та Проме, растут деревья, единственно, что не такие огромные. В любом месте можно было спуститься с дорожек вниз, и лазить по камням, пробираясь внутрь уцелевших построек. Вот это был настоящий кайф! Лара Крофт отдыхает…
На примере очередного барельефа с Шивой и танцующими вокруг него Апсарами, Боря прочел мне получасовую лекцию на тему Индуистской мифологии, и это было чертовки интересно. Особенно если учесть, что ты сидишь на камне на высоте второго-третьего этажа, вокруг живописнейшие развалины на фоне ярких джунглей, и перед тобой, как открытая книга лежит барельеф, который лет 700–800 назад вырезал из песчаника неизвестный мастер.
В результате, мы пролазили по этому комплексу больше трех часов, и потом еще долго сидели на стене и Боря мне рассказывал про Камбоджу древнюю и современную. День явно удался.
На обратном пути мы завернули в древнюю каменоломню, где в свое время добывали камень для постройки храмов, в том числе и Ангкора. Трудно себе представить, как огромные каменные блоки возили на слонах за 70 с лишним километров, что бы построить огромнейший Ангкор Ват и прочие храмы. Судя по всему, что с транспортом, что с людскими ресурсами, все было в порядке в Кхмерской Империи.
На каменном основании каменоломен до сих пор видны прямоугольные силуэты, по которым из породы вырубали строительные блоки.
Это был мой последний день в Камбодже. Вечером, по дороге на ночной рынок, зашел в кафешку, где надолго зацепился языком с чешкой Бланкой и ее мужем, англичанином Бобом. Ребята собирались двигать в Чианг Май, пришлось опять просвещать, куда там идти и чего делать…
Порадовал Боб.
— Everywhere here are fucking American dollars! — громко возмущался англичанин, потрясая пачкой зеленых, которые он достал из кармана.
— They haven’t their own money. Dollars, dollars, only fucking dollars!!!
Я не стал выяснять, почему он так не любит американцев и их валюту (можно и так догадаться), но возмущался мужик сильно.
Крайний заход на ночной рынок.
— Как, я не могу поверить, неужели тебе не нужны такие красивые платочки? — не понимал моего отказа продавец.
— Не, у меня уже полно таких платочков, — говорил я ему. — Могу сам тебе продать…
— Даже за доллар не нужны?
— Нет, даже за полдоллара…
— А вот такие наволочки? Три бакса за пару?
— Не, пара не нужна. Одна нужна.
— Я только комплектом продаю.
— Ну и продавай тогда кому-нибудь другому…
— А одну за сколько возьмешь?
— Ну… Дорого у тебя все. Но за доллар возьму.
— Ладно, бери две за полтора.
— Ок, только я выберу себе цвет и рисунок.
— Да на здоровье!
Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, АЗИЯ!!!
Продолжение следует…