<<<<< ==================== ДОРОГА WАРЗАЗАТ-МАРРАКЕШ ==================== >>>>>
Автомобильная дорога (впрочем, другой тут и нет) от Wарзазата до Марракеша - одна из самых утомительных, но и самых красивых, по которым я когда-либо ездил. И то, что я посвятил ей отдельный раздел наравне с городами - поверьте, совсем не попытка сделать рассказ более длинным: уже саму по себе её вполне можно считать достопримечательностью, которая заслуживает отдельного внимания.
Дорога была построена французами в 1936 году в военных целях, а сегодня она является частью национальной автострады N9. Самая интересная и захватывающая часть пути - горныйперевал Тизи-н-Тичка (Tizi n'Tichka), что примерно переводится как "трудный путь", достигающий высоты 2260 метров над уровнем моря и считающийся самой высокогорной трассой в северной Африке. Примечательно, что дорога проложена без единого виадука (небольшие мостики через маленькие речки вы даже не заметите) и без тоннелей, поэтому неудивительно, что она повторяет абсолютно все контуры естественного ландшафта и большей частью представляет собой непрерывный серпантин вдоль горных склонов. Признаюсь, что где-то в середине пути меня даже слегка укачало, и, хотя к концу пути всё прошло, в Марракеше я вылез из автобуса с огромным облегчением. Помните поговорку "Укатали сивку крутые горки" ? - вот именно так можно было сказать про меня.
Знаете, о чём я сейчас больше всего жалею ? Что снял в пути слишком мало фото. Вообще, по собственному же опыту, меня не слишком вдохновляют фотографии, сделанные из окна по ходу движения автобуса или поезда. По большей части они получаются смазанными и не очень резкими. Или ещё вот как бывает: выбираешь красивый ракурс, ждёшь хорошего обзора, нажимаешь спуск фотоаппарата - а именно в этот момент в кадре появляется очередное придорожное дерево или столб. Ну и, понятно, вид уже совсем не тот...
Так что, памятуя обо всём этом, снимал я много, надеясь на то, что уж из каждого десятка фото хоть одно худо-бедно можно будет выбрать. И действительно - выбирать пришлось ! Но совсем не лучшие из худших, как я предполагал. К моему огромному удивлению, почти все фото получились столь удачно (для моего уровня, конечно), что пришлось хорошенько потрудиться, отбирая из них самые-самые. И глядя на них, я думаю, что был резко неправ, когда во второй половине пути, посчитав, что солнце уже достаточно село за горы, и хороших фото теперь уж точно не выйдет, перестал снимать вовсе. Как теперь я вижу - это была бАААААльшая ошибка! Ну что ж, учтём не будущее...
Итак, вернёмся на трассу N9 Wарзазат - Марракеш. Я ехал на автобусе компании СТМ, который не был заполнен и наполовину, поэтому очень быстро ушёл со своего места назад и расположился по-царски так, чтоб ни передо мной, ни за мной никого не было. Красивые виды за окнами начались уже совсем скоро:
Часа через полтора автобус сделал первую (она же оказалась и единственной) остановку в каком-то придорожном городке, оставшемся для меня безымянным. Вот тут и началось опоздание нашего рейса: вместо объявленных водителем 20 минут мы простояли почти 40, а в итоге приехали Марракеш с часовой задержкой, пробыв в пути 5 часов вместо положенных в соответствии с расписанием 4-х.
После остановки пейзажи по сторонам начали меняться: окрестные холмы становились всё выше и круче, просторы - просторнее, а заснеженные вершины - всё ближе и ближе.
В общем-то, я знал, что в пути мы будем пересекать хребты Высокого Атласа, но не думал, что это будет настолько буквально. И уж тем более, даже не подозревал, что увижу здесь (в Марокко !) столько снега - больше, чем в
Москве за весь март (весна в этом году была ранняя). Сначала снег был "где-то там": высоко и далеко. Потом - ближе, но исключительно в теневых местах. А потом он стал появляться везде - слева и справа, на обочинах дороги и даже на солнечных склонах, где он активно таял, но всё равно его ещё было довольно много !
Трасса извивалась, изгибалась, скручивалась в петли, поднималась и опускалась. Порой, видя над собой или под собой казавшуюся совсем узкой дорогу, было даже трудно представить, что вскоре мы поедем по ней. Но проходило несколько минут - и мы оказывались именно там, а впереди уже виднелись новые виражи и повороты. Водила, кстати, не скромничал - обгонял всё, что двигалось перед нами. Следующие фотографии дают некоторое, пусть и самое общее, представление о том, как проходит дорога на перевале Тизи-н-Тичка:
К сожалению, по причине, о которой я уже сказал, я перестал фотографировать примерно на самой вершине перевала. Ландшафты на спуске, в общем-то, были примерно такими же, а вот дальше... Сначала мы долго ехали по скалистому берегу горной речки - и это тоже было очень красиво. Потом пошли "марсианские" пейзажи: окрестные скалы всё больше окрашивались в рыже-коричневый цвет - и сразу стало ясно, почему Марракеш, построенный из этих пород, назвали "красным городом". Но всё это осталось лишь в моей памяти, и показать я, к своему огорчению, ничего не смогу...