Замок Шантийи (фр. Château de Chantilly) – огромная, красивая и уникальная загородная резиденция знаменитого рода Монморанси-Кондэ. Сегодня, в красивейшем замке, расположенном на территории 7800 гектар среди лесов, парков, фонтанов, рукотворных озер и рвов, заполненных водой, находится Музей Конде. Это второй по значимости музей после Лувра в плане собрания уникальной живописи (включая полотна Рафаэля), книг, манускриптов, фарфора и прочего.
Добраться до замка несложно – с Северного вокзала Парижа надо доехать до станции Chantilly-Gouvieux. Поезда отправляются каждые полчаса, билет стоит около 10 евро, и ехать всего 25 минут. От станции до замка можно дойти где-то за полчаса, минут за сорок – там такая лепота, что быстро идти не хочется. Так же до замка ходит некий бесплатный автобус, или такси.
Станция расположена в небольшом, совершенно пасторальном городке. Проходящие мимо тебя немногочисленные пенсионеры, выгуливающие маленьких собачек - здороваются с тобой! Кроме них, утром (мы ехали к открытию, к 10 часам), там больше никого не было. Все тот-же городок... Вдоль этой аллеи надо идти в сторону замка. Это вид в обратную сторону. Начало марта, во Франции - весна! В 1484 году поместье было даровано коннетаблю (главному придворному конюху) из славного рода де Монморанси. В 1528 году поместье наследует Анн де Монморанси, внесший наибольший вклад в постройку замка. В 1632 году, его внук, Генрих II де Монморанси был казнен за участие в мятеже, а поместье перешло к его сестре - Шарлотте. Она была замужем за принцем де Конде, потомки которого продолжили носить титул герцога Монморанси. Здание конюшни (оно же было на предыдущей фотографии) было заложено принцем Конде в 1719 году. Он был истинным фанатом лошадей и скачек, и верил, что в следующей жизни станет лошадью. По размерам здание конюшен напоминает вокзал, а по внешнему виду - дворец. Вход в конюшни. Общий вид конюшен. Слева от них в те же времена был построен ипподром, который до сих пор используется по назначению. Мы оставляем конюшню-дворец по левую руку, и идем дальше, пока по другую сторону рва, к которому выводит нас дорога, не увидим отражающийся в воде замок. На территорию ведет ров с воротами, открывающимися в 10 утра. Тут же в палатке можно купить билеты на посещения музея, но их так же можно купить в самом замке, поэтому мы в числе первых (а к открытию набирается небольшая толпа) идем на территорию, что бы успеть сделать красивые фотографии без лишнего народа. Мощеная дорога выводит нас к конной статуе Анн де Монморанси, расположенной на площади перед входом в замок. Шантиий подразделяется на Большой и Малый замки. В постройку и переделку замка были вовлечены все его владельцы - герцоги де Монморанси, принцы Конде и Орлеанские, и его последний владелец - герцог Омальский. В результате, за 350 лет замок превратился в удивительную смесь различных стилей - ренессанса, готики и барокко. На территорию замка можно попасть через мост - замок полностью окружен водой, так как расположен на острове. Башни и прочие украшения отражаются в тихой воде озера - несравненное зрелище! Памятник собакам - помимо лошадей, ребята явно увлекались еще и охотой... Парадный вид замка... Вид на замок с правой стороны. Пока ни в замок ни в музей мы не пойдем, а пройдемся по великолепной территории поместья. Скульптуры в парке. Парки окружающие дворец, были спроектированы гениальным ландшафтным "дизайнером" Андре Ленотром во времена принца де Конде. Даже сегодня они считаются одними из красивейших во Франции... Ленотр построил комплекс искусственных водоемов и фонтанов, для чего было изменено русло реки Нонет, разработана сложнейшая система труб и клапанов. Этот парк вкупе с фонтанами, садами и водоемами впоследствии стал прототипом для садов Версаля. Дальний край парка. Нам явно повезло с погодой, а в связи с тем, что мы приехали к открытию, народа на территории было совсем немного... Незаметно парк переходит во вполне благоустроенные лес, прорезанный каналами и дорожками... Дорога через лес... Местами лес был просто усыпан дикими нарциссами! Никогда их не видел в таком количестве... Помимо нарциссов, в лесу было много и прочих дикорастущих цветов... Нарциссовая поляна... Подснежники.. На территории поместья есть и другие здания, живописно расположенные в лесу или на берегах прудов.... Сделав через парк и лес изрядный круг, мы выходим к замку с другой стороны. Полная панорама комплекса - вход находится слева, где маленький мостик. Итак, мы снова вышли к замку, на этот раз зайдем на территорию... Вид на замок. Что бы попасть на внутреннюю территорию замка, нужно пройти по мосту Из полезного - там есть туалет, ну и можно поглазеть по сторонам... Конная статуя Анн де Монморанси Перед посещением музея мы еще раз обойдем замок, на этот раз с другой стороны... И не зря пошли! Как я уже писал, музей Конде - один из богатейших французских музеев с бесценными экспонатами. Помимо непосредственно экспонатов, собранных владельцами поместья, поражают шикарные интерьеры замка, такие, как, к примеру, эти гобелены. В галерее Психеи находятся 44 витражных окна, рассказывающих о ее, судя по всему, нелегкой судьбе. Витражи выполнены в трех цветах - белого, коричневого и золотого. Рафаэль. Три грации. На картине изображены три Грации, — Невинность, Красота и Любовь, — каждая держит в руке совершенный золотой шар, символ совершенства. Иногда шары интерпретируются как золотые яблоки, которые Геракл в своем 11-м подвиге должен был получить из сада Гесперид. Группа фигур трех Граций основана на римской скульптуре семьи Пикколомини, которая в 1502 году перевезла статую из своего римского дворца в Сиену. Примерно в это же время в Сиене находился Рафаэль, помогая Пинтуриккьо с оформлением библиотеки Пикколомини, где скульптура была выставлена Рафаэль. Мадонна Орлеанская. Мадонна Орлеанского дома» — небольшая «мадонна» из собрания Орлеанского дома в Шантийи, относящаяся к флорентийскому периоду творчества художника Рафаэля (ок. 1507 г.). По одной из версий, написана по заказу урбинского герцога Гвидобальдо Монтефельтро в одно время с «Мадонной с безбородым Иосифом» и «Мадонной в зелени». В числе прочих сокровищ в музее есть настоящая мозаика из Помпей... Рафаэль. Мадонна Лорето. "Мадонна с вуалью" или "Мадонна Лорето" — одна из мадонн Рафаэля, размером 120×90 см, написанная им в 1508 году по заказу папы Юлия II для храма Санта-Мария дель Пополо, где висела напротив рафаэлевского портрета заказчика и именовалась «Мадонной дель Пополо». Понтифик остался настолько доволен исполнением заказа, что вскоре заказал художнику более масштабную версию сюжета — «Сикстинскую мадонну». Картинная галерея. Серебряный сервиз Фарфор Вид из окна замка на парк Портрет Луи XVI. Кстати, именно тут великим поваром Франсуа Вателем были созданы знаменитые сливки-крем Шантийи. До сих пор ценители приезжают сюда со всей страны, что бы отведать этого деликатеса. На территории замка есть как минимум один ресторан, где они продаются, но что-то мне подсказывает, что это не по деньгам...))) Библиотека. В 1876-1877 гг. архитектор Оноре Доме построил 2-х этажную конструкцию из металла с верхней галереей. Книжные полки были обтянуты кожей и расположены таким образом, чтобы солнечный свет не падал на фолианты. Таким образом, книги надежно защищены от выгорания и выцветания. В коллекции есть экземпляр библии Гуттенберга, библиотека Бурбонов, множество средневековых рукописей, а также «Часослов» герцога Беррийского. Интерьеры салона Конде. Создателем музея считается герцог д'Омаль, одно время владевший замком, восстановивший его во всем великолепии, и внесший большой вклад в создание коллекции. Интерьеры салона Конде. Были собраны множество холстов французской, итальянской, голландской, фламандской школ XV-XIX веков, в том числе работы Рафаэля, Боттичелли, Ван Дейка, и прочих знаменитых художников. Интерьеры салона Конде. Герцог, в целях сохранения коллекции, запретил трогать картины, менять их местами и вывозить из Шантийи. Интерьеры салона Конде. Благодаря этому коллекцию удалось полностью сохранить, но и ее экспонаты можно увидеть только в замке, в музее Конде. Белая парадная мраморная лестница Белая парадная мраморная лестница - поразительна по красоте.... Капелла сердец рода Конде. Капелла украшена шикарными витражами XIV века. Капелла сердец рода Конде. За алтарем находится урна, где хранятся сердца принца Конде и Генриха II. Детали мраморной лестницы. Во второй половине дня и ближе к вечеру, народу на территории замка и вокруг него стало куда как больше. Однако, мы устали, ноги еле идут, а нам еще надо вернуться сначала на станцию, а потом в Париж... На обратном пути еще раз заглянем в конюшни. Вход туда платный, но если зайти в кассу, а оттуда в сувенирный магазин, то из него можно заглянуть и даже сделать пару кадров самих конюшен. Большая Конюшня была построена для размещения 240 лошадей, своры гончих из 300 голов и карет. Сейчас там находится музей лошади... Я всем искренне рекомендую при следующем посещении Парижа выкроить один день, и съездить в это замечательное место! Как я писал, приезжать туда лучше к открытию, ну а уходить.... оттуда вообще не хочется. Поверьте, я не особый любитель музеев, но в только в музее Конде можно запросто провести весь день, а ведь надо еще погулять по территории!!! За четыре посещения Парижа именно этот день вспоминается с наибольшим удовольствием, несмотря на то, что вернулись мы с Ксю вообще без ног... Но их было не жалко! )))