=============== Минареты
Марокко ===============
Минареты мечетей - отдельная тема в исламской архитектуре. Это, пожалуй, самая характерная часть мечети - в той же степени, как фасад для христианского собора. Мировой "столицей минаретов" (равно как и вообще мусульманского зодчества) можно смело назвать
Каир - такого разнообразия и изящества фом вы больше не увидите нигде. Несколько лет назад я, в порыве вдохновения, даже написал небольшой этюд "Минареты Каира" ( Минареты Каира ), не претендующий, разумеется, ни на масштабные обобщения, ни, тем более, на какое-то исследование.
В Марокко минареты значительно проще. Это не отлаженная до совершенства массовая "фабричная штамповка" стамбульских минаретов-"карандашей" и не изысканный ручной "индпошив" каирских "кутюрье". Это, скорее, работа кустарей-ремесленников, вооружённых самым простым инструментом и ориентированных прежде всего на практический результат, который чисто символически украшается неким декором. Что совсем не исключает того, что порой при этом получается изделие высокого класса - в конце концов, великий Леонардо тоже был кустарём-самоучкой...
Подавляющее число марокканских минаретов имеют квадратную (в плане) форму и увенчиваются зубцами, становясь похожими на крепостную башню.
За всё время я видел всего 2 неквадратных минарета: один многогранный (кажется, октогональный) в Рабате
и ещё один - пятигранный в Эдь-Джадиде, о котором я писал совсем недавно:
========================= возвращение на Восток =========================
Друзья, в информационном плане мой рассказ окончен, и я готов поблагодарить всех вас за терпение и уделённое мне внимание. Я понимаю, что я совсем ни разу не "сказитель из Марракеша", но я очень старался не только рассказать о тех городах, что я видел в Марокко, но и максимально передать свои внутренние впечатления, переживания и эмоции. Получилось ли это - со стороны виднее, но в целом мне всё же кажется, что рассказ вышел неплохой .
Это заключение необязательно для чтения. В основном оно нужно мне самому. Для того, чтобы "сверить часы", чтобы "расставить точки над И", а главное - чтобы глубже разобраться (недаром испанский писатель Карлос Руис Сафон назвал рассказ "письмом, которое автор пишет самому себе, чтобы объяснить то, что иным образом понять не может"), что изменило во мне и дало мне это "возвращение на Восток", и вообще, состоялось ли оно - в полноценном смысле? В этом, наверное, и заключается главный вопрос по итогам моего путешествия.
Честно говоря, ещё будучи в Марокко, я думал, что поездка в эту страну станет "одноразовой", а "возвращение", вынесенное в заголовок, окажется всего лишь географическим понятием. Считал я так и по возвращении: возможно, кто-то обратил внимание, как ещё во вступлении к этому рассказу я написал, что "...я вряд ли вернусь в Марокко".
Но всё оказалось не так просто.
Помните, заканчивая раздел про Эль-Джадиду, я сказал, что там, в последний день путешествия, у меня "впервые появилось пока ещё еле различимое желание когда-нибудь вернуться в Марокко" ? Казалось, что это был лишь мимолётный порыв, вызванный эйфорией от прекрасного города и успешного завершения всей поездки. Именно так я тогда воспринял свои мысли. Но, как выяснилось позже, это были не просто причуды настроения. Восток в лучших традициях своего "восточного коварства" всё-таки сделал своё дело, "Аннушка уже пролила масло", и последствия этого ещё почти не осознавались, но уже активно прорастали где-то в глубине моего сердца. Первые "всходы" пробились сквозь толщу "европейских наслоений" и проявились спустя примерно неделю после моего возвращения, когда к своему же собственному удивлению (а в начале - даже изумлению) я всё чаще начал понимать, что скучаю по Марокко, что хотел бы опять оказаться там, что мне не хватает восточной "лёгкости бытия", простоты жизни, открытости людей и многого другого, что невозможно описать словами, но можно почувствовать (или не почувствовать) в глубинах своего существа. И я понял: да, возвращение действительно состоялось, не только и теперь уже не столько территориальное, но подлинное: внутреннее, духовное, душевное - не столь важны сами слова, как стоящая за ними суть, которая глубже и обширнее этих и любых других подобных слов. Я понял, что большая часть моего Бога (поймите, я говорю абсолютно фигурально, не слишком, возможно, успешно пытаясь выразить то, что выразить практически невозможно - помните, я приводит цитату из "Сказителя...": "истина есть субстанция, меняющая свою природу в тот самый миг, когда ее облекают в слова") по-прежнему обитает под сводами мечетей, и неважно, что в Марокко мне не довелось оказаться внутри них.
Кажется, ещё совсем недавно я мучился вопросом, как возвращаться на Восток после Европы. А теперь, в преддверии приближающейся поездки в
Испанию, вопрос встал с точностью до наоборот: как возвращаться в Европу после Востока? Не покажется ли всё слишком мелким и суетным ? Не окажутся ли новые впечатления в тени восточных, не буду ли я постоянно сравнивать их - и наверняка не в пользу Европы ? Мне очень хотелось бы этого избежать, но, к сожалению, это не вопрос волевого решения, как не были и не могли быть таковыми последствия "возвращения на Восток".
Да, Восток меняет людей очень сильно - я многократно слышал и читал об этом. И теперь по-настоящему убедился на себе. Мои "восточные впечатления" прошлых лет имеют в этом смысле не слишком высокую ценность: ведь фактически именно с них начиналась волна моих самостоятельных путешествий, а на "чистый лист", не слишком обременённый альтернативным опытом, сами понимаете, легко ложится почти всё, что угодно. Зато сейчас "эксперимент" получился абсолютно корректным: мощь Востока легко и изящно пробила слежавшийся годами толстый "европейский пласт"...
Конечно, Восток интересен не всем, как лично мне неинтересна, к примеру, Юго-Восточная Азия (за исключением Ангкор-Вата, посетить который, видимо, удастся уже в другой жизни). Беда не в том, что Восток кому-то не нравится, беда в том, когда на него смотрят через туман сложившихся негативных стереотипов, многие из которых, признаемся, относятся к исламу и мусульманам. Или когда по восточным людям ошибочно судят по той не лучшей их части, что оседает в Европе или
России. Но приезжайте на Восток без предубеждений - и вы увидите его совершенно другим. Это стоит сделать не ради Востока и даже не для того, чтобы полюбить его - ради самих себя: чтобы очиститься от груза ненужных догм и представлений, для того, чтобы избавиться от своих частенько очень далёких от реальности убеждений и увидеть мир таким, каков он есть, а не глазами людей, которые хотят навязать нам свои взгляды. И не только людей - в ещё большей степени это относится к правительствам и организованным религиям. Восток не требует любви и понимания - Восток хочет только чистого незамутнённого восприятия.
И ещё одну вещь помогло мне понять путешествие в Марокко: насколько мы обедняем себя, замыкаясь в своих поездках на одних и тех же привычных нам регионах или, тем паче, странах. Да, в ближайшее время большая часть моих странствий по-прежнему будет посвящена Европе, прежде всего - Испании,
Франции и
Италии. Но уже где-то внутри более активно начинают формироваться замыслы посетить совершенно новые для меня места: Иран, Албанию, Армению, континентальную
Турцию... Наверняка не все из них претворятся в жизнь, но важно уже то, что мой взгляд на мир расширился и обрёл новые горизонты, и за это я тоже благодарен Марокко, а в более широком представлении - своему состоявшемуся возвращению на Восток.