Различные монастыри, аббатства и прочие совокупности культовых обитаемых построек традиционно привлекают внимание туристов, как верующих, так и просто любопытных. Ведь, как правило, эти объекты находятся в живописных местах и сами по себе являются образцами высших достижений зодчих и мастеров-художников тех периодов, в которые они основались и перестраивались.
Как-то с детства у меня никогда не возникало сомнения, что монастыри бывают мужские и женские. Это логично. Но практика десятилетия моих путешествий постоянно сталкивала меня почему-то с мужскими монастырями. Даже не так. Женские монастыри попадались мне и на Западной Украине, и в Греции, но это были новые, так сказать современные монастри. А вот когда речь идет о временах 16-17 век и ранее, то встречались исключительно мужские обители.И я так к этому привык, что приехав к очередному монастырю в горах Центральной Македонии в Греции, датированному 13 веком, я был в некоторой степени удивлен, что монастырь оказался женский!!!
Его мы тоже, как и другие объкты, о которых я буду вести речь в материлах по Македонии и Фракии (как ранее и достопримечательности Сидирокастро), обнаружили на карте, выданной в пункте проката машин. В горах, примерно в 10 км от города Серре стоял характерный приметный значек. Раз в горах — точно будет красиво, и с этой мыслью мы решили свернуть с трассы. И монастырь не разочаровал!
Это фото я поставил так, я "разгона", а теперь обо все по порядку. Отмечу, что нам сразу стало ясно, что монастырь весьма значительный и раскрученный, как только мы свернули с магистрали. К монастырю вела узкая, но очень гладенькая новая дорога с хорошей разметкой. Точно знаю, ни к одному горному селу того региона такой дороги нет. Мы решили, что туда явно возят туристов на автобусах, ну или собираются в ближайшее время это делать.
Дорога идет по склону горы Menoikion с красивыми видами на ущелье.
Мы пару раз останавливались на фотопаузы (часть фото альбома Родопы - это не только болгарские сигаретысделаны именно здесь), и не доезжая километра три до монастыря, мы увидали под горою крыши искомого
Спустились по серпантину вниз. Большая стоянка, явно расчитанная на автобусы. На ней никого... Решили попробовать съехать еще немного. Удачно, прямо у монастырской стены была еще не большая парковка, на котрой стояла пара машин. Прямо возле парковки такое вот экзотическое строение
Но табличка четко указывала, что мы прибыли правильно
Этот привратный домик, конечно не 13 века, но лет двести точно простоял:)
Вся фасадная часть стены монастыря была укрыта строительными лесами. Я меж рештовки нашел дату основания
И мы двинули вдоль стены, глядя на масштаб реставрации, откровенно не надеясь на попрадание внутрь. Выкрашенный в белое фасад "за углом" перешел в откровенный мур
Дальше начиналась довольно ухоженная территория, но я бы не назвал это парком. Просто аккуратный участок леса
Там текла речка-ручек и искусственным водопадиком и мостиками
Но проходы кругом были закрыты
Мы вернулись ко входу. Вернее входа-то мы сразу меж строительных лесов и не обнаружили, потому в состоянии легкого разочарования собирались уезжать. Но тут нам повезло, из-под нависающих досок вышла пара немцев, явно туристов и направилась к одному из авто на стоянке. Значит вход есть и посетителей уж точно не прогоняют!!!
От сюда кажется, ну как можно было пройти мимо таких ворот? Может прикрыты были, но так хорошо их видать, когда уже прошел под досками строительных лесов
Над входом старинные фрески
Было около часа дня, значит с посещением будем считать повезло. А вообще всем совет, как показала практика посещений монастырей в Греции, в обеденное время, чаще с часу дня и до половины пятого/пяти монастыри, как правило. закрывают свои ворота для посторонних посетителей.
Пройдя через ворота мы сразу увидали центральный храм — каталикос
Вот с ракурса назад можно убедиться, что с той стороны ворота и подход и ним надежно замаскирован меж строительными лесами
Первое, что нас встретило, эта вот, назову ее беседка, хотя подозреваю, что у нее есть какое-то специальное название, да и возможно другое предназначение. Но внешне — типичная беседка, но без лавочек и с цветами внутри...
Справа здание старой не отреставрированной церкви
Сперва бросилось в глаза непривычно большое количество цветов во всех возможных местах.
К тому моменту осознание, что мы именно в женском монастыре еще не посетило мою голову
Не много об самом монастыре. Монастырь Тимиос Продромос (Святого Иоанна Крестителя) является наиболее важным монастырем всего региона Серре (Serres). Он был заложен в 13 веке по примеру больших Афонских монастырей.
Во время болгарской оккупации монастырь был центром эллинизма в регионе. Это вызывало ярость у болгар (заметим, православных одноверцев). Болгары решили лишить монастырь исторических артефактов, и в 1912 году все исторические докуметнты и библиотеку перевезли в Софию. До сих пор ученые не могут отыскать эти бесценные источники македонской истории
Ну а мы тем временем вдоль жилых помещений спустимся к главному храму
Этот собор был построен и расписан в 1300-1335 годах.
Только при подходе к нему я обратил внимание, сперва на то, что во дворе молоденькая девочка занималась вышивкой
А потом, что на входе в собор не молодая монанихя разговаривала по телефону. Только тогда до меня дошло, что это женский монастырь. И тут стали укладываться в логическую цепь тот порядок, и то количество цветов, которое мы увидали во дворе.
Хочется сразу отметить оригинальные скульптуры животных в эсктерьерах монастыря. Я думаю это обезьяны такие, хотя допускаю и другие варианты
Ну вот с ступили на вход в каталикос.
Главный вход был красиво расписан фресками, как я отмечал, 14 века
Я решил подробно отснять всю эту красоту
Чем похоже привлек внимание монашки. Она отложила телефон и строго предупредила, что внутри снимать нельзя. Я повесил камеру на плече, прикупил пару свечей и пошел внутрь... Монашка проседовала за мной. Я задержался, что бы поствить свечи, в надежде, что товарищ уведет ее внутрь, и я хотя бы спорога сделаю пару снимков. Но не тут-то было. Монахиня раскусила мой маневр, тут же обернулась, еще раз запретила фотографировать и больше не спускала с меня глаз...
А снимать было что! Просто замечательная старая православная НАСТОЯЩАЯ церковь. Шикарный резной темного дерева иконостас (очень тонкая богатая резьба), старые "намоленные" иконы... Обратило внимание и несколько поразило, что на большой колесообразной люстре, которая по обычаю на цепях висела под куполом, были установлены настоящие толстые свечи. Даже в монастырях Афона уже давно используют электричество, а здесь все по-настоящему...
Внутри очень понравилось, но не сделав там ни снимка, я с чувством "фотоголода" доснял фрески на фасаде
Так двор монастыря выглядит со входа в главный храм
А монахиня предложила нам пройтись в еще одно помещение, которое не без труда открыла старым ключем
Внутри оказался музей с образцами сельхоз-орудий, различных прессов для давки оливкового масла и вина... Но и там, уж совсем не понятно почему, она снимать не разрешила. Но хотела, видимо, нам что-нибудь продать из каких-то там масел, косметических средств, икон и сувениров, выставленных в мини-магазинчике. Обиженный на ее неуступчивость, я ничего не купил...
Выйдя из магазина-музея, мы решили прогуляться еще по территории монастыря. Но следующий ход был за монахиней. Ну почему с монахами-мужчинами всегда легче? Монахини-женщины — это просто пока для меня не поддающиееся анализу явление, видимо из-за отсутствия практики общения. Не смотря на то, что было только половина второго, монахиня заявила, что монастырские ворота закрываются, и нам следует срочно покинуть территорию. Вот так!
И все равно мне понравилось. Даже очень. И монастырь хороший, и новая практика посещений женских заведений появилась. Не однозначная, но весьма полезная...
На последок еще одно фото масштаба перестройки. Это я снял практически со стоянки, так, не много отойдя в сторонку...