В моей жизни бывало всякое: и чему посмеяться, и над чем поплакать. Но в чём я точно считаю себя счастливым человеком - так это потому, что не имею дачи. Во-первых, деревенская жизнь - не для меня в принципе. А во-вторых, в моей системе жизненных ценностей одно из самых главных мест занимает свобода. А о какой свободе можно говорить, если ты лучшую часть года дважды в неделю должен (вынужден, обязан) независимо от погоды, настроения, желания тащиться "на задворки империи" и обратно в пробках и "тянучках"? Неее, дачники, конечно, заслуживают уважения за свои труды и фанатизм, но влиться в их стройные ряды я не захотел бы ни за какие коврижки...
К чему это я ? А к тому, что дачникам, при всех прочих минусах, неведома проблема "что делать в длинные выходные", которые "партия и правительство" с поразительной упёртостью устраивают нам, как минимум, дважды в год. Нет, можно, конечно, "покреативить" на диване, планируя новые поездки - занятие, безусловно, важное и полезное, но тоже требующее перерыва и разнообразия. Вот такой "переменкой" и стали для меня с недавних пор коротенькие поездки в ближние и средние (км этак до 300-400) окрестности
Москвы, ибо далеко и дорого мотаться по
России желания, если честно, уже давно не возникает никакого. Да и намотался в своё время - от
Эстонии до Забайкалья и от
Абхазии до Камчатки...
Первой, можно сказать, "испытательной" поездкой подобного рода для меня стало новогоднее посещение
Владимира. Не могу, конечно, сказать, что полученное удовольствие сравнимо с последействием от
Испании, Мальты или совсем недавнего
Марокко, но и жаловаться тоже грех: в меру любопытно, в меру красиво, ну и навыкам путешественника какая-никакая тренировка: "местность" изучить, маршрутик грамотный составить, правильную логистику найти. Так что основы традиции оказались заложенными, и следующим на очереди стал древний (хотя 900 лет - древность относительная, но всё же)
Переславль-Залесский, входящий в "Золотое кольцо" России даже по самой ограниченной версии, включающей в него всего 8 городов).
По сравнению с Владимиром Переславль (который, кстати, когда-то был ПереЯславлем, но со временем "я" упала-пропала) - настоящая деревня. Говорю это без малейшего уничижительного оттенка, просто констатируя факт. Центра города, в том смысле, который мы обычно вкладываем в это понятие, здесь практически нет, а основные местные достопримечательности разбросаны на достаточно большой отдалённости друг от друга. Впрочем, если не делать ставку на Синий камень, часовню Крест и ботик Петра I, то картина вырисовывается вполне пешеходная, так что сюда без проблем можно ехать своим ходом - на автобусе, который идёт от московского Щёлковского автовокзала всего около 3-х часов.
А вот отношения с железной дорогой у Переславля не сложились. Хотя за его историю было несколько попыток привести сюда поезда. Первый подобный проект возник ещё в 19 веке, но в дело вмешался текстильный король города М. Борисовский, который, опасаясь конкурентов со стороны, так умело подкупил всех, кого только можно - от инженеров до чиновников, что железную дорогу проложили аж в 25 километрах от Переславля. Вторая попытка почти состоялась в самом конце 20 века, когда группа энтузиастов выкупила часть грузовых узкоколейных путей в районе села Купанское, ставшими ненужными после прекращения массовой добычи торфа. В течение более 10 лет по так называемой "Переславской железной дороге" регулярно ходили пассажирские поезда по маршрутам Переславль—Купанское и Купанское—Кубринск, а несколько раз в год - ретро-поезда с паровозами из фондов Переславского железнодорожного музея. Однако затея, видимо, оказалась убыточной, а может, энтузиазм поиссяк, но в 2003 году по решению самих же владельцев железная дорога была закрыта, а рельсовый путь разобран почти полностью. Кстати, в Википедии я нашёл любопытное фото местного поезда:
Не правда ли, если б не стоящая на фотографии дата, снимок вполне можно было бы отнести к какому-нибудь 1919 или 1946 годам ?
Переславль-Залесский вытянулся вдоль трассы, ведущей от Москвы к
Ярославлю (правда, основная автострада М8 его огибает), и всё самое интересное здесь тоже находится недалеко от неё, это хорошо видно на карте:
Однако при всей относительной компактности их расположения и полезности пеших прогулок ноги тоже стоит поберечь. И лучший помощник в этом - местный автобус N1, который идёт от переславской автостации мимо монастырей в южной части города, через исторический центр, окружённый остатками старых валов, и сворачивает вправо, немного не доезжая до самого северного из монастырей - Никитского. Автобус ходит очень часто (примерно каждые 10 минут) с большим количеством остановок, так что почти всегда есть возможность выйти если не прямо напротив нужного вам места, то уж на расстоянии от него не более 5 минут пешего хода. Цена проезда, кстати, совсем смешная по "городским" понятиям - всего 10 рублей (даже во Владимире, помнится, было 16), а оплата производится водителю при выходе через переднюю дверь (заходить в автобус можно в любую).
Переславль-Залесский был основан в 1152 году Юрием Долгоруким (так что "по отцу" его можно считать братом Москвы) как Переяславль-Новый, поскольку в то время на Руси уже было два Переяславля - Киевский (ныне Переяславль-Хмельницкий в
Украине) и Рязанский (сейчас - просто
Рязань). Позже его стали называть Залесским (имея в виду, что от главных городов Киевской Руси его отделяли леса), а в 15 веке после исчезновения буквы "я" город окончательно получил своё сегодняшнее имя. Само же слово "Переяславль" примерно означало "победоносный" (как, кстати, и
Каир - Аль-Кахира - на арабском языке), поскольку происходило от древнерусского выражения "переять славу", то есть победить, одержать победу над кем-то.
В биографии Переславля выделяются 2 главных исторических события: здесь в 1221 (или в 1220) году родился самый знаменитый князь древней Руси Александр Невский, а в конце 80-х годов 17 века на расположенном на городской окраине Плещеевом озере была создана петровская потешная флотилия, ставшая прообразом русского военного флота.
Если Владимир - город соборов (да, их там всего 2, но таких, что украсили бы любую европейскую столицу), то Переславль - город монастырей. Их там целых 5 (правда, один из них уже не действующий, но весь антураж в нём сохранён). Но начну я свой небольшой рассказ не с них, а с самой живописной части Переславля-Залесского - бывшей Рыбной слободы, расположенной вдоль обоих берегов реки Трубеж возле места её впадения в Плещеево озеро.
Рыбная слобода - не просто красивое, но во многом символичное для Переславля место. Ведь именно здесь, в Плещеевом озере, испокон веков ловили рыбу, сделавшую город известным по всей Руси - ряпушку. Право на её отлов было высочайше пожаловано только местным рыбакам, каждому из которых выделялось по 21 метру береговой линии для забрасывания неводов. В обмен на такую привилегию переславцы должны были поставлять рыбу к царскому столу, да не абы как, а по "нормативам": сначала - 33600 рыбёшек в год, потом - 60000. Реально же годовые поставки превышали несколько сотен тысяч ряпушек. Надо отметить, что отношение к озёрной фауне совсем не было чисто потребительским: в 1674 году сам царь Алексей Михайлович (отец Петра I) запретил на 2 года лов ряпушки для сохранения и увеличения её популяции, а после этого приказал ловить её только неводами с большими ячейками, дабы "пузатая мелочь" могла спокойно подрастать и размножаться.
Значимость рыбного промысла была столь большой, что именно ряпушка (2 золотые рыбки, расположенные в "положении 69") заняла видное место на гербеПереславля-Залесского - под владимирским львом, олицетворявшим административное подчинение города Владимиру. Уже в советские времена Переславль вошёл в состав Ярославской области, льва с герба убрали, а вот ряпушки остались.
В самом устье реки Трубеж на берегу Плещеева озера высится красивая церковь Сорока мучеников, построенная в 1755 году на средства двух московских купцов.
Полукругом вокруг церкви расположена очень небольшая городская (единственная более-менее обустроенная) приозёрная набережная:
Ну а теперь можно перейти и к памятникам архитектуры - переславским монастырям. Один из них - женский Свято-Никольский (или просто Никольский) монастырь - находится в самом центре города. Он был основан, тогда ещё как мужской, в 14 столетии Димитрием Прилуцким, сподвижником Сергия Радонежского (первая встреча с которым состоялась как раз в Переславле-Залесском), ставшего впоследствии крёстным отцом детей князя Дмитрия Донского, а после своей смерти причисленному к лику святых Русской православной Церкви. Женским монастырь стал уже в конце 19 века.
Главный монастырский храм - собор Николая Чудотворца - изначально был построен на рубеже 17-18 столетий в стиле барокко. Однако в советские времена был взорван большевиками и восстановлен в новом облике уже совсем недавно - в начале нашего века.
Такая же судьба постигла и старую шатровую колокольню, на месте которой в 2005 году возвели новую:
Перед ней - небольшой прудик с довольно крупными красными рыбками, коих установленная рядом табличка строго-настрого запрещает кормить. Ну да и бог с ними, с рыбками, еды с собой всё равно не было, зато сам водоём как будто специально создан для того, чтобы в нём отражалась колокольня:
А от старой, дореволюционной обители до нас дошли, естественно, в отреставрированном виде, построенные в 1748 году Благовещенская трапезная церковь и Надвратный храм апостолов Петра и Павла.
А так в нишах монастырской стены хранят дрова - самые настоящие, не для антуража: келейный корпус, где живут монахини, до сих пор отапливается старым русским способом.
Мы застали небольшой крестный ход по территории монастыря:
*****
Самым древним не только в Переславле-Залесском, но и во всём Переславском крае является Никитский монастырь, заложенный в 11 (по другим данным - в 12) веке и ставший широко известным благодаря духовным подвигам (здесь я сохраняю православную терминологию) жившего в нём некоего Никиты Столпника, чьё имя впоследствии и дало название всей обители. Расцвет монастыря пришёлся на середину 16 века, когда по приказу неоднократно бывавшего здесь царя Ивана Грозного были возведены первые каменные сооружения: невысокие, но мощные боевые стены с шестью башнями и новый Никитский собор (на его освящение Грозный приезжал самолично). Царь рассматривал монастырь как запасную резиденцию на случай измены опричников, если Александровская слобода - его главный оплот - перестанет быть надёжным убежищем.
Несмотря на многочисленные перестройки и реконструкции, Никитский собор в основном сохранился до наших дней:
В 17 столетии после нашествия поляков и литовцев Никитский монастырь был значительно отстроен при содействии первых царей семьи Романовых, в частности, сооружены дошедшие до нашего времени Благовещенская церковь с двухэтажнойтрапезной палатой и красивейшая шатровая восьмигранная колокольня. Ещё через 100 лет к церкви на месте столпа св. Никиты пристроили каменную часовню.
И уже в начале 19 века вместо старинной надвратной церкви времён Ивана Грозного была выстроена высокая колокольня, по своему стилю сильно отличающаяся от прочего монастырского ансамбля.
Вообще Никитский монастырь произвёл на меня наибольшее впечатление среди прочих переславских обителей - прежде всего, своей непопсовостью, отсутствием золотого блеска и какой-то невидимой, но ощущаемой внутренней силой. А его купола и крыши светло-пепельного цвета прекрасно гармонировали как с белокаменными постройками, так и с серо-свинцовыми тучами, укрывшими в тот день небо, ещё накануне радовавшее почти полной безоблачностью.
Отвлечёмся ненадолго от монастырской тематики и заглянем в исторический центрПереславля-Залесского. Когда-то здесь, окружённый земляными валами, находился - ни много ни мало - целый кремль. Именно сюда перенёс в 1152 году князь Юрий Долгорукий поселение, ранее находившееся севернее и бывшее известным как городКлещин (по одной из исторических версий именно от него после ряда искажений пошло название Плещеева озера). В те времена в большинстве русских княжеств всё ещё продолжали строить земляные крепости, и одной из самых больших и хорошо защищённых стал Переславль-Залесский, чьи укрепления по своим размерам в 12-13 веках уступали только фортификациям Владимира.
Юрий Долгорукий приказал насыпать валы общей протяжённостью около 2.5 километров. Их высота составляла 10-12 метров, а ширина - около 30 метров у основания и около 6 - у гребня. Причём валы были не просто кучей земли, а настоящим инженерным сооружением: в их основании лежал каркас из дубовых и осиновых срубов, поставленных один за другим. Внутри срубы были забиты землёй, поверх их насыпался грунт, который для прочности и предотвращения оползней ещё и обкладывался дёрном. Вдоль валов протекали две реки - Трубеж и ныне засыпанная Мурмаж, а с других сторон был выкопан и заполнен водой ров. Таким образом, городище представляло собой остров, что, естественно, укрепляло его обороноспособность.
По гребню вала проходили деревянные крепостные стены с башнями. Мы не знаем, сколько их было в самом начале, но точно известно, что в конце 17 века их насчитывалось целых 12. Стены Переславля простояли до 1759 года, когда были разобраны по причине ветхости и за ненадобностью. А вот валы устояли и дошли до нас почти в полной сохранности, тогда как во многих других городах их сравнивали с землёй, а на их месте прокладывали бульвары. В переславской же казне на бульвары банально не хватило денег, поэтому прогулочные зоны устроили прямо поверх валов, по которым, сам видел, народ сегодня гуляет в огромном количестве и, видимо, с большим удовольствием. Ну а для фото я, верный собственным концепциям и традициям, выбрал наименее "обитаемую" (на момент съёмки) часть вала:
Долгое время единственным каменным сооружением в кремле был Спасо-Преображенский собор, датированный 1152-1157 годами, сохранившийся до нашего времени. Этот простой небольшой храм считается одним из самых ранних белокаменных архитектурных памятников Руси. К сожалению, мы увидели его в период реставрации, но леса не были сплошными, и составить общее представление о соборе вполне позволяли. А большего, честно говоря, и не требовалось: в отличие от владимирских соборов, Спасо-Преображенский собор практически лишён внешнего декора.
В 1659 году внутри кремля был основан Богородицко-Сретенский Новодевичий монастырь. Но был он небогатым и спустя 100 лет прекратил своё существование. Монастырские ограды и колокольня были разрушены при советской власти, а вот два храма - собор Владимирской иконы Божьей Матери (или просто Владимирский собор) ицерковь Александра Невского, построенные на средства местного фабриканта Ф. Угрюмова, сохранились и доныне. Сами церкви очень разные, но у них есть сходство, сразу бросающееся в глаза: купола обеих установлены на несоразмерно тонких и длинных "ножках". После последней реставрации оба храма приведены к единой цветовой гамме: красные стены и зелёные купола.
Напомню, что имя Александра Невского, бюст которого установлен перед Спасо-Преображенским собором, для Переславля имеет особое значение - ведь именно здесь родился легендарный князь и полководец.
Рядом находится одна из самых красивых церквей Переславля, находящаяся сейчас, к сожалению, в плачевном состоянии непонятной стадии реставрации - шатроваяцерковь Петра Митрополита 15 века, перестроенная в камне в своём нынешнем виде в 1584 году по велению и на средства Ивана Грозного, считавшего Петра Митрополита (бывшего в начале 14 столетия митрополитом Киевским и всея Руси) своим покровителем.
Сразу за мостом через речку Трубеж, омывающую исторический центр с севера, начинается то, что можно, хоть и с натяжкой назвать, центром современным: здесь находятся банки, магазины, кафе, салоны сотовой связи и прочие атрибуты "большого города".
Но стоит отойти буквально на 2 шага от главной улицы, бывшей Советской, а ныне носящей имя Кардовского - художника, родившегося в деревне неподалёку и жившего какое-то время в Переславле, то город моментально сменяется самой настоящей деревней:
Между западным городским валом и рекой Трубеж находится ещё одна красиваяцерковь Знамения Пресвятой Богородицы (Знаменская). Несмотря на свою довольно длинную историю, в своём сегодняшнем виде она является самой новой в Переславле-Залесском. В её многовековой биографии есть и очень любопытный сюжет: после того, как церковь в очередной раз была разрушена - в 30-х годах большевиками - на её фундаменте построили винный магазин. Но в 1998 году его тогдашний владелец (что уж произошло в его душе, известно только Всевышнему) решил его снести и восстановить на этом месте храм, выделив на это немалую сумму личных денег. Благодаря многочисленным пожертвованиям результат не заставил себя долго ждать, и спустя всего несколько лет на старом "намоленном" месте выросла новая красно-белая пятиглавая церковь с яркой шатровой колокольней.
Последняя "отдельно стоящая" церковь, которую мне хотелось бы упомянуть в рассказе о Переславле - Сретенская - возвышается на холме у дороги между Горицким и Троице-Даниловым монастырями:
*****
На южной окраине Переславля-Залесского находится Свято-Троицкий Данилов монастырь, основанный в 16 веке монахом расположенного неподалёку Горицкого монастыря Даниилом, ставшим позднее крёстным отцом Ивана Грозного. Даниил был известен тем, что разыскивал погибших странников: находил их тела и относил их в скудельницу (место для массового погребения), рядом с которой заложил деревянный храм. Ещё во время строительства сюда пришло немало людей, желавших посвятить жизнь монашеству - так и образовалась обитель, названная потом именем её основателя Даниила.
Сначала монастырь был беден, но потом он привлёк внимание Великого князя Московского Василия III, взявшего его под свою опеку и не раз приезжавшего сюда. После одного из таких посещений у бездетного доселе князя (а было ему уже 66 лет) родился наследник - будущий царь Иван Грозный. В честь этого события на пожертвованные Василием III средства в монастыре началось строительство каменногоТроицкого собора.
Один из соборных порталов:
Монастырь активно строился в 17 столетии, на его территории появлялись новые и новые белокаменные сооружения. К собору была пристроена величественная шатровая колокольня.
Рядом выросло массивное здание с богатой декоративной внешней отделкой -трапезная палата с церковью Похвалы Божией Матери, построенная на средства покровительствующего монастырю князя И. Барятинского, прожившего здесь немалое время под именем старца Ефрема после потери в период эпидемии семьи и позже похороненного у северной стены обители.
За Троицким собором находится небольшая одноглавая церковь Всех Святых:
Интересное изображение (честно скажу, не знаю, что это такое) на её боковой стене:
Фрагмент интерьера с красивым арочным входом:
Последним из исторических сооружений Свято-Троицкого монастыря являются монументальные Святые ворота, построенные в 1700 году на средства того же И. Барятинского. Куполок над ними говорит о том, что это не просто портал, а надвратный храм - посвящённый Тихвинской иконе Божией Матери.
Ещё южнее, почти у самой автостанции, располагается последний (в хронологии рассказа) из действующих монастырей Переславля-Залесского - Феодоровский. Точная дата его основания неизвестна: первые сведения о нём, дошедшие до нас, датируются 1511 годом. Иногда пишут, что монастырь был заложен в 1304 году, но это не так: в этом году на земле Переславля произошло сражение между войсками московского князя и тверичанами, претендовавшими на московский престол. В результате битвы москвичи одержали победу и в её честь и основали монастырь, как считается, на месте самого побоища. А поскольку сие событие состоялось в день чествования св. Фёдора Стратилата, новую обитель назвали его именем.
Сначала монастырь был мужским. Но после эпидемии язвы, случившейся в середине 17 века, в Переславле и его окрестностях осталось много вдов, от безысходности изъявивших желание податься в монахини. Тогда по решению патриарха и личному указу царя Алексея Михайловича Феодоровский мужской монастырь был превращен в женский, а мужская братия, коей насчитывалось всего около 10 человек, распределена по другим местным монастырям.
Древнейшее из сохранившихся зданий монастыря, Фёдоровский собор, был построен в 1557 году на средства, пожертвованные Иваном Грозным по случаю рождения сына Фёдора.
Рядом с собором стоит небольшая трапезная Введенская церковь:
Так называемые Святые ворота - реконструированный и надстроенный уцелевший фрагмент монастырской каменной ограды конца 17 века:
Декорированные окошки одного из сооружений внутри монастыря:
*****
Бывший Успенский Горицкий монастырь, на территории которого расположенПереславский музей-заповедник (его полное название можно произносить до вечера: Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) - один из самых красивых монастырских ансамблей Переславля. Он расположен напротив (на другой стороне автотрассы) Свято-Троицкого монастыря на возвышенности – «горице», откуда и получил своё название.
Монастырь был заложен в 14 веке, вскоре разорён татарами, но спустя 10 лет восстановлен при содействии великой княгини Евдокии - жены Дмитрия Донского. Среди монахов Горицкого монастыря были будущие святые, о которых я уже писал: Дмитрий Прилуцкий, основатель Никольского монастыря и Даниил, основавший Свято-Троицкий Данилов монастырь.
В отличие от многих других обителей, Горицкий монастырь был упразднён задолго до установления советской власти: ещё в середине 18 века. Сначала его превратили в усадьбу местного епископа, а после закрытия Переславской епархии монастырь просто-напросто оказался заброшен и пришёл в запустение. Парадоксально, но от полного разрушения его спасли большевики, уже в 1919 году решив создать на его основе краеведческий музей и, что вдвойне удивительно, ничего при этом не стали разрушать.
Вход на территорию музея-монастыря платный, но, можно сказать, копеечный - 20 рублей. А вот за все прочие посещения надо платить, причём за каждое в отдельности, и цены тут уже совсем другие. Например, посещение Успенского собора и колокольни обошлись в сумму 160 рублей на одного человека - очень недёшево по провинциальным меркам, всё ж не
Суздаль какой...
С другой стороны (что совсем не отменяет предыдущую точку зрения), удовольствие за эти деньги я получил огромное. Прежде всего - благодаря возможности оглядеть окрестности с высоты монастырской колокольни, на верхнем ярусе которой устроенасмотровая площадка, открывающая великолепные панорамы. Отсюда видны практически все основные
достопримечательности Переславля-Залесского, о которых я уже писал - вот почему описание именно Горицкого монастыря, как бы подытоживая весь рассказ, я оставил напоследок.
Главный "открыточный" вид - на сам монастырь: на Успенский собор и Всехсвятскую(или Всех Святых) церковь, тоже пятиглавую, практически не уступающая по размерам собору:
Парадный вход (сейчас закрытый) в монастырь - Святые ворота с Никольской надвратной церковью. А небольшая часовня справа от неё (перевезённая, кстати, сюда из одной из окрестных деревень в 1983 году) - касса, где продаются билеты в монастырские объекты и экспозиции.
А там, над деревянными жилыми кварталами, золотятся купола Никольского монастыря:
Сретенская церковь, что на холме у трассы:
Вон вдали краснеет церковь Сорока мучеников в Рыбной слободе:
А вооон, совсем далеко (впрочем, при большом фотоувеличении так не кажется) -Никитский монастырь:
Главный храм Горицкого монастыря - Успенский собор, сооружённый в середине 18 века:
Внутрь собора стоит зайти (правда, за отдельный билет), чтобы увидеть остатки его барочной роскоши, свойственной скорее дворцу, нежели церкви, которая поблекла, но ещё вполне может поражать, а главное - потрясающее резное "ретабло" (простите, но это чудо я никак не могу назвать просто иконостасом, "испанцы", думаю, поймут меня) неимоверной высоты: от пола до самого основания главного свода, изготовленное из позолоченного дерева. А его полотна выполнены художниками из иконописной мастерской Ново-Иерусалимского монастыря.
Небольшая звонница в северной стене сейчас служит смотровой площадкой, но в силу маленькой высоты виды отсюда не могут сравниться с теми, что открываются с главной колокольни.
Монастырские стены с башнями достраивались уже в 18 веке и оборонительного значения уже не имели. Поэтому они значительно ниже, чем в древних крепостях, а бойницы сделаны, скорее, с декоративной целью. Вот, например, чтобы посмотреть через одну из них на церковь Сорока мучеников на фоне Плещеева озера:
Пожалуй, самые красивые в плане декора сооружения Горицкого монастыря - ворота. Одни из них - Святые - я уже показывал сверху, но они стоят того, чтоб ещё раз полюбоваться на них вблизи:
Даже глазу неспециалиста заметно, что ворота сначала существовали сами по себе, а потом над ними соорудили надвратную церковь Николая Чудотворца.
Небольшое угловое здание справа от ворот - палата привратника, которая, несмотря на своё скромное назначение, имеет два роскошных фасада, не уступающие по нарядности многим епископским и княжеским дворцам того времени.
Но самый великолепный портал монастыря - Проездные ворота 17 века, имевшие в большей степени хозяйственное назначение, но декорированные так, что иначе как шедевром, их назвать трудно
. Особо обратите внимание на рельефное изображение двух скачущих (или поднявшихся на дыбы) коней. К сожалению, их нижняя часть теряется за припаркованными как раз перед ними машинами...
Интересно, что живописный пруд в центре монастырского комплекса (в кадр он не попал) – совсем не роскошь, а имеет чисто утилитарную функцию: он выкопан уже в середине 18 века "для предосторожности от пожарных случаев" и заполнялся водой по трубам, проведённым от соседнего пруда за стенами монастыря.
*****
Конечно, монастырской белокаменной тематикой достопримечательности Переславля-Залесского совсем не исчерпываются. Здесь много своеобразных и в своём роде уникальных музеев и экспозиций, к примеру, музей утюга, музей хитрости и смекалки, музей чайника, музей паровозов. Любителям мистики и эзотерики будет любопытно взглянуть на Синий камень, бывший объектом поклонения язычников ещё в 9-11 веках и до сих пор удивляющий умением самостоятельно перемещаться. Ну и, конечно же, знаменитый музей «Ботик Петра I» - памятник зарождению на этих землях и водах русского флота. Но всё это - уже совершенно другая история. А мне позвольте на этом откланяться и пожелать всем здоровья, любви и, конечно, интересных путешествий и впечатлений!