В небольшом итальянском городе Лорето находится наипервейшая христианская святыня Santa Casa – дом Наисвятейшей Девы Марии. Почему наипервейшая? Именно в этих стенах произошло первое событие Нового завета — ангелы принесли Деве Марии Благую весть...
Как я понимаю, в этом материале не удастся сохранить традиционную для меня хронологию событий, а все же сперва объяснить, что за дом Богородицы и как он тут оказался. Земной дом Марии из Назарета состоял из двух частей. Одной из них был грот, выдолбленный в скале (являющийся ныне предметом поклонения в базилике Благовещения в Назарете), другой была пристройка из камня, вплотную прилегающая к скале. Согласно легенде, в 1291 году, когда крестоносцы были окончательно вытеснены из Палестины и утратили свою последнюю твердыню — порт Аккон, именно эта пристройка была перенесена поначалу на побережье Хорватии, а затем, 10 декабря 1294 года — в Лорето.
Молва по-прежнему твердит, что Святой Дом был перенесен на холм на берегу Адриатического моря, покрытый зарослями лавра (что и дало название местности Лорето) ангелами. Хотя сейчас доказано, что камни этого дома совершенно точно палестинского происхождения и были доставлены сюда на кораблях, легенда об ангелах так же нашла свое подтверждение у историков. Скажете не может быть?
Связь с народной молвой об ангелах нашла подтверждение в гипотезе, что камни, из которых построен Святой Дом, были привезены в Лорето на корабле семьёй Ангелы — властителей Эпира, Действительно, недавно был обнаружен документ, датируемый сентябрём 1294 года, утверждающий, что Ангел Ничифоро — властитель Эмира — передал своей дочери Тамаре по случаю её бракосочетания в качестве свадебного подарка большое количество разных предметов. Среди них, согласно этому документу, находились и привезённые камни "Святого Дома нашей Госпожи, Девы, Матери Божьей".
Папа Сикст IV в 1491 году и Папа Юлий II в 1507 издали буллы, которые подтвержали подлинность святыни в Лорето. В конце 17 века Папа Иннокентий XII провел специальную мессу в честь праздника Перенесения Святого Дома.
Итак, в Лорето перевезены и собраны три каменные стены , которые были пристроены к пещере в Назарете и являлись частью земного дома Девы Марии. Три оригинальные стены высотой около 3 метров поставлены прямо на древнюю дорогу и не имеют под собой никакого фундамента. Четвертая стена — современный алтарь. Это престол, над которым закреплена чудотворная статуя Божией Матери. Нынешняя статуя была изготовлена в 1922 году, вместо такой же статуи 14-го века, погибшей в пожаре в 1921 году. Эту статую легко узнать по известной в России иконе под названием «Образ Пресвятой Богородицы “Прибавление ума”»Действительно, икона копирует эту статую.
Сейчас Святой дом обнесен стенами из мрамора, высотой около 5 метров и украшенными сценами из жизни Пресвятой Богородицы,
а так же сценой легендарного переноса этого дома ангелами.
Вокруг этого Мраморного Ковчега позже была сооружена базилика, имеющая форму латинского креста размером 93 метра в длину и 60 метров в ширину — Basilica della Santa Casa.
Вот и пришло время вернуться непосредственно к нам и нашему посещению этого святого места. Чуть вступив в базилику, мы увидали пока еще неизвестное нам строение из мрамора посреди церкви. Это и был Мраморный Ковчег, в котором находится Святой Дом
Наши друзья поспешили туда, внутрь ковчега, ведь им было о чем поблагодарить Деву Марию Лоретскую, находящуюся там. Мы же с супругой не спеша изучали убранство церкви
Вот такой оригинальный потолок
Спрятавшийся было от нас орган
Богатые иконы по стенам базилики
Сперва удивили группы людей, замерших в молитве на сидениях в зале.
Удивило конечно не то, что люди молятся в церкви, а то, что это обычно происходит перед алтарем, или капеллой... а тут молились перед мраморной стеной
Я тогда не видел, что в стене есть окошко, сквозь которое видна статуя Девы Марии
Мы не много притормозили в некоторой нерешительности. Друзья, которые и инициировали поездку сюда, окончательно пропали. Я не торопясь фотографировал интерьер, вот купол над Ковчегом, например
...как бы чувствуя, что вход внутрь может как-то повлиять. А вдруг меня что-то проймет. Появилось предчувствие, что внутри меня может встретить что-то важное. Ведь я не успел расспросить, что и где в базилике важного, надеясь на объяснения друзей по ходу. Тем не менее мы вошли внутрь
В маленьком помещении в полном безмолвии мы сразу обнаружили наших друзей перед алтарем Богородицы. Пару лет назад они здесь же просили Деву Лоретскую послать им чудо рождения ребенка, в тот же вечер они зачали новую жизнь, которой стала их прелестная дочечка Машенька. Пришло время поблагодарить Святую Деву. (К этому можно относиться по-разному, но не каждый к таким вещам относится скептически, как к банальному совпадению, а особенно те, с кем чудо реально произошло.)
Ну а главным все-же здесь являются стены Святого Дома. Считается, что даже прикосновение к ним несет благость... (внутри снимать очень не рекомендуется, потому фото мало)
Мы вышли, обошли Ковчег вокруг
Потом зашли еще раз. Просто после выхода друзья наконец-то объяснили нам в чем здесь "соль". И второй, осознанный вход был неизбежен... А у выхода я сфотографировал макет Святого Дома
Далее мы просто прогулялись по базилике, заглянули в открытые капеллы, коих здесь ровно 12. В некоторых шли службы...
Как бы мы, путешественники, ни лукавили себе и друзьям, что в путешествии главное окунутся в жизнь местного простого люда, нас все равно тянет в величественные дворцы и богатые церкви и соборы. Ведь это квинтэссенция возможностей местных мастеров и культуры. Можно сколько угодно слушать "соседа, вместо Карузо", смотреть дворовой футбол, вместо Лиги Чемпионов ... и считать себя знатоком оперы и футбола. Все-таки дворцы и соборы — это Высшая лига, это нужно смотреть, этим приятно наслаждаться...
На входе в базилику можно взять маленький путеводитель на русском языке. Там рассказывается, у какой капеллы можно помолиться и попросить за конкретные аспекты жизни, как-то здоровье, удача в работе, за родителей, или за детей ... и т.д.
Почти на выходе обнаружили очень знаменитую купель. То, что она знаменита я прочел уже при подготовке к этому материалу, но повезло, что сделал такой вот удачный снимок
Что же, можно со спокойной совестью покинуть это чудесное место
Уже на выходе в правом крыле есть большой (вот тут боюсь ошибиться в определении, потому как похоже и на конференц, и на приходской молельный, и на музейный) зал. Его правильное назначение для меня осталось загадкой, может как раз потому, что использовать его можно совершенно по разному...
P.S. Эта заметка появилась сейчас благодаря (и является логическим продолжением) материалe Веры Hevron Базилика Благовещения