В эти самые Сумы ещё надо и добраться. Хотя наши области и смежные, но прокатиться туда отнюдь не как в Киев с ветерком да по хорошей трассе. Особо описывать путевые красоты не приходится. Но в Сумах я таки оказался. И «свежим» взглядом осмотрел это место.(мiсто:)укр.:)
(*)Несколько слов к традиционном, и даже слегка набившем оскомину, рассуждении о двух бедах России Д(ураки)+Д(ороги).Так я Вам скажу, когда-то «братская» Украина хотя бы в этих категориях может потягаться с Россией «на равных». Часть маршрута туда проходит по местным «Д»-орогам Коропского района. И впечатление такое, что эти самые первые «Д» по вторым «Д» провели штурмовую бомбардировку…. дабы водилам жизнь мёдом не казалась.
I. Пуповина города.
Центр Сум сперва озадачивает несоответствием указанным на карте названиям и натурным видом. Где же они ожидаемые: площадь Красная?... площадь Покровская?... В реальности наблюдаем широкий центральный бульвар с хорошей транспортной развязкой и несколькими знаковыми для города объектами. Почти столетняя ажурной прорезной резьбы деревянная беседка - Альтанка (укр.). Сумчане почитают её как нетипичный знак города.
И вместо привычного в центре памятника Ленину - памятник сахарозаводчику Ивану Харитоненко – «неформальному» отцу дореволюционных Сум, так много для города сделавшего.
А вот широко распиаренный в инете памятник сахару-рафинаду совершенно не впечатлил. Ни идеей авторской, ни состоянием (ИМХО). Пообветшал, потускнел. Может вечером с подсветкой смотрится интереснее. Зато задорный простецкий «Весёлый сумчанин» с гармошкой невольно вызывает улыбку и сразу поднимает настроение.
Грузный вальяжный актёр Михаил Щепкин с некоторым удивлением смотрит на театр своего имени, проходя мимо. Приземистый лаконичный параллепипед театра, к сожалению, смог увидеть только снаружи. Днём был тупо закрыт.
Впечатляюще выглядит еще советский каскадный фонтан «Садко».
Долго любовался изящным дореволюционным бело-голубым зданием бывшей земской управы c затейливым цилиндром-фасадом и четвёркой кариатид. Вот был у господ земцев той эпохи вкус к красивой жизни на работе, чтобы душа радовалась, глядя на особняк. И через сотню лет им спасибо можно только сказать за подобное эстетство. Да и краеведческий музей, который ныне в этом здании квартирует, посему солидным и статусным заведением выглядит.
Примыкающий к центральному бульвару и реке Псёл парк им. Кожедуба удивительно уютен этим жарким днём. Поэтому и приютился в нём моложавый Антон Чехов на скамеечке. Недавно власти города отпочковали от кожедубовского парка часть и назвали его «им. Лещинских». Площадь зелени та же, а парков стало в два раза больше:).
В последние десятилетия еще прошлого века и в наших Палестинах стало модно устраивать пешеходную улицу в центре поселения. Не миновала эта традиция и Сумы. Причём здесь план подобный выполнили на 200%. Потому что аж две пешеходных улицы (Соборная + Воскресенская) перпендикулярами упираются в центральный городской бульвар (или Покровскую (Красную) площадь?)
Соборная (в просторечии «Сотка») гордится действительно интересным Спасо-Преображенским собором с колокольней – доминантой центра. Однако поподробнее об основных храмах поведаю отдельно.
Невдалеке позирует на фоне современного женского брэнда гусар Сумского или Ахтырского полка (цветов ментика то не определить), дополнительно раскрашенный местными кадетами. Тоже росточком с нынешнего среднего подростка-кадета. Наглядное свидетельство «Роста» Человечества за 200 лет в прямом и переносном смысле. По слухам, сходство с Денисом Давыдовым присутствует.
Несколько кафешек манят клиентов и разнообразят улицу. И галерея дизайна тоже имеет место быть. Но она была в глухой обороне – закрыта. Жаль.
Соперничающая с «соткой» Воскресенская пешеходка отвечает соседке аж тремя современными памятниками и знаками.
№1. Памятник «Маленьким сладкоежкам» с обязательным стулом для фотографирующихся туристов.
№2. Оригинальный памятник-фонтанчик Суме на карте-брусчатке Сумщины.
№3. Столбик-знак признания влюблённых.
Одноименная церковь Воскресенская тоже присутствует. Тоже (вот нескладуха!) закрыта. Явно внешне требует ремонта и реконструкции.
Центральная площадь Независимости, как по мне, выглядит уныло-тоскливо с серыми коробками админзданий. Аборигены, возможно, со мной не согласны.
II.«Объекты культа»
Хотя я и «невоинствующий» атеист, обязательно в новых для себя городах посещаю доступные храмы разных конфессий. Причина всем, думаю, понятна. В этих сооружениях прошлых веков архитекторы и строители достигали максимального результата и могли наиболее ёмко выразить свои творческие замыслы и навыки. В Сумах наиболее впечатлил Спасо - Преображенский собор (1788г.) Необычные фигуры святых около купола, опрятный щеголеватый вид и общая величавость всего комплекса храма исключительно достойно вершат Соборную улицу. Фрески хороши, и память о меценате храмовом Суханове Д.И., советнике и кавалере, хранится.
Остальные три городских собора, из четырёх увиденных, находятся в разной стадии ремонта: от ожидания такового, до финишной отделки. Двухвековой Свято-Воскресенский в торце Воскресенской улицы, напротив ЗАГСа, при должной реконструкции тоже будет радовать глаз туриста.
В стороне, на ул. когда–то Дзержинского, а ныне опять Троицкой активно ремонтируется одноимённый с улицей столетний храм. Местные жители его чуть ли не ровняют с петербургским Исаакием. Но, хорошо за несколько лет питерской жизни «впитавший» в себя вид Исаакиевского собора, я разочарую сумчан. Это как признать тождество «Кадиллака» и «Запорожца», хотя оба предмета – автомашины:)
Ильинская церковь на небольшом холмике вот-вот закончит ремонтироваться. Очень недурна.
III. В жизни всегда есть место «Сказке»…
В моих блиц-планах было намерение обязательно посмотреть нынешнеё состояние детского парка «Сказка», подобные крепости сказочного стиля видел и в Николаеве, и Сосновом Бору, под Ленинградом ещё в 80-х. Этакие «диснейленды» советского образца. Заинтересовал памятник на пригорке – в костюме 70-х годов солидный мужчина, надпись – «М.А.Лушпа». Местные жители скупо поведали, что это памятник то ли архитектору, то ли мэру:). И проспект даже его имени есть. Не поленился по приезду залезть в поисковики и понял, что памятник это действительно «отцу города» 70-80 годов, партийному секретарю горкома Михаилу Афанасьевичу Лушпе (хотя теперь больше обхаивать модно то время, и тех людей, кто действительно радел за дело).
И около детского парка он не случайно. Именно этот человек, восхитившись николаевским детским парком «Сказка», «на слабо» (!) решил сделать сумской ещё лучше. Причём методом почти «народной стройки». Тогда детей очень впечатлял детей громадный Кот в сапогах, приветствующих шляпой входящих. Такой вот робот советской поры:). Ныне он статичен.
Следы местных вандалов видны на сказочных замках, нет ни муляжа корабля, ни лебедей. Но даже с квакушками-лягушками этот прудик с двумя детскими замки трогателен и мил. И парк наполнен уже нынешней детворой, доброе дело и через 30 лет остается добрым.
Для сравнения помещу здесь и парочку своих николаевских фото детского городка десятилетней давности. Тогда отзывы не писалось, как-то.
IV. «Наскальная» живопись.
Таковой в Сумах и много, и всякой - разной по качеству воплощения. Очень радует, что граффитчики и уличные художники не гонимы властями. Взгляните сами, подобные масштабные художества, особенно на брандмауэре, исподтишка не исполнишь.
Популярны и модерновые дамы в стиле Альфонса Мухи.
И конечно искристый климтовский «Поцелуй» чрезвычайно популярный для тиражирования, возможно, этот не из лучших образцов, но сработанный добротно и с душой.
Что-то из фресок рисовальщиками сработано примитивно, а в каких-то рисунках чувствуется умелая и профессиональная рука. Впрочем, смотрите и оценивайте сами…
V. Музейные поиски
Музейно-культурная программа была свёрстана по городской карте еще 2008 года, (т.к. поездка оказалась внезапной и этап подготовки был впопыхах скомкан) и состояла из трёх позиций. №1:Художественный музей. №2: Музей декоративного искусства. №3: Выставка скульптора И.Кавалеридзе. Так хотелось окунуться в близкие мне творческие дизайнерские сферы. Однако жесткая действительность искромсала эти мои высокохудожественные планы: (Музей декоративного искусства, оказывается, уже несколько лет как закрыт вместе с Воскресенским храмом, где он дислоцировался. Выставка Ивана Кавалеридзе была на карте означена на ул. Свердлова, 22. Увы и ах, ни горожане местные ничего о ней не знали, ни чего то похожего на экспозицию не нашёл даже обойдя всю эту теперь переименованную улицу. Не то, чтобы я пылкий поклонник И.Кавалеридзе - скульптора. Но в Полтаве видел на редкость нестандартный памятник Шевченко в стиле «кубизма». Вот и была мысль увидеть живьём другие работы автора. Не сложилось.) Потом, уже в художественном музее, выяснил у гида, что да, обе эти выставки уже в прошлом, и их экспонаты просто перенесены в запасники худ. музея и недоступны к осмотру. А небольшой Художественный музей имени Никанора Онацкого жив, но малолюден.
Я в одиночестве тем днём осматривал экспозицию. Голландцы, фламандцы, западноевропейцы в нескольких небольших зальчиках. Русская живопись представлена пошире. Живописцы дореволюционной поры: Маковский,Шишкин,Ге, Куинджи, Левитан, Саврасов... Работы, конечно, не самые известные. Три полотна плодовитого мариниста И.Айвазовского. Порадовало, что тогда, более столетия назад, в провинцию попадали картины передвижников. Меня более других впечатлило большое полотно дореволюционного русского художника с нетипичной фамилией. Лаконичный пейзаж с одинокой птицей и зарослями чертополоха в розоватых тонах. Живописец-передвижник Андрей Шильдер: «В степи», конец XIX века. Фотографировать в музее нельзя, так что только в памяти остались эти пейзажи и портреты. Да может оно и к лучшему, на мониторе смотрел потом ту же картину - совершенно не тот эффект. Итог: только на одну треть выполнен личный музейный план по объективным причинам.
VI. Память о войне.
Только что прошёл День Победы. О нём напоминает еще советский мемориал погибшим в Отечественной войне с цветами.
Но, увы, нынешние украинские власти мало того, что так запугали ветеранов с советскими ещё наградами, что многие остались дома, да и само понятие – «Великая Отечественная война» предали анафеме. По их версии теперь 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года так, обычные два дня второй мировой войны. Везде теперь развешаны «эвропейские» даты второй мировой войны: «1939-1945».
Сумские леса во времена фашисткой оккупации стали базой партизан. Эта тема мне близка: дед мой, командир взвода партизанского отряда, погиб в 1943 году в этих местах. А мой отец, тогда пацан четырнадцатилетний, тоже воевал в том же отряде. Поэтому эту небольшую (высотой менее метра) композицию – «Партизанский рейд» на центральном бульваре с интересом разглядывал.
Такая вот печальная тема новых украинских манкуртов.
P.S. В тему войны. Нашёл фото погибшего на Сумщине деда. Он - справа.
VII. «Но и на Солнце бывают пятна…»
Я даже не о привычной для большинства нестоличных городов реальной картинке, когда периферийные улочки часто похожи на полосу препятствий для БТР. К этому уже все привыкли. В Сумах меня неприятно поразили два здания-«антипамятника». На самой центральной площади стоит пустынно-мертвая и обесточенная многоэтажка бывшей гостиницы «Сумы». Странно, что никто во власти не пытается реконструировать инженерные сети этого здания и стоит оно пустым и немым укором такой безалаберности.
Еще меньше «повезло» элегантному молодёжному центру «Романтика». В недавнем прошлом красивое и оригинальное сооружение отдано на откуп вандалам и бомжам.
VIII. Ералаш по-сумски.
Часть фото без привязки к темам помещу здесь в ералашном виде. Агроуниверситет в Сумах, вероятно бывший сельхозинститут советской поры, поразил огромной ухоженной территорией (как это алчные застройщики не покушаются на огромную территорию). И экзотическая флора, и клумбы в отменном порядке, и живописные животные группы, и даже - церковь!
Кофе можно выпить и в автобусе.
Три вот эти связанные арестованные девушки никакой табличкой не снабжены. Каждый сам может вообразить, что автор хотел показать.
Интересны фасады как старинных вековых домов, так и относительно «свежая» «Академия банковского дела».
IX. Резюме.
Подводя по возвращению итог этой поездки, признаю, что Сумы оказались более привлекательными, чем ожидалось. Расположен город в стороне от проторенных туристических троп и добираться туда неудобно, потому и скуден ручеёк рассказов об этих краях в сети. Вот за несколько десятилетий и я только сейчас попал сюда. Возможно, мои оценки увиденного в Сумах в чём то расходятся с мнением некоторых С-горожан. Но, вот такой он, субъективный ( но в основном позитивный:) взгляд отдельно взятого гостя города.