Продолжение истории.
ДЕНЬ 5. ЕРЕВАН ГУРМЕ-Тур. После напряженной трехдневной экскурсионки решили «отдохнуть» в Ереване. Чтобы было не скучно, я составил легкую программку по городу: Площадь революции, ж/д вокзал, центральный рынок, Рынок-ГУМ, дегустация в Арарате, Каскад и посиделки у Арташа. Солнце сияло с голубых небес, гора Арарат манила белыми снегами, радость переполняла сердца: мы увидели ту Армению, которую ожидали — яркую, праздничную и безмятежную. От нашего хостела Rafael рукой подать до пл. Республики, раньше она была им. Ленина, и даже монумент вождя стоял, но нынче иные времена — Ленина снесли и название сменили. Днем это место смотрится совсем иначе, чем вечером, когда мощные струи фонтанов, подсвеченные цветными прожекторами, взмывают в небо под звуки армянской музыки. Десятки, если не сотни людей собираются посмотреть на шоу в ночи. А по утрам поющий фонтан спит, и площадь почти пуста. Мы видим широкое пространство, опоясанное невысокими, но примечательными зданиями, с доминирующим зданием исторического музея.
По вечерам у исторического музея шоу "поющих фонтанов"Справа от музея станция метро, откуда всего две остановки до вокзала. Помпезное терракотовое здание со шпилем, перед ним стоит конная статуя очередного армянского богатыря — Давида Сасунского. Огромные залы, ряды касс, по виду отсюда должны отправляться поезда во все концы земли, ан нет, границы закрыты зловредными соседями — Турцией, Азербайджаном и Ираном. Здесь тишина и покой, это вокзал одного поезда, идущего в Тбилиси всю ночь (270 км), и нескольких электричек. Даже в Москву отсюда не уедешь из-за терок с грузинами. Армяне с надеждой говорят о том, что РЖД выкупила почти все армянские ж/д, и надеются на лучшее. За вокзалом памятник паровозу неизвестного назначения, а справа от вокзала рынок.
Центральный вокзал города. Вокзал одного поезда... Памятник паровозуЗаглянули на секунду, а зависли надолго. В Армении потрясающий выбор сухофруктов и изделий из них, смотришь на прилавки, а глаза разбегаются: висят длинные плети коричневой, темно бардовой, красной и желтой чучхелы, здесь ее называют армянским сникерсом. Ярко-оранжевые крупные лепешки вяленых персиков сразу приковывают взгляд — кисло-сладкая и невероятно сочная мякоть буквально тает во рту. Ел давно, пишу сегодня, а слюнки до сих пор текут от воспоминаний. Армяне даже помидоры научились вялить, но это на любителя. Отдельно лежат ароматные листы фруктовой пастилы из сливы, вишни и яблок — их называют фруктовым лавашом. Апофеоз армянской кондитерки — это фрукты, фаршированные дробленым грецким орехом с сахаром. Из фруктового лаваша формуют большие ягоды и начиняют их грецким орехом — вид восхитительный, вкус изумительный. Здесь же красуются фруктовые рулеты с орехом. Отдельно на тарелочках красиво разложены орешки, вставленные в вяленые вишенки и другие ягодки. Все выглядит потрясающе красиво, это невероятно вкусно и очень сытно. Цены на чучхелу — 4 тыс драм, на остальное выше — 7–8 тыс драм. Молодой армянин так умело взял нас в оборот, что отказаться было невозможно. Искусство завлечения отточено до совершенства, лишь задержал взгляд, а продавец тут же отрезает изрядный кусок чучхелы — пробуй!, затем дает сухофрукты, потом пастилу и хурму. Через пять минут рот полон вкуснятиной, в руках не умещаются кусочки на пробу, и ты сражен наповал!
Огромный выбор сухофруктов (невероятно вкусно, но недешево) По грузински - чучхела, а в Армении - армянский сникерсМного решили не брать, надеясь на Центральный рынок, а там облом — здание очень красивое, а рынка уже нет, лишь один прилавок с сухофруктами и много-много магазинов. Настоящий рынок расположился в бывшем ГУМе, что рядом с к/т Россия — странная рокировка местами. На рынке-ГУМ собрались разгуляться — длиннющие прилавки с сухофруктами манят к себе разноцветьем и фруктовыми ароматами, торговцы умоляюще протягивают вкусности. Но приключился облом — традиционные армянские сладости для туристов стали портить добавлением арахиса. Для большинства едоков все равно, а я запах арахиса на дух не переношу, поэтому покупать сладости здесь не стали. Зато отоварились бастурмой — потрясающе вкусным вяленым мясом в толстом слое перченой обсыпки (7–8 тыс драм). Да еще и соленых сыров типа брынзы прихватили (2–2,5 тыс. драм) — вкуснотища!
Бросил жену, обвешанную аппетитно пахнущими пакетами, на лавочке у храма Лусаворича, а сам рванул на коньячный завод дегустировать настоящий армянский коньяк. Водитель попутного автобуса не только сказал, куда ехать, так еще и высадил меня не на остановке, а где удобнее. Виды от здания завода Арарат на одноименную гору потрясающие, даром, что она в Турции возвышается. Турки пытались через суд запретить использование символики Арарата, но их послали по известному адресу. Группа собралась огромная, экскурсия получилась куцая, коньяка налили всего два сорта — 10-летний оказался очень хорош. Но, в целом, дегустация за 5 000 драм не порадовала — суетно и мало. Если бы не пошел, ничего бы не потерял. Жена в это время решила вдарить по шоппингу, типа, здесь платья дешевые по 2 000 рублей купить можно. Только с нулями на ценниках она без очков не разобралась, хорошие товары стоят совершенно недешево: платья по 15–20 тысяч рубликов идут…
Об Арарате уже писал здесь
Собор Григора ЛусаворичаПерейдя мост Победы над живописным Разданским ущельем, от Арарата легко попасть к еще одному алкогольному гиганту с библейским именем Ной. А от Ноя по пр-кту Маштоц совсем недалеко до Оперы и знаменитого Каскада. Архитектор Таманян задумывал много каскадов, чтобы соединить разные уровни города, но построили лишь один, зато какой! Вместо второго каскада построили канатную дорогу, но она не работает. У подножия уютный скверик с лавочками и странными статуями — вот лежит здоровенная толстая баба с молочными железами угрожающих размеров, а рядом столь же толстый и голый воин с мечом и мизерным мужским достоинством. И что пил автор перед изготовлением статуй?!? Справа и слева от каскада два пивных ресторана — армяне их хвалят: цены немаленькие, но пиво отменное. Побывать не успел, сам везде пил пиво Киликия и Арарат — очень неплохо и вполне бюджетно, даже в ресторанах.
Знаменитый каскад. Жаль фонтаны не работалиСнизу кажется, что бесконечные ступеньки уходят прямо в небо, подняться до самого верха непросто, но нужно, ибо панорама открывается потрясающая. Если повезет с погодой, тогда увидите Арарат во все красе! По всей длине каскада разбиты фонтаны, в начале мая они не работали. Бесконечная лестница упирается в безобразный недострой, но если обойти его слева, можно подняться на смотровую площадку, где стоит монумент 50-летия Победы.
Усталым, но довольным путникам осталось зайти в кафешку у Арташа, что на Московян,31, это недалеко от каскада и Оперы. Здесь жарят мясо на вынос, можно перекусить в зале, а если спуститься в подвал, там обслуживают а-ля карт. По отзывам ереванцев здесь подают лучшие в городе кебабы. Понятное дело, я заказал бараний кебаб, жена бараний шашлык, взяли пива, вина, салат, сырку и лавашей. Кебаб оказался восхитительным — мягкий, из натуральной баранины и невероятно сочный — показалось, что нигде в мире я не ел ничего лучше. С шашлыком не повезло, решили повторить пивка, винца и кебаба. Объевшись до отвала, хмельные и веселые выползли на улицу — это оказалась самая плотная и самая дешевая трапеза в стране (7 000 драм). Оно и не мудрено: кебаб стоил всего 700 драм! Еще одна местная фишка — это хинкали, пусть не обижаются на меня армяне, но грузины готовят их лучше. Почему-то их подают не менее 5 штук сразу, за соседним столом сидела миловидная армянка и с удовольствием уминала пельмени-мутанты за обе щеки. Жена даже позавидовала: «…пять огромных хинкалей на ночь и никакого вреда фигуре…(((. В хостел вернулись без ног — для самостоятельного отдыха в Ереване нужны богатырские силы!
Расходы: 40 000 сухофрукты, сыр, бастурма, 13 000 драм — еда
ДЕНЬ 6. ЦАХКАНДЗОР. СЕВАН. КЕЧАРИС. Чуть расслабившись в Ереване, с помощью турагентства Hyur service вновь вернулись на нелегкие туристические тропы. Сегодня великий день — 70-летие Победы! Отец поздравил по телефону, заодно и пожурил: «…все здравомыслящие люди в этот день стремятся на Красную площадь, а вы незнамо куда отправились». Оно и верно, направились на восток Армении к озеру Севан, по дороге заехав в горнолыжный курорт Цахкандзор. В мае там нет ни снега, ни лыжников — весна, однако. Лишь высоко в горах виднеются редкие снежные проплешины. Множество турбаз стоят пустыми — для армян сюда ездить дорого, а иностранцы бывают только при снеге. Весной-летом здесь миленько, но не интересно, а снижать цены хозяева не собираются: коммуналка очень дорогая, в несезон легче закрыть базы. На окраине селения монастырь Кечарис — строго, сумрачно, но красиво, благо, что успели его посмотреть до дождя.
Мы шустро двигались в сторону Севана, где-то впереди виднелось солнце, оно будто играло с нами в прятки — только домчались до озера, и вновь доставай зонты. Вдалеке виден монастырь Севанаварк, но в программу он не входит. Взглянули на озеро, оно в погожий день должно быть ультрамариновым, но в пасмурную погоду его воды серые и совершенно не впечатляют. В годы социализма озеро поставили на грань катастрофы, пристроив к нему гидростанцию. В погоне за дешевой энергией уровень Севана понизили на 21 метр. Пришлось принимать срочные меры, направив по рукотворным подземным тоннелям стоки соседних рек в гибнущее озеро, пока удалось вернуть лишь 3 метра. У Севана обязательно надо пробовать кебаб из севанских раков, но нам этот деликатес программой не положен.
Через тонкую кишку длинного и темного тоннеля въехали в долину р. Ахстев, и по живописному серпантину спустились в г. Дилижан — тот самый, куда направлялся Мкртычан в фильме Мимино. Я-то думал, что это придуманный город, а он существует в реальности, более того, это курорт. До сих пор в городе живет множество потомков русских староверов. На главной площади стоит бронзовая троица — Фрунзик, Леонов и Кикабидзе. Жаль, что фотаться на их фоне пришлось под сильным дождем, а наш путь лежит дальше — в неприметное село Таваш к монастырю Гошаванк.
Гористая местность, небогатые дома, утопающие в белом кружеве цветущих фруктовых деревьев. В Москве я знавал множество армян, это очень уважаемые и совершенно небедные люди. Повидав деревни армянской глубинки, показалось, что здесь живут очень небогатые люди. Многие деревни выглядят даже беднее русских. Итак, Гошаванк — мрачные и строгие серо-коричневые стены древних храмов, книгохранилища, вечная реставрация и едва уловимое дыхание древности. Здесь же у церкви Гр. Просветителя можно увидеть покосившийся камень-хачкар 13 века с непревзойденной резьбой. Был уверен, что лучшие камнерезы в мире — это индусы, но после визита в Армению засомневался, армянские мастера тоже творили чудеса. В былые времена при монастыре был даже университет, и как студенты добирались в такую глушь?
На обратном пути заехали в придорожный ресторанчик у быстрой горной речки. Улыбнула шутливая надпись: «Выбросил мусор, не забудь хрюкнуть». Здесь дают уже настоящие армянские порции — объемные, сытные и вкусные. Кебаб из раков нам не подали, севанская форель в озере перевелась, зато есть севанский сиг. Его-то я и заказал, вкусно, но без экстаза. А на десерт предложили самогонки за доплату, мы взяли по 100 грамм. Показалось, что недолили, наш стол постеснялся, а соседи сказали свое фэ, тогда им бесплатно выдали целую бутылку на дорожку. Бывают же чудеса в нашем мире! У кого после армянского обеда остаются силы на сладкое, тот не останется без вкусностей. Пахлава — толстый слой ореховой начинки между слоями теста, цена от 150 до 1500 драм за кусок. Это одна из главных сладостей страны, конечно, ее не сравнить с нежнейшей турецкой пахлавой, но тоже очень вкусно. А еще подают гату (рулеты с орехом) — она суше и жестче пахлавы, но попробовать надо обязательно.
Напоследок, попетляв по лесистым склонам гор, заехали в монастырь Агарцин 10-13вв в его составе церкви Св. Григория, Св. Богородицы и Св. Степана. Считается, что он очень гармонично вписан в окружающий горный рельеф. Постройки восстанавливают на деньги эмиратского богача. Вот это я понимаю — толерантность: мусульманин реставрирует христианские святыни! Удивительно, но, несмотря на отдаленность и плохую погоду, туристов много, они очень мешают делать фото. Эта экскурсия показалась самой скучной из тех шести, что мы посетили.
Домчались до отеля быстро, обогнав все дожди. Но день-то не закончился, и это великий праздник — День Победы. Пинками подняв утомленную жену, помчались в Парк Победы к монументу Мать-Армения, построенному в честь годовщины победы СССР в Отечественной войне. Кстати, раньше вместо Матери-Армении стоял Сталин…
У подножия монумента в честь праздника устроили народные гуляния: музыка, выступление военных, продажа сладостей, народ, почему-то, лузгает семечки — мы тоже не удержались. В сумерках обелиск красиво подсветили, народу стало больше, а среди гуляющих резко выделялись десятки ментов, порой казалось, что их больше, чем отдыхающих.
Расходы: 20 000 драм — экскурсия, 17 000 драм — еда