Получилось именно так: в день рождения Пушкина мы оказались в доме-музее Лермонтова. Дату выбирали не специально, по разным причинам поездку переносили несколько раз, и к 6 июня всё-таки добрались до лермонтовских мест. Это Пензенская область, село Тарханы, оно же - Лермонтово.
Попасть в усадьбу можно прямо с трассы Пенза – Тамбов, не заезжая в село. Но мы остановились в гостинице на другом конце Тархан, поэтому в усадьбу пошли пешком. К музейному комплексу ведёт длинная улица с говорящим названием Бугор.
Вдоль дороги бродит живность, по обеим сторонам улицы – симпатичные домики с пионами и маками под окнами, пахнет свежескошенной травой. В общем, картина полного благополучия. Не знаю, как выглядят другие сёла Пензенской области, но Тарханы нам понравились.
На входе в усадьбу и у других объектов вместо привычных музейных бабушек дежурят сотрудники полиции – очень, очень вежливые: отвечают на все вопросы и провожают в нужном направлении.
Самое главное находится здесь – дом с мезонином, принадлежавший бабушке и дедушке Лермонтова, в нём будущий поэт жил с полугода до 13 лет. Дом можно посмотреть самостоятельно, а можно присоединиться к экскурсии – без неё сориентироваться сложно, особенно если школьный курс литературы основательно позабыт.
Обстановку роскошной не назовёшь, всё строго и утончённо.
На первом этаже – анфилада парадных комнат: зала, гостиная, столовая.
На портретах – Лермонтов в раннем детстве и его родители.
Альбом Марии Михайловны, матери поэта.
В доме вообще много подлинных вещей, особенно живописных работ Лермонтова: этот кавказский пейзаж он подарил бабушке в один из приездов в Тарханы.
Автопортрет.
На первом этаже – ещё несколько комнат. Это девичья, в которой жили горничные.
В чайной собирались гости, приезжавшие в усадьбу.
А в классной комнате занимался будущий поэт: приглашённые из
Москвы учителя преподавали ему латынь, греческий, немецкий и французский, а также основы других предметов. Это домашнее образование позже позволило Лермонтову поступить сразу в четвёртый класс Московского университетского пансиона.
В Москве Лермонтов начинает писать стихи – сначала подражая Пушкину. А издание третьей главы «Евгения Онегина» он привозит с собой в Тарханы.
В мезонине – комнаты бабушки поэта, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Здесь хранятся письма, которые Лермонтов писал бабушке, и первый сборник его стихов.
А это комнаты, приготовленные для повзрослевшего внука – в Тарханы Лермонтов приезжал на каникулы.
На столе в кабинете – живые цветы и уникальные экспонаты - чернильница, походная шкатулка, записная книжка со стихами «Сон», «Пророк», «Тамара», «Выхожу один я на дорогу…» «Даже если бы Лермонтов написал только эти 16 последних стихотворений, он всё равно вошёл бы в историю литературы», - говорит наш экскурсовод.
Рядом с домом – церковь Марии Египетской. Раньше здесь стоял большой одноэтажный особняк, но после смерти дочери Елизавета Алексеевна не смогла жить в нём, дом разобрали, а на его месте возвели небольшой храм. В церковной книге есть запись о первом причастии Михаила Лермонтова.
На территории усадьбы ещё можно посмотреть дом ключницы, людскую избу и мельницу – здесь проходят экскурсии с элементами интерактивности – наверное, чтобы туристы не скучали.
Вокруг дома – просторный парк, дубы и сосны, свобода и покой.
В летний полдень парк звенит птичьими голосами, пестреет ромашками, поблёскивает водной гладью, светится на солнце сосновыми стволами.
Где-то далеко, в зарослях, не умолкает кукушка, совсем рядом скачут зяблики.
В общем, тарханские пейзажи – как будто из других стихов, совсем не лермонтовских – кажется, они созданы для счастливого детства и долгой безмятежной жизни.
Но ни того, ни другого Лермонтову не было дано – волшебство этих мест оказалось бессильным перед скрещением судеб и стечением обстоятельств. Ни бабушка, ни мать поэта не были счастливы в браке, Мария Михайловна умирает, оставив трёхлетнего сына, с отцом он практически не видится, а его собственная жизнь обрывается в 26 лет.
Почти через год после дуэли прах Лермонтова по настоянию бабушки перевозят в Тарханы, в этот семейный склеп рядом с мемориальной Михайловской церковью, и всё заканчивается, как в самых известных его стихах: «Надо мной чтоб вечно зеленея тёмный дуб склонялся и шумел»…